Этапы полового созревания мальчиков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы полового созревания мальчиков.



10—11 лет — начало роста яичек и полового члена;

1112 лет — увеличение простаты, рост гортани;

1213 лет — значительный рост наружных гениталий; рост волос на лобке по женскому типу;

13—14 лет — быстрый рост гениталий, уплотнение околососковой области, начало голосовой мутации;

1415 лет — рост волос в подмышечных впадинах, появление волос на лице, дальнейшее изменение голоса,

пигментация мошонки, первая эякуляция, начало поллюций;

15—16 лет — созревание сперматозоидов;

1617 лет — оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по всему телу, появление зрелых сперматозоидов;

1821 год — остановка роста скелета.

Для оценки полового развития мальчиков используются следующие критерии:

— оволосение лобка («Р»);

—- оволосение подмышечных впадин («Ах»);

—— оволосение лица («F» — facies);

— развитие щитовидного хряща («L» — 1аrnх);

— изменение тембра голоса («V»),

Определение стадии развития вторичных половых

Признаков.

1. Развитие волос на лобке:

1) отсутствие — Р0;

2) единичные, отдельные короткие волосы

 

Рис. 35. Стадии развития молочных желез

 

3) волосы на центральном участке лобка, редкие, длинные — Р2;

4) густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности лобка без четких границ (у девочек — четко по треугольнику лобка, вьющиеся — Р3;

5) густые вьющиеся волосы по всей поверхности лобка

в виде треугольника — Р4;

6) густые вьющиеся волосы на лобке, внутренней поверхности бедер по белой линии живота Р5

2. Развитие волос в подмышечных впадинах:

1) отсутствие Аx0;

2) единичные — Ах1;

3) редкие волосы на центральном участке впадины Аx2

4) густые прямые волосы по всей впадине (у девочек— вьющиеся) — Ах3;

5) густые вьющиеся волосы по всей впадине — Ах4.

3. Рост щитовидного хряща:

1) отсутствие признаков роста —L0;

2) начинающееся выпячивание — L1

3) отчетливое выпячивание (кадык) — L2.

4. Изменение тембра голоса:

1) детский голос — V0;

2) мутация (ломка) голоса — V1;

3) мужской тембр голоса —V2.

Рис. 36. Стадии развития мужских гениталий

 

Рис. 37. Стадии оволосения лобка

5. Развитие волос на лице:

1) отсутствие — F0;

2) начинающееся оволосение над верхней губой —F1;

3) жесткие волосы над верхней губой и появление волос на подбородке —F2

4) распространенное оволосение над верхней губой и на подбородке с тенденцией к слиянию; начало роста бакенбардов — F3

5) слияние зон оволосения над губой и на подбородке;

выраженный рост бакенбардов — F4;

6) слияние всех зон оволосения лица —F5.

6. Развитие молочных желез:

1) Железы не выдаются над поверхностью грудной

клетки — Ма0;

2) железы не выдаются, сосок поднимается над околососковым кружком — Ма1

3) железы несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образуют единый конус — Ма2;

4) железы значительно выдаются, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса — Ма3;

5) сосок поднят над околососковым кружком, железа принимает округлую форму и размеры, как у взрослой женщины, — Ма4.

 

 

7. Становление менструальной функции:

1) отсутствие — Ме0;

2) 1—2 менструации к моменту осмотра — Ме1;

3) нерегулярные менструации — Мё2;

4) регулярные менструации — Ме3.

