ГЛАВА 1. Роль профориентации в профессиональном самоопределении личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. Роль профориентации в профессиональном самоопределении личности



Т. Н. Кондратьева

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

В ОБРАЗОВАНИИ

 

Утверждено Редакционно-издательском советом
ФГБОУ ВПО «НГПУ»
в качестве учебно-методического пособия

 

 

Новосибирск


 

Рекомендовано Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «НГПУ»

УДК 378 (075.8)+371 (075.8)

ББК 74.58пя73-1+74р3я73-1

К 642

 

Подготовлено и издано в рамках исследовательского гранта

НШ–2486.2014.6

Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012–2016 гг.

Рецензенты:

д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики и психологии

ИФМИЭО ФГБОУ ВПО «НГПУ»

Е. В. Андриенко;

д-р соц. наук, проф., декан факультета социальной работы и клинической психологии ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России

Н. В. Гуляевская

 

  К642 Кондратьева Т. Н. Профессиональная карьера в образовании: учебно-методичес-кое пособие / Т.Н. Кондратьева; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 128 с.
  ISBN 978-5-00023-463-1

 

Учебно-методическое пособие «Профессиональная карьера в образовании» разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для студентов, бакалавров, магистров, аспирантов очной и заочной форм обучения, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами профессионального становления и развития личности.

 

УДК 378 (075.8)+371 (075.8)

ББК 74.58пя73-1+74р3я73-1

ISBN 978-5-00023-463-1 © Кондратьева Т. Н., 2014

© ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие………......……………………………...................................................3

Глава 1. Роль профориентации в профессиональном самоопределении личности..................................................................................................................................4

Глава 2. Профконсультация и профотбор...............................................................24

Глава 3.Понятие профессии. Классификация профессий.....................................30

Глава 4.Условия эффективного профессионального самоопределения.............53

Глава 5. Этапы обретения профессии…… ………...............................................73

Задания для самостоятельной работы………………………………………….…81

Список литературы.................................................................................................126

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обучение студентов основам управления профессиональной карьерой является важным этапом их профессиональной подготовки, так как позволяет формировать у будущих специалистов умения оказывать практическую помощь людям в различных профессиональных ситуациях: выбор профессии, места работы или профиля обучения, адаптация на новом рабочем месте, смена профессии или места работы, потеря работы, психологическая поддержка после вынужденного перерыва в работе и др.

Цель учебно-методического пособия«Профессиональная карьера в образовании» – дать представление об основных направлениях исследований в области современной профориентологии, показать возможности их практического использования в профессиональном самоопределении личности.

Первая часть пособия включает в себя тематику и содержание пяти актуальных тем, которые дают четкое представление о таких понятиях как «профессия», «профессиография», «профконсультация», «профотбор» и др.; раскрывают роль профориентации в профессиональном самоопределении личности; показывают условия эффективного профессионального самоопределения личности; помогают на этапе обретения профессии. Вторая часть представлена материалами для практической работы по каждой из предложенных ранее тем. В заключение приводится список литературы, включающий электронные образовательные ресурсы библиотеки НГПУ.

Материалы учебно-методического пособия позволяют получить представление о правильности выбора профессиональной сферы, что важно в плане осознания перспектив дальнейшего роста и развития.

 

Общая схема профотбора.

Профотбор – это помощь руководителю в выборе людей, наиболее соответствующих по своим психологическим особенностям требованиям, которые предъявляет к ним профессия или должность.

Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному виду труда. При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы их развития.

Задачей профессионального отбора является научно обоснованное определение профессиональной пригодности личности к конкретному виду трудовой деятельности с учетом его способностей, наклонностей и потребностей производства.

Завершается работа по организации профессиональной ориентации разработкой и осуществлением комплекса мероприятий по производственной и социальной адаптации работников в трудовых коллективах.

Следует различать профотбор и профподбор. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, то есть идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, то есть идут от личности к профессии.

