ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни.



Оценка нервно-психического развития детей 2-го год

жизни осуществляется по следующим показателям:

1 — развитие речи: понимание речи (РП) и активна

речь (РА);

2 — сенсорное развитие (С);

3 — игра и действия с предметами (И);

4 — движения (Д);

5 — навыки (Н).

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 2—3 лет.

Оценка нервно-психического развития детей в возврате 2—3 лет осуществляется по следующим показателям

1 — активная речь: грамматика (Г), вопросы (В);

2 — сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);

3 — игра (И);

4 — конструктивная деятельность (КД);

5 — изобразительная деятельность (Изод);

6 — навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);

7 — движения (Д).

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 46 лет.

Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 4—6 лет осуществляется по следующим показателя!

1 — мышление и речь (МР);

2 — внимание и память (ВП);

3 — моторика (М);

4 — социализация(С).

· Нервно-психическое развитие от 1 года до 6 лет

· Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев (15 лес.):

РП— запас понимаемых слов быстро расширяется;

РА— лепечет и произносит отдельные облегченные: слова во время ярких эмоциональных переживаний;

 

 

СР— различает по величине 2 полых куба (разница граней — 3 см);

Д— ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);

Н— самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев (18 мес.):

РП— обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи;

РА— облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности (словарный запас 30—40 слов);

СР — различает 3—4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма);

И — воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия;

Д — перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;

Н— самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев (21 мес.):

РП— понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных

на картинках;

РА— во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия;

РС— различает 3— 4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3 см);

Д— перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки;

Н — раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.

· Ребенок в возрасте 2 лет (24 мес.):

РП — понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях;

РА — при общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями,

употребляя прилагательные и местоимения (словарный запас 200—300 слов);

 

СР — подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета разных цветов (красный, синий, зеленый);

И — воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной

игры);

Д— перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу палки; перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую над полом на 10 см;

Н— частично надевает одежду.

· Ребенок в возрасте 2 года 6 месяцев:

Г — говорит многословными предложениями (не более трех слов);

В— появляются вопросы: «Где?», «Куда?»;

ВФ — подбирает по образцу разнообразные предметы основных цветов;

И— игра носит сюжетный характер;

КД— самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их;

НО— полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки;

НК — ест аккуратно;

Д — перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

· Ребенок в возрасте 3 лет:

РА — словарный запас — 1200—1300 слов;

Г— начинает употреблять сложные придаточные предложения;

В— появляются вопросы: «Почему?», «Когда?»;

ВФ — в своей деятельности использует правильно геометрические фигуры, по назначению;

ВЦ — называет 4 основных цвета;

И— появляются элементы простой игры;

КД —появляются сложные сюжетные постройки;

ИЗ— с помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их;

НО — самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого;

НК — пользуется салфеткой, по мере необходимости, без напоминания;

Д — перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

· Ребенок в возрасте 4 лет:

МР — группирует предметы по классам: классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (непохожую на другие); складывает из 3 частей разрезанные картинки; составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечая на вопросы взрослого;

ВП— из 4—5 показанных предметов вспоминает название 1—2-х после того, как их убирает взрослый;

М— застегивает пуговицы, молнию, всегда или иногда зашнуровывает шнурки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3 частей; подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 секунд

на одной ноге;

С— умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол.

· Ребенок в возрасте 5 лет:

МР— строит и составляет по образцу различные узоры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом;

ВП — запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4—15), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1—2 четверостишия, скороговорки или считалки;

М — самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3—6 частей; прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед;

С — умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь и соблюдая правила.

· Ребенок в возрасте 6 лет:

РН— понимает значение всех слов из бытовой лексики, называет, из чего сделаны отдельные предметы; составляет рассказ по 2—3 картинкам, связанным содержанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду);

ВП— запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6—8 слов и однозначных цифр, названных взрослым;

М— рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в длину с места не менее, чем на 40 см;

С — знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т. п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.

Кожа и ее придатки продолжают развиваться. Совершенствуются терморегуляторная, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженности естественных кожных складок (к 5—6 годам они сглаживаются и исчезают).

