Особая напряженность чувств в подростковом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особая напряженность чувств в подростковом возрасте



Чувства подростка чрезвычайно напряжены. С<лрущ«киЛ,И. й>

жович описали характерный для подростка «аффект неадек­ватности» — бурную неуправляемую реакцию ребенка, не со­ответствующую но выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватно­сти* лежит несоответствие самооценки, как правило низкой для подростков, высокому уровню притязаний.

Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные состояния. С пе­реходом из подростковой фазы развития в юношескую поло­жение улучшается. После 15 лет снопа происходит рост само­уважения, ослабеиает застенчивость, устойчивее становится самооценка, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.

Мнение ученых

------ Аффект неадекватности — неадеквашыс эмоциональ­ные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекяатной обиды у субъек­та в ситуации неуспеха, ког­да отрицается собственная ответственность за неуспех. используется защитнаяфор­ма осознания происшедшею и в неудачах обвиняются либо другие, либо обстоя­тельства.

По мысли Л. С. Выготского, подрос тнич ее тво рае надается на две фазы — негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов.

Л- С. Выготский полагает, что

черная, длящаяся около двух лег, связана со свертыванием и отмиранием прежде устано­вившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, от­рицательный характер) и с процессами вызревания и по­явления нерв их органиче­ских влечений. Следующая



Глава 3


Особенности аффективной сферы подростка



 


фаза - фаза интересов — характер и л уется вызреванием нового ядра интересов.

Л. С. Выготский также обращает внимание на сходство негатив­ной фазы цодростничестаа с негативизмом трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления. Давая характеристику симптомам негативной (критической) фазы подросткового возраста, Л. С. Выготский отмечает: а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (напри­мер, негативизм проявляется в семье и отсутствует и школе, и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения.

В. Р. Кисловская (1971), изучившая с помощью проектив­ного теста возрастную динамику тревожности, нашла, что под­ростки наиболее тревожны а отношениях с одноклассниками и родителями и наименее — с посторонними взрослыми и учите­лями. Старшие школьники обнаружили самый высокий посрав-нени ю с другим и возрастами уровень тревожности во всех сфе­рах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят.

Развитие эмпатии

Эмпатиеи называется способность человека эмоционально от­зываться на переживания других людей.

С накоплением жизненного опыта умпатические пережи­вания становятся более устойчивыми.

Выделяют два вида эмпатии —гуманистическую и эгоцен­трическую. К первому виду относят эмпатические пережива­ния, в которых человек эмоционально откликается на неблаго­получие или благополучие другого (сорадовап не, сострадание, сочувствие, жалость) (Поддъяков И. Н., Говоркова А. Ф„ 1985).

Эгоцентрическая змпатия связана с переживаниями за себя; страдания другого — повод переживать за себя. Эгоцент­рические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ па радость (последние названы переживаниями зависти).

Иногда подросток безразличен даже к важным событиям, которые происходят вокруг, или совершенно равнодушен к оценке — будь она хорошая или плохая. Именно п этом случае родители жалуются на то, что подросток стал «бесчувствен-


ным», равнодушным ко всему, что ничто его не волнует и не радует. Другой подросток (или тот же подросток в иное время) может почти не откликаться на какое-либо важное событие, на похвалу или, напротив, порицание, но бурно возмущаться из-за пустяка, — например, не найдя па месте какой-то своей вещи («Я же положил ее сюда!»)■

Половые различия

У девочек в большей мере выражены нарушения эмоционально­го плана — они чересчур обидчивы, могут «пи с тою, ни с сего» заплакать, у них беспрерывно меняется настроение. Мальчики же чаще становятся более шумными, многие их действия сопро­вождаются ненужными движениям^ (не могут усидеть спокой­но па месте, вертят что-нибудь в руках).

Под сопереживанием (змпатией) подразумевается способ­ность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства. Иными словами, это проявление эмоциональ­ной восприимчивости, стремление разделить с другим челове­ком его переживания.

Подростки часто жалуются на то, что родители не слуша­ют их, не интересуются их мыслями и мнениями, не хотят знать их чувства и точку зрения. Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и на­строению своих детей-подростков. Они не понимают, а следо­вательно, и никогда не принимают во внимание мысли и чув­ства своих детей. Если сын или дочь почему-либо расстроены, то такие родители искренне удивлены: что происходит?(Одно из возможных последствий подобной эмоциональной глухоты заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти столь же равнодушными к переживаниям других. Они ведь просто не знают, что сопереживание — это совершенно необходимая часть нормальных человеческих отношений.