Профотбор включает в себя:

– составление психологических портретов с рекомендациями психолога;

– обследование, проводимое по направлению работодателя;

– проведение компьютерной диагностики по батарее тестов.

Профотбор проводится в тех случаях, когда профессия или должность предъявляют к человеку повышенные требования, цена ошибок очень велика, затраты на обучение значительны или имеются сомнения в пригодности кандидата к данной профессии или должности. Основным заказчиком услуг профконсультанта является руководитель организации или кадровой службы, отбирающий сотрудников, руководитель учреждения профессионального образования, отбирающий абитуриентов, или специалист службы занятости, направляющий на обучение безработных.

Для лучшего понимания того, что является корректным профотбором, важно уточнить понятие «аналитическая профессиограмма». Е. М. Иванова отмечает, что аналитическая профессиограмма – это построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система нормативно-ориентирующих признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда. Или, другими словами, аналитическая профессиограмма – это выделение и описание профессионально важных качеств (ПВК) работника на основании предварительного операционально-технологического изучения данной профессиональной деятельности. Или еще проще: аналитическая профессиограмма – это построение психограммы на основе предварительного профессиографирования [6].

Аналитическая профессиограмма включает в себя:

– анализ операционально-технологической структуры труда (выделение цели, задач и нормативно-ориентирующих признаков выполнения задачи);

– анализ психологической структуры деятельности самого субъекта труда (выделение психологической цели по каждой выделенной задаче, определение психологической характеристики действия по выполнению задачи, выделение психологических качеств, обеспечивающих выполнение соответствующей задачи).

В итоге выделяются профессионально важные качества, и уже для них подбираются конкретные методики для профотбора на данную специальность.

Заметим, что такая работа должна проводиться для каждой должности, а психодиагностические средства должны содержать нормы, набранные на репрезентативных выборках, которые к тому же необходимо обновлять через определенное время.

Можно выделить предпосылки эффективного подбора кадров в организации: постановка четких целей организации; разработка четкой организационной структуры; наличие кадрового планирования; профессиография вакантных мест (например, по схеме «аналитического профессиографирования»).

Общая схема организации процесса профотбора включает в себя следующее.

1. Подготовительный этап (еще до работы с претендентами на вакансии данной организации) содержит:

1) уточнение, по каким вакансиям (даже не по профессиям, а по конкретным должностям) требуется профотбор;

2) составление аналитических профессиограмм по этим вакансиям и выделение на этой основе адекватных психодиагностических средств (тестов, аппаратурных методик и т. п.), а также желательно сбор корректных психометрических норм по этим методикам в соответствии с каждой вакансией;

3) разработку критериев отбора претендентов (вместе с руководством и представителями кадровых служб) с тем, чтобы эти критерии могли использовать комиссии, решающие вопрос о приеме на работу;

4) поиск претендентов, организацию потока претендентов, для чего используются реклама в СМИ; обращение в «рекрутинговые» агентства; центры ассесмента, обращение в службы занятости населения; использование личных контактов; ярмарки вакансий; школы, гимназии, вузы и т. п.

2. Работа с самими претендентами предполагает:

1) сбор базы данных о претендентах – подготовка списка кандидатов на вакантные должности;

2) ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми эффективными образцами организации трудовой деятельности);

3) конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также для подготовки и организации труда самого персонала);

4) методические профессиограммы (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т. е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать методологическими);

5) диагностические профессиограммы (их цель – подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров; например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала профессия исследуется на нормативно-описательном, технологическом уровне, а затем всё это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

 

Дошкольное детство.

В этот период особое место занимают сюжетно-ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Дети в своих играх повторяют действия своих родителей, других взрослых людей, а также проигрывают те ситуации, которые они когда-либо видели. Происходят первоначальные трудовые пробы, такие как уход за одеждой, растениями, уборки помещений и так далее.