Таблица 9

Формулы полового созревания

Возраст Мальчики Девочки
10 лет Мао,1 Ро,1 Ахо Мео
11 лет Ма1.2 L1 Ахо Мео
12 лет V01 Ро,1 L-0 Aхо Fо Мa2 L1,2АХо. Ме1,
13 лет v1,2 ро,1 L-0,1 Эхо,1 Fо Мa2,3 P2,3 АХ1,2 Ме1,2
14 лет V1,2 Р2.3,L1.2 АХ1,2 Fо,1 Мa1,2 P2,3 АХ2,3 Ме2,3
15 лет Vi,2 Рз.4 L-1,2 АХ2,3 F1,2 Маз,4 РЗ Ах2,з Ме3
16 лет V2 P4.5L1.2 АХ2.3.4 Р2.3 Ма4 Р3 Ахз Ме3
17 лет \/2 P4,5 L2 АХз,4 L2,3 Ма4 Р3Ах3 Ме3

· Динамика физических показателей у школьников

Масса тела.

1. Масса ребенка от 5 до 12 лет равна 20 + 3 (n — 5)

где n — число лет ребенка; k == +6 кг.

2. Масса ребенка от 12 до 15 лет равна n х 5 — 20 кг,

где n —возраст ребенка от 12 лет; k == ±10 кг.

Длина тела.

1. Длина тела ребенка (рост) от 5 до 10 лет равна 110 + 6 х (n — 5),

где n — число лет ребенка; k == ±10 см.

2. Длина ребенка 8 лет в среднем == 130 см; на каждый последующий год прибавляется 5 см.

Так же по специальным формулам оценивается весоростовой показатель.

· Подготовка ребенка к школе

В дошкольном возрасте важно осуществить выравнивание развития детей и полную санацию отклонений в их здоровье, иначе они окажутся не готовыми к школе, что затруднит усвоение учебной программы, адаптацию к школьному распорядку дня. Установление степени готовности к школе основывается на результатах разностороннего медицинского и психофизического исследования с участием педиатра, логопеда, психолога в возрасте 5—6 лет. При выявлении тех или иных дефектов развития проводится соответствующая коррекция и повторное обследование непосредственно перед поступлением в школу.

Детей условно относят к следующим группам риска:

1-я группас отклонениями в биологическом развитии (недостаточная прибавка роста, отсутствие постоянных зубов и т. д.);

2-я группа — с функциональными отклонениями (неврозы, гипертрофия миндалин, сколиоз I степени, ОРВИ 4 и более раз за год и т. д.);

3-я группа — с хроническими заболеваниями (в любой форме).

Психофизиологические исследования включают:

1. Тест Керна-Ирасека.

2. Характер звукопроизношения.

3. Мотометрический тест «вырезание круга».

Тест Керна-Ирасека состоит из 3 заданий:

первое — нарисовать человека (мужчину);

второе — срисовать короткую фразу из 3 слов («Он ел суп»);

третье — срисовать группу точек.

Каждое задание оценивается от 1 до 5 баллов. Готовым к школе считается ребенок, получивший 3—9 баллов за тест.

Окончательное заключение о готовности ребенка к школе дается по совокупности всех данных. При необходимости проводят ряд профилактических мероприятий, в том числе:

— прививки;

— санацию очагов инфекции;

— оздоровительные процедуры;

— перевод на новый режим дня, приближенный к школьному;

— устранение вредных привычек;

— занятия с психологом и логопедом и т. д.

· Обязанности фельдшера школы

1. Неотложная помощь детям (и выработка дальнейшей тактики).

2. Профилактическая работа:

1) организация и проведение профилактических прививок;

2 ) организация профосмотров и участие в них.

 

3. Санитарно-гигиенический контроль за:

1) столовой и персоналом пищеблока;

2) помещениями школы и пришкольным участком;

3) соблюдением норм в подборе мебели, оборудования;

4) проведением уроков физкультуры;

5) уроками труда и соблюдением техники безопасности в мастерских.

4. Санитарно-просветительная деятельность.

5. Выполнение карантинных и противоэпидемических мероприятий.

6. Отчетно-учетная деятельность.

· Правила гигиены для детей старшего возраста

1. Нательное белье должно быть из натуральных тканей.

2. Девочка должна подмываться 2 раза в день, а во время менструаций 3—4 раза в день. Мальчик должен подмываться 1—2 раза в день, открывать и обмывать головку полового члена.

