Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 5. Этапы обретения профессии

Поиск

 

Первым этапом работы профконсультанта с клиентом является этап профессионального самоопределения илипланирования карьеры.

Любая деятельность начинается с планирования: без плана вы не получите кредит на открытие дела, не сможете собрать электорат и победить на выборах, без плана акционеры не будут инвестировать производство и не запустят выпуск новой продукции. А для выпускника самое важное – спланировать свою карьеру.

Планирование карьеры – это процесс, который включает выбор рода занятий, профессии, получение работы, рост (профессиональный и карьерный) на работе, возможное изменение карьеры и, в конце концов, выход на пенсию.

Сначала вы должны понять, где вы сейчас находитесь, затем решить, куда хотите двигаться, а потом необходимо не просто определить цель, а постараться сформулировать и начертить путь, по которому вы туда доберетесь, т. е. установить цели карьеры и выявить, как вы их достигнете. Следует принимать во внимание, что существуют известные ограничения планирования карьеры, поскольку многие факторы будущего являются практически непредсказуемыми. Для того чтобы принять взвешенное решение относительно своей карьеры, сначала необходимо понять, кто вы и что вы из себя представляете. В этом вам поможет самоанализ и самооценка.

Самооценка – это процесс сбора и анализа информации о себе, который включает знания и навыки, интересы, что нравится и что не нравится, сильные и слабые стороны.

Полученные в результате самооценки знания о ваших личных интересах, об отношении к чему-либо и ценностях помогут вам:

· управлять вашими решениями, вашим жизненным направлением;

· понимать и оценивать других;

· быть гибким и способным видеть жизнь с различных точек зрения;

· повышать удовлетворенность жизнью;

· устанавливать карьерные цели.

Представленная ниже информация также поможет вам определиться с карьерными целями:

· чего вы хотите достичь в жизни;

· аспекты деятельности, которые вам нравятся и не нравятся;

· знания и навыки, которые вы приобрели за счет образования на предыдущих местах работы, за счет хобби, добровольной работы, клубов и рабочих организаций;

· пройденные тренинги, курсы и образовательные программы, которые могут быть применимы к будущей работе;

· личное время и усилия, которые вы готовы потратить для подготовки к продвижению по карьерной лестнице.

Кроме того, вы можете провести анализ навыков и компетентности, т. е. инструментов, которые либо приведут вас к цели, либо помешают её достигнуть. Возможности определяются при оценке окружающей среды, т. е. того, что имеется в наличии сейчас и чего можно ожидать в долгосрочном разрезе. Угрозы – препятствия также выявляются в окружающей среде, и их распознавание позволит вам минимизировать риски.

Далее надо определить свои сильные стороны – то, что вы делаете лучше других, что обеспечивает вам конкурентное преимущество на рынке труда. Но и для этого может потребоваться вклад со стороны окружающих вас людей. Выявление сильных сторон личности подразумевает лучшее понимание интересов и предпочтений: помните, что вы не преуспеете в работе, которая вам не нравится.

Труднее определить собственные слабости, т. е. области, где нужно развивать знания и навыки.

Обязательно письменно зафиксируйте результаты самооценки и свои профессиональные и карьерные цели. Когда человек перекладывает свои мысли на бумагу, он начинает осознавать их более четко и ясно: на бумаге мысли структурируются, обретают форму и содержание. Кроме того, будет к чему обратиться и от чего отталкиваться в случае оценки фактических результатов, пересмотра, доработки целей и т. п.

Результаты самооценки могут быть представлены в виде резюме или в любом другом понятном и удобном виде.

Карьерные цели могут выглядеть в виде простого списка с описанием. Но в то же время каждая цель должна быть «умной» (от англ. SMART), т. е. должна обладать следующими свойствами:

· Цель должна быть особенной, конкретной и точной. То есть из описания должно быть однозначно понятно, что эта цель означает именно для вас.

· Цель должна быть измеряемой. Цель обязательно должна быть выражена количественно или иметь понятную количественную оценку.

· Цель должна быть достижимой. Необходимо реально оценивать себя, сложившуюся ситуацию и не ставить перед собой заоблачных, недостижимых целей.

· Цель должна быть результативной. По достижении цели обязательно должен быть виден результат, т. е. состояние, в которое вас приведет достижение этой целей. Этот результат должен быть значимым для вас либо для окружающих.

· Цель должна иметь временные рамки. То есть обязательно необходимо определять период времени, который вы отводите для достижения цели.

Далее разрабатываем план профессионального развития.

Итак, вы разобрались в себе, определились с целями. Что же дальше?

Для того чтобы сделать хороший план профессионального развития на определенный период, необходимо, прежде всего, ответить и письменно зафиксировать ответы на следующие вопросы.

· Какие цели вы перед собой ставите на определенный период?