Доступным и посильным для дошкольников видом производительного труда является дежурство по столовой. В. И. Тютюнник, отмечает, что дети охотно предлагают свои услуги в качестве дежурных. Результат работы дежурных (накрытые столы) неоднократно воспринимался детьми, что делает возможным его предвосхищение. Он имеет значение для других людей. Необходимость достижения результата очевидна: не поставишь чашки – не из чего будет пить. Описаны наблюдаемые признаки поведения детей, свидетельствующие о стремлении их дежурить, и признаки поведения взрослого (воспитателя, помощника воспитателя), свидетельствующие о понимании и поддержке им стремления детей трудиться [6].

Все трудовые действия, предпринимаемые детьми дошкольного возраст, развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых.

Младший школьный возраст.

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей, на протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от её результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

Младший школьник, оказавшийся в условиях, когда он должен овладевать ответственными действиями по обязательному заданию, сталкивается с целой системой новых для него обстоятельств и требований.

В младшем школьном возрасте при правильном педагогическом руководстве развитием ребенка существенно преобразуются, совершенствуются такие важные для будущего субъекта труда качества, как способность произвольной саморегуляции психики и поведения: приходится соблюдать временной режим, принятый в школе, управлять своим вниманием, не отвлекаться.

Ребенок сталкивается с большим количеством собственно учебной информации и необходимостью освоить обобщенные приемы её использования, переработки, усвоения, что также является ценной лептой в арсенале средств деятельности его как будущего субъекта труда.

Возросшие возможности младшего школьника приводят к следующему:

· Более разнообразными могут быть работы по самообслуживанию.

· Представления младшего школьника о труде взрослых могут теперь расширяться не только за счет наблюдений, но и за счет чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда как раз многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово.

Подростковый возраст.

Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.

В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований.

Для многих подростков время обучения в 8–9 классах – период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые – собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где её получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний. Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение [6].

Приближающееся окончание 9 класса стимулирует размышления подростков о своем будущем, так как им необходимо решить: куда идти дальше – в десятый класс, ПТУ или техникум.

Юношеский возраст.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в пятнадцать лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшеклассникам приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и так далее. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

В восьмидесятые годы для ориентирования старшеклассников наиболее значимыми были 3 фактора: престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии; и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный – возможность много зарабатывать в будущем [4].

То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем больше школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему. Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего.

Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим.

При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.

Рисунок 4. Факторы, влияющие на выбор профессии

Написание резюме.

Определившись с профессиональной отраслью и составив план своего развития, первое, что необходимо сделать на пути поиска работы, – правильно написать резюме.

Резюме – краткое описание опыта, профессиональных навыков. Главная цель резюме – преподнести себя как достойного кандидата. Ваше резюме будет читать человек, который вас никогда не видел и ничего о вас не знает. Резюме – ваша визитная карточка, благодаря которой вас пригласят или никогда не пригласят на личную встречу.

Ляпы в резюме:

«Не склонен сидеть и ждать конца рабочего дня».

«Владею работой на компьютере».

«Семейное положение: как-то вот холост».

«Основные достижения: женат, автомобиль».

«Высылаю свое резюме на ваше вакантное место!»

«Готов к нелегкой работе».

«Достижения: еще пока не имеются».

«Как только пишу в резюме, что я ответственный и ничего не забываю, так при отправке письма не прикрепляю резюме».

Ошибки при написании резюме:

· непрофессионализм (цвет, размер бумаги, шрифт, исправления);

· небрежность;

· остроумие;

· пустословие и болтливость;

· неточность;

· попытки ввести в заблуждение;

· перегибы.

Структура резюме.

1. Биографические данные: Ф. И. О., дата рождения, возможно, место рождения, семейное положение.

2. Полная контактная информация: телефон (сотовый, домашний), электронный адрес, ICQ.

3. Образование. Здесь необходимо указать название учебного заведения (без сокращений и аббревиатур), период времени, в течение которого вы получали образование, факультет, специальность и форму обучения.

