Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы полового созревания мальчиков.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
10—11 лет — начало роста яичек и полового члена; 11 — 12 лет — увеличение простаты, рост гортани; 12 — 13 лет — значительный рост наружных гениталий; рост волос на лобке по женскому типу; 13—14 лет — быстрый рост гениталий, уплотнение околососковой области, начало голосовой мутации; 14 — 15 лет — рост волос в подмышечных впадинах, появление волос на лице, дальнейшее изменение голоса, пигментация мошонки, первая эякуляция, начало поллюций; 15—16 лет — созревание сперматозоидов; 16 — 17 лет — оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по всему телу, появление зрелых сперматозоидов; 18 — 21 год — остановка роста скелета. Для оценки полового развития мальчиков используются следующие критерии: — оволосение лобка («Р»); —- оволосение подмышечных впадин («Ах»); —— оволосение лица («F» — facies); — развитие щитовидного хряща («L» — 1аrnх); — изменение тембра голоса («V»), Определение стадии развития вторичных половых Признаков. 1. Развитие волос на лобке: 1) отсутствие — Р0; 2) единичные, отдельные короткие волосы
Рис. 35. Стадии развития молочных желез
3) волосы на центральном участке лобка, редкие, длинные — Р2; 4) густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности лобка без четких границ (у девочек — четко по треугольнику лобка, вьющиеся — Р3; 5) густые вьющиеся волосы по всей поверхности лобка в виде треугольника — Р4; 6) густые вьющиеся волосы на лобке, внутренней поверхности бедер по белой линии живота – Р5 2. Развитие волос в подмышечных впадинах: 1) отсутствие Аx0; 2) единичные — Ах1; 3) редкие волосы на центральном участке впадины Аx2 4) густые прямые волосы по всей впадине (у девочек— вьющиеся) — Ах3; 5) густые вьющиеся волосы по всей впадине — Ах4. 3. Рост щитовидного хряща: 1) отсутствие признаков роста —L0; 2) начинающееся выпячивание — L1 3) отчетливое выпячивание (кадык) — L2. 4. Изменение тембра голоса: 1) детский голос — V0; 2) мутация (ломка) голоса — V1; 3) мужской тембр голоса —V2.
Рис. 36. Стадии развития мужских гениталий
Рис. 37. Стадии оволосения лобка 5. Развитие волос на лице: 1) отсутствие — F0; 2) начинающееся оволосение над верхней губой —F1; 3) жесткие волосы над верхней губой и появление волос на подбородке —F2 4) распространенное оволосение над верхней губой и на подбородке с тенденцией к слиянию; начало роста бакенбардов — F3 5) слияние зон оволосения над губой и на подбородке; выраженный рост бакенбардов — F4; 6) слияние всех зон оволосения лица —F5. 6. Развитие молочных желез: 1) Железы не выдаются над поверхностью грудной клетки — Ма0; 2) железы не выдаются, сосок поднимается над околососковым кружком — Ма1 3) железы несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образуют единый конус — Ма2; 4) железы значительно выдаются, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса — Ма3; 5) сосок поднят над околососковым кружком, железа принимает округлую форму и размеры, как у взрослой женщины, — Ма4.