3. Девочка во время менструаций и в холодную погоду должна обязательно носить теплое нижнее белье.

4. В дни менструации девочка должна менять прокладки 4—6 раз в день, в зависимости от объема кровеистечения.

5. У мальчиков нижнее белье должно быть не слишком свободным, но и не тесным, так как перегревание или травмирование яичек приводит к повреждению паренхимы и развитию мужского бесплодия.

6. При появлении юношеских угрей необходимо обратиться к дерматологу; ни в коем случае их нельзя выдавливать.

· Вредные привычки

Отказ от вредных привычек является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни. Самыми распространенными из вредных привычек среди подростков являются:

— табакокурение;

— алкоголизм;

— наркомания;

— токсикомания.

Основным звеном любой привычки является пристрастие подростка к тем или иным химическим веществам. Если курение и алкоголизм в России были всегда широко распространены, то наркомания и токсикомания приняли характер «эпидемии» в последние 10 лет. Масштабы этой страшной беды сейчас так велики, что только совместные усилия государства и общества могут добиться успехов в борьбе с ней. Подростки, имеющие вредные привычки, пополняют растущую армию самоубийц, поскольку, находясь в состоянии «кайфа», испытывают галлюцинации и не осознают реальную действительность. Остановимся коротко на характеристике основных пристрастий подростков.

Курение. Влияние никотина на организм давно изучено, имеются обширные статистические данные о вреде курения. Но до тех пор, пока общество не перестанет терпимо относиться к курильщикам, полностью искоренить его невозможно. Необходимо проводить просветительскую работу среди

подростков, объясняя последствия курения. Огромную роль играет пример в семье. Если отец ребенка не курит, то и сын или дочь будут относиться к курению негативно. Вот некоторые известные данные по воздействию никотина на организм:

1. Курение, вызывая спазм сосудов, значительно увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

2. Курильщики страдают чаще эмфиземой легких в 8—15 раз, язвенной болезнью желудка в 3—5 раз, атеросклерозом в 3—4 раза, чем некурящие люди.

3. Рак легких у курящих развивается в 15—20 раз чаще, чем у некурящих.

4. Почти треть всех болезней у мужчин старше 45 лет вызывается или провоцируется пристрастием к курению.

5. Смертность среди курящих значительно выше, чем у некурящих.

6. У курящих беременных женщин чаще случаются выкидыши, преждевременные роды, тяжелые токсикозы, наносящие плоду непоправимый вред.

7. Дети, родители которых курят, хуже развиваются, чаще болеют.

8. У курящих подростков наблюдается торможение физического развития, задержка полового созревания, отмечается низкая работоспособность и повышенная утомляемость.

Помните! Пагубное влияние никотина сказывается не только, если подросток курит, но и если вдыхает дым курящего рядом человека!

Алкоголизм. Влияние алкоголя на человеческий организм многократно описывалось в учебниках и монографиях, но в ходе исследований выявляются все новые негативные его воздействия. Особенно опасен алкоголь для растущего организма подростков и для женщин, поскольку у них ослаблены

либо отсутствуют защитные ферментные механизмы. Именно в состоянии алкогольного опьянения совершается большинство преступлений и происходит большинство дорожных аварий.

Вот некоторые результаты научных исследований влияния алкоголя на организм.

1. Даже после однократного приема алкоголь в течение 15—20 дней задерживается в мозгу, печени, сердце и других органах.

2. Алкоголь оказывает наиболее существенное влияние на деятельность нервной системы, вызывая постепенную деградацию личности.

3. Алкоголь повреждает эпителий желудочно-кишечного тракта, ткани сосудов и сердца.

4. Частое применение алкоголя разрушает клетки печени, нарушая ее барьерную функцию.

5. Алкоголь нарушает половую функцию, являясь одной из самых частых причин импотенции. Так же негативно влияет на структуру и функции половых желез.