Психолого-педагогическое консультирование-----------.--------

Подростки жаждут встретить со стороны родителей сопережи­вание и понимание, готовность вы с лун гать без скепсиса. Подрост­ки крайне нуждаются tie только в родительской любви, но и в самих ее внешних проявлениях. Признание является важнейшей составляющей любви. Любовь ведь проявляется и в том, чтобы



Глава 3


Особенности аффективной сферы подростка



 


принимать человека таким, каков он есть — со всеми его недо­статками и ошибками, Поэтому подросткам так важно чувство­вать, что родители их ценят, признают и любят. Дли этого достаточно просто чаще беседовать с ребенком и слу­шать то, что он говорит о своих пере.жинациях, не отмахиваясь: «А, ерунда! До свадьбы заживет!»

Эмоции в младшем подростковом возрасте

Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов про] tecca становления эмоционально-волевой регуляции

человека.

Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Он лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В оп­ределенных ситуациях школьной жизни (низкая оценка, выго­вор за плохое поведение) подросток может скрывать под мас­кой безразличия тревогу, нолнение, огорчение. По и других обстоя­тельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) он может прон вить бол ьшую hmi |ульсивность в поведении. От тяже­ло пережинаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство ил дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М-,

1976).

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью под­ростка и связано со многими пережи ваниими. Общение с това­рищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чу гкости, отзывчивости, умению хранить тай­ну, понимать и сопереживать.

Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Имен­но через дружбу подросток усваивает такие черты изаимодей-ствия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыруч­ка, риск ради другого и т, п. При этом именно в отрочестве че­ловек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо


для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении до­верительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выясне­ний отношений, ссор.

Именно в отрочестве чрезвычайно велик диапазон поляр­ных чувств. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не мо­жет остановить сто в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха пе­ред людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгаю i пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели — весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездеятелен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и, кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть — и он вновь охвачен страстью новой цели (Мухи­на В. С„ 1997).

«Подростковый комплекс» эмоциональности

Резко выраженные психологические особенности подростково­го возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного ве­селья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Чувствительность подростков к oi [енке посторонними сво­ей внешности, способностей, умений сочетается у них с излиш­ней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживает­ся с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным дру­гими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, об-щепри пятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантази­рование — с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).

Эгоистичность

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов сноей жизни люди неспособны на такую преданность и самопожертвование.


Глава 3


Особенности аффективной сферы подростка



 


Только подростки могут страстно любить и оборвать эти отно­шения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой — охва­чены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отноше­нию к окружающим грубо и бесцеремонно, хотя сами они не­имоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом (Фрейд А., 1993).

Депрессивность

Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводит к тому, что у подростков нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с дру­гой стороны, у него часто возникает состояние неуверенно-сти в себе, сознание своей не] юлноценности, и это бывает сля-зано с тяжелыми переживаниями, которые датеко не всегда про­являются внешне.

Критичность к другим

В этом гюзрасте ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому па мелкие промахи, недочеты и работе, частая тема - необъективность или несправедливость. I!одо6-мыс особен 1 me i it uv случайны, а весьма характерны для перио­да особой чувствительности ребенка к тому, как его восприни­мают окружающие. При всей критичногтив адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним ок­ружающих, и учителей — не ь последней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе вни­мание, узнать, что о нем думают, и в целом составить представ-лениеоссбечерезвзглядокружающих(По.1иванонаК,Н.,2000).

Критичность к себе

Рост самосознания подростка приводит к тому, что он иногда, юстаточно придирчиво оценивает свою внешность и душевные свойства. Подросток много думает о развитии своих нолевых качеств. Он очень чутко относится к тому, как взрослые оцени­вают его ум, его способности.

В этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток может бо­лезненно переживать невинное замечание о том, что оказался


неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень складно. А поскольку такие замечания падают па почву его внутренней неуверенности в себе, то это может в зависимости от обстоя­тельств и обстаноЕШ 1 вызвать у подростка аффективную вспыш­ку (надерзит, нагрубит, заплачет), или обиду, которую он зата­ит глубоко с себе, или же чувство тоски от того, что он такой неудачливый, неспособный ит. д. И все эти обстоятельства мо­гут привести ребенка в состояние депрессии, заставить «замк­нуться*, сделать его стеснительным.

