Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности мотивационной сферы подросткаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
рои, наличием определеннои^системысоподчинения различных мотивациопныхтенденций(С развитием процессов самосозна-. ния наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их характеризуется большой устойчивостью, многие интересы принимают характер стой кого увлечения/По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и осознанно принятого намерения. Возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление подростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив.
Изучение психологии развития человека невозможно без исследования его мотивации, т. е. тех движущих сил человеческого поведения, которые в своей совокупности представляют стержень личности и определяют характер ее развития. Подростковый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности, и это в первую очередь определяется происходящими глубокими преобразованиями в мотивациопно-потребностнпй сфере подростков. Однако эти преобразования, имеющие как
качественные, так и количественные характеристики, обусловлены и подготовлены всем ходом развития ребенка с самых первых дней его существования.
Именно в подростковом возрасте, по словам Л. С. Выготского, на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения (Выготский Л. С.,1984). По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структу- Мнение ученых Исходным моментом для'изменепия мотивационной сферы подростка выступает так называемая «социальная ситуация развития ребенка» (Выготский Л. С. 1984) — уникальная? характерная только для данного возраста система отношений между ребенком и средой. Эти отношения, с одной стороны, формируют, а с другой — сами определяются теми качественно новыми психологическими образованиями, возникающими на данном возрастном этапе. Эти новообразования представляют собой широкий спектр психических явлений — от психических процессов до от- Дг.Н>цых СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ; Таким образом, при анализе мотивации подростка необходимо учитывать: —биологические изменения (половое созревание); —11шхологическис изменения (усложнение форм абстрактно-логического мышления, развитие самосознания, расширение сферы нолевой активности); —социальный контекст жизни подростка. Известно, что длительность и интенсивность протекания подростково! о периода во многом зависит от культурно-исторических условий: переход от детства к взрослости может быть коротким и суровым, а может затянуться почти на целое десятилетие, как это происходит в современном индустриальном общество. Необходимость переходного периода очевидна. По сути, главная задача, можно сказать мегазадача, которую необходимо решить человеку в подростковом возрасте, — это стать взрос-
Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
лым как и физиологическом плане, так и в социальном. Уместно в данном случае вспомнить слона Л. С. Выготского о том, что самая существенная черта этого периода состоит и том, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности (Л. С. Выготский, 1984). Концепции развития человека и достижение взрослости В современной психологии накоплено уже достаточно большое разнообразие различных концепций, посвященных развитию человека. Б одних акцент делается на физическом и полоном созревании: например, осноиная задача переходного периода в психосексуальной концепции развития 3. Фрейда — привести сексуальную жизнь ребенка к окончательной форме, нормальной для взрослого человека. Б других, например и рамках сониогенетического подхода, главное — это освоение человеком социальных норм и ролей, приобретение им социальных установок и ценностей. В когнитивных теориях, в частности концепции Ж. Пиаже, акцент делается па достижении человеком когнитивной зрелости, и утверждается, что выход на стадию формальных операций позволяет человеку сформировать личную идентичность. Концепция Э. Эриксона По мнению Э. Эриксона, главная задача подросткового периода — формироиание чувства личной идентичности и избежание опасности возникновения ролевой неопределенности. Идентичность состоит из многих компонентов, совокупность которых и образует целостную личность. Но Э. Эриксону, отдельными задачами развития, которые
необходимо решить индивиду для достижения идентичности, являются следующие:
—обретение чувстпа времени и непрерывности жи.ши; —распитие уверенности в себе; — принятие соответствующей своему полу роли;
—экспериментирование с различными социальными ратями; —выбор профессии; —формирование личной сие темы ценностей и приоритетов; —поиск своей идеологий, то, что Эриксон называл «поиском символа веры» (Э. Эриксон, 1996). Концепция Р. Хэвигхерста Во многом сходны идеям Э. Эриксона по своему содержанию задачи развития юности, предлагаемые Р. Хэвигхерстом в так называемой психосоциальной теории развития. 11о его мнению, задачи развития состоят в формировании тех качеств, которые необходимы самому индивиду или соответствуют общественным запросам. При этом задачи развития, которые встают перед индивидами, принадлежащими к различным культурам, отличаются друг от друга, поскольку зависят от относительного значения биологических, психологических и культурных элементов, составляющих задачу. Кроме того, в разных культурах к людям предъявляются отличающиеся требования и предоставляются неодинаковые возможности, соответственно им необходимы различные умения и знания. _^ Хэвигхерст выделяет восемь главных задач развития, которые должны быть решены в подростковом возрасте: 1) принятие Своей внешности и умение эффективно владеть своим телом; 2) формирование новых и более зрелых отношений сосвсрст-никами обоего пола; 3) принятие мужской и женской социально-сексуальной роли; 4) достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; 5) подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость; 6) подготовка к вступлению в брак и семейной жизни; 7) появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения; 8) обретение системы ценностей и этических принципов, Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
Поиск идентичности Некоторые аспекты идентичности формируются легче, чем другие. Ранее всего, как правило, устанавливается телеспая и сексуальная идентичность. Профессиональная, идеологическая и моральная идентичность формируется гораздо медленнее: этот процесс зависит от того, достиг ли подросток в своем когнитивном развитии стадии формально-операционного мышления. Религиозные и политические взгляды формируются несколько позднее, но эти компоненты идентичности могут еще долгие годы подвергаться изменениям (по Раису Ф„ 2000). В большинстве исследований, направленных на изучение особенностей подросткового возраста, отмечается тот факт, что со вступлением ребенка в пубертат, примерно в 12-13 лет, происходит перелом в отношении к себе, появляется активный интерес к своему внутреннему миру, подросток все более настойчиво обращается к мысли о собственной личности. Л. С. Выготской обозначил эту особенность подросткового возраста как эгодоминантную, или эгоцентрическую, установку, которая заключается в том, что формирующаяся личность подростка оказывается в центре его внимания, становится одним из центральных гнезд интересов. По мнению Т. В. Драгуповой, стремление познать себя и войти в мир взрослых представляет собой стержневую особенность подросткового возраста,-ее аффектинно-потребностнос ядро, определяющее содержание и направление социальной активности подростка, системы его социальных реакций и специфических переживаний. Исследования В исследовании немецких психологов было обнаружено, что в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько падает общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становятся самооценки, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей (Коп И. С, 1989). Исследования ----------------------------------------------------------,-------- - В исследовании Л. А. Регуш было обнаружено, что наибольшую нагруженное™.проблемами имеют младшие подростки— 12-, 13-летпие (различия между ними несущественны). К 16 годим проблемная на гружен ность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. Приятом было обнаружено, что 12-летние подростки, кроме отношения к будущему, остро переживают взаимоотношения со сверстниками и с родителями. В 13-14 лет проблемы взаимоотношений с родителями выступают на первое место по сравнению с переживанием взаимоотношений со сверстниками (Наш пробл. иодр., 1999).
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.208.238 (0.011 с.) |