Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Особенности мотивационной

Поиск

СФЕРЫ ПОДРОСТКА....................................................................... 74

Концепции развития человека и достижение взрослости............... 76

Концепция Э. Эриксона......................................................................... 76

Концепция Р. Хлчигхерста...................................................................... 77

Поиск идентичности................................................................................. 78

Эгоцентрическая направленность подростка................................................... 79

Стремление к риску................................................................................. 80

Общение................................................................................................... 81

Пи гребность в автономии.............................................................................. 81

Эмоциональная автономия.......................................................................... 82

Интеллектуальная автономия..................................................................... 83

Поведенческая автономия...................................................................... 84

Потребность в признании, уважении и самоуважении.......................... 88

Потребность в признании в подростковом волрастс...................................... 89

Ценностные ориентации подростков...................................................... 89

Анализ системы ценностей в подростковом поирасте....................................... 90

Смысложизненная ориентация подросткон........................................ 100

Идеалы...................................................................................................... 101

Интересы и увлечения............................................................................. 102

Увлечении................................................................................................. 104

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА.................. 110

Основные определения Я-конценции..................................................... 110

Образ тела и Я-копцепция....................................................................... 111

Самооценка в подростковом возрасте................................................... 112

Взаимодействие когнитивного

и эмоционального компонентой самооценки........................................ 113

Характер самооценки и качества личности...................................................... 115

Динамика самооценки............................................................................. 116

Влияние общения па самооценку........................................................... 117

Личностное самоопределение в подростковом возрасте....................... 121

Самоопределение в подростковом возрасте......................................... 122

Психоло! ическое время и Я-концепция............................................... 123

Самосознание в подростковом возрасте................................................ 124

Подростковый эгоцентризм......................................................................... 124

Кризис подростковою подрасти.

Идентификация личности и спутанность ролей.................................... 126

Влияние взрослых на развитие самосознаний у подростков........................... 12,7

Особенности Я-конценции проблемных подростков............................ 127

Психологические зашиты у подростков........................................................ 127

Пограничная личностная структура...................................................... 130


       
   
 
 


 

Содержание

Самооценка в структуре личности делинтсвентного подростка........... 132

Невротические состояния у подростков................................................ 135

ГЛАВА 6. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА........ 141

Социалыю-лсономичсская жизнь и становление личности.................. 142

Отношение к детству взрослого сообщества......................................... И4

Характеристика современного детства................................................... 145

Особенности личности современного подростка................................... И7

Мячты........................................................................................................ 147

Потребность н общении.......................................................................... 148

Потребность в стихийно-групповом общении...................................... 149

Стадии развития личности в подростковом возрасте........................... 150

Иэмененение потребности в самоутверждении..................................... 151

Развитие изменения самосознания......................................................... 153

Развитие социальной активности........................................:................... 155

Развитие нравственных идеалов............................................................. 1,16

Мотивациоппая направленность личности............................................. 157

Типы личностной направленности.......................................................... 157

Динамика личностной направленности.................................................. 159

Состояние личностной направленности на разных стадиях.................. 161

ГЛАВА 7. ПОДРОСТОК И ШКОЛА.................................................. 169

Образовательная система и развитое личности подростка................... 169

Общение подростка в школе................................................................... 170

Стереотипы и восприятии школьников уютелем.................................. 156

Школьные проблемы подростков.......................................................... 181

Ученики в оценки учителей............................................................................ 183

Трудности в обучении подростков........................................................ 184

Объективные причины неуспеваемости................................................. 189

Нарушения поведения и шкальная наюсциплннироншност................. 200

Нарушение межличностных отношений с одноклассниками............... 214

ГЛАВА 8. ПОДРОСТОК И СЕМЬЯ.................................................... 220

Подросток и родители............................................................................. 221

Роль родителей н жизни подростка........................................................ 221

Проявление подростковой эмансипации в семье.................................. 223

Потребность но взаимном общении....................................................... 229

Подросток и семейное воспитание.......................................................... 232