Отмечается значительный рост и выраженность бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос. Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (подмывание, умывание, чистка зубов и т. д.) и пользованию

горшком. Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться реже: в 1—4 года — 2 раза в неделю; с 4 лет — 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система также продолжает расти и развиваться.

К 2 годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные (в 6 лет — не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет — не менее четырех). Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, имеющий неустойчивые изгибы, легко искривляются и

деформируются. Для предупреждения деформаций костей особое внимание необходимо уделить:

· рациональному питанию;

· соблюдению осанки;

· достаточной двигательной активности;

· адекватным физическим нагрузкам;

· правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно также развитие мышечной системы, нарастание силы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза). При этом отмечается преимущественное развитие крупных и средних мышц, обеспечивающих бег, ходьбу, прыжки. Развитие же мелких мышц и, следовательно, мелкой моторики происходит гораздо медленнее и продолжается до 9—10 лет. Для стимуляции работы кисти детям рекомендуются специальные упражнения (мозаика, кубики, рисование, штриховка, лепка и т. д.).

Дыхательная система значительно развивается, совершенствуется функция газообмена в легких.К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая — нежной, слабозащищенной. В связи с тем, что количество контактов у детей после года увеличивается, создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, ОРЗ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1—3 года.

Тип дыхания:

к 2 годам — диафрагмально-грудной;

к 5 годам — грудной.

Частота дыхания: в среднем 25—30 (до 3 лет — 28—32; после 3 —25—30) в минуту.

Дыхательная аритмия — сохраняется до 2—3 лет.

При выслушивании до 2—3 лет определяется пуэрильноедыхание, затем постепенно дыхательные шумы ослабевают и к 7 годам оно становится, как и у взрослых, — везикулярным.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, обогащается более разветвленной сетью капилляров.

Пульс составляет:

в 1—3 года — 105—115 уд. в мин;

в 4—6 лет — 90—100 уд. в мин.

АД maxсоставляет:

до 5 лет — 80 + 2n, где n- число лет ребёнка

в 5 лет — 100 мм рт. ст.;

старше 5 лет — 100 + n, где n — число лет ребенка;

АД,,, = 2/3-1/2от АДmax.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции — ферментативная, двигательная, всасывающая и т. д. Однако слизистая оболочка остается по-прежнему уязвимой и при

нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия.

Длина пищевода к 5 годам — 16 см.

Емкость желудка:

в 2 года —300—400 мл;

в 3 года — 400—500 мл;

в 5—6 лет — 1000 мл.

Сохраняет свое значение наличие нормальной микрофлоры в кишечнике ребенка. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет — до 1-го раза в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остаются менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения. К 5—6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны.

Суточный объем мочи составляет:

до 5 лет 600 + 100 (n — 1), где n — число лет ребенка;

старше 5 лет 100 х (n + 5), где n — число лет ребенка.

Разовый объем мочи составляет 90—120 мл в сутки.

Относительная плотность мочи — 1010—1020 ед.

Частота мочеиспусканий 8—10 раз в сутки.

Произвольное мочеиспускание формируется:

— у девочек — к 1,5—2 годам;

— у мальчиков — к 3—3,5 годам.

· динамика физических показателей в преддошкольном

И дошкольном периодах

Масса тела в 1 год составляет в среднем 10 кг.

От 1 года до 5 лет: mд == 10 + 2n, где n — число лет ребенка; k == ±3 кг.

В 5 лет масса в среднем равна 20 кг ± 6 кг.

От 5 до 10 лет: П1д == 20 + 3 (n — 5), где п — число лет

ребенка; k == ±6 кг.

Длина тела в 1 год составляет в среднем 75 см.

От 1 года до 5 лет: 1д = 75 + 5п, где n — число лет

ребенка; k = ±4 см.

В 5 лет длина в среднем равна 110 см ± 6 см.

От 5 до 10 лет: 1д == 110 + 6 (n — 5), где n — число лет

ребенка; k == ±6 см.

Окружность головы.

До 5 лет — увеличивается по 1 см в год; в 5 лет = 50 см, а затем увеличивается по 0,5 см в год.