6. Зачатие ребенка в состоянии алкогольного опьянения крайне опасно для его здоровья; такие дети часто рождаются с врожденными пороками, ослабленными, с низкой сопротивляемостью инфекциям.

7. Если беременная женщина пьет, то у ребенка наблюдаются: отставание в физическом развитии, слабоумие, эпилепсия, неврозы, психопатии и т. д.

Немаловажным является тот факт, что и курение, и алкоголизм старят человека, что особенно заметно у женщин.

Наркомания — общее заболевание организма с преимущественным поражением мозга.

При наркомании развиваются три главных клинических феномена:

1. Психическая зависимость, когда человек без приема наркотика чувствует психический дискомфорт, депрессию.

2. Физическая зависимость когда наркотик, в результате длительного приема, становится частью обмена веществ организма наркомана. При отсутствии привычной дозы наркотика наркоман испытывает так называемую

«ломку», или абстиненцию: сильнейшие боли, ломоту, дрожь, обильную потливость (или наоборот, сухость кожи) и т. д. Эти муки можно снять только приемом наркотика, за дозу которого наркоман готов на любое преступление.

3. Нарастание выносливости (толерантности) к приему наркотика. В результате наркоман принимает все большую дозу наркотиков, и часто передозировка приводит к смерти. В конечном итоге происходит деградация личности, истощение организма наркомана и ранняя смерть в возрасте 18—20 лет, а иногда и раньше. Вылечить наркоманию очень сложно, причем лечение

должно быть добровольным. Курс лечения проходит в 3 этапа.

1-й — детоксикация (7 и более дней) и устранение последствий отравления.

2-й — коррекция комплекса психической зависимости (30 дней) с целью вызвать у пациента отрицательное отношение к наркотическому пристрастию.

3-й — социальная реабилитация (1—3 года), чтобы возвратить человека к нормальной общественной жизни. Здесь необходимы усилия не только врача и пациента, но и семьи, друзей, коллег. Эффективность лечения наркомании в России — 5—10%, и лишь в отдельных учреждениях — до 30%. Для борьбы с наркоманией принят ряд специальных законов, создаются консультативные пункты, ведется активная общественная и санитарно-просветительная работа. Однако для получения результатов необходимо еще много времени и усилий.

Краткая характеристика основных наркотических веществ.

1-я группа — марихуана гашиш — получают из конопли; применяется путем курения в трубках или сигаретах. Обладают множественным действием. Считается слабым наркотиком, но часто после них подростки переходят к более сильным наркотикам.

2-я группа — опиаты — получают из опийного мака или его синтетических заменителей. Представители: опиум, героин, морфин, кодеин и ряд других. Вызывают эйфорию и очень высокую степень формирования физической и психической зависимости.

3-я группа — галлюциногены — натуральные или синтетические вещества, которые изменяют ощущения мышления и эмоции. Представители: ЛСД, мескалин и др.Физическая зависимость формируется редко.

4-я группа — психостимуляторы — вещества, применяемые для повышения активности, снятия усталости и снижения аппетита. Самые распространенные из них — табак, кофе, кокаин, амфетамины.

Кофеин — содержится в кофе, чае, кока-кола, является слабым возбуждающим средством.

Никотин ослабляет активность мозговых клеток и вызывает чувство умиротворения. Затем резко увеличивается выброс норадреналина и значительно повышается активность мозга, которая длится недолго. Формируется психическая и физическая зависимость.

Кокаин — способен вызывать эйфорию высокой интенсивности. Получают из листа южноамериканского кустарника коки. Хотя физическая зависимость наступает лишь спустя долгое время, однако значительная психическая зависимость наступает очень быстро.

Амфетамин — сильные возбуждающие средства, которые способствуют высвобождению норадреналина и замедляют его активацию. Это приводит к кратковременному возбуждению, а затем значительному упадку сил.

