Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Особенности мотивационнойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СФЕРЫ ПОДРОСТКА....................................................................... 74 Концепции развития человека и достижение взрослости............... 76 Концепция Э. Эриксона......................................................................... 76 Концепция Р. Хлчигхерста...................................................................... 77 Поиск идентичности................................................................................. 78 Эгоцентрическая направленность подростка................................................... 79 Стремление к риску................................................................................. 80 Общение................................................................................................... 81 Пи гребность в автономии.............................................................................. 81 Эмоциональная автономия.......................................................................... 82 Интеллектуальная автономия..................................................................... 83 Поведенческая автономия...................................................................... 84 Потребность в признании, уважении и самоуважении.......................... 88 Потребность в признании в подростковом волрастс...................................... 89 Ценностные ориентации подростков...................................................... 89 Анализ системы ценностей в подростковом поирасте....................................... 90 Смысложизненная ориентация подросткон........................................ 100 Идеалы...................................................................................................... 101 Интересы и увлечения............................................................................. 102 Увлечении................................................................................................. 104 ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА.................. 110 Основные определения Я-конценции..................................................... 110 Образ тела и Я-копцепция....................................................................... 111 Самооценка в подростковом возрасте................................................... 112 Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентой самооценки........................................ 113 Характер самооценки и качества личности...................................................... 115 Динамика самооценки............................................................................. 116 Влияние общения па самооценку........................................................... 117 Личностное самоопределение в подростковом возрасте....................... 121 Самоопределение в подростковом возрасте......................................... 122 Психоло! ическое время и Я-концепция............................................... 123 Самосознание в подростковом возрасте................................................ 124 Подростковый эгоцентризм......................................................................... 124 Кризис подростковою подрасти. Идентификация личности и спутанность ролей.................................... 126 Влияние взрослых на развитие самосознаний у подростков........................... 12,7 Особенности Я-конценции проблемных подростков............................ 127 Психологические зашиты у подростков........................................................ 127 Пограничная личностная структура...................................................... 130 Содержание Самооценка в структуре личности делинтсвентного подростка........... 132 Невротические состояния у подростков................................................ 135 ГЛАВА 6. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА........ 141 Социалыю-лсономичсская жизнь и становление личности.................. 142 Отношение к детству взрослого сообщества......................................... И4 Характеристика современного детства................................................... 145 Особенности личности современного подростка................................... И7 Мячты........................................................................................................ 147 Потребность н общении.......................................................................... 148 Потребность в стихийно-групповом общении...................................... 149 Стадии развития личности в подростковом возрасте........................... 150 Иэмененение потребности в самоутверждении..................................... 151 Развитие изменения самосознания......................................................... 153 Развитие социальной активности........................................:................... 155 Развитие нравственных идеалов............................................................. 1,16 Мотивациоппая направленность личности............................................. 157 Типы личностной направленности.......................................................... 157 Динамика личностной направленности.................................................. 159 Состояние личностной направленности на разных стадиях.................. 161 ГЛАВА 7. ПОДРОСТОК И ШКОЛА.................................................. 169 Образовательная система и развитое личности подростка................... 169 Общение подростка в школе................................................................... 170 Стереотипы и восприятии школьников уютелем.................................. 156 Школьные проблемы подростков.......................................................... 181 Ученики в оценки учителей............................................................................ 183 Трудности в обучении подростков........................................................ 184 Объективные причины неуспеваемости................................................. 189 Нарушения поведения и шкальная наюсциплннироншност................. 200 Нарушение межличностных отношений с одноклассниками............... 214 ГЛАВА 8. ПОДРОСТОК И СЕМЬЯ.................................................... 220 Подросток и родители............................................................................. 221 Роль родителей н жизни подростка........................................................ 221 Проявление подростковой эмансипации в семье.................................. 223 Потребность но взаимном общении....................................................... 229 Подросток и семейное воспитание.......................................................... 232 Психологические механизмы социализации в семье............................ 232 Стили семейного воспитания.................................................................. 233 Факторы родительского воспитания...................................................... 236 Воспитательная позиция родителей....................................................... 238 Психологические деформации семьи и подросток................................ 239 Дисгармония семейных отношений и подросток.................................. 239 I (атологизирующее семейное воспитание............................................. 244 Психосоциальные нарушения п семье................................................... 216 Структурные деформации семьи и подросток....................................... 249 Ситуация развода и ее воздействие га подростки................................. 249 Неполти семьи......................................................................................... 254 Смешанные семьи................................................................................... 256 Содержание ___________ __________ " __________________________? Подросток и другие члены семьи........................................................... 256 Взаимоотношения с сиблингамн............................................................ 256 Взаимоотношения со старшим поколением.......................................... 258 Половая социализация и подготовка к будущей семейной жизни...................................................................... 259 Брачно-семейные представлении и ценности......................................... 259 ГЛАВА 9. ПОДРОСТОК И СВЕРСТНИКИ...................................... 266 Общение - главная иотребность подростков......................................... 266 Обособление и аффил нация................................................................... 267 Тендерные ралличия стилей общений............................. -..................... 270 Специфика общения подростков............................................................ 272 Подростки в группах............................................................................... 275 Социальная перцепция........................................................... -■............... 276 Юношеские группы......... „..................................................................... 