7. Становление менструальной функции: 1) отсутствие — Ме0; 2) 1—2 менструации к моменту осмотра — Ме1; 3) нерегулярные менструации — Мё2; 4) регулярные менструации — Ме3. Таблица 9 Формулы полового созревания
· Динамика физических показателей у школьников Масса тела. 1. Масса ребенка от 5 до 12 лет равна 20 + 3 (n — 5) где n — число лет ребенка; k == +6 кг. 2. Масса ребенка от 12 до 15 лет равна n х 5 — 20 кг, где n —возраст ребенка от 12 лет; k == ±10 кг. Длина тела. 1. Длина тела ребенка (рост) от 5 до 10 лет равна 110 + 6 х (n — 5), где n — число лет ребенка; k == ±10 см. 2. Длина ребенка 8 лет в среднем == 130 см; на каждый последующий год прибавляется 5 см. Так же по специальным формулам оценивается весоростовой показатель. · Подготовка ребенка к школе В дошкольном возрасте важно осуществить выравнивание развития детей и полную санацию отклонений в их здоровье, иначе они окажутся не готовыми к школе, что затруднит усвоение учебной программы, адаптацию к школьному распорядку дня. Установление степени готовности к школе основывается на результатах разностороннего медицинского и психофизического исследования с участием педиатра, логопеда, психолога в возрасте 5—6 лет. При выявлении тех или иных дефектов развития проводится соответствующая коррекция и повторное обследование непосредственно перед поступлением в школу. Детей условно относят к следующим группам риска: 1-я группа — с отклонениями в биологическом развитии (недостаточная прибавка роста, отсутствие постоянных зубов и т. д.); 2-я группа — с функциональными отклонениями (неврозы, гипертрофия миндалин, сколиоз I степени, ОРВИ 4 и более раз за год и т. д.); 3-я группа — с хроническими заболеваниями (в любой форме). Психофизиологические исследования включают: 1. Тест Керна-Ирасека. 2. Характер звукопроизношения. 3. Мотометрический тест «вырезание круга». Тест Керна-Ирасека состоит из 3 заданий: первое — нарисовать человека (мужчину); второе — срисовать короткую фразу из 3 слов («Он ел суп»); третье — срисовать группу точек. Каждое задание оценивается от 1 до 5 баллов. Готовым к школе считается ребенок, получивший 3—9 баллов за тест. Окончательное заключение о готовности ребенка к школе дается по совокупности всех данных. При необходимости проводят ряд профилактических мероприятий, в том числе: — прививки; — санацию очагов инфекции; — оздоровительные процедуры; — перевод на новый режим дня, приближенный к школьному; — устранение вредных привычек; — занятия с психологом и логопедом и т. д. · Обязанности фельдшера школы 1. Неотложная помощь детям (и выработка дальнейшей тактики). 2. Профилактическая работа: 1) организация и проведение профилактических прививок; 2 ) организация профосмотров и участие в них.
3. Санитарно-гигиенический контроль за: 1) столовой и персоналом пищеблока; 2) помещениями школы и пришкольным участком; 3) соблюдением норм в подборе мебели, оборудования; 4) проведением уроков физкультуры; 5) уроками труда и соблюдением техники безопасности в мастерских. 4. Санитарно-просветительная деятельность. 5. Выполнение карантинных и противоэпидемических мероприятий. 6. Отчетно-учетная деятельность. · Правила гигиены для детей старшего возраста 1. Нательное белье должно быть из натуральных тканей. 2. Девочка должна подмываться 2 раза в день, а во время менструаций 3—4 раза в день. Мальчик должен подмываться 1—2 раза в день, открывать и обмывать головку полового члена. 3. Девочка во время менструаций и в холодную погоду должна обязательно носить теплое нижнее белье. 4. В дни менструации девочка должна менять прокладки 4—6 раз в день, в зависимости от объема кровеистечения. 5. У мальчиков нижнее белье должно быть не слишком свободным, но и не тесным, так как перегревание или травмирование яичек приводит к повреждению паренхимы и развитию мужского бесплодия. 