5-я группа — нейродепрессанты — вещества, успокаивающие или угнетающие деятельность нервной системы. В результате нарушается координация, речь, мышление; снижается внимание и активность. Могут вызывать как физическую, так и психическую зависимость.

Представители: барбитураты, транквилизаторы, алкоголь.

6-я группа — психоактивные вещества токсического характера — бензин, ацетон, лаки, краски, растворители, клей «Момент», «Дихлофос» и др., поскольку являются токсическими, оказывают повреждающее действие на организм, вызывающее быстрое отравление и часто — смерть. Знания о наркотических веществах и об эффектах, ими вызываемых, необходимы среднему медработнику для квалифицированного проведения борьбы с вредными привычками у подростков.

· Половое воспитание детей и подростков

Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических, медицинских и социальных проблем.

Половое воспитание должно основываться на этапности полового развития. Вместе с тем оно органически связывается с физическим и духовным воспитанием, которые в свою очередь ведутся синхронно с этапами физического и нервно-психического развития. Практика показывает, что слишком поздние и слишком ранние меры по всем этим трем направлениям воспитания ведут к асинхронности и дисгармоничности развития, а сформировавшиеся дефекты воспитания очень трудно преодолевать

в дальнейшем.

В задачи воспитания любого ребенка должны входить следующие аспекты:

1. Создание оптимальных условий для правильного физического развития.

2. Использование методов и приемов для стимуляции нервно-психического развития, а затем обучение в школе познанию основ человеческого прогресса.

3. Учет в процессе физического и нервно-психического воспитания половой принадлежности ребенка, так как темпы и характер развития у мальчиков и девочек на разных этапах неодинаковы.

4. Обеспечение дифференцированного трудового и гигиенического воспитания девочек и мальчиков исходя не только из их возможностей в данный момент, но и из их ролей в обществе в будущем.

5. При использовании любых методов воспитания обеспечение индивидуального подхода с учетом физических и нервно-психических особенностей.

6. Обеспечение воспитания морального отношения к противоположному полу.

I этап.

Свою половую принадлежность ребенок начинает осознавать на третьем году жизни, и это постепенно, в нарастающей степени влияет на его поведение. Мальчики играют с мальчиками, строят сооружения из камешков,

дощечек, песка; любят играть в войну, пытаются мастерить. Девочки играют чаще с девочками; подражая матерям, возятся с куклами, заботятся об их одежде, готовят для них пищу. Уже в раннем и дошкольном возрасте

девочки проявляют интерес к своей внешности, одежде; стараются быть привлекательными. У них преобладает эмоциональное восприятие мира, а в поведении — послушность, аккуратность, женственность, чуткость. Однако при погрешностях в воспитании они более капризны и своевольны, чем мальчики. Отношения ребенка раннего и дошкольного возраста с родителями устанавливаются уже в зависимости от его пола. Ребенок воспринимает роли, которые играют в семье мать и отец, имитирует их, отождествляя себя с одним из них. Именно привязанность к родителю своего пола, подражание ему определяют на этом этапе особенности половой идентификации. К 5—-6 годам уже полностью складывается представление ребенка о принадлежности к полу. Роль родителей огромна, они — среда обитания для ребенка. Ребенок, не испытавший материнского тепла или разочаровавшийся в матери, чувствует себя беззащитным, никому не нужным, испытывает страх и тревогу, а потому ищет утешения в своем теле — сосет палец, кусает губы и — раздражает гениталии. У таких детей в дальнейшем возможны проявления садизма. С другой стороны, чрезмерная ласковость, поцелуи в разные места, сюсюканье, укладывание в свою постель порождает раннюю эрогенную стимуляцию. В любом случае первые уроки нравственности ребенок получает от родителей, ориентируясь на их поведение и взаимоотношения. Поскольку ребенку интересно устройство своего и чужого тела, очень важно предоставление ему правдивой, но не детальной информации. Лживые ответы порождают все новую и новую ложь, а когда дети узнают правду из других источников, то авторитет родителей значительно снижается, ребенок перестает доверять им. В результате в дальнейшем он может обратиться за решением своих проблем к другим людям, увы, далеко не всегда к тем, к кому надо. Много аспектов, влияющих на правильное половое воспитание, имеются и с точки зрения гигиены. Вот некоторые гигиенические рекомендации для дошкольников.