277 ГЛАВА 10. МОТИВАЦИЯ УЧЕБЫ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.... 287 Внешние и внутренние мотивации......................................................... 287 Мотивация учебной деятельности подростка........................................ 239 Мотивы учения, доминирующие в старшем школьном гюлрасте...... 292 Познавательные мотивы учебной деятельности................................... 293 Формирование мотивов учебной деятельности школьников.............. 296 Мотивация учебной деятельности студентов........................................ 297 Мотивы поступления в высшие и средние специальные учебные заведения................................................................................... 300 Причины 1 loci у плен и я в высшие учебные заведения..................................... 301 Мотивация профессиональной ориентации........................................... 302 Комконе!.. ситуации выбора профессии......................................... 304 Возрастная динамика профессиональной направленности................... 305 Профосенопальная ориентация и интересы........................................... 308 Орофесснона.1......1Я ориентация и свойства л ичносм........................... 310 Обществен но-историческая обусловленность профессиональной ориентации........................................................ --.......................................... •■......................................... ■>'' Влияние семьи на выбор профессии...................................................... 313 Отражение педагогом учебной и профессиональной мотивации учащихся.... 316 ГЛАВА 11. ДИСГАРМОНИЧНОСТЬ ХАРАКТЕРА........................ 320 Личность и характер................................................................................ 320 Акцентуации характера............................. ■.............. ■......................... 321 Типы акцентуаций.................................................................................... 323 Собснности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов................................................................... 327 Гнпертимиый тип.......................................................................................... 327 Возбудимый тип...................................................................................... 330 Эмотивный тип........................................................................................ 331 Застревающий тин.................................................................................... 332 Демонстративный тип................................................... -........................ 334 ГЛАВА 12. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И Психосексуальное развитие.................................................................... 339 40 __________________________ ______ __j____________ Содержание Пубертат и пологая конституция............................................................ 340 Психологическая сторона пубертата..................................................... 342 Возраст и сексуальное поведение........................................................... 343 Начало лапшой жизни.............................................................................. 345 Мастурбация в подростковом возрасте................................................... 347 Половые роли........................................................................................... 349 Формирование сексуальной ориентации*............................................. 349 Ухаживание и люйовь...........................................................;............ 354 Любовь ндружба..................................................................................... 3">fi Психосексуальные сценарии.................................................................... 3.18 ГЛАВА 13. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ........................................ 363 Агрессия и ее развитое...................................................................... ЗВЗ Враждебная в инструментальная агрессия.............................................. 363 Агрессия и социализации................................................ \....................... 364 Пути предупреждения развития агрессии................................................ 365 Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии....... 368 Особенности подростковой агрессии............................................ 369 Агрессия и характер................................................................................. 369 Половые различия развития агрессии у подростков.............................. 371 Агрессивность и конфликтность.............................................................. 373 Самооценка подростка и агрессивность................................................... 373 Аутоагрессивное поведение подростков................................................. 375 ГЛАВА 14. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ............ 382 Адликтивное поведение как специфический тип девиаптного поведения............................................................................................... 382 Воарастные факторы риска................................................................... 383 Китти- потребности в психоактивном веществе...................................... 388 Привыкание............................................................................................... 389 Фенимеп психологической ЭШМОИЫОСТН.................................................. 390 Аддиктииная личность............................................................................. 392 Трансформация аддиктивнога повеления л лаписимое поведение......... 395 Зависимое поведение и стадии его формирования.................................. 398 Аддиктивиое.поведение в подростковом возрасте.................... 400 Табакокурение........................................................................................... 400 Злоупотребление ннгаляитами............................................................... 405 Аддиктивное повеление в юношеском возрасте......................... 412 Злоупотребление алкоголем.................................................................... 412 Злоупотребление наркотиками................................................................ 418 Лепиантная социализация.......................................,................................. 426 ГЛАВА 15. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ......... 436 Формы суицидального поведения............................................................ 438 Факторы, способствующие суициду........................................................ 439 Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуации характера................................................ 443 Список дополнительных терминов и понятий........................... 448 Литература............................................................................................ 467 Глава 1 Биологические особенности развития в подростковом возрасте В подростковом возрасте отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обусловливающие психологическую перестройку. Биологическим критерием перехода от детства к отрочеству является достижение полоши зрелости, связанное с созреванием репродуктивных функци 11 Социальным критерием перехода считается достижение com [альной зрелости, определение которой зависит от конкретной культуры. Большинство западных культур определяет социальную.spi1-юсм. как козможткть юноши или девутйки самостоятельно решать свою судьбу — выбирать профессию, места учебы, работы, принимать решение о браке без согласия родителей. Для западных культур разрыв между биологической и социальной зрелостью составляет 7-9 лет, за которые человек должен многому научиться, чтобы справляться с обязанностями и правами взрослого человека. С понятиями биологической и социальной зрелости связано понятие * психологическая зрелость*, включающее оба понятия, но не сводимое к ним. Психологическая зрелость человека означает сознательную регуляцию собственного поведения человека, предполагает реализацию человека как личности. Человек как личность поступает преимущественно «как должно», а не «как хочется», действуя во имя определенных, социально значимых ценностей (красоты, знания, морали, детей, других людей, собственного совершенствования, развития Глава 1 Биологические особенности развития
общества и т. п.). Достижение психологической зрелости означает, что у человека сложилась иерархия мотивов, сознательная регуляция собственного поведения, система ценностных критериев и ориентации. Безусловно, развитие человеческой личности не имеет пределов, но психологическая зрелость означает субъективное осознание собственных возможностей, целей и личностной ответственности за себя и за других людей. Психологическая зрелость может ие совпадать с биологической и социальной, а наступать значительно позже. Оценить психологическую зрелость человека значительно сложнее, чем половую зрелость или возраст социально-правового признания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.011 с.) |