· Какие задачи вы перед собой ставите на этот период? Задачи плавно вытекают из целей. То есть в данном случае задачи должны выступать средством достижения цели. Решение поставленных перед собой задач должно каждый раз приближать вас к заветным целям (или даже мечтам).

· Каковы ваши планы, приоритеты? Составление планов работ, планов-графиков работ с четко расставленными приоритетами и последовательностью выполнения – это тот перечень работ (максимально детализированных), выполнение которых позволит решить поставленные задачи. Данные работы (так же как и цели) должны быть «умными», т. е. это не должно быть какое-то абстрактное описание (например, ознакомиться с существующими публикациями), а совершенно определенное действие с понятными результатами и временными характеристиками (например, к 1 июня прочитать книгу «Как стать настоящим профессионалом?»).

· Что вы намерены предпринять для выполнения этих планов? То есть, какие усилия вам необходимо приложить, какие действия совершить для выполнения обозначенных планов работ.

Конкретный план позволит контролировать свою работу. Он всё время будет напоминать вам о вашей мечте.

План профессионального развития можно согласовывать со своим непосредственным руководителем и совместно формулировать цели на следующий период. Есть еще ряд преимуществ составления и использования такого плана: он делает труд более плодотворным и заставляет проявлять инициативу, способствует продвижению новых идей.

Таким образом, данный план может стать эффективным инструментом личного и профессионального роста и развития.

Вторым этапом сотрудничества профконсультанта с клиентом при необходимости является направление клиента на профессиональное обучение разного уровня – высшее, среднее профессиональное или курсы повышения квалификации по избранной специальности.

Третий этап – помощь в поиске работы и подготовке к трудоустройству.

Прежде чем вы подпишите трудовой контракт, вам предстоит пройти определенные шаги и, как правило, всегда в одной и той же последовательности: написание резюме, составление плана поиска работы, подготовка к встрече, самопрезентация на собеседовании, выбор предложения и принятия решения.

 

Написание резюме.

Определившись с профессиональной отраслью и составив план своего развития, первое, что необходимо сделать на пути поиска работы, – правильно написать резюме.

Резюме – краткое описание опыта, профессиональных навыков. Главная цель резюме – преподнести себя как достойного кандидата. Ваше резюме будет читать человек, который вас никогда не видел и ничего о вас не знает. Резюме – ваша визитная карточка, благодаря которой вас пригласят или никогда не пригласят на личную встречу.

Ляпы в резюме:

«Не склонен сидеть и ждать конца рабочего дня».

«Владею работой на компьютере».

«Семейное положение: как-то вот холост».

«Основные достижения: женат, автомобиль».

«Высылаю свое резюме на ваше вакантное место!»

«Готов к нелегкой работе».

«Достижения: еще пока не имеются».

«Как только пишу в резюме, что я ответственный и ничего не забываю, так при отправке письма не прикрепляю резюме».

Ошибки при написании резюме:

· непрофессионализм (цвет, размер бумаги, шрифт, исправления);

· небрежность;

· остроумие;

· пустословие и болтливость;

· неточность;

· попытки ввести в заблуждение;

· перегибы.

Структура резюме.

1. Биографические данные: Ф. И. О., дата рождения, возможно, место рождения, семейное положение.

2. Полная контактная информация: телефон (сотовый, домашний), электронный адрес, ICQ.

3. Образование. Здесь необходимо указать название учебного заведения (без сокращений и аббревиатур), период времени, в течение которого вы получали образование, факультет, специальность и форму обучения.

4. Опыт работы, начиная с последней должности и компании. Не забудьте про дату, юридическое название организации, название должности, функционал. Лучше всего указать профессиональные достижения в цифрах и фактах. Если захотите, можете написать о причине ухода с прежнего места работы.

5. Дополнительная информация – навыки владения персональным компьютером и специализированными программами, знание иностранных языков, наличие водительских прав и личного автомобиля.

6. Самопрезентация – небольшая самореклама не бывает лишней. Указывая личностные качества, не забывайте, на какую вакансию вы составляете резюме. Например, аккуратность и внимательность меньше всего характеризуют менеджера по продажам, а креативность, коммуникативные навыки и мобильность – бухгалтера. Лучше будет, если вы сможете подтвердить эффективность своего труда реальными примерами – конкретными реализованными проектами.

7. Уровень заработной платы – ваши «адекватные ожидания» в соответствии с личным профессиональным опытом и с предложением рынка труда.

Тип резюме это не общий вид резюме (цвет бумаги, шрифт), это способ его организации, последовательность изложения информации и расстановка акцентов в сведениях, включаемых в резюме. Существует три типа резюме:

1) хронологическое резюме (трудовые достижения описаны в хронологической последовательности);

2) функциональное резюме (представляет ваши профессиональные навыки, опыт и достижения, а не конкретный перечень работ, которыми вам приходилось заниматься на различных этапах своей карьеры);

3) комбинированное или функционально-хронологическое резюме (не только демонстрирует вашу квалификацию и достижения, но и позволяет читателю получить более отчетливое представление о вашей биографии).