6. При появлении юношеских угрей необходимо обратиться к дерматологу; ни в коем случае их нельзя выдавливать. · Вредные привычки Отказ от вредных привычек является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни. Самыми распространенными из вредных привычек среди подростков являются: — табакокурение; — алкоголизм; — наркомания; — токсикомания. Основным звеном любой привычки является пристрастие подростка к тем или иным химическим веществам. Если курение и алкоголизм в России были всегда широко распространены, то наркомания и токсикомания приняли характер «эпидемии» в последние 10 лет. Масштабы этой страшной беды сейчас так велики, что только совместные усилия государства и общества могут добиться успехов в борьбе с ней. Подростки, имеющие вредные привычки, пополняют растущую армию самоубийц, поскольку, находясь в состоянии «кайфа», испытывают галлюцинации и не осознают реальную действительность. Остановимся коротко на характеристике основных пристрастий подростков. Курение. Влияние никотина на организм давно изучено, имеются обширные статистические данные о вреде курения. Но до тех пор, пока общество не перестанет терпимо относиться к курильщикам, полностью искоренить его невозможно. Необходимо проводить просветительскую работу среди подростков, объясняя последствия курения. Огромную роль играет пример в семье. Если отец ребенка не курит, то и сын или дочь будут относиться к курению негативно. Вот некоторые известные данные по воздействию никотина на организм: 1. Курение, вызывая спазм сосудов, значительно увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний. 2. Курильщики страдают чаще эмфиземой легких в 8—15 раз, язвенной болезнью желудка в 3—5 раз, атеросклерозом в 3—4 раза, чем некурящие люди. 3. Рак легких у курящих развивается в 15—20 раз чаще, чем у некурящих. 4. Почти треть всех болезней у мужчин старше 45 лет вызывается или провоцируется пристрастием к курению. 5. Смертность среди курящих значительно выше, чем у некурящих. 6. У курящих беременных женщин чаще случаются выкидыши, преждевременные роды, тяжелые токсикозы, наносящие плоду непоправимый вред. 7. Дети, родители которых курят, хуже развиваются, чаще болеют. 8. У курящих подростков наблюдается торможение физического развития, задержка полового созревания, отмечается низкая работоспособность и повышенная утомляемость. Помните! Пагубное влияние никотина сказывается не только, если подросток курит, но и если вдыхает дым курящего рядом человека! Алкоголизм. Влияние алкоголя на человеческий организм многократно описывалось в учебниках и монографиях, но в ходе исследований выявляются все новые негативные его воздействия. Особенно опасен алкоголь для растущего организма подростков и для женщин, поскольку у них ослаблены либо отсутствуют защитные ферментные механизмы. Именно в состоянии алкогольного опьянения совершается большинство преступлений и происходит большинство дорожных аварий. Вот некоторые результаты научных исследований влияния алкоголя на организм. 1. Даже после однократного приема алкоголь в течение 15—20 дней задерживается в мозгу, печени, сердце и других органах. 2. Алкоголь оказывает наиболее существенное влияние на деятельность нервной системы, вызывая постепенную деградацию личности. 3. Алкоголь повреждает эпителий желудочно-кишечного тракта, ткани сосудов и сердца. 4. Частое применение алкоголя разрушает клетки печени, нарушая ее барьерную функцию. 5. Алкоголь нарушает половую функцию, являясь одной из самых частых причин импотенции. Так же негативно влияет на структуру и функции половых желез. 6. Зачатие ребенка в состоянии алкогольного опьянения крайне опасно для его здоровья; такие дети часто рождаются с врожденными пороками, ослабленными, с низкой сопротивляемостью инфекциям. 7. Если беременная женщина пьет, то у ребенка наблюдаются: отставание в физическом развитии, слабоумие, эпилепсия, неврозы, психопатии и т. д. Немаловажным является тот факт, что и курение, и алкоголизм старят человека, что особенно заметно у женщин. Наркомания — общее заболевание организма с преимущественным поражением мозга. При наркомании развиваются три главных клинических феномена: 1. Психическая зависимость, когда человек без приема наркотика чувствует психический дискомфорт, депрессию. 2. Физическая зависимость когда наркотик, в результате длительного приема, становится частью обмена веществ организма наркомана. При отсутствии привычной дозы наркотика наркоман испытывает так называемую «ломку», или абстиненцию: сильнейшие боли, ломоту, дрожь, обильную потливость (или наоборот, сухость кожи) и т. д. Эти муки можно снять только приемом наркотика, за дозу которого наркоман готов на любое преступление. 3. Нарастание выносливости (толерантности) к приему наркотика. В результате наркоман принимает все большую дозу наркотиков, и часто передозировка приводит к смерти. В конечном итоге происходит деградация личности, истощение организма наркомана и ранняя смерть в возрасте 18—20 лет, а иногда и раньше. Вылечить наркоманию очень сложно, причем лечение должно быть добровольным. Курс лечения проходит в 3 этапа. 1-й — детоксикация (7 и более дней) и устранение последствий отравления. 