4. Опыт работы, начиная с последней должности и компании. Не забудьте про дату, юридическое название организации, название должности, функционал. Лучше всего указать профессиональные достижения в цифрах и фактах. Если захотите, можете написать о причине ухода с прежнего места работы.

5. Дополнительная информация – навыки владения персональным компьютером и специализированными программами, знание иностранных языков, наличие водительских прав и личного автомобиля.

6. Самопрезентация – небольшая самореклама не бывает лишней. Указывая личностные качества, не забывайте, на какую вакансию вы составляете резюме. Например, аккуратность и внимательность меньше всего характеризуют менеджера по продажам, а креативность, коммуникативные навыки и мобильность – бухгалтера. Лучше будет, если вы сможете подтвердить эффективность своего труда реальными примерами – конкретными реализованными проектами.

7. Уровень заработной платы – ваши «адекватные ожидания» в соответствии с личным профессиональным опытом и с предложением рынка труда.

Тип резюме это не общий вид резюме (цвет бумаги, шрифт), это способ его организации, последовательность изложения информации и расстановка акцентов в сведениях, включаемых в резюме. Существует три типа резюме:

1) хронологическое резюме (трудовые достижения описаны в хронологической последовательности);

2) функциональное резюме (представляет ваши профессиональные навыки, опыт и достижения, а не конкретный перечень работ, которыми вам приходилось заниматься на различных этапах своей карьеры);

3) комбинированное или функционально-хронологическое резюме (не только демонстрирует вашу квалификацию и достижения, но и позволяет читателю получить более отчетливое представление о вашей биографии).

Основные принципы составления профессионального резюме:

· краткость;

· конкретность;

· активность (использование энергичных глаголов, показывающих активность);

· избирательность (только важнейшая информация);

· честность.

 

Составление плана поиска работы.

После написания трудовой биографии необходимо выбрать несколько информационных ресурсов для выбора вакансий и рассылки резюме. К ним можно отнести:

1. Профессиональные сайты в Интернет.

2. Еженедельные специализированные газеты: «Работа для вас», «Карьера», «Вакансии от А до Я» и др.

3. Знакомых и родственников. Возможно, кто-то из ваших знакомых сможет порекомендовать вас.

4. Кадровые агентства. Не забывайте, кадровые агентства не занимаются трудоустройством, они работают по запросу компании, организуя подбор сотрудников на конкурсной основе в соответствии с четкими требованиями работодателя.

5. Ярмарки вакансий. На данных мероприятиях собирается несколько десятков работодателей. Это те компании, которые заинтересованы в постоянном привлечении специалистов. На ярмарках есть возможность познакомиться сразу с несколькими компаниями, узнать подробно об открытых вакансиях и требованиях, задать вопросы, заполнить анкету, получить дополнительную информацию и советы.

Отправив резюме по электронной почте, позвоните менеджеру по персоналу, задайте уточняющие вопросы, кратко расскажите о себе и договоритесь о встрече.

Запомните, самое главное на этапе поиска работы – относиться к нему как к работе. Важны систематичность, настойчивость и учет. В тетради отмечайте все встречи, телефонные звонки, работу с объявлениями. Записанное легче поддается контролю и исполнению. И запомните принцип «не ищи, а выбирай» – он придаст вам уверенности в себе, которая пригодится вам на следующем этапе – этапе подготовки к собеседованию с работодателем.

 

Подготовка к собеседованию.

Вакансии выбраны, встречи назначены, пора готовиться к интервью. Ваша задача на интервью – максимально полно рассказать о себе, произвести благоприятное впечатление. К каждой встрече следует готовиться, учитывая три основных фактора:

1. Сбор информации. Прежде чем поехать в компанию, соберите информацию о ней и о вакансии. Почитайте корпоративный сайт, узнайте больше о той должности, на которую претендуете. Человек, который не помнит вакансию, неправильно произносит название компании, вызывает недоверие и демонстрирует свое неуважение. Подумайте, что бы вы хотели рассказать о себе, на чем акцентировать внимание. Вспомните всё то, чем вы можете гордиться, свои профессиональные удачи и достижения. Если пока их нет, сформулируйте свои основные личностные качества, которые помогут быстро освоить новую профессию.