 

1. Одежда тесная и чересчур теплая может способствовать раздражению гениталий.

2. Употребление возбуждающей пищи — мясо жирных сортов, пряности, копчености, шоколад, крепкий кофе; а также переедание усиливают кровенаполнение в тазовых органах и, как следствие, чувство напряжения в

них, что приводит к ранней сексуальной стимуляции.

3.Сон: 1) ребенок должен спать в своей постели, не слишком мягкой и не слишком теплой; 2) ночное белье должно быть не тугим, легким, из натуральных тканей; 3) игры и занятия за 2 часа до сна должны быть тихими, спокойными; 4) нельзя перед сном смотреть телевизор, особенно возбуждающие передачи; 5) нежелательны перед сном чрезмерные ласки (целование всего тела ребенка), так как это тоже эрогенная стимуляция.

 

4. Необходимо правильно приучать к горшку, не разрешая ребенку засиживаться, так как он может начать игры с гениталиями. Мальчиков на 2-м году жизни надо приучить мочиться стоя.

 

5. Во время купания не надо часто прикасаться к гениталиям ребенка. Если же малыш сам начинает трогать и рассматривать их, его надо спокойно отвлечь, без крика, шума и ругани, чтобы не акцентировать на этом внимание.

 

6. Не позволяйте ребенку утром залеживаться в постели, от нечего делать он начнет трогать гениталии (особенно мальчики, так как у них бывает спонтанная утренняя эрекция и им интересно экспериментировать).

 

7. Не рекомендуется родителям ходить перед детьми обнаженными. Это может и напугать ребенка, и заинтересовать разницей телосложения. Если же ребенок случайно увидел кого-то из родителей обнаженным, спокойно попросите его уйти или закрыть дверь. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка и делать из случившегося проблему. Иначе ребенок и в дальнейшем будет воспринимать тело, как нечто грязное, стыдное. А это может существенно затруднить ему сексуальную жизнь.

 

8. Если у ребенка появились признаки стыдливости (не пускает родителей, когда купается, закрывает дверь при переодевании и т. д.), уважайте право ребенка на интимность и не навязывайте своего присутствия.

 

9. Дети не должны становиться свидетелями интимных отношений родителей, но если это все же произошло, необходимо спокойно и доступно объяснить ребенку ситуацию (так как иногда дети думают, что отец издевается над матерью).

II этап.

В возрасте 9—10 лет наступает период половой гомогенизации — подражание и особая привязанность к родителю своего пола. Мальчики при этом играют в военные игры, подражают различным героям, интересуются мужскими хобби и

работой, очень общительны. Девочки сближаются с матерью, читают лирическую литературу, любят обсуждать моду и т. д. Но они менее

искренни, более невротичны, чем мальчики.

Дети в этом возрасте не должны скрывать свои сексуальные интересы и их проявления как нечто стыдное, греховное, неприличное. Иначе вместо родителей они со своими проблемами пойдут к нежелательным «со-воспитателям». Ребенок должен быть готов к тем изменениям, которые начинаются в пубертатном периоде, тем более что младшие школьники воспринимают знание о поле значительно спокойнее, чем подростки. Следовательно, важнейший аспект полового воспитания в этом возрасте

— предоставление достоверной информации на доступном для ребенка уровне. В этом возрасте желательно предоставить ребенку определенную самостоятельность и привлечь к реально ценным занятиям в семье, в соответствии с полом (мальчиков - к починке мебели, электроприборов, к ремонту жилья и т. д, девочек — к готовке, стирке, уборке, шитью и.т д.). Но необходимо сочетание трудового воспитания с адекватными физическими нагрузками. Половое воспитание, будучи в значительной степени

воспитанием межличностных отношений, предполагает, что дети испытывают свои возможности сначала в однополой, а затем — в разнополой дружбе. Поэтому возникающие отношения между мальчиками и девочками нужно оберегать и осторожно, тактично направлять в нужное русло, но ни в коем случае не запрещать и не высмеивать. В воспитании необходимо стремиться к золотой середине — нельзя чрезмерно ограничивать ребенка, но и не

стоит давать излишнюю свободу.

