Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические защиты у подростковСодержание книги
Поиск на нашем сайте Защитно-психологический механизм — механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или несоответствия между Я-концепцией и актуальным опытом. Глава 5 Особенности Я-концепции подростка
По мнению ряда ученых, человек часто отказывается видеть вещи такими, какие они есть па самом деле, отрицает информацию, несовместимую со сложившимися представлениями, в том числе и о себе, т. с. проявляет защиту от потенциально тревожной информации (Берне Р.; 1986; Грановская P.M., 1999 и др.). Детям подросткового возраста свойственно использование различных психологических защит. Некоторые из них используются подростками чаще других, например, проекция, психологический смысл которой сводится к ослаблению интенсивности отрицательных эмоций, возникающих при нзаимоотно-шении с окружающими. Проекция по своим психофизиологическим механизмам является довольно сложной защитой, lie функционирование включает дна плач мое пяланных, но относительно самостоятельных процесса1 эмоционально-когнитивной оценки какой-либо конкретной ситуации или определенного события. Один из них - разделение общей оценки на два компонента, положительный и отрицательный. Этот этап проекции, плохо или совсем не сознаваемый, переходит в следующий, заключительный: личность приписывает себе положительные характеристики и переносит отрицательные на персону, с которой имело место взаимодействие в оцениваемой ситуации. Проекция В процессе внешнего конфликтного взаимодействия способствует сохранению константности позитивной Я-концепции, но усиливает или формирует негативные чувства к кому-либо и;э окружающих, тем самым усиливая конфликтность межличностных отношений. При возникновении внутренних конфликтов проекция слу Проекция — это одна из самых конфликтогенных психологических защит, так как активное и стабильное ее использование приводит к формированию таких черт личности, как самолюбие и гордость, мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности. Личность с доминирующей проекцией при возникновении противоречий склонна к оборонительному шжедению и деструктивному самоутверждению в силу неадекватной самооценки. У подростков существуют и другие защиты, например отрицание и рационализация. Отрицание — игнорирование личностью опасной и нежелательной информации с целью исключения конфликта между Я-образом и непосредственным опытом. Этот способ защи-_ ты проявляется в особо серьезных обстоятельствах, например, воспитатели детских домов наблюдают чрезвычайную привязанность и любовь некоторых подростков к своим родителям-алкоголикам. Рационализация — осознание информации, приемлемой для личности в связи с ее стремлением «контролировать*- свое поведение и ситуацию. С точки зрения Р. Бернса, рационализация позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Например, «социальные сироты», декларирующие готовность быть со своими асоциальными родителями. Сублимация - это замещение инстинктивной потребности в соответствии с высшими социальными ценностями или удовлетворение ее в рамках социальных и личностных правил. Такая замена потребности или способов удовлетворения потребности возможна, когда в сознании сформированы социальные или нравственные стандарты. У подростков происходит соотнесение потребностей с социальными нормами и нравственными правилами и возникает необходимость «переводам своих «ненормативных» потребностей (например, сексуальных или агрессивных) в формы, имеющие право на «открытое удовлетворение». Понятно, что такой механизм зашиты свойственен не всем подросткам, а наиболее ответственным и позитивно принимающим ограничения. Часто способом сублимации является творчество. Так, в рисунках подростков и предпочитаемой ими музыке проявляются агрессивные тенденции. Например, это вы- I. рПсихологш мо/фогткл Глава 5 Особенности Я-концепции подростка
Музыка, которой отдают предпочтение i юдростки, отличается тяжелым ритмом и упрошенной мелодической конструкцией. Их стихи часто также являются средством для выплеска непереносимого психического напряжения. Таким образом, художественное творчество подростков предстанляе г собой катарсис. С точки зрения специалистов по психологическим защитам, сублимация считается наиболее адаптивной формой защиты, так как снижает уровень негативной фиксации, чувство тревоги. В то же время у других подростков эротическая потребность направляет их мифотворчество в отношении известных представителей искусства или спорта. В сознании подростков эти личности приобретают статус кумиров. Иногда чувства подростков к этим «звездным личностям» столь велики, что они могут рассматривать свою личную судьбу только в связи г. жизнью и творчеством своего кумира и превращаются в фанатов.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.005 с.) |