Окружность груди увеличивается от 1 года до 10 лет — на 1,5 см в год; в 10 лет равна 63 см; после 10 лет увеличивается на 3 см в год.

· Особенности питания детей от 1 года до 6 лет

По сравнению с питанием младенцев, питание детей старше 1 года претерпевает значительные изменения. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, возрастанием функциональных возможностей пищеварительной системы. Однако во многом структура и функции желудочно-кишечного тракта еще несовершенны. Поэтому порежнему сохраняется необходимость щажения органов пищеварения, строгого контроля качества продуктов и их кулинарной обработки.

При организации питания детей необходимо, чтобы качественный и количественный состав рациона соответствовал возрасту и отражал индивидуальные вкусовые пристрастия ребенка.

1. Ежедневно, в рацион должны входить молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль, овощи, фрукты и ряд других продуктов.

2. Такие продукты, как рыба, творог, яйца, рекомендуется давать через 1—2 дня.

3. Животные белки должны составлять от суточного количества белка:

в 1—3 года — 75%;

в 4—6 лет — 65%.

4. Молоко должно составлять не менее 0,5 л в сутки, творог — 50 г в сутки.

5. В питании необходимо использовать кисломолочные продукты: кефир, простоквашу, ряженку, варенец.

6. Мясные блюда надо готовить из мяса нежирных сортов в виде тефтелей, котлет, фрикаделек и т. д.

7. От суточного количество жиров не менее 10—15% должны составлять растительные масла.

8. В меню должны использоваться сырые овощи и фрукты, ягоды, зелень, соки.

9. Крупяные и макаронные изделия рекомендуется давать не чаще 1 раза в день.

10. К 2 годам в меню можно ввести черный хлеб, сыр, сельдь, колбасы, квашеную капусту, огурцы, помидоры.

11. Нежелательно давать: жирное мясо, острые блюда, копчености, крепкие чай и кофе, горчицу, уксус, маргарин; следует ограничивать сладости.

По-прежнему сохраняет свое значение режим питания.

Рекомендуется к 1,5 годам перейти на 4 разовое питание:

завтрак, обед, полдник и ужин. Желательно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Ежедневно ребенок должен получать 2 овощных и 1 крупяное блюдо.

2. В 1-й половине дня целесообразно давать мясо, рыбу, бобы: во 2-ю половину — творог, каши, овощи.

3. Предпочтительны вареные и печеные блюда, реже— поджаренные.

4. Калораж лучше всего распределить так:

— завтрак — 25%;

— обед — 35—40%;

— полдник — 10%;

— ужин — 20—25%.

5. Соотношение белков, жиров и углеводов должно

быть следующим:

от 1 до 3 лет = 1:1,2:4;

от 3 до 6 лет =1:1:3,5

6. В меню обязательно должны входить горячие супы

борщи, горячие гарниры.

Для введения каждого нового блюда необходимо 2—3 дня, чтобы ребенок привык к нему. Важно, чтобы внешний вид блюд был привлекательным и возбуждал аппетит.

· Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ)

Как отмечалось ранее целесообразно, чтобы ребенок 3 лет и старше посещал ДДУ.

Однако сразу, резко это делать не рекомендуется. Необходимо подготовить ребенка к перемене обстановки, к расставанию с близкими, к изменению режима дня. Подготовка к поступлению в ДДУ включает следующие мероприятия:

1. Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ.

2. Ликвидацию вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой и т. д.).

3. Обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания (произвольное мочеиспускание и дефекацию, самостоятельное умывание, одевание, пользование столовыми приборами и т. д.).

4. Обеспечение предварительной вакцинации в полном объеме для данного возраста.

5. Проведение оздоровительных мер (при анемии, диатезе, частых ОРВИ и т. д.).

6. Проведение санитарно-просветительной работы с родителями.

7. Обеспечение постепенного увеличения длительности пребывания ребенка в ДДУ:

— в течение 1-й недели — 3—4 часа в день (до обеда);

— в течение 2-й недели — 5—6 часов в день (до дневного сна);

— с 3-й недели — 8—9 часов, т. е. полный день.

