Психологические защиты у подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические защиты у подростков



Защитно-психологический механизм — механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или несоответствия между Я-концепцией и актуальным опытом.



Глава 5


Особенности Я-концепции подростка



 


Представления, чувства или идеи, иступающие в противо­речие с другими предстаилениями, чувствами или идеями ин­дивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации пси­хологического дискомфорта. Испытывав потребность в дости­жении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые сидсоГктноиали бы восстановле­нию утрачен noio равновесия.

По мнению ряда ученых, человек часто отказывается ви­деть вещи такими, какие они есть па самом деле, отрицает ин­формацию, несовместимую со сложившимися представлениями, в том числе и о себе, т. с. проявляет защиту от потенциально тревожной информации (Берне Р.; 1986; Грановская P.M., 1999 и др.).

Детям подросткового возраста свойственно использование различных психологических защит. Некоторые из них исполь­зуются подростками чаще других, например, проекция, психо­логический смысл которой сводится к ослаблению интенсив­ности отрицательных эмоций, возникающих при нзаимоотно-шении с окружающими.

Проекция по своим психофизиологическим механизмам является довольно сложной защитой, lie функционирование включает дна плач мое пяланных, но относительно самостоятель­ных процесса1 эмоционально-когнитивной оценки какой-либо конкретной ситуации или определенного события.

Один из них - разделение общей оценки на два компонен­та, положительный и отрицательный.

Этот этап проекции, плохо или совсем не сознаваемый, пе­реходит в следующий, заключительный: личность приписыва­ет себе положительные характеристики и переносит отрица­тельные на персону, с которой имело место взаимодействие в оцениваемой ситуации.

Проекция В процессе внешнего конфликтного взаимодей­ствия способствует сохранению константности позитивной Я-концепции, но усиливает или формирует негативные чувства к кому-либо и;э окружающих, тем самым усиливая конфликтность межличностных отношений.

При возникновении внутренних конфликтов проекция слу­
жит целям освобождения Я-концепции от негативных оценок с
помощью переноса негативных характеристик на кого-либо из
окружающих близких людей или тех, кому эти характеристики
свойственны. '


Проекция — это одна из самых конфликтогенных психо­логических защит, так как активное и стабильное ее использо­вание приводит к формированию таких черт личности, как са­молюбие и гордость, мстительность и обидчивость, враждеб­ность и склонность к ревности.

Личность с доминирующей проекцией при возникновении противоречий склонна к оборонительному шжедению и деструк­тивному самоутверждению в силу неадекватной самооценки.

У подростков существуют и другие защиты, например от­рицание и рационализация.

Отрицание — игнорирование личностью опасной и неже­лательной информации с целью исключения конфликта меж­ду Я-образом и непосредственным опытом. Этот способ защи-_ ты проявляется в особо серьезных обстоятельствах, например, воспитатели детских домов наблюдают чрезвычайную привя­занность и любовь некоторых подростков к своим родителям-алкоголикам.

Рационализация — осознание информации, приемлемой для личности в связи с ее стремлением «контролировать*- свое поведение и ситуацию. С точки зрения Р. Бернса, рационализа­ция позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Например, «социальные сироты», декларирующие готовность быть со своими асоциальными родителями.

Сублимация - это замещение инстинктивной потребно­сти в соответствии с высшими социальными ценностями или удовлетворение ее в рамках социальных и личностных правил.

Такая замена потребности или способов удовлетворения потребности возможна, когда в сознании сформированы соци­альные или нравственные стандарты. У подростков происхо­дит соотнесение потребностей с социальными нормами и нрав­ственными правилами и возникает необходимость «переводам своих «ненормативных» потребностей (например, сексуальных или агрессивных) в формы, имеющие право на «открытое удов­летворение».

Понятно, что такой механизм зашиты свойственен не всем подросткам, а наиболее ответственным и позитивно принима­ющим ограничения. Часто способом сублимации является твор­чество. Так, в рисунках подростков и предпочитаемой ими му­зыке проявляются агрессивные тенденции. Например, это вы-

I. рПсихологш мо/фогткл



Глава 5


Особенности Я-концепции подростка



 


ражается в стиле их графики: интенсивный нажим в изображе­ниях, специфическая штриховка, много заостренных линий, а также в сюжетах их рисунков: монстры, воины, оружие.

Музыка, которой отдают предпочтение i юдростки, отлича­ется тяжелым ритмом и упрошенной мелодической конструк­цией.

Их стихи часто также являются средством для выплеска непереносимого психического напряжения.

Таким образом, художественное творчество подростков предстанляе г собой катарсис.

С точки зрения специалистов по психологическим защи­там, сублимация считается наиболее адаптивной формой защи­ты, так как снижает уровень негативной фиксации, чувство тре­воги.

В то же время у других подростков эротическая потреб­ность направляет их мифотворчество в отношении известных представителей искусства или спорта. В сознании подростков эти личности приобретают статус кумиров. Иногда чувства под­ростков к этим «звездным личностям» столь велики, что они могут рассматривать свою личную судьбу только в связи г. жиз­нью и творчеством своего кумира и превращаются в фанатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.04 с.)