2. Внешний вид. Продумайте всё, чтобы выглядеть стильно, современно и адекватно. Не приходите на собеседование в спортивном костюме, даже если он стоит очень дорого, придерживайтесь делового стиля. Выбирайте одежду, в которой чувствуете себя комфортно и свободно. Свежее дыхание, убранные волосы, чистые ногти, невызывающий макияж, неброские украшения и аксессуары тоже имеют значение: при первом знакомстве срабатывает эффект «моментального фото» – мнение о человеке формируется в первые 3 минуты. А первые впечатления гораздо сильнее, чем последующие.

3. Психологический настрой. Разберитесь в своих чувствах, не волнуйтесь, ведите себя уверенно. Плохое самочувствие, недосыпание, раздражение и волнение всегда проявляются во время общения. Улыбайтесь, хорошее настроение всегда передается другому человеку. Предварительная установка «я спокоен как слон» помогает практически всем.

 

Самопрезентация.

Итак, вы на встрече в незнакомом месте, в чужой обстановке и жутко волнуетесь. Для начала расслабьтесь, можете сделать несколько глубоких вдохов, вспомнить что-нибудь приятное. Для начала поприветствуйте своего собеседника: словесно, взглядом, жестом. Во время интервью не молчите о своих достоинствах. Займитесь собственной рекламой, но не перегибайте планку. Текст о себе можно придумать заранее, также можно подготовить и ответы на самые распространенные вопросы работодателя: цель трудоустройства, интересы и предпочтения, сильные и слабые качества, планы на будущее, ожидания по заработной плате, почему именно такие. Не лгите, опытный менеджер по персоналу все равно распознает ложь по мимике, жестам, движению глаз. Во время рассказа о себе не используйте сленг и не жуйте жвачку, так как вы на деловой встрече. Не грубите собеседнику, даже если он вас провоцирует, возможно, так он проверяет ваше самообладание и умение избегать конфликтов. Продолжительность интервью в среднем длится от 30 до 60 минут. Поэтому говорите по делу, следите за речью. Как правило, во время первой встречи необходимо делать акцент на задачах и обязанностях, и только на второй – детально о зарплате и корпоративных льготах.

 

К главе 1

 

Мотивы выбора профессии

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Результаты выборов таблицы 1 занесите в таблицу 2.

Напишите эту профессию, специальность _________________________

Таблица 1

№ п/п Утверждения Оценка: как повлияло утверждение на ваш выбор
Очень сильно Сильно Средне Слабо Никак
         
Требует общения с разными людьми          
Нравится родителям          
Предполагает высокое чувство ответственности          
Требует переезда на новое место жительства          
Соответствует моим способностям          
Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием          
Дает возможность приносить пользу людям          
Способствует умственному и физическому развитию          
Является высоко оплачиваемой          
Позволяет работать близко от дома          
Является престижной          
Дает возможности для роста профессионального мастерства          
Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах          
Позволяет реализовать способности к руководящей работе          
Является привлекательной          
Близка к любимому школьному предмету          
Позволяет сразу получить хороший результат труда для других          
Избрана моими друзьями          
Позволяет использовать профессиональные умения для работы          
Дает большие возможности проявить творчество          

Таблица 2

Внутренние мотивы Внешние мотивы
Индивидуально значимые Социально значимые Положительные Отрицательные
               
               
               
               
               
Итого:   Итого:   Итого:   Итого:  

 

 

Наибольшая сумма баллов в столбике свидетельствует о преобладании данного мотива.

Если у вас преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы, то вы придерживаетесь стратегии правильного выбора профессии, то есть, выбирая профессию, в первую очередь учитываете свои «хочу» и «могу», а также для вас важно, насколько будущая профессия поможет вам развиваться в дальнейшем.