Основные принципы составления профессионального резюме:

· краткость;

· конкретность;

· активность (использование энергичных глаголов, показывающих активность);

· избирательность (только важнейшая информация);

· честность.

 

Составление плана поиска работы.

После написания трудовой биографии необходимо выбрать несколько информационных ресурсов для выбора вакансий и рассылки резюме. К ним можно отнести:

1. Профессиональные сайты в Интернет.

2. Еженедельные специализированные газеты: «Работа для вас», «Карьера», «Вакансии от А до Я» и др.

3. Знакомых и родственников. Возможно, кто-то из ваших знакомых сможет порекомендовать вас.

4. Кадровые агентства. Не забывайте, кадровые агентства не занимаются трудоустройством, они работают по запросу компании, организуя подбор сотрудников на конкурсной основе в соответствии с четкими требованиями работодателя.

5. Ярмарки вакансий. На данных мероприятиях собирается несколько десятков работодателей. Это те компании, которые заинтересованы в постоянном привлечении специалистов. На ярмарках есть возможность познакомиться сразу с несколькими компаниями, узнать подробно об открытых вакансиях и требованиях, задать вопросы, заполнить анкету, получить дополнительную информацию и советы.

Отправив резюме по электронной почте, позвоните менеджеру по персоналу, задайте уточняющие вопросы, кратко расскажите о себе и договоритесь о встрече.

Запомните, самое главное на этапе поиска работы – относиться к нему как к работе. Важны систематичность, настойчивость и учет. В тетради отмечайте все встречи, телефонные звонки, работу с объявлениями. Записанное легче поддается контролю и исполнению. И запомните принцип «не ищи, а выбирай» – он придаст вам уверенности в себе, которая пригодится вам на следующем этапе – этапе подготовки к собеседованию с работодателем.

 

Подготовка к собеседованию.

Вакансии выбраны, встречи назначены, пора готовиться к интервью. Ваша задача на интервью – максимально полно рассказать о себе, произвести благоприятное впечатление. К каждой встрече следует готовиться, учитывая три основных фактора:

1. Сбор информации. Прежде чем поехать в компанию, соберите информацию о ней и о вакансии. Почитайте корпоративный сайт, узнайте больше о той должности, на которую претендуете. Человек, который не помнит вакансию, неправильно произносит название компании, вызывает недоверие и демонстрирует свое неуважение. Подумайте, что бы вы хотели рассказать о себе, на чем акцентировать внимание. Вспомните всё то, чем вы можете гордиться, свои профессиональные удачи и достижения. Если пока их нет, сформулируйте свои основные личностные качества, которые помогут быстро освоить новую профессию.

2. Внешний вид. Продумайте всё, чтобы выглядеть стильно, современно и адекватно. Не приходите на собеседование в спортивном костюме, даже если он стоит очень дорого, придерживайтесь делового стиля. Выбирайте одежду, в которой чувствуете себя комфортно и свободно. Свежее дыхание, убранные волосы, чистые ногти, невызывающий макияж, неброские украшения и аксессуары тоже имеют значение: при первом знакомстве срабатывает эффект «моментального фото» – мнение о человеке формируется в первые 3 минуты. А первые впечатления гораздо сильнее, чем последующие.

3. Психологический настрой. Разберитесь в своих чувствах, не волнуйтесь, ведите себя уверенно. Плохое самочувствие, недосыпание, раздражение и волнение всегда проявляются во время общения. Улыбайтесь, хорошее настроение всегда передается другому человеку. Предварительная установка «я спокоен как слон» помогает практически всем.

 

Самопрезентация.

Итак, вы на встрече в незнакомом месте, в чужой обстановке и жутко волнуетесь. Для начала расслабьтесь, можете сделать несколько глубоких вдохов, вспомнить что-нибудь приятное. Для начала поприветствуйте своего собеседника: словесно, взглядом, жестом. Во время интервью не молчите о своих достоинствах. Займитесь собственной рекламой, но не перегибайте планку. Текст о себе можно придумать заранее, также можно подготовить и ответы на самые распространенные вопросы работодателя: цель трудоустройства, интересы и предпочтения, сильные и слабые качества, планы на будущее, ожидания по заработной плате, почему именно такие. Не лгите, опытный менеджер по персоналу все равно распознает ложь по мимике, жестам, движению глаз. Во время рассказа о себе не используйте сленг и не жуйте жвачку, так как вы на деловой встрече. Не грубите собеседнику, даже если он вас провоцирует, возможно, так он проверяет ваше самообладание и умение избегать конфликтов. Продолжительность интервью в среднем длится от 30 до 60 минут. Поэтому говорите по делу, следите за речью. Как правило, во время первой встречи необходимо делать акцент на задачах и обязанностях, и только на второй – детально о зарплате и корпоративных льготах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.117 (0.009 с.)