2-й — коррекция комплекса психической зависимости (30 дней) с целью вызвать у пациента отрицательное отношение к наркотическому пристрастию. 3-й — социальная реабилитация (1—3 года), чтобы возвратить человека к нормальной общественной жизни. Здесь необходимы усилия не только врача и пациента, но и семьи, друзей, коллег. Эффективность лечения наркомании в России — 5—10%, и лишь в отдельных учреждениях — до 30%. Для борьбы с наркоманией принят ряд специальных законов, создаются консультативные пункты, ведется активная общественная и санитарно-просветительная работа. Однако для получения результатов необходимо еще много времени и усилий. Краткая характеристика основных наркотических веществ. 1-я группа — марихуана гашиш — получают из конопли; применяется путем курения в трубках или сигаретах. Обладают множественным действием. Считается слабым наркотиком, но часто после них подростки переходят к более сильным наркотикам. 2-я группа — опиаты — получают из опийного мака или его синтетических заменителей. Представители: опиум, героин, морфин, кодеин и ряд других. Вызывают эйфорию и очень высокую степень формирования физической и психической зависимости. 3-я группа — галлюциногены — натуральные или синтетические вещества, которые изменяют ощущения мышления и эмоции. Представители: ЛСД, мескалин и др.Физическая зависимость формируется редко. 4-я группа — психостимуляторы — вещества, применяемые для повышения активности, снятия усталости и снижения аппетита. Самые распространенные из них — табак, кофе, кокаин, амфетамины. Кофеин — содержится в кофе, чае, кока-кола, является слабым возбуждающим средством. Никотин — ослабляет активность мозговых клеток и вызывает чувство умиротворения. Затем резко увеличивается выброс норадреналина и значительно повышается активность мозга, которая длится недолго. Формируется психическая и физическая зависимость. Кокаин — способен вызывать эйфорию высокой интенсивности. Получают из листа южноамериканского кустарника коки. Хотя физическая зависимость наступает лишь спустя долгое время, однако значительная психическая зависимость наступает очень быстро. Амфетамин — сильные возбуждающие средства, которые способствуют высвобождению норадреналина и замедляют его активацию. Это приводит к кратковременному возбуждению, а затем значительному упадку сил. 5-я группа — нейродепрессанты — вещества, успокаивающие или угнетающие деятельность нервной системы. В результате нарушается координация, речь, мышление; снижается внимание и активность. Могут вызывать как физическую, так и психическую зависимость. Представители: барбитураты, транквилизаторы, алкоголь. 6-я группа — психоактивные вещества токсического характера — бензин, ацетон, лаки, краски, растворители, клей «Момент», «Дихлофос» и др., поскольку являются токсическими, оказывают повреждающее действие на организм, вызывающее быстрое отравление и часто — смерть. Знания о наркотических веществах и об эффектах, ими вызываемых, необходимы среднему медработнику для квалифицированного проведения борьбы с вредными привычками у подростков. · Половое воспитание детей и подростков Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических, медицинских и социальных проблем. Половое воспитание должно основываться на этапности полового развития. Вместе с тем оно органически связывается с физическим и духовным воспитанием, которые в свою очередь ведутся синхронно с этапами физического и нервно-психического развития. Практика показывает, что слишком поздние и слишком ранние меры по всем этим трем направлениям воспитания ведут к асинхронности и дисгармоничности развития, а сформировавшиеся дефекты воспитания очень трудно преодолевать в дальнейшем. В задачи воспитания любого ребенка должны входить следующие аспекты: 1. Создание оптимальных условий для правильного физического развития. 2. Использование методов и приемов для стимуляции нервно-психического развития, а затем обучение в школе познанию основ человеческого прогресса. 3. Учет в процессе физического и нервно-психического воспитания половой принадлежности ребенка, так как темпы и характер развития у мальчиков и девочек на разных этапах неодинаковы. 4. Обеспечение дифференцированного трудового и гигиенического воспитания девочек и мальчиков исходя не только из их возможностей в данный момент, но и из их ролей в обществе в будущем. 5. При использовании любых методов воспитания обеспечение индивидуального подхода с учетом физических и нервно-психических особенностей. 