III этап.

Подростковый возраст — самый сложный для оказания воспитательного воздействия. Для подростков характерно стремление к самостоятельности, к достижению статуса взрослого во всех его проявлениях, в том числе и

сексуальных. На первый план выходит общение со сверстниками, они становятся основным авторитетом для ребенка. Поэтому необходимы особая чуткость, деликатность и такт в воспитании. Подросток деятельно коллективен, соблюдение интересов группы часто становится для него определяющим.

В нубертатном периоде происходят бурные изменения тела, дети часто становятся нескладными, придают большое значение своей внешности. На этой почве могут развиваться различные комплексы, в том числе боязнь не

понравиться подросткам противоположного пола. Пробуждающееся половое чувство разрешается с помощью мастурбации, которая снимает половое напряжение. Это нормальный этап полового созревания, а не патология. Родители должны обязательно знать об этом и спокойно относиться.

В этом возрасте к подросткам приходит первая любовь, к которой должно быть чрезвычайно осторожное отношение. Неуважение и оскорбления, с одной стороны; слишком серьезное восприятие — с другой, являются ненужными, вредными и даже опасными крайностями. Подростки чрезвычайно чувствительны и обидчивы; эгоистичны и равнодушны к окружающим, в том числе и к самым близким, иногда агрессивны и даже жестоки. Очень важно быть терпимым к этим негативным чертам характера, так как они обычно временны. у подростков чрезвычайно высока потребность в самоутверждении. Если эта потребность не удовлетворяется, то подросток может найти выход в курении, алкоголе, наркотиках, может вступать в ранние половые связи,

что может привести к самым тяжелым последствиям. В этой связи в последние годы остро стоит вопрос нежелательной ранней беременности у девочек 12—16 лет. Такую беременность обычно девочке прерывают абортом, а поскольку эта беременность первая, то часто развиваются осложнения и, как следствие, бесплодие. Для предотвращения этой беды необходимо проводить беседы о безопасном сексе, о методах подростковой контрацепции, о возможных негативных последствиях аборта и т. д. В любом случае во время лекций, бесед, занятий необходимо ориентировать подростков на то, что, если у них возникают личные затруднения и проблемы, в том числе и в вопросах пола, они должны обращаться за советом к родителям, психологам и специалистам-медикам. Надо объяснять, что чем раньше состоится такое обращение, тем меньше пострадает здоровье подростка и тем легче исправить возникшее отклонение.

Контрольные вопросы

К разделу 1

1. Дайте определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».

2. Перечислите периоды жизнедеятельности человека.

3. Назовите универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.

К разделу 2

К теме 2.1

1 Перечислите периоды детского возраста.

2 Дайте краткую характеристику каждого периода детства

3. Назовете факторы, оказывающие воздействие на рост и развитие детей.

4. Укажите сроки и цели дородовых патронажей.

5. Перечислите группы риска беременных женщин.

К теме 2.2

1. Перечислите анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка.

2. Назовите признаки доношенности новорожденного ребенка.

3. Перечислите критерии для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар.

4. Назовите группы риска новорожденных и дайте их краткую характеристику.

5. Дайте характеристику переходных состояний ново-

рожденного и тактику медсестры при них.

6. Укажите правила вскармливания новорожденных.

К теме 2.3

1. Назовите причины невынашивания беременности.

2. Приведите классификацию недоношенности по массе тела и сроку гестации.