Серьезной причиной депрессивного эмоционального состо­яния подростка могут быть его эротические мысли, которых oil стесняется, стыдится, а вместе с тем невольно им поддастся. Сознание того, что он не может заставить себя нужным обра­зом отвлечься от этих мыслей и побуждений, вынуждает под­ростка чувствовать собственное бессилие. Он всячески стремит­ся скрыть свои переживания от окружающих, особенно родных, опасаясь, что они могут доискаться причин его угнетенного со­стояния, а этого подросток очень стыдится (Ермолаева М. В., 2000).

Положительная мотивация

В целом основными мотивами действий подростков все же яв­ляются положительные социальные побуждения, переживания благожелательности к людям, сочувствия их горю и несчастью. Именно такими, часто подспудными и противоречащими по­вседневному внешнему поведению чувствами объясняются многие героические поступки подростков во время несчастья, пожара, когда кто-то тонет, потерпел аварию и т. д. Желание сделать людям хорошее — помочь им в горе, несчастье, при не­приятностях, восстановить попранную справедливость, про­явить горячее сочувствие угнетенным и обездоленным — зани­мает существенное место в эмоциональном мире подростка. Эти желания и устремления часто становятся осознанными, а ино­гда и недостаточно осознаваемыми мотивами действий и поступ­ков подросткок. И если эти устремления войдут в нужное, дей­ственное русло, то подросток будет испытывать глубокое мо­ральное удовлетворение (Якобсон П. М., 1998).

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведет к интенсивному росту соци­ально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее



Глава 3


Особенности эффективной сферы подростка



 


испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремлен не бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. Н подростковом воз­расте сильнее, чем прежде, становится захваченность растуще­го человека пережипаниями, связанными с добром, сочувстви­ем, со способностью жертвовать,своими запросами, потребно­стями ради окружающих (Якобсон П. М„ 1976).

Стресс

Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувства­ми такой глубины, о которой он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душенные муки обогащает сфе­ру своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу иден­тификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом це­ленаправленного обособления (Мухина Б. С. 1997).

Причиной возникновения стресса у подростков может стать очень многое: развод родителей, неудами в школе, арест, попа­дание в зависимость от наркотиков или алкоголя, потеря рабо­ты, ссоры с любимыми, беременность или переезд на новое местожительство. Большинство молодых людей либо сами стал­киваются с одной или несколькими подобными проблемами, либо имеют близких друзей, которым приходится такое пере­жить. В табл. 3.1. приводится список различных жизненных со­бытий, которые, как правило, вызывают стресс. Они располо­жены в порядке убывания силы их воздействия па подростков. Смерть члена семьи оценивается как наиболее стрессовое со­бытие, далее следует развод или разъезд родителей. 11роблсмы ь школе, с наркотиками, на работе, с друзьями и со здоровьем ' также занимают в таблице довольно высокое положение.

Развитие социальных эмоций

Социальные эмоции — переживание человеком своего отноше­ния к окружающим людям; возникают, формируются и прояв­ляются в системе межличностных взаимоотношений.

Развитие социальных эмоций предполагает не только ов­ладение определенным объемом знаний (нормами поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и вы­работку отношений к этим знаниям, которые могут быть назва­ны эмоциональными эталонами и при принципиальной одно­родности имеют специфические отличия, накладываемые дан­ным обществом и данной культурой.


Краткосрочное хорошее или плохое настроение сильно влияе-i на оценку людьми видеозаписи своего поведения. Те, кто находится в данный момент в плохом настроении, обнаружи­вают меньше позитивного в своем поведении (Майерс Д. Со­циальная психология: Пер. с англ. СПб., 1996).

Дружба

В подростковый период весьма ощутимой становится потреб­ность в хороших друзьях. Удовлетворение эмоциональных по­требностей детей младшего школьного возраста очень мало за­висит от общения со сверстниками. Ребенок ищет этого удов­летворения у родителей. 11 мен но от них он ждет похвалы, любви и нежности. В подростковый период картина меняется. Поло­вое созревание приносит с собой новые чувства, желание обре­сти эмоциональную свободу и независимость от родителей. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем что­бы найти у них то, что раньше давали им родители.

