Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация учебной деятельности подростка

Поиск

Содержательный анализ исследований, посвященных пробле­ме мотивации учения, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса учения. Это обусловлено не только чрезвычайной сложностью самой учеб­ной деятельности, уровнем ее организации, но и возрастными особенностями учащегося. Успешное формирование учебной мо гивации невозможно без учета онтогенетических факторов развития мотивационной системы личности, закономерной сме­ны доминирующих мотивов, их переструктурирования на раз­личных возрастных этапах, причем наиболее существенно то обстоятельство, что это не простое, «количественное* услож­нение, а качественное преобразование всей мотивационной сферы подрастающего человека.

Но мере вхождения ребенка в подростковый период про­исходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминиро­вавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытеснен­ными другими, которые ранее не занимали столь значимого места. И прежде всего это связано с тем, что учеба перестает быть ведущей деятельностью и активность подростка в боль­шей степени направляется на общение со сверстниками, на вне­классные виды деятельности.

Статистика -----------------------------

В исследовании А. В. Кирьяковой, изучавшей ценностные ориен­тации школьников, был зафиксирован очень низкий уровень цен­ности учения, познания у младших подростков. Только 30,3% от числа опрошенных сказали, что им учиться интересно, нравится, при этом 66% из них осознают, что это необходимо. Еще более уд­ручающие цифры были получены па выборке старших подрост-

[Ю Психология подроете»



Глава 10


Мотивация учебы и выбора профессии



 


коп и группы старшеклассников:среди старших подростков инте­ресно учится 8,1%. а среди старшеклассников — 5 2,4%. 11ри этом чем взрослее школьник, тем в большей степени он осознает, «то учиться необходимо — 75.3 и 81% (Кирьякона А. В., 1991).

Данные исследований довольно убедительно демонстри­руют низкую значимость учения и познавательной деятельно­сти в системе ценностных координат современных подростков, при этом критической точкой становится переходный период от подросткового к юношескому возрасту.

Описанные возрастные особенности определяют также и содержательный состав мотивов учебной деятельности подро­стков. Так, в качестве ведущего мотива учения в средних клас­сах исследователи называют стремление подростка завоевать определенное положение в классе, выделиться, добиться при­знания сверстников. С другой стороны, школа для них — это в первую очередь место общения со сверстниками, и тем самым она приобретает ценность. Характерно также, что этот мотив не теряет своей актуальности и в старшем школьном возрасте В исследовании И. В, Дубровиной и ее коллег было обнаруже­но, что максимальное значение для учащихся старших классов имеет мотив самоутверждения (табл. 10.1), связанный с нали­чием у старшеклассников потребности в самоуважении, кото­рая может быть реализована через достижения в учебной дея­тельности. Школьники стремятся к завоеванию через учебные достижения устойчивого положения в коллективе сверстников.

, * Таблица 10.1

Распределение учащихся по группам ответов, характеризующих отношение tc отметке

 

Отношение к отметке Класс, % Значимость различий
  6-Й 9-й 6-й
Показатель зданий 64,0 40.0 64,0
Важность для дальнейшей учебы 20.5 44,0 20,5
Стимул 10,2 30.0 10.2
Показатель учебы для родителей 20.5 14.0 20,5
Не показатель знаний 16.0
Показатель различий   4,0
1{ужни другая система - К.О  

к созданию у учителей определенного мнения о себе, своих спо­собностях, а также к сохранению достаточно высокого уровня самооценки (Дубровина И. В. и др.. 1987).

Другим внешним и достаточно действенным мотиватором учения является отметка. Влияние его особенно существенно в младшем школьном возрасте. По данным Л. И. Божопич, она выступает в качестве ведущего мотива обучения более чем у половины младших школьников, притом что познавательные мотивы имеют очень низкую i юбудительную силу на протяже­нии практически всего младшего школьного возраста (Божо-вич Л. И., 1968). Очевидно, что степень и характер ее воздей­ствия будут в подростковом возрасте иными, при этом суще­ствуют значимые различия между младшим и старшим подростковым возрастом.

Исследование пол руководством И. В. Дубровиной (см. табл. 10.1) обнаруживает, что для подавляющего большинства шестиклассников отметка — это в первую очередь показатель знаний (Дубровина И. В. и др., 1987). Такое представление об отметке в значительно меньшей степени распространено среди старшеклассников, где большее количество учащихся отмеча­ет ее важность для дальнейшей учебы, для аттестата. Это осо­бенно важно для тех, как нам кажется, кто намеревается про­должать обучение в вузе, и «хороший» аттестат становится са­мостоятельным и очень мощным стимулом для учебы. Если в 6-м классе количество высказываний, что оценка это стимул, невелико, то к 9-му классу оно резко возрастает. На вопрос о том, хотели бы они учиться совсем без отметок, большинство старшеклассников отвечают отрицательно, так как без отметок им трудно было бы заставить себя заниматься. В то же время оценка выступает для них и как ориентир для распределения своих усилий («Без оценок мы бы не знали, по каким предме­там надо подтянуться*).

С другой стороны, у девятиклассников появляется отсут­ствовавшее у шестиклассников критическое отношение к от­метке. С ростом способности к рефлексии, к самостоятельнос­ти мышления они способны заметить, что отметка не всегда верно отражает знания и бывают несправедливо заниженные и случайные отличные оценки, т.е. на них нельзя ориентироваться полностью. В 9-м классе появляется также ряд высказываний о том, 41 о отметка показывает различия между хорошими и пло-



Глава 10


Мотивация учебы и выбора профессии



 


хими учениками, отмена оценок стерла бы все различия между ними, и в этом случае вообще не стоило бы стараться хорошо

учиться.

Кроме того, ученики как 6-го, так и 9-го класса часто счи­тают, что получаемые ими отметки нужны в первую очередь родителям и их одобрение или наказание зачастую является прямым следствием полученных отметок. Школьникам не хо-' чется огорчдть своей учебой родителей, и этот мотив достаточ­но действенен, например, в исследовании А. В. Кирьяковой его выделила почти половина опрошенных ею старшеклассников (КирьяковаА. В., 1991).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.13 (0.01 с.)