Психологические механизмы социализации в семье............................ 232

Стили семейного воспитания.................................................................. 233

Факторы родительского воспитания...................................................... 236

Воспитательная позиция родителей....................................................... 238

Психологические деформации семьи и подросток................................ 239

Дисгармония семейных отношений и подросток.................................. 239

I (атологизирующее семейное воспитание............................................. 244

Психосоциальные нарушения п семье................................................... 216

Структурные деформации семьи и подросток....................................... 249

Ситуация развода и ее воздействие га подростки................................. 249

Неполти семьи......................................................................................... 254

Смешанные семьи................................................................................... 256


Содержание ___________ __________ " __________________________?

Подросток и другие члены семьи........................................................... 256

Взаимоотношения с сиблингамн............................................................ 256

Взаимоотношения со старшим поколением.......................................... 258

Половая социализация и подготовка

к будущей семейной жизни...................................................................... 259

Брачно-семейные представлении и ценности......................................... 259

ГЛАВА 9. ПОДРОСТОК И СВЕРСТНИКИ...................................... 266

Общение - главная иотребность подростков......................................... 266

Обособление и аффил нация................................................................... 267

Тендерные ралличия стилей общений............................. -..................... 270

Специфика общения подростков............................................................ 272

Подростки в группах............................................................................... 275

Социальная перцепция........................................................... -■............... 276

Юношеские группы......... „..................................................................... 277

ГЛАВА 10. МОТИВАЦИЯ УЧЕБЫ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.... 287

Внешние и внутренние мотивации......................................................... 287

Мотивация учебной деятельности подростка........................................ 239

Мотивы учения, доминирующие в старшем школьном гюлрасте...... 292

Познавательные мотивы учебной деятельности................................... 293

Формирование мотивов учебной деятельности школьников.............. 296

Мотивация учебной деятельности студентов........................................ 297

Мотивы поступления в высшие и средние специальные

учебные заведения................................................................................... 300

Причины 1 loci у плен и я в высшие учебные заведения..................................... 301

Мотивация профессиональной ориентации........................................... 302

Комконе!.. ситуации выбора профессии......................................... 304

Возрастная динамика профессиональной направленности................... 305

Профосенопальная ориентация и интересы........................................... 308

Орофесснона.1......1Я ориентация и свойства л ичносм........................... 310

Обществен но-историческая обусловленность профессиональной

ориентации........................................................ --.......................................... •■......................................... ■>''

Влияние семьи на выбор профессии...................................................... 313

Отражение педагогом учебной и профессиональной мотивации учащихся.... 316

ГЛАВА 11. ДИСГАРМОНИЧНОСТЬ ХАРАКТЕРА........................ 320

Личность и характер................................................................................ 320

Акцентуации характера............................. ■.............. ■......................... 321

Типы акцентуаций.................................................................................... 323

Собснности психологической и психопедагогической работы

с подростками разных типов................................................................... 327

Гнпертимиый тип.......................................................................................... 327

Возбудимый тип...................................................................................... 330

Эмотивный тип........................................................................................ 331

Застревающий тин.................................................................................... 332

Демонстративный тип................................................... -........................ 334

ГЛАВА 12. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ...................................................... 339

Психосексуальное развитие.................................................................... 339


40 __________________________ ______ __j____________ Содержание

Пубертат и пологая конституция............................................................ 340

Психологическая сторона пубертата..................................................... 342

Возраст и сексуальное поведение........................................................... 343

Начало лапшой жизни.............................................................................. 345

Мастурбация в подростковом возрасте................................................... 347

Половые роли........................................................................................... 349

Формирование сексуальной ориентации*............................................. 349

Ухаживание и люйовь...........................................................;............ 354

Любовь ндружба..................................................................................... 3">fi

Психосексуальные сценарии.................................................................... 3.18

ГЛАВА 13. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ........................................ 363

Агрессия и ее развитое...................................................................... ЗВЗ

Враждебная в инструментальная агрессия.............................................. 363

