Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические механизмы социализации в семье

Поиск

Социализация в семье осуществляется разными путями и про­исходит в основном по двум Параллельным направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания и социаль­ною научения.

Семейное воспитание — это целенаправленные, сознатель­ные воспитательные воздействия, осуществляемые родителя­ми с целью формирования определенных качеств, умений.

Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления - поощряя поведение, которое взрос­лые считают правильным, и наказывая за нарушение установ­ленных правил, родители внедряют в сознание ребенка опре­деленную систему норм, соблюдение которых постепенно ста-нонится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же. /

При рассмотрении воспитательной деятельности родите­лей выделяют:

—различные стили воспитания;

—факторы воспитательного воздействия;

—воспитательную ттешпппо родителей и др.

Социализация-------- ■--- — осуществляемый в дея­тельности и общениипро­цесс И результат усвоения и активного воспроизводст­ва индивидом социальногоопыта.

Процесс социального научения, в свою очередь, происхо­дит как при непосредственном взаимодействии ребенка с ро­дителями, так и за счет наблю­дения особенностей социаль­ного взаимодействия других членов семьи между собой (Роан Л, А., Бордовская И. В-РазумСИ., 2000).


Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осу­ществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семей­ная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценност­ные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация ро­дительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Выделяются два типа деформации семьи (Рсан А. А.):

—структурная;

—психологическая.

Структурная деформация семьи — это нарушение ее струк­турной целостности, связанное чаще всего с отсутствием одно­го из родителей.

Психологическая деформация семьи связана с нарушени­ем системы межличностных отношений, преобладанием отри­цательных ценностей, асоциальных установок и т. п.

Как структурная, так и психологическая деформация се­мьи оказывает значительное влияние на формирование лично­сти ребенка.

Стили семейного воспитания

М коте работы, посвященные детско-родительским отношени­ям, онпр;штся на предложенную Д. Ьаумринд более 30 лет На­зад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных п иля: авторитарный, авторитет­ный, но демократический и попустительский (Baumrind D., 1991).

Авторитарный стиль воспитания

Автори-i арный стиль (в терминологии других авторов — авто­кратический, диктат, доминирование) — все решения прини­мают родители, считающие, что ребенок во всем должен под­чиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать спои требования, сопро­вождая их жестким контролем, суровыми запретами, выгово­рами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждеб­ное п,. I (анболее активные, сильные подростки сопротивляют-<я ii бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко


134


Глава В


Подросток и семья



 


токидают родительский дом, как только могут себе это позво­лить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слу­шаться родителей, не совершая попыток решать что-либо са­мостоятельно. Если по отношению к старшим подростом ма­тери склонны реалидовывать более «разрешающее» поведение, та авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь меха­низм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или стра­ха перед наказанием, и как только угроза наказания извне ис­чезает, поведение подростка может стать потенциально анти­общественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительнос­ти, постоянной настороженности и даже враждебности к окру­жающим.

Демократический стиль воспитания

Демократический стиль (в терминологии других авторов — ав­торитетный, сотрудничество) — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответ­ствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, уча­ствуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение II советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При атом родители проявляют твердость, заботятся о справедли­вости и последовательном соблюдении дисциплины, что форми­рует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль воспитания

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — ли­беральный, снисходительный, гипоопека) — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ог­раничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликту­ют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой сторо-


ны, воспринимая недостаток руководства со стороны родите­лей как проя нлепие равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подрост­ка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для са­мостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные сти­ли семенного воспитания.

Хаотический стиль воспитания

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно вы­раженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспи­тательных средств между роди гелями.

При таком стиле воспитания фруслрируется одна из важ­ных базовых потребностей личности — потребность в стабиль-ног i и и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребен­ка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тре­вожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуа­циях длжг агрессивность и неуправляемость, социальную деза­даптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль воспитания

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ре­бенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за Вето все возникающие проблемы. Родители бдительно следят а поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспита­ния приводит, с одной стороны, к чрезьгерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формирова­нию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию пщп-"1; релостп.



Глава 8


Подросток и семья



 


Факторы родительского воспитания

Родительское отношение является двойственным и противоре­чивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой — объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Во многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются именно ЭТИ:

1) эмоциональное отношение, любовь, принятие;

2) особенности требований и контроля (Смирнова Е. О., Быкова М. В., 2000).

Мнение ученых

Э. Фромм выделил качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность-безусловность и контролируемость—неконтролируемость. Мате­ринская любовь безусловна, дана от рожден ия. но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо нет). Отцовская любовь обусловлена тем. оправдыва-II.in ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребенка) (Фромм Э., 1.998).


йся недостаточным стремлением К удовлетворению потребно­стей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Количество и качество требований к ребенку п семье пред­ставлено разными шкалами: степень требований—обязанностей, степень требований—запретов, строгость санкций.

^тойчивыесочетания указанныхrarjaMeTpoBcra/iaurr несколь­ко характерных негармоничных Стилей воспитания (табл. 8.1).

Потворствующая пшерпротекция — родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его же­ланиям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищают­ся минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в вы­соком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидер­ству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая ги пер протекция — ребенок также в цент­ре обостренного внимания родителей, которые отдают ему мно­го времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя

Таблица 8.1 Диагностика типов негармоничного семейного воспитания


 


Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания

Э. Г. ЭйдемЯЛлер, В. Юстицкис (1998) выделили факторы ро­дительского воспитания, наиболее важные с точки прения фор­мирования нарушений поведения и отклонений личности де­тей и подростков.

Уровень протекции — количество сил, внимания и време­ни, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гипер­протекции родители посвящают ребенку крайне много време­ни, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гшюпротекции подросток оказывается на пери­ферии внимания родителей, до него «не доходят руки*-, за вос­питание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.

Другой важный фактор — степень удовлетворения потреб­ностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых по­требностей ребенка, балуют его, Игнорирование характеризу-


 

 

Тнм воспитания Вырлжниинч I. 'up i miemiiine.ii.iioi и принесен
Уровень lipOICK- ини Степень \ mn.ii1-1 но ре iiiih потреб­ностей ребенка Степень предъ­явления ipefioви­ним Степень запретов Стро­гость санкции
Потворст­вующая ги-пер ii роте кии я + + - - -
Доминирую­щая гипер­протекция + + ± + ±
Повышенная моральная otbcjl"! цен­ность + - + + ±
Эмоциональ­ное отверже­ние - - ± ' ± ±
Жестокие Обращение - - ± ± +
J ипопротек-Ци я - -   - ±


Глава 8


Подросток и семья



 


многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Гииопротекпия — к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипонротекции контроль и забота носят формаль-ный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, его по­требности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональ­ном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность —от ребенка тре­буют честности, порядочности, чувства долга, не соответству­ющих его возрасту, возлагают на него ответственность за бла­гополучие близких, и подросток боится их разочаровать.

Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей под­ростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между роди­телями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1998).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.008 с.)