Развитие мышления в подростковом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие мышления в подростковом возрасте



'Особеннозаметные изменения происходят В развитии мышления.

Мышление является высшим психическим познаватель­ным процессом. Суть данного процесса заключается в порож­дении нового знания, на основе творческого отражения и пре­образования человеком действительности.

Мышление, как и любой психический познавательный про­цесс, имеет свои специфические характеристики и признаки (рис.2.1).



Глава 2


Особенности развитии когнитивной сферы подростка



 


Теоретическое мышление ------

— один иЭ видов мышления, который направлен на от­крытие законов, свойств объектов. Данный иид мыш­ления обычно отличают от мышления практического.

Логическое мышление

— вид мыслительного про­цесса, в котором используют­ся логические конструкции и готовые понятия.


.'В подростковом возрасте прежде всего продолжает разви­ваться теоретическое мышле­ние. Используемые в младшем школьном возрасте операции Становятся формально-логиче­скими операциями, родросток в состоянии достаточно легко аб­страгироваться от конкретного, наглядного материала и рассуж­дать словесно. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опро­вергать, что свидетельствует о приоритетном развитей У него логического мышления.


использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности воз­никают не сами но себе, а формируются и развиваются в про­цессе школьного обучения, при овладении знаковыми система-. ми, принятыми во многих современных науках.

Таким образом!одной из наиболее существенных особен­ностей подросткового возраста является то, что в процессе обу­чения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслитель­ные операции J Поэтому неслучайно, характеризуя данную ста­дию развития мышления, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью разви­тия мышления в этом возрасте является то, что постепенно от­дельные умственные операции превращаются в единую целост­ную структуру.

Исследования


 


Особенности мышления подростка по сравнению с младшим школьником

Систематическая классификация основны» видов ощущений

В отличие от младших ШКОЛЬНИКОВ, у ребенка, достигшего под­росткового возраста, проявляется способность оперировать ги­потезами при решении интеллектуальных задач. Причем, стал­киваясь с необходимостью решить задачу, которая для него яв­ляется новой, в большинстве случаев подросток стремится

Дистантные

Зрительные

Слуховые

Обонятельные

Контактные

Вкусовые Температурные

Тактильные Осязательные

Органические

Ощущения движения Ощущения равновесия

Рис. 2.1.Характеристики мышления

ощущении Ощущения боли


В ходе'своих исследований Ж. Пиаже предпринял попытку про­анализировать процесс решения подростками сложных мысли­тельных задач. С этой целью он проаел следующий эксперимент: детям было предъявлено пять сосудов с бесцветными жидкостя­ми и предложено путем смешивания жидкостей найти такую их комбинацию, которая даст желтую окраску. Если лети младшеги нозраста смешивали жидкости в случайном порядке, методом проб и ошибок, то подростки действовали по-другому. Они по­пытались рассчитать возможные комбинации смешения жидко­стей. После чет выдвигали гипотезы о возможных результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку сво- их Предположений, они получали результат, который был зара­нее логически обоснован.

(Следующая особенность развития мышления подростков заключается в способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суж­дениях. Благодаря этому у детей подросткового возраста отме­чается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, полити­ческим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обоб­щенный взгляд на мир, т. е. у них происходит становление ми­ровоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.



Глава 2


Особенности развития когнитивной сферы подростка



 


                       
         
           
 
 
 
 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.007 с.)