Если у вас преобладают внутренние социально значимые мотивы, то для вас при выборе профессии в первую очередь важным является то, насколько ваша профессиональная деятельность поможет окружающим людям и тем самым повысит ваш социальный статус.

Если у вас преобладают внешние мотивы, то для вас важнее при выборе данной профессии не соответствие её вашим способностям, интересам и склонностям, а другие факторы:

– при преобладании внешних положительных мотивов для вас в первую очередь важны условия работы (высокая зарплата, расположение работы и т. д.), а не сама работа;

– при преобладании внешних отрицательных мотивов в первую очередь важно одобрение окружающими твоего выбора.

Составьте стратегический план своей жизни

Я выбрал профессию____________________

Моя цель:_____________________________

Ответьте на следующие вопросы:

– Как я учусь?

– Из каких средств я оплачиваю (буду оплачивать) обучение?

– Какие возможности предоставляет выбранная профессия?

– Что мешает достигнуть цели?

Учитывая ваши ответы на предыдущие вопросы, запланируйте 5 последовательных этапов (шагов), которые помогут добиться поставленной цели. На каждом этапе решается какая-то конкретная задача:

Шаг первый –

Шаг второй –

Шаг третий –

Шаг четвертый –

Шаг пятый –

 

Настоящее:

1. Выразите свои представления о будущем и свою мечту в жизни.

2. Опишите себя человеку, которого не знаете.

3. Как бы вас описали ваши друзья незнакомому человеку?

4. Перечислите людей, оказавших на вас наибольшее влияние. Определите основной характер влияния каждого из них.

5. Перечислите ваши любимые виды общественной деятельности и хобби.

6. Перечислите события, которые доставили вам большее удовольствие за последний месяц.

7. Охарактеризуйте в одном абзаце цель вашей жизни.

8. Назовите три ваших любимых занятия.

9. Назовите три ваших нелюбимых занятия.

 

Будущее:

1. Опишите в одном абзаце, какой бы вы хотели видеть свою жизнь через 5 лет.

2. Опишите свою жизнь через год.

3. Определите наиболее точно для себя отдельные цели на ближайший период:

Духовная сфера: через 5 лет

через год

Карьера: через 5 лет

через год

Семья: через 5 лет

через год

Финансовое положение: через 5 лет

через год

Досуг: через 5 лет

через год

Прочее: через 5 лет

через год

4. Какие перемены, происходящие вокруг, могут оказать влияние на вашу жизнь?

5. Назовите ваши сильные стороны как можно более объективно.

6. Назовите ваши слабые стороны как можно более объективно.

7. Перечислите запомнившиеся неудачи и проанализируйте их причины.

8. Определите, мешают ли вам эти неудачи в вашей сегодняшней жизни?

 

Реализация плана:

1. Как вы собираетесь достичь цели?

2. Назовите 4–5 мероприятий, которые вам надо осуществить в течение ближайших месяцев, чтобы оказаться там, где планировали, через год и 5 лет.

3. Назовите 4–5 вещей, которые мешают вам на пути к цели.

4. Определите, чья помощь вам необходима в достижении целей?

Постановка цели.

Добиться успеха в жизни гораздо легче тогда, когда имеешь четкое представление о том, чего хочешь достичь и о том, как это сделать. В этом вам поможет умение ставить перед собой достижимые цели.

Достижимая цель:

1) максимально конкретизирована;

2) ориентирована во времени (определены сроки, когда будет достигнута).

Человек, ставящий пред собой маленькие цели, более успешен в жизни.

Попробуй определить, какие высказывания являются целью:

· «Я хочу быть самой красивой».

· «Я хочу похудеть на 5 кг».

· «Я хочу знать английский язык».

· «Я хочу разговаривать на английском языке».

· «Я хочу быть хорошим программистом».

· «Я хочу уметь писать компьютерные программы».

Цель может быть ориентирована на реализацию как в близком, так и отделенном будущем. Например: поступить в инст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.168.200 (0.177 с.)