Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование мотивов учебной деятельности школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте Поскольку па познавательную мотииашпо не распространяет Внешнее подкрепление в виде различных стимулов порой снижает внутреннюю мотивацию и тем самым ухудшает деятель- ь. Этот факт подтверждается наблюдениями Дж. Габарино. Водной из школ было принято, чтобы ученики средних классов помогали в занятиях первоклассникам и второклассникам. Одна группа «наставников* работала без какого-либо вознаграждения, другая же получала билеты и кино. Между этими группами наблюдались определенные различия но взаимодействии со сиои-ми младшими товарищами. Вознаграждаемые «наставники» по сравнению с невоанаграждаемыми были менее дружелюбны, а их требовании — более жесткими. Они, очевидно, рассматривали свою деятельность не ТОЛЬКО как помощь другому, но и как средт ствп для получения вознаграждения, так что в случае неудачи своих подопечных они испытывали фрустрацию и становилась нетерпеливыми. Как следствие, ученики вшнаграждавшихся * наставников» демонстрировали худшие достижения, чем ученики оказавшихся более дружелюбными и терпеливыми невозпаграж-давшихся «наставников» (по Хекхаузену X., 1986). В ряде исследований было обнаружено, что материальное поощрение сильнее снижает показатели внутренней мотивации, чем символические или вербальное, а порицание ослаблял мотивацию. Ожидаемые награды оказывают более сильное ослабляющее влияние, чем неожиданные. Все эти данные, однако, справедливы при условии, что деятельность изначально вызывала у in минуемых высокий интерес. В подростковом же возрасте ребенку уже доступно осознание ciioeii учебной деятельности, ее задач, способов и средств, доступно осознание соподчинения, сравнительной значимости мотивов, а это означает, что в этом возрасте складывается ее осознанная иерархия. Кроме того, существенно развиваются процессы цслеполагания в учении. Подросток способен к овладению умения ставить гибкие цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. Однако без специального вмешательства существенных изменений в мотивации учения школьников при традиционной системе обучения не происходит. Мотивация учебной деятельности студентов Настоящее время уже не вызывает сомнения отсутствие ди- в вопросе, чем обусловлена успеваемость учащихся - Глава 10 Мотивация учебы и выбора профессии
Путем экспериментальных исследований на материале различных российских вузов было установлено, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов 1-го курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5-го курса. По нашим данным (Реан А., 1988), несмотря на то что незадолго до окончания вуза удов- летворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. В иных случаях снижение удовлетворенности логично было бы связывать с уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники, как правило, опираются паевой идеальные представления о будущей профессии, которые при стол кмонешш (реалиями подвергаются болезненным изменениям. Очень важно другое. Ответы на вопрос: «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности (называются «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п.). Что же касается реального учебного процесса, в частности изучения специальных дисциплин, то здесь лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируется на творческие методы обучения: Таким образом, с одной стороны — высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса. С обсуждаемой здесь проблемой связаны, в частности, следующие факты. В результате проведения крупных комплексных исследований по проблеме отчисления из высшей школы было установлено, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. При этом выяснилось (и это очень важно), что данное обстоятельство объясняется не только объективными трудностями усвоения указанных дисциплин, но и с тем, что студент не осознает возможности их применения и будущей профессиональной деятельности, вследствие чего мало связывает успеваемость по этим предметам (положение с иностранным языком в настоящее время изменилось) с уровнем своей узкоспециальной квалификации. Глава 10 Мотивация учебы и выбора профессии
Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами ее овладения.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |