Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По проведению активных форм обучения

Поиск

 

Москва,2011

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

 

К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

«Мозговой штурм» (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

«Деловая игра» — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.

«Круглый стол» это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

«Кейс-метод» ( кейсовый метод ) - метод анализа конкретных ситуаций, который научит студентов работать с большим количеством информационного материала (сортировать его, выделять главное, пользоваться знаниями для решения конкретных задач.

«Ролевой тренинг» является одним из наиболее эффективных методов активного обучения. Более простой, чем другие игровые методы, он требует значительно меньших затрат времени и сил на разработку и проведение занятий. Тренинг в обучении – это многократные тренировки обучаемых с целью отработки у них необходимых навыков и умений, а также важнейших профессиональных качеств.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателемучащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг).

Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время.

Целевое назначение:

– объединение творческих усилий группы в целях поиска выхода из сложной ситуации;

– коллективный поиск решения новой проблемы, нетрадиционных путей решения возникших задач;

– выяснение позиций и суждений членов группы по поводу сложившейся ситуации, обстановки и т. п.;

– генерирование идей в русле учебной, методической, научной проблемы.

В общем случае методика организации и проведения «мозговой атаки» может включать в себя следующие этапы:

1. Формирование (создание) проблемы, ее разъяснение и требования к ее решению.

2. Подготовка обучаемых. Уточняются порядок и правила проведения атаки. При необходимости создаются рабочие группы (по четыре–шесть человек) и назначаются их руководители.

3. Непосредственно «мозговая атака» (штурм). Она начинается выдвижением обучаемым предложений по решению проблемы, которые фиксируются преподавателем, например на классной доске. При этом не допускаются критические замечания по уже выдвинутым решениям, повторы, попытки обосновать свои решения.

4. Контратака. Этот этап необходим при достаточно большом наборе решений (идей). Путем беглого просмотра можно определить методом сравнений и сопоставлений невозможность одних решений, наиболее уязвимые места других и исключить их из общего списка.

5. Обсуждение наилучших решений (идей) и определение наиболее правильного (наиболее оптимального) решения.

Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

 

Деловая игра – это в определенном смысле репетиция будущей профессиональной деятельности. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.

В системе активного обучения обычно используются четыре модификации деловой игры:

– имитационные;

– операционные;

– исполнение ролей;

– метод инсценировки;

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария.

В его содержание входят:

– учебная цель занятия;

– описание изучаемой проблемы;

– обоснование поставленной задачи;

– план деловой игры;

– общее описание процедуры игры;

– содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Как правило, каждая игра включает несколько этапов: подготовительный, вводную часть, собственно деловую игру, анализ результатов, подведение итогов, в комплексных деловых играх характерны три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР

При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.

Игра строится как скрытый диалог смыслов.

Ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков. Прямая формулировка проблемы или указание на нее недопустимы. В конструкции игры необходимо заложить возможность каждому игроку принимать решения и обеспечить осознание этого участниками.

Игра будет нежизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и взаимосвязи участников. Можно выделить следующие этапы разработки игры:

1. Проблематизация и тематизация.

2. Определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений).

3. Выделение целей конструирования.

4. Анализ главных закономерностей – связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры.

5. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события.

6. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра.

7. Детализация сценического плана, формирование влияния окружающей среды.

8. Формулировка правил, распределение решений по игрокам.

Для представления игры необходимо подготовить методическую инструкцию по проведению игры, ролевые инструкции игрокам и необходимый справочный материал. Методическая инструкция по проведению игры включает описание назначения и целей игры, структуры игрового коллектива и функций участников, системы стимулирования, исходных данных, процесса игры (этапы, эпизоды), направлений возможного усовершенствования и усложнения игры.

В ролевой инструкции важно предусмотреть средства, позволяющие оптимизировать процесс идентификации игрока с ролью.

Метод «круглого стола »

Прежде всего «круглый стол» следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара.

Целевое назначение метода состоит в:

– обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;

– системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:

– соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;

– введение в практику принципа «свободного микрофона»;

– создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;

– наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).

Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие:

1. Вариант «А»:

– краткое вводное слово ведущего;

– заслушивание кратких вводных сообщений участников «КС»;

– постановка перед участниками «КС» вопросов, поступивших из аудитории;

– развертывание дискуссии;

– выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.

2. Вариант «Б»:

– блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;

– уточнение порядка и характера работы;

– ответы по существу поставленных вопросов;

– заслушивание мнения выступающих из аудитории;

– нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.

3. Вариант «В»:

– показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.);

– представление участников «КС», заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации;

– подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории;

– дискуссирование;

– нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.

В ходе проведения занятия данным методом необходимо разъяснять участникам «КС» порядок решения проблемных вопросов, поступивших в ходе занятия, сроков ответа на них.

В заключение подводится итог работы «КС», высказываются пожелания его участникам и присутствующим.

Как видно, эффективность «круглого стола» по сравнению с традиционными формами семинарских занятий значительно выше. В первую очередь достигается хорошая обозримость учебной группы, у преподавателя появляется возможность осуществления индивидуального подхода к обучаемым, в результате возрастают интенсивность занятия, активность обучаемых.

Кейс-метод научит студентов работать с большим количеством информационного материала (сортировать его, выделять главное, пользоваться знаниями для решения конкретных задач). Учитывая темы, входящие в образовательный стандарт изучения БЖД, мы выбрали кейсы двух типов - обучающие и аналитические. При этом мы учитывали, что аналитический тип кейса, построенный с использованием технологии анализа функциональных ситуаций, находящихся в четко определенной функционально-предметной области, предпочтительнее использовать при изучении таких разделов БЖД как:

1.Противопожарная безопасность;

2.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

3.Транспорт и его опасности.

Все выше сказанное нашло отражение в методической разработке занятия с использованием кейс-метода по теме «Противопожарная безопасность».

Регламент проведения занятия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.011 с.)