Необходимо помнить, что адаптация ребенка к ДДУ

протекает индивидуально, а значит, требует разного подхода. Есть положительный опыт когда в первый день посещения сада устраивался как праздник, что-то вроде дня рождения с угощением, красочным оформлением, игрой.

Условно выделяют по степени тяжести следующие виды (группы) адаптации

I группафизиологической адаптации (дети, не болеющие в период адаптации и легко переносящие ее)

—длительность — 2—-3 недели;

II группанапряженной (среднетяжелой) адаптации (дети, болеющие ОРВИ в период адаптации 1—2 раза в легкой форме, без осложнений, длительностью 5—7 дней)

— длительность — от 23 недель до 2—3 месяцев;

III группапатологической (тяжелой) адаптации

(дети с неблагополучным социальным и биологическим анамнезом, болеющие ОРВИ 3—4 и более раз за период адаптации, обычно в тяжелой форме, часто с осложнениями; дети с психологическими переживаниями типа эмоционального стресса, извращенных поведенческих реакций, депрессии) — длительность от 23 месяцев до 6 месяцев и более.

· Обязанности медсестры ДДУ

В содружестве с врачом и воспитателями медсестра выполняет лечебные, контрольные, профилактические функции с целью:

— профилактики заболеваний у детей;

— стимуляции гармоничного развития личности ребенка в физическом, нервно-психическом и социальном аспектах;

— просвещения родителей по различным актуальным вопросам.

Медсестра должна следить, чтобы в периоды бодрствования с детьми проводились следующие занятия:

1) по развитию речи и ознакомлению с окружающей средой;

2) по совершенствованию движений;

3) по использованию в играх дидактического и строительного материала;

4) по музыке;

5) по конструированию;

6) по математике;

7) по рисованию, лепке, аппликации и т. д.

В кратком виде основные обязанности медсестры ДДУ

можно представить в следующем перечне:

1. Оказание неотложной помощи (и выбор дальнейшей тактики).

2. Лечебная помощь больным детям.

3. Профилактическая работа:

— организация и проведение прививок;

— организация и проведение врачебных осмотров;

— стационарное УФО;

— посезонные профилактические мероприятия (витамины, фитонциды, фурациллин для зева и т. д.);

— санитарно-просветительная работа с персоналом, детьми и родителями.

4. Контролирующая работа за:

— здоровьем персонала и заполнением санитарных книжек;

— состоянием и работой пищеблока;

— санитарным состоянием помещений и мест общего пользования;

— подбором мебели и игрушек по возрасту;

— соблюдением режима дня;

— качеством работы младшего персонала (санитарок и нянь).

5. Составление меню-раскладки и контроль за приготовлением пищи.

6. Ежедневный осмотр детей.

7. Отчетно-учетная деятельность.

· Профилактика инфекционных заболеваний у детей от 1 года до 6 лет

Предупреждение инфекционной заболеваемости у детей — важнейший аспект работы медсестры детской поликлиники и ДДУ.

Неспецифическая профилактика включает:

1. Организацию рационального питания.

2. Правильный уход за ребенком (организация режима дня, прогулок, соблюдение личной гигиены и т. д.).

3. Исключение (по возможности) контактов с инфекционными больными.

4. Адекватные физические нагрузки.

5. Закаливающиемероприятия.

Специфическаяпрофилактика — это предупреждение того или иного конкретного инфекционного заболевания. Проводится в виде профилактических прививок с целью активной иммунизации детей.

Смысл прививки: ввести ребенку ослабленного возбудителя, который не вызовет заболевания, но стимулирует специфическую иммунную реакцию антиген-антитело с образованием специфических антител.

Результат — формирование активного иммунитета разной стойкости. Вследствие этого у ребенка при повторном контакте с возбудителем возможны следующие исходы:

1) отсутствие заболевания;

2) атипичная, легкая, стертая форма заболевания, без осложнений и с гарантированным сохранением жизни ребенка.

Возможны местные и общие реакции на прививку, поэтому врач проводит беседу с родителями, а медсестра в указанные сроки контролирует состояние привитого ребенка. График введения вакцин называют календарем профилактических прививок. Приведем современный календарь прививок, а также группы детей, требующие особого внимания при проведении вакцинации (таб8).

Технику введения вакцинсм. в прил.12.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.034 с.)