Типичные ошибки при выборе своего профессионального пути. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные ошибки при выборе своего профессионального пути.



1. Недостаточный объем знаний о существующих профессиях. Круг профессий, известный учащимся, ограничен и составляет всего 10–15. Не учитывается потребность в данной профессии в своем регионе.

2. «Гипноз агитации» – попадание под влияние мнения знакомых, друзей или подруг, кумира или яркой личности, общественного мнения или моды.

3. «Дорога вместо цели» – концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не специальности, то есть институт стал самоцелью, а не средством (иногда аргументом в пользу избранной деятельности является местоположение учебного заведения).

4. «Инерция движения» – поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избежать призыва в армию.

5. «Звездная болезнь» – автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательный расчет на широкую известность.

6. «Близорукость» – уверенность в неизменной востребованности выбранной специальности (в настоящее время циклы появления, развития и смены профессий заметно сократились).

7. «Парадный вход» – оценка престижной работы только с внешней стороны (романтический ореол), недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности; происходит обычно от недостаточного знания об основном содержании работы. Например, человек хочет быть геологом, потому что ему нравится ходить в походы, или желает стать юристом, потому что с увлечением смотрит и читает детективы.

8. Неуважение к одним и преклонение перед другими видами труда. Некоторые профессии считаются важными, другие – недостойными и даже «неприличными». Так, по мнению некоторых людей, «непрестижно» работать в механическом цехе, на стройке и напротив, считается вполне нормальным, «приличным» после окончания школы работать курьером.

9. «Вуз – локомотив» – данная позиция заключается в том, что главное – поступить, а там пойдет само собой (но вуз не столько учит, сколько предоставляет возможность для самообучения: гранит науки надо грызть самому, так как в виде манной каши он не усваивается).

10. «Школьный успех» – часто встречающееся мнение о том, что лидирование по школьному предмету является единственным и достаточным условием выбора специальности; при этом обычно упускается из виду два важных момента:

1) Нельзя отождествлять школьный учебный предмет с изучаемой в вузе дисциплиной: отличие не только в объеме получаемых знаний, но и в их качестве, поскольку требуется иной подход к процессу обучения. Если ты интересуешься, например, литературой, то тебе следует знать, какие реальные профессии, занятия за этим предметом стоят. Нет литературы вообще, а есть преподаватель литературы, сотрудник литературный газеты, обрабатывающий материалы, поступающие в газету, редактор в издательстве, исследователь-литературовед, работник книжного фонда библиотеки, библиограф и др. Например, знание истории и географии необходимо людям таких профессий, как геодезист, топограф, геолог, экскурсовод, штурман, реставратор, костюмер, археолог, букинист, метеоролог, журналист и др. Как видно, за каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий, поэтому, выбирая вид трудовой деятельности, нужно помнить, что мир профессий значительно шире, чем это можно представить себе, основываясь на школьных предметах.

2) Наличие обязательного минимума способностей не является гарантией успеха по выбранной специальности: музыканту нужен слух, художнику – цветоощущение, но и этого недостаточно, потому что для развития необходим комплекс различных качеств.

11. Перенос своего отношения к человеку на профессию, которую он представляет. Например, ученик 10-го класса решил стать летчиком, потому что старший брат его друга – очень интересный, остроумный человек, работает летчиком. Но ведь остроумие и веселость отнюдь не самые важные качества в профессии летчика.

12. Неумение разбираться в себе, в своих действительных склонностях, способностях. Например, девушка, имея прекрасные навыки шитья и конструирования одежды, поступает на юридический факультет университета.

13. Выбор профессии без учета своих физических возможностей и реального состояния здоровья. Например, юноша, страдающий хроническим заболеванием почек, учится на водителя. Девушка, имеющая хронический тонзиллит, мечтает о профессии повара-кондитера.

14. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель и т. п.).

15. Отношение к профессии как к неизменной. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются всё новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9 классе, фатальным образом определит всю вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.

16. Неумение извлекать информацию о профессиях и путях их получения (например, из книг и кинофильмов берутся только привлекательные стороны профессии, часто носящие рекламный характер).

Таким образом, знание вами типичных ошибок будет способствовать более осознанному подходу к выбору трудового, профессионального пути.

Наиболее известная в России периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым [6]:

1) стадия предигры (от рождения до 3 лет). Освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

2) стадия игры (от 3 до 6–8 лет). Овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя...). Заметим, что Д. Б. Эльконин вслед за Г. В. Плехановым писал о том, что «игра – это дитя труда» и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда;

3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6–8 до 11–12 лет). Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы;

4) стадия оптации (от лат. optatio – желание, выбор) (от 11–12 до 14–18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е. А. Климов, «оптация – это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии;

5) стадия адепта. Профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ;

6) стадия адаптанта. Вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающегося от нескольких месяцев до 2–3 лет;

7) стадия интернала. Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е. А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т. е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член («интер» и означает: вошел «внутрь» профессии);

8) стадия мастера. О работнике можно сказать: «лучший среди хороших», т. е. работник заметно выделяется на общем фоне;

9) стадия авторитета. Работник стал «лучшим среди мастеров». Естественно, не каждый работник может похвастаться этим;

10) стадия наставника. Высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но и превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.

В качестве критериальных оснований выделения этапов профессионального развития в наиболее известных к настоящему времени отечественных периодизациях выступали следующие [Приводится по: 1]:

· достижение определенного уровня профессионализма (А. К. Маркова);

· утверждение личности в профессии, усвоение и интериоризация профессиональной социальной роли, отношение личности к профессии и уровень выполняемой деятельности (Е. А. Климов);

· социальная ситуация и уровень реализации ведущей деятельности (Э. Ф. Зеер).

Наиболее дробную периодизацию разработала А.К. Маркова, обосновав пять уровней и девять этапов становления профессионализма. Достижение некоторых уровней профессионализма предполагает прохождение нескольких этапов [1]:

· допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);

· профессионализм (человек-профессионал, т. е. стабильно работает и выполняет всё, что от него требуется);

· суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» – вершина профессиональных достижений);

· непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо делает много брака в работе, либо сам деградирует как личность);

· послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экспрофессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

А. К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии:

· адаптация человека к профессии;

· самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии – «выработка индивидуальной профессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);

· гармонизация человека с профессией. Человек работает как бы «играючи», легко выполняя задания по освоенным технологиям [6].





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.006 с.)