3. Перечислите анатомо-физиологические особенности органов и систем недоношенного ребенка.

4. Назовите основные потребности недоношенного ребенка и способы их удовлетворения.

5. Перечислите особенности переходных состояний у недоношенных.

К теме З.1.

1. Перечислите анатомо-физиологические особенности

органов и систем грудного ребенка.

2. Назовите закономерности физического развития детей 1-го года жизни, способы его оценки.

3. Дайте характеристику нервно-психического развития ребенка младенческого возраста по месяцам и правила его оценки.

4. Укажите основные потребности детей грудного возраста и способы их удовлетворения в зависимости от возраста.

5. Дайте характеристику методам физического воспитания и закаливания на 1-м году жизни.

К теме 3.2

1. Назовите особенности процессов пищеварения у детей раннего возраста.

2. Перечислите преимущества грудного вскармливания и правила кормления грудью.

3. Укажите, как проводится коррекция грудного вскармливания.

4. Дайте определение смешанного и искусственного вскармливания и их характеристику.

5. Приведите классификацию молочных смесей и кратко охарактеризуйте их преимущества и недостатки.

6. Перечислите меры профилактики гипогалактии у кормящих женщин.

К теме 4

1. Перечислите анатомо-физиологические особенности органов и систем детей от 1 года до 7 лет.

2. Дайте характеристику физического нервно-психического и социального развития детей и способы его оценки.

3. Укажите особенности питания детей ясельного и дошкольного возраста.

4. Назовите правила организации безопасной среды для детей 1—7 лет.

5. Перечислите меры по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ и проблемы, связанные с периодом адаптации.

6. Укажите основные обязанности медсестры ДДУ

7. Назовите меры профилактики инфекционной заболеваемости у детей 1—7 лет жизни.

К теме 5

1. Назовите анатомо-физиологические особенности органов и систем детей школьного и юношеского возраста.

2. Дайте характеристику физического и нервно-психического развития детей младшего и старшего школьного возраста.

3. Перечислите меры по подготовке ребенка к поступлению в школу и проблемы, связанные с периодом адаптации.

4. Охарактеризуйте этапы полового созревания детей способы оценки степени половой зрелости.

5. Назовите основные психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни и вероятные методы их разрешения.

6. Перечислите сроки и методы полового воспитания детей и подростков.

7. Дайте характеристику основных вредных привычек у подростков и мер по их профилактике.

 

Литература

1. Бисярина В. 77. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологические особенности детского возраста. — М.: Медицина, 1984.

2. Ежован В. и др. Педиатрия: Учебное пособие.— Мн.: Высш. шк., 1997.

3. Мазурин А. Б., Запруднов А. М„ Григорьев К. И. Общий уход за детьми: Учебное пособие. — М.: Медицина, 1994.

4. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. — М.: Медицина, 1985.

5. Солодухо Н. Д"., Ежова Н. Б„ Русакова Е. М. и др. Сестринское дело в педиатрии. — Мн.: Высш. шк., 1999.

6. Соколова Н. Г., Тулъчинская Б. Д. Сестринское дело в педиатрии: Практикум. — Ростов-н/Д: Феникс, 2002.

7. Соколова Н. Г., Тулъчинская Б. Д. Педиатрия для фельдшера.

— Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

8. Тулъчинская Б. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. Ц. Сестринское дело в педиатрии.—Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

9. Тулъчинская Б. Д. Здоровый ребенок. — Ростов- на - Дону: Феникс, 2002.

10. Тур А. Ф. Пропедевтика детских болезней. — Ленинградское отделение «Медгиза», 1955.

11. Усов И. Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. — Мн.: Беларусь, 1994.

12. Усов Я. Я., Чичко М. Б., Астахова Л. Я. Практические навыки педиатра. — Мн.: Высш. шк., 1990.

13. Усов Я. Я. и др. Справочник участкового педиатра. — Мн.: Беларусь, 1991.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К РАЗДЕЛУ II

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.173 с.)