Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пять стадий полового созреванияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одной из характеристик подросткового возраста является биологическое созреваи ие, которое отличается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием. В процессе полового созревания можно выделить пять стадии, характерных как для мальчиков, так и для девочек (Map-цинковская Т. Д. и др., 2001; Физиология роста и развития детей и подростков, 2000). Первая стадия — детство (инфантилизм). На этой стадии репродуктивная система развивается медленно и фактически незаметно) Регуляция развития осуществляется гормонами щитовидной железы и соматотропными гормонами гипофиза. (Половые органы и это время претерпевают медленные изменения, вторичные признаки иола не развиваются. Первадстадия завершается у девочек в 8-10 лет, а у маль-чиковв 10-13лет. Вторая стадия — собственно начало пубертата — связана с увеличением активности гипофиза. Возрастает выделение секреции гинофи.эарных гормонов (соматотропина и фоллитропи-на), которые определяют ускорение роста тканей и появление начальных признаков полового созревания. Стадия заканчивается у девочек в 9-12 лет, у нал ьчиков в 12-14 лет. Третья стадия — этап активизации половых желез, которые выделяют стероидные гормоны (андрогены и эстрогены), усиливается функционирование другнхжвлеэ внутренней секреции (щитовидной железы, надпочечников).
Это выражается в так называемых «скачках роста» (ускоренном прибавлении в росте и весе), что является существенным биологическим показателем начала подростковот периода.
В подростковый период дети вырастают па 5-8 см в год. Девочки растут более активно в 11 12 лет (рост увели-чи вается до 10 см за год). Мальчики прибавляют в ростр в 13-14 лет, а после 15 лет обгоняют девочек в росте Увеличение в росте происходит в основном за счет трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее, что обусловливает изменение осанки подростков — плоская, узкая или даже впалая Грудь, затрудняющая дыхание. Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в год 4-8 кг, особенно интенсивно в 14-15 лет, мальчики —7-8 кг в Год. Темпы роста массы тела отстают от темпов роста скелета, что определяет внешний вид полростка: костлявая, вытянутая фигура. Несоответствие размера, скелета и массы тела приводит к недостаточной координации движений, общей неловкости, уг-лоъа гости, обилию лишних движении. Однако вместе с тем подростковый возраст является оптимальным для овладения сложными двигательными навыками. Эта парадоксальная ситуация сочетания неловкости и сен щ i и ипости в овладении сложными движениями объясняется тем, что постепенное развитие точ- Глава 1 Биологические особенности развития
ного функционирования происходит последовательно: сначала рост мышц, затем наращивание мышечной силы и после этого — координация. Несформировавшаяся система в уярШЛб; нии движениями обладает наибольшей пластичностью, готовностью к обучению, поэтому тренировки играют существенную роль в формировании согласованных движений. В подростковом возрасте растут легкие, совершенствуется дыхание (хотя его ритм остается учащенным), увеличивается емкость легких. Окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков — брюшной, у девочек— грудной. Усиленный рост органов и тканей предъянляег особые требования к деятельности серд] и. Оно в этом возрасте интенсивно растет, но рост кровяных сосудов отстает от роста сердца. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, наблюдается нарушение ритма сердцебиения. Это обусловливает быструю утомляемость подростков. Недостаточное кровоснабжение мозга может приводить к кислородному голоданию, которое ведет к снижению функциональных возможностей мозговой деятельности, а это проявляется в снижении внимания, памяти, восприятия. На данной стадии происходит появление вторичных половых признаков. У мальчиков ломается голос, пробиваются усы, борода, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах, начинаются поллюции. У девочек развиваются молочные железы. Жировая клетчатка формируется по женскому тину: отложения в области бедер, ягодиц, молочных желез, рук. Формы тела округляются. Четвертая стадия — период максимальной активности половых гормонов: андрогенов (мужских) и эстрогенов (женских). Мужские половые гормоны (андрогены) вырабатываются особыми клетками семенников. Основным мужским половым гормоном являются тестосте- Вторичные половые признаки
рон и его производное андро-стерон. Они обусловливают развитие полового аппарата и рост половых органов, формирование вторичных нолопых признаков: голоса, гортани, скелета и мускулатуры по мужскому типу, рост волос на лице и
теле. Совместно с фолликуло-Стимулнрующим гормоном гипофиза тестостерон активизирует сперматогенез (созревание сперматозоидов). При гиперфу11 кции семенников отмечается преждевременное половое созреваний быстр ьш рост тела и развитие вторичных половых признаков. Поражение семенников или их удаление (кастрация) в раннем возрасте приводит к прекращениюpocrai! развития половых органов, вторичных половых признаков, при этом удлиняется период роста костей, отсутствует половое влечение, не растут волосы на лице, теле, i ie происходят изменения в голосе (он остается высоким в течение жизни). Короткое туловище и длинные руки и ноги придали евнухам характерный вид. Женские половые гормоны (эстрогены) вырабатываются в яичниках. Они оказывают влияние на развитие половых органов, формирование яйцеклеток, их готовность к оплодотворению, готовность матки к беременности, а молочных желез — к кормлению ребенка. Половые различия У девочек резкая прибавка в росте предшествует развитию вторичных половых признаков, а у мальчиков, напротив, существенная прибавка в росте происходит только после того, как у них начинают усиленно, развиваться гениталии. Основным женским половым гормоном является эстради-ол. К женским половым гормонам относится и прогестерон — гормон беременности (гормон желтого тела). Гиперфункция яичников вызывает раннее половое созревание и раннюю менструацию. Описаны случаи полового созревания девочек в 4-5 лет. Глава 1 Биологические особенности развития
На этой стадии активно развиваются вторичные половые признаки, которые могут достичь заиершения. У девочек порой начинаются менструации.
Пятая стадия — завершение формирования репродуктивной системы, что означает становление регуляции между отдельными звеньями системы: гормонами гипофиза и периферическим и железами. Вторичные половые признаки выражены полностью. В 16-17 лет в основном заканчивается формирование скелета по женскомутипу. В19-20 лет у девушек происходит окончательное становление менструальной функции, наступает анатомическая и физиологическая зрелость. У мальчиков в 15-16 лет идет процесс усиленного развития вторичных половых признаков, начинаются непроизвольные извержения семени. Однако анатомическое и физиологическое созревание заканчивается к 24 ГОДОМ.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.196 (0.01 с.) |