Агрессия и социализации................................................ \....................... 364

Пути предупреждения развития агрессии................................................ 365

Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии....... 368

Особенности подростковой агрессии............................................ 369

Агрессия и характер................................................................................. 369

Половые различия развития агрессии у подростков.............................. 371

Агрессивность и конфликтность.............................................................. 373

Самооценка подростка и агрессивность................................................... 373

Аутоагрессивное поведение подростков................................................. 375

ГЛАВА 14. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ............ 382

Адликтивное поведение как специфический тип девиаптного

поведения............................................................................................... 382

Воарастные факторы риска................................................................... 383

Китти- потребности в психоактивном веществе...................................... 388

Привыкание............................................................................................... 389

Фенимеп психологической ЭШМОИЫОСТН.................................................. 390

Аддиктииная личность............................................................................. 392

Трансформация аддиктивнога повеления л лаписимое поведение......... 395

Зависимое поведение и стадии его формирования.................................. 398

Аддиктивиое.поведение в подростковом возрасте.................... 400

Табакокурение........................................................................................... 400

Злоупотребление ннгаляитами............................................................... 405

Аддиктивное повеление в юношеском возрасте......................... 412

Злоупотребление алкоголем.................................................................... 412

Злоупотребление наркотиками................................................................ 418

Лепиантная социализация.......................................,................................. 426

ГЛАВА 15. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ......... 436

Формы суицидального поведения............................................................ 438

Факторы, способствующие суициду........................................................ 439

Склонность к суицидальному поведению

при разных типах акцентуации характера................................................ 443

Список дополнительных терминов и понятий........................... 448

Литература............................................................................................ 467


Глава 1

Биологические особенности развития в подростковом возрасте

В подростковом возрасте отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обусловливающие психологическую перестройку.

Биологическим критерием перехода от детства к отроче­ству является достижение полоши зрелости, связанное с созре­ванием репродуктивных функци 11

Социальным критерием перехода считается достижение com [альной зрелости, определение которой зависит от конкрет­ной культуры. Большинство западных культур определяет со­циальную.spi1-юсм. как козможткть юноши или девутйки са­мостоятельно решать свою судьбу — выбирать профессию, ме­ста учебы, работы, принимать решение о браке без согласия родителей.

Для западных культур разрыв между биологической и со­циальной зрелостью составляет 7-9 лет, за которые человек должен многому научиться, чтобы справляться с обязанностя­ми и правами взрослого человека.

С понятиями биологической и социальной зрелости связа­но понятие * психологическая зрелость*, включающее оба по­нятия, но не сводимое к ним.

Психологическая зрелость человека означает сознательную регуляцию собственного поведения человека, предполагает ре­ализацию человека как личности.

Человек как личность поступает преимущественно «как должно», а не «как хочется», действуя во имя определенных, социально значимых ценностей (красоты, знания, морали, де­тей, других людей, собственного совершенствования, развития



Глава 1


Биологические особенности развития



 


                     
 
   
     
       
 
 
 
     
       
 
       
 
 
 
 

Соматотропин
Фоллигропин
—--- — Стероидные гормоны - гормоны, образующиеся в половых же, юзах и регулиру­ющие половую дифференци­ацию и процесс подового раз­множенияу позвоночных животных и человека.
------- ——------- Надпочечники — парный эндокринный орган у высших позвоночных животных и человека.

общества и т. п.). Достижение психологической зрелости озна­чает, что у человека сложилась иерархия мотивов, сознатель­ная регуляция собственного поведения, система ценностных критериев и ориентации. Безусловно, развитие человеческой личности не имеет пределов, но психологическая зрелость оз­начает субъективное осознание собственных возможностей, целей и личностной ответственности за себя и за других людей. Психологическая зрелость может ие совпадать с биологи­ческой и социальной, а наступать значительно позже. Оценить психологическую зрелость человека значительно сложнее, чем половую зрелость или возраст социально-правового признания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.011 с.)