Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические защиты у подростковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Защитно-психологический механизм — механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или несоответствия между Я-концепцией и актуальным опытом. Глава 5 Особенности Я-концепции подростка
Представления, чувства или идеи, иступающие в противоречие с другими предстаилениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывав потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые сидсоГктноиали бы восстановлению утрачен noio равновесия. По мнению ряда ученых, человек часто отказывается видеть вещи такими, какие они есть па самом деле, отрицает информацию, несовместимую со сложившимися представлениями, в том числе и о себе, т. с. проявляет защиту от потенциально тревожной информации (Берне Р.; 1986; Грановская P.M., 1999 и др.). Детям подросткового возраста свойственно использование различных психологических защит. Некоторые из них используются подростками чаще других, например, проекция, психологический смысл которой сводится к ослаблению интенсивности отрицательных эмоций, возникающих при нзаимоотно-шении с окружающими. Проекция по своим психофизиологическим механизмам является довольно сложной защитой, lie функционирование включает дна плач мое пяланных, но относительно самостоятельных процесса1 эмоционально-когнитивной оценки какой-либо конкретной ситуации или определенного события. Один из них - разделение общей оценки на два компонента, положительный и отрицательный. Этот этап проекции, плохо или совсем не сознаваемый, переходит в следующий, заключительный: личность приписывает себе положительные характеристики и переносит отрицательные на персону, с которой имело место взаимодействие в оцениваемой ситуации. Проекция В процессе внешнего конфликтного взаимодействия способствует сохранению константности позитивной Я-концепции, но усиливает или формирует негативные чувства к кому-либо и;э окружающих, тем самым усиливая конфликтность межличностных отношений. При возникновении внутренних конфликтов проекция слу Проекция — это одна из самых конфликтогенных психологических защит, так как активное и стабильное ее использование приводит к формированию таких черт личности, как самолюбие и гордость, мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности. Личность с доминирующей проекцией при возникновении противоречий склонна к оборонительному шжедению и деструктивному самоутверждению в силу неадекватной самооценки. У подростков существуют и другие защиты, например отрицание и рационализация. Отрицание — игнорирование личностью опасной и нежелательной информации с целью исключения конфликта между Я-образом и непосредственным опытом. Этот способ защи-_ ты проявляется в особо серьезных обстоятельствах, например, воспитатели детских домов наблюдают чрезвычайную привязанность и любовь некоторых подростков к своим родителям-алкоголикам. Рационализация — осознание информации, приемлемой для личности в связи с ее стремлением «контролировать*- свое поведение и ситуацию. С точки зрения Р. Бернса, рационализация позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Например, «социальные сироты», декларирующие готовность быть со своими асоциальными родителями. Сублимация - это замещение инстинктивной потребности в соответствии с высшими социальными ценностями или удовлетворение ее в рамках социальных и личностных правил. Такая замена потребности или способов удовлетворения потребности возможна, когда в сознании сформированы социальные или нравственные стандарты. У подростков происходит соотнесение потребностей с социальными нормами и нравственными правилами и возникает необходимость «переводам своих «ненормативных» потребностей (например, сексуальных или агрессивных) в формы, имеющие право на «открытое удовлетворение». Понятно, что такой механизм зашиты свойственен не всем подросткам, а наиболее ответственным и позитивно принимающим ограничения. Часто способом сублимации является творчество. Так, в рисунках подростков и предпочитаемой ими музыке проявляются агрессивные тенденции. Например, это вы- I. рПсихологш мо/фогткл Глава 5 Особенности Я-концепции подростка
ражается в стиле их графики: интенсивный нажим в изображениях, специфическая штриховка, много заостренных линий, а также в сюжетах их рисунков: монстры, воины, оружие. Музыка, которой отдают предпочтение i юдростки, отличается тяжелым ритмом и упрошенной мелодической конструкцией. Их стихи часто также являются средством для выплеска непереносимого психического напряжения. Таким образом, художественное творчество подростков предстанляе г собой катарсис. С точки зрения специалистов по психологическим защитам, сублимация считается наиболее адаптивной формой защиты, так как снижает уровень негативной фиксации, чувство тревоги. В то же время у других подростков эротическая потребность направляет их мифотворчество в отношении известных представителей искусства или спорта. В сознании подростков эти личности приобретают статус кумиров. Иногда чувства подростков к этим «звездным личностям» столь велики, что они могут рассматривать свою личную судьбу только в связи г. жизнью и творчеством своего кумира и превращаются в фанатов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.2.242 (0.01 с.) |