Такое общение со сверстниками знаменует новую (межлич­ностную) стадию эмоционального развития, которая характе­ризуется появлением способности к эмоциональной децентра-ции

Наиболее существенное свойство взаимоотношений меж­ду сверстниками — их принципиальное равноправие, включа­ющее равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в Детской группе. Удовольствие от совме­стного времяпрепровождения, совместных занятий, стремление их продолжать помогают преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений. Практика согласования ведет к развитию способности строить равноправное сотруд­ничество детей, мыслящих и чувствующих по-разному (Цукер-ыан Г. Л., Мастеров Б. М., 1995).

В раннем подростковом возрасте дружеские отношения насыщены, эмоциональны, но порой.приводят к конфликтам, если их участники не получают удовлетворения своих потреб­ностей. Подростки могут оши-

|- Эмоциональная децентрация — способность отстраниться от собственных эмоциональ­ных переживаний, восприни­мать эмоции,эмоциональные состояния другого человека.

биться в своем выборе: поведе­ние приятелей, не отвечающих их запросам, может стать при­чиной досады и гнева. Чем сильней и эгоистичней чувства, заставляющие подростка доби-


                       
   
   
   
 
 
   
   
 
 
 
 
   
 

 

Глава 3

ваться чьей-то дружбы, тем более вероятно, что такие отноше­ния будут напряженными и «взрылсюпаспыми». Всякий раа. когда желания неуравновешенных, незрелых п социальном пла­не подростков не получают своего удовлетворения, ответом ста­новится бурный всплеск эмоций, что может привести к времен­ному или окончательному разрыву отношений (РаЙс Ф., 2000).

По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся все более открытыми, причем между девочками воз­никает более тесный эмоциональный контакт, чем между маль­чиками.

При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка п семье, конфликты с родите­лями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повы­шенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного про-, Цесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появле­ние обиды, озлобленности, которые могут выразиться в агрес­сивной эмоциональной реакции, является пренебрежение изрос-л ых к подростку, к его запросам, устремлениям, ко всей его лич­ности (Якобсон П. М„ 1976).

Эмоции в старшем подростковом возрасте

При переходе от подросткового к юношескому возрасту само­познание молодого человека теряет эмоциональную напряжен­ность и существует уже на спокойном эмоциональном фоне.

Для юношей характерно эмоционально окрашенное жела­ние выделиться среди сверстников, приобретающее самую раз­нообразную форму. Это могут быть чисто внешние особенно­сти поведения: своеобразные манеры, интонации речи, специфи­ческие выражения, способы обращения, а также особенности одежды, прически и т. д. Но рядом с этой часто наносной фор­мой повеления появляется уже серьезный интерес к собствен­ной личности, к своим достоинствам и недостаткам.

Мнение ученых

И. С. Кш выделяет следующие ч ииы взросления.

Он пишет, что у одних людей юность период «бури и натиска», протекающий бурной кризисно, характеризующийся серьезны-


 

Особенности аффективной сферы подростка  
Таблица 3.1 Шкапа жизненных событий, вызывающих стресс (составлена подростками)
№ л/и Жизненные события Оценка
I Смерть ОТЧВ"Л" матери  
  t'Mcpib брата или сестры  
  Смет ь близкого друга  
  Развод или разъезд родителей  
  Неуспеваемость по одному или нескольким предметам в школе  
  Арест  
  Провал на экзамене  
а Один из членов семьи имеет проблемы с алкоголем (но не сам подросток)  
  Попадание в зависимость от алкоголя или наркотиков  
  Потеря любимого домашнего животного  
и Болезнь роди гелей или какого-нибупь другого близкого роделвенника (не самого подростка)  
  Потеря работы  
  Разрыв с другом или подругой  
  Исключение из школы  
  Беременность подружки  
  Потеря работы родителем  
  Получение фавмы или болезнь  
IS Стычки с родителями  
  Конфликты с иpl1 подавателем или начальником не работе  
  Наличие любой из нижеперечисленных проблем: прыщи, излишек веса, чрезмерная худоба, слишком высокий или слишком низкий рост  
  Переход в новую Школу  
  Переезд па новое место жительства  
  Перемены во внешнем облике (например, появление очков)  
  Ссоры с братом или сестрой  
  Начало менструаций(для девушек)  
  Переезд в семью нового члена (дслушки, бабушки, приемного брата или сестры и т, д.)  
  Первые дни работы  
  Беременность матери  
  Первое свидание  
  Знакомство с новыми друзьями  
  Вступление в брак брата или сестры  
"Цифры округлены до ближайшего целого числа Источник: Yea worth, R. С., York, J., Hasscy, M. A., Ingle. M. E. and Goodwin, T. (Spring 980)