6. Обеспечение воспитания морального отношения к противоположному полу. I этап. Свою половую принадлежность ребенок начинает осознавать на третьем году жизни, и это постепенно, в нарастающей степени влияет на его поведение. Мальчики играют с мальчиками, строят сооружения из камешков, дощечек, песка; любят играть в войну, пытаются мастерить. Девочки играют чаще с девочками; подражая матерям, возятся с куклами, заботятся об их одежде, готовят для них пищу. Уже в раннем и дошкольном возрасте девочки проявляют интерес к своей внешности, одежде; стараются быть привлекательными. У них преобладает эмоциональное восприятие мира, а в поведении — послушность, аккуратность, женственность, чуткость. Однако при погрешностях в воспитании они более капризны и своевольны, чем мальчики. Отношения ребенка раннего и дошкольного возраста с родителями устанавливаются уже в зависимости от его пола. Ребенок воспринимает роли, которые играют в семье мать и отец, имитирует их, отождествляя себя с одним из них. Именно привязанность к родителю своего пола, подражание ему определяют на этом этапе особенности половой идентификации. К 5—-6 годам уже полностью складывается представление ребенка о принадлежности к полу. Роль родителей огромна, они — среда обитания для ребенка. Ребенок, не испытавший материнского тепла или разочаровавшийся в матери, чувствует себя беззащитным, никому не нужным, испытывает страх и тревогу, а потому ищет утешения в своем теле — сосет палец, кусает губы и — раздражает гениталии. У таких детей в дальнейшем возможны проявления садизма. С другой стороны, чрезмерная ласковость, поцелуи в разные места, сюсюканье, укладывание в свою постель порождает раннюю эрогенную стимуляцию. В любом случае первые уроки нравственности ребенок получает от родителей, ориентируясь на их поведение и взаимоотношения. Поскольку ребенку интересно устройство своего и чужого тела, очень важно предоставление ему правдивой, но не детальной информации. Лживые ответы порождают все новую и новую ложь, а когда дети узнают правду из других источников, то авторитет родителей значительно снижается, ребенок перестает доверять им. В результате в дальнейшем он может обратиться за решением своих проблем к другим людям, увы, далеко не всегда к тем, к кому надо. Много аспектов, влияющих на правильное половое воспитание, имеются и с точки зрения гигиены. Вот некоторые гигиенические рекомендации для дошкольников.
1. Одежда тесная и чересчур теплая может способствовать раздражению гениталий. 2. Употребление возбуждающей пищи — мясо жирных сортов, пряности, копчености, шоколад, крепкий кофе; а также переедание усиливают кровенаполнение в тазовых органах и, как следствие, чувство напряжения в них, что приводит к ранней сексуальной стимуляции. 3.Сон: 1) ребенок должен спать в своей постели, не слишком мягкой и не слишком теплой; 2) ночное белье должно быть не тугим, легким, из натуральных тканей; 3) игры и занятия за 2 часа до сна должны быть тихими, спокойными; 4) нельзя перед сном смотреть телевизор, особенно возбуждающие передачи; 5) нежелательны перед сном чрезмерные ласки (целование всего тела ребенка), так как это тоже эрогенная стимуляция.
4. Необходимо правильно приучать к горшку, не разрешая ребенку засиживаться, так как он может начать игры с гениталиями. Мальчиков на 2-м году жизни надо приучить мочиться стоя.
5. Во время купания не надо часто прикасаться к гениталиям ребенка. Если же малыш сам начинает трогать и рассматривать их, его надо спокойно отвлечь, без крика, шума и ругани, чтобы не акцентировать на этом внимание.
6. Не позволяйте ребенку утром залеживаться в постели, от нечего делать он начнет трогать гениталии (особенно мальчики, так как у них бывает спонтанная утренняя эрекция и им интересно экспериментировать).
7. Не рекомендуется родителям ходить перед детьми обнаженными. Это может и напугать ребенка, и заинтересовать разницей телосложения. Если же ребенок случайно увидел кого-то из родителей обнаженным, спокойно попросите его уйти или закрыть дверь. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка и делать из случившегося проблему. Иначе ребенок и в дальнейшем будет воспринимать тело, как нечто грязное, стыдное. А это может существенно затруднить ему сексуальную жизнь.
8. Если у ребенка появились признаки стыдливости (не пускает родителей, когда купается, закрывает дверь при переодевании и т. д.), уважайте право ребенка на интимность и не навязывайте своего присутствия.
