Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование мотивов учебной деятельности школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку па познавательную мотииашпо не распространяет Внешнее подкрепление в виде различных стимулов порой снижает внутреннюю мотивацию и тем самым ухудшает деятель- ь. Этот факт подтверждается наблюдениями Дж. Габарино. Водной из школ было принято, чтобы ученики средних классов помогали в занятиях первоклассникам и второклассникам. Одна группа «наставников* работала без какого-либо вознаграждения, другая же получала билеты и кино. Между этими группами наблюдались определенные различия но взаимодействии со сиои-ми младшими товарищами. Вознаграждаемые «наставники» по сравнению с невоанаграждаемыми были менее дружелюбны, а их требовании — более жесткими. Они, очевидно, рассматривали свою деятельность не ТОЛЬКО как помощь другому, но и как средт ствп для получения вознаграждения, так что в случае неудачи своих подопечных они испытывали фрустрацию и становилась нетерпеливыми. Как следствие, ученики вшнаграждавшихся * наставников» демонстрировали худшие достижения, чем ученики оказавшихся более дружелюбными и терпеливыми невозпаграж-давшихся «наставников» (по Хекхаузену X., 1986). В ряде исследований было обнаружено, что материальное поощрение сильнее снижает показатели внутренней мотивации, чем символические или вербальное, а порицание ослаблял мотивацию. Ожидаемые награды оказывают более сильное ослабляющее влияние, чем неожиданные. Все эти данные, однако, справедливы при условии, что деятельность изначально вызывала у in минуемых высокий интерес. В подростковом же возрасте ребенку уже доступно осознание ciioeii учебной деятельности, ее задач, способов и средств, доступно осознание соподчинения, сравнительной значимости мотивов, а это означает, что в этом возрасте складывается ее осознанная иерархия. Кроме того, существенно развиваются процессы цслеполагания в учении. Подросток способен к овладению умения ставить гибкие цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. Однако без специального вмешательства существенных изменений в мотивации учения школьников при традиционной системе обучения не происходит. Мотивация учебной деятельности студентов Настоящее время уже не вызывает сомнения отсутствие ди- в вопросе, чем обусловлена успеваемость учащихся - Глава 10 Мотивация учебы и выбора профессии
природными способностями или развитием учебной мотивации. Известно, что здесь существует сложная система взаимосвязей и что при определенных условиях (в частности, при повышенном интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Как уже говорилось, недостаток способностей может компенсироваться развитием мотивационмой сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), вследствие чего в учебной деятельности могут быть достигнуты высокие результаты. Однако дело не только в том, что два этих фактора (способности и мотивация) находятся в диалектическом единстве и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, i доведенные в вузах, показали, что сильные и слабоуспевающие студенты различаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по степени развития у них профессиональной мотивации. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитуриента» на уровне способностей. Выдержавшие отбор и попавшие в число первокурсников в целом близки друг другу но уровню общих интеллектуальных способностей, В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Положительное отношение к профессии в сочетании с компетентным представлением о ней детерминирует формирование и других, более частных, мотивов. Это положение экспериментально иодтверждаегся исследованиями, выполненными в системе начального образования и в высшей школе. Путем экспериментальных исследований на материале различных российских вузов было установлено, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов 1-го курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5-го курса. По нашим данным (Реан А., 1988), несмотря на то что незадолго до окончания вуза удов- летворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. В иных случаях снижение удовлетворенности логично было бы связывать с уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники, как правило, опираются паевой идеальные представления о будущей профессии, которые при стол кмонешш (реалиями подвергаются болезненным изменениям. Очень важно другое. Ответы на вопрос: «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности (называются «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п.). Что же касается реального учебного процесса, в частности изучения специальных дисциплин, то здесь лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируется на творческие методы обучения: Таким образом, с одной стороны — высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса. С обсуждаемой здесь проблемой связаны, в частности, следующие факты. В результате проведения крупных комплексных исследований по проблеме отчисления из высшей школы было установлено, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. При этом выяснилось (и это очень важно), что данное обстоятельство объясняется не только объективными трудностями усвоения указанных дисциплин, но и с тем, что студент не осознает возможности их применения и будущей профессиональной деятельности, вследствие чего мало связывает успеваемость по этим предметам (положение с иностранным языком в настоящее время изменилось) с уровнем своей узкоспециальной квалификации. Глава 10 Мотивация учебы и выбора профессии
Следовательно, необходимым ком понентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех шш иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников. Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами ее овладения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.011 с.) |