Глава 3


Особенности аффективной сферы подростка



 


МИ эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой. У других юностьпротскает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, по до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны; тадие люди доставляют меньше все­го хлопот воспитателям, но и их развитии механизмы приспособ­ления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразны­ми изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши И девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собствен­ную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоцио­нальная жизнь (Кон И. С, 1996. С. 259-266).

«Настроение» юношеского возраста

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характери­зуется большей дифференцированностью эмоциональных ре­акций и способов выражения эмоциональных состояний, а так­же повышением самоконтроля и саморегуляции.

В то же время остаются многие черты, характерные для «подросткового комплекса» эмоциональности (см. выше).

Общая направленность юношей и девушек на будущее со­здает благоприятные психологические основы для большей от­крытости разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с новыми видами деятельности, чув­ство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника, — все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость мо­лодых людей, свойственную данному возрасту (Якобсон П. М., 1976).

Исследования

По данным лопгитюдного исследования И. В. Дубровиной и со­трудников (1988), общий уровень тревожности у девятиклассни­ков по сравнению с семи- и восьмиклассниками резко снижает­ся, но в десятом классе снова повышается, в основном за счет ро­ста самооценочной тревожности.


Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он про­ецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ре-uci гок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если |),i. l л-тся, то этому тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний, физический мир — только одна из возможно­стей субъективного опыта, сосредоточием которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девочка, кото­рая на вопрос психолога «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» ответила: «Я сама».

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимо­сти, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно неред­ко переживается как смутное беспокойство ил к ощущение внут­ренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсю­да расте т потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении (Кон И. С, 1996).

Интенсивное развитие эмоций в юношеском возрасте

В юности интенсивно развиваются самые разные чувства. Обо­стряются и становятся более осознанными эстетические пере­живания. Получает новое развитие чувство долга, чувство мо­рального негодования, сочувствие несчастью другого, его горю, душевный подъем от хорошего постумка, радость от встречи с произведением искусства, волнение, грусть. Юноша пережива­ет радость первой любви, под влиянием которой он становится еще лучше и человечнее (Ермолаева М. В., 2000).

Юношеский возраст чрезвычайно значим для развития эмо­циональной сферы человека. Можно сказать, что это «критиче­ский* возраст, поскольку в это время закладываются основы эмо­циональной жизни человека в зрелые годы (Якобсон П. М., 1976).

Исследования _______________________________________

i В исследовании Л. И. Бершедовои рассматривается кризис 17 лет, охватывающий период от 15 до 18 лет. Единство качественных преобразований в целостной системе отношений к миру, себе и. людям детерминировано в этот критический период сложным процессом самоопределения как впервые возникающего явления, «аффективного центра» социальной ситуации развития.



Глава 3


Особенности аффективной сферы подростка



 


Юность — возраст специфической эмоциональной сензи-тннмпсти. В этот период интенсивно реализуются и расцвета­ют при благоприятных условиях все те потенции к развитой эмоциональной жизни, которые заложены в натуре человека. «Юношеская горячность», «юношеская пылкость» — неслучай­ные слова, а выразительная характеристика особенностей эмо- ецюналыюЙ жизни в эти голы.

Для эмоциональной жизни юности характерно то, что мо­лодыми людьми не только переживаются предметные чувства (направленные на определенное событие, лицо, явление), но и формируются у них чувства обобщенные (чувство прекрасно­го, трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства ныражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Их и называют мировоззренческими чув­ствами (Якобсон П. М, 1976).

Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирова! i неустойчивых эмоционачьных отношении, своеоб­разных «эмоциональных констант» (Леонтьев А. П., 1971. С. 40).

Одним из существенных моментов становится формиро­вание чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а имен­но мужской п женской.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.186 (0.076 с.)