9. Дети не должны становиться свидетелями интимных отношений родителей, но если это все же произошло, необходимо спокойно и доступно объяснить ребенку ситуацию (так как иногда дети думают, что отец издевается над матерью). II этап. В возрасте 9—10 лет наступает период половой гомогенизации — подражание и особая привязанность к родителю своего пола. Мальчики при этом играют в военные игры, подражают различным героям, интересуются мужскими хобби и работой, очень общительны. Девочки сближаются с матерью, читают лирическую литературу, любят обсуждать моду и т. д. Но они менее искренни, более невротичны, чем мальчики. Дети в этом возрасте не должны скрывать свои сексуальные интересы и их проявления как нечто стыдное, греховное, неприличное. Иначе вместо родителей они со своими проблемами пойдут к нежелательным «со-воспитателям». Ребенок должен быть готов к тем изменениям, которые начинаются в пубертатном периоде, тем более что младшие школьники воспринимают знание о поле значительно спокойнее, чем подростки. Следовательно, важнейший аспект полового воспитания в этом возрасте — предоставление достоверной информации на доступном для ребенка уровне. В этом возрасте желательно предоставить ребенку определенную самостоятельность и привлечь к реально ценным занятиям в семье, в соответствии с полом (мальчиков - к починке мебели, электроприборов, к ремонту жилья и т. д, девочек — к готовке, стирке, уборке, шитью и.т д.). Но необходимо сочетание трудового воспитания с адекватными физическими нагрузками. Половое воспитание, будучи в значительной степени воспитанием межличностных отношений, предполагает, что дети испытывают свои возможности сначала в однополой, а затем — в разнополой дружбе. Поэтому возникающие отношения между мальчиками и девочками нужно оберегать и осторожно, тактично направлять в нужное русло, но ни в коем случае не запрещать и не высмеивать. В воспитании необходимо стремиться к золотой середине — нельзя чрезмерно ограничивать ребенка, но и не стоит давать излишнюю свободу. III этап. Подростковый возраст — самый сложный для оказания воспитательного воздействия. Для подростков характерно стремление к самостоятельности, к достижению статуса взрослого во всех его проявлениях, в том числе и сексуальных. На первый план выходит общение со сверстниками, они становятся основным авторитетом для ребенка. Поэтому необходимы особая чуткость, деликатность и такт в воспитании. Подросток деятельно коллективен, соблюдение интересов группы часто становится для него определяющим. В нубертатном периоде происходят бурные изменения тела, дети часто становятся нескладными, придают большое значение своей внешности. На этой почве могут развиваться различные комплексы, в том числе боязнь не понравиться подросткам противоположного пола. Пробуждающееся половое чувство разрешается с помощью мастурбации, которая снимает половое напряжение. Это нормальный этап полового созревания, а не патология. Родители должны обязательно знать об этом и спокойно относиться. В этом возрасте к подросткам приходит первая любовь, к которой должно быть чрезвычайно осторожное отношение. Неуважение и оскорбления, с одной стороны; слишком серьезное восприятие — с другой, являются ненужными, вредными и даже опасными крайностями. Подростки чрезвычайно чувствительны и обидчивы; эгоистичны и равнодушны к окружающим, в том числе и к самым близким, иногда агрессивны и даже жестоки. Очень важно быть терпимым к этим негативным чертам характера, так как они обычно временны. у подростков чрезвычайно высока потребность в самоутверждении. Если эта потребность не удовлетворяется, то подросток может найти выход в курении, алкоголе, наркотиках, может вступать в ранние половые связи, что может привести к самым тяжелым последствиям. В этой связи в последние годы остро стоит вопрос нежелательной ранней беременности у девочек 12—16 лет. Такую беременность обычно девочке прерывают абортом, а поскольку эта беременность первая, то часто развиваются осложнения и, как следствие, бесплодие. Для предотвращения этой беды необходимо проводить беседы о безопасном сексе, о методах подростковой контрацепции, о возможных негативных последствиях аборта и т. д. В любом случае во время лекций, бесед, занятий необходимо ориентировать подростков на то, что, если у них возникают личные затруднения и проблемы, в том числе и в вопросах пола, они должны обращаться за советом к родителям, психологам и специалистам-медикам. Надо объяснять, что чем раньше состоится такое обращение, тем меньше пострадает здоровье подростка и тем легче исправить возникшее отклонение. Контрольные вопросы К разделу 1 1. Дайте определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». 2. Перечислите периоды жизнедеятельности человека. 3. Назовите универсальные потребности человека в разные возрастные периоды. К разделу 2 К теме 2.1 1 Перечислите периоды детского возраста. 2 Дайте краткую характеристику каждого периода детства 3. Назовете факторы, оказывающие воздействие на рост и развитие детей. 4. Укажите сроки и цели дородовых патронажей. 5. Перечислите группы риска беременных женщин. К теме 2.2 1. Перечислите анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. 2. Назовите признаки доношенности новорожденного ребенка. 3. Перечислите критерии для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар. 4. Назовите группы риска новорожденных и дайте их краткую характеристику. 5. Дайте характеристику переходных состояний ново- рожденного и тактику медсестры при них. 6. Укажите правила вскармливания новорожденных. К теме 2.3 1. Назовите причины невынашивания беременности. 2. Приведите классификацию недоношенности по массе тела и сроку гестации. 3. Перечислите анатомо-физиологические особенности органов и систем недоношенного ребенка. 4. Назовите основные потребности недоношенного ребенка и способы их удовлетворения. 5. Перечислите особенности переходных состояний у недоношенных. К теме З.1. 1. Перечислите анатомо-физиологические особенности органов и систем грудного ребенка. 2. Назовите закономерности физического развития детей 1-го года жизни, способы его оценки. 3. Дайте характеристику нервно-психического развития ребенка младенческого возраста по месяцам и правила его оценки. 4. Укажите основные потребности детей грудного возраста и способы их удовлетворения в зависимости от возраста. 5. Дайте характеристику методам физического воспитания и закаливания на 1-м году жизни. К теме 3.2 1. Назовите особенности процессов пищеварения у детей раннего возраста. 2. Перечислите преимущества грудного вскармливания и правила кормления грудью. 3. Укажите, как проводится коррекция грудного вскармливания. 4. Дайте определение смешанного и искусственного вскармливания и их характеристику. 5. Приведите классификацию молочных смесей и кратко охарактеризуйте их преимущества и недостатки. 6. Перечислите меры профилактики гипогалактии у кормящих женщин. К теме 4 1. Перечислите анатомо-физиологические особенности органов и систем детей от 1 года до 7 лет. 2. Дайте характеристику физического нервно-психического и социального развития детей и способы его оценки. 3. Укажите особенности питания детей ясельного и дошкольного возраста. 4. Назовите правила организации безопасной среды для детей 1—7 лет. 5. Перечислите меры по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ и проблемы, связанные с периодом адаптации. 6. Укажите основные обязанности медсестры ДДУ 7. Назовите меры профилактики инфекционной заболеваемости у детей 1—7 лет жизни. К теме 5 1. Назовите анатомо-физиологические особенности органов и систем детей школьного и юношеского возраста. 2. Дайте характеристику физического и нервно-психического развития детей младшего и старшего школьного возраста. 3. Перечислите меры по подготовке ребенка к поступлению в школу и проблемы, связанные с периодом адаптации. 4. Охарактеризуйте этапы полового созревания детей способы оценки степени половой зрелости. 5. Назовите основные психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни и вероятные методы их разрешения. 6. Перечислите сроки и методы полового воспитания детей и подростков. 7. Дайте характеристику основных вредных привычек у подростков и мер по их профилактике.
Литература 1. Бисярина В. 77. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологические особенности детского возраста. — М.: Медицина, 1984. 2. Ежован В. и др. Педиатрия: Учебное пособие.— Мн.: Высш. шк., 1997. 3. Мазурин А. Б., Запруднов А. М„ Григорьев К. И. Общий уход за детьми: Учебное пособие. — М.: Медицина, 1994. 4. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. — М.: Медицина, 1985. 5. Солодухо Н. Д"., Ежова Н. Б„ Русакова Е. М. и др. Сестринское дело в педиатрии. — Мн.: Высш. шк., 1999. 6. Соколова Н. Г., Тулъчинская Б. Д. Сестринское дело в педиатрии: Практикум. — Ростов-н/Д: Феникс, 2002. 7. Соколова Н. Г., Тулъчинская Б. Д. Педиатрия для фельдшера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 8. Тулъчинская Б. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. Ц. Сестринское дело в педиатрии.—Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 9. Тулъчинская Б. Д. Здоровый ребенок. — Ростов- на - Дону: Феникс, 2002. 10. Тур А. Ф. Пропедевтика детских болезней. — Ленинградское отделение «Медгиза», 1955. 11. Усов И. Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. — Мн.: Беларусь, 1994. 12. Усов Я. Я., Чичко М. Б., Астахова Л. Я. Практические навыки педиатра. — Мн.: Высш. шк., 1990. 13. Усов Я. Я. и др. Справочник участкового педиатра. — Мн.: Беларусь, 1991.
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАЗДЕЛУ II Приложение 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.031 с.) |