Аддиктивное поведение подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аддиктивное поведение подростков



Аддиктивное поведение

Как специфический тип девиантного

Поведения

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют как систему поступков или от­дельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам

Аддиктивное поведение
— злоупотребление одним или несколькими химичес­кими веществами, протекаю­щее на фоне измененного со-стояния сознания,В более широком смысле аддиктив­ное поведение рассматрива­ется как один из типов деии-антпого (отклоняющегося) повеления с формированием стремления куходу от реаль­ностипутем искусственного изменения своего психичес­кого состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимании на определенных видах деятельностис целью развития и поддержанияин­тенсивных эмоций.

и появляющиеся в виде несба­лансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или отклоне­ния от нравственного и эстети­ческого контроля i ш собственным поведением (Кулаков С А, 2001). Злоупотребление веще­ствами, вызывающими состоя­ния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.), является формой девиан­тного поведения (МКБ-10). Вещество, которое при потреб­лении воздействует на психи­ческие процессы, например на когнитивную или аффектив­ную сферу, называется психо­активным (Словарь термино и,


относящихся к алкоголю, наркотикам и другим пенхоактивн ы i средствам. 1996. С. 57).

Аддиктивное поведение чаще связывают только со злоупот­реблением психоактивными веществами. Аддиктивное поведение (англ. addiction — склонность, пагубная привычка) - - злоупотр, ленис одним или несколькими химическими веществами, протека­ющее на фоне измененного состояния сознания (Ильи и К. II., 2000).

Аддиктивное поведен ие — оди 11 из типов девиантного (от­клоняющегося) поведения с формированием стремления кухо­ду от реальности путем искусственного изменения своего пси­хического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Короленко Ц. П., Донских Т. А., 1990).

Мнение ученых

Несмотря па то что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязан м. Пьянство, употребление нарко­тиков, а1рессивное поведение, противоправное поведение обра­зуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду дсни-антпого поведения повышает вероятность его вовлеченности и i другие (Коя И. С, 1989).

Уход от реал вности путем изменения психического состоя­ния может осуществляться разными способами. В жизни каждо­го человека бывают моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться отугне тения, «сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т. и. Дл* реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходя­щему от реальности путем изменения своего состояния. Пробле­ма аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реаль­ности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей (Короленко Ц. П., Дмитриева II. В.. 2000. С. 291-292).

Возрастные факторы риска

Подростковый комплекс

Под подростковым комплексом понимаются резко выраженные [Особенности подросткового возраста. Подростковый комплекс



Глава 14


Ада


иктивное поведение подростков



 


       
 
 
   


характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подрост­ка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсив­ностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью (ВиЫег Ch; Gessel А.). К психологичес­ким особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающе­еся с Показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитета­ми и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка прояв­ляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Прояв­ление грубости и бесцеремонности к другам людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий — от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму (Ре-ан Л. Л., Бордовская Н. В., Розум С. И., 2000. С. 278).

Обостряется чувствительность подростка к oi [енке други­ми его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пре­небрежением к суждениям взрослых (Личко Л. Е., 1985). Для подроста характерно сочетание чувственности с поразитель­ной черствостью, а болезненной застенчивости — с нагловатос­тью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых правил — с обоже­ствлением случайных кумиров. Чувственное фантазирование подростке сочетается с сухим мудрствованием (Сухарева Г. Е.. 197-1; Личко А. Е, 1985). Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерны внутренняя противоречи­вость психики, неопределенность уровня притязаний, склон­ность к крайним позициям (Levin К., 1960); эгоцентризм мыш­ления и склонность к теоретизированию (Пиаже Ж., 1967). Акцентируется конфликт идентичности против спутанности ролей, неопределенность, расстройство временной перспекти­вы (Эриксон Э., 1996). Подросток характеризуется оппозици­онной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимо­стью опеки, многообразием переживаний, связан н ых с пробуж­дающейся сексуальн остью, немптииированными колебаниями настроений (Лебединская К. С, 1974)

Мнение ученых

Подростковая девиантность подчиняется общим закономерно' стям— для девиаЯлюсте подростков нет никаких специфических


причин. Однако социально-экономическое неравгне i uu, неравен­ство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различ­ным группам, своеобразно проявляется применительно к подро­сткам И молодежи (ГилинсКИЙ Я., 1урт)ич И., Русакова М., Сим-пура Ю., Хлопушки Р., 2001. С, 13).

Социальная позиция

Противоречия между постоянно растущими потребностями и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и мо­лодежи. Бурное развитие физических, интеллектуальных, эмо-ционалышх сил, желание утвердиться в мире взрослых всту­пает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, низкой квалификацией (или отсутствием таковой), а следовательно, и невысоким (неопределенным, маргинальным) статусом. Под­ростки, молодежь не удовлетворены условиями обучения и тру­да, жилищными условиями, возможностями проявлять себя в ■творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясня­ются объективными обстоятельствами, а не «капризами» моло-ыых(Гили)1СКийЯ., Гурвич И,, Русакова М., Симпура Ю., Хло-m шин Р., 2001. С. 13).

Влияние групп

Противоречие между самооценкой и оценкой его личности ок­ружающими может привести подростка к поиску групп, при­надлежность к которым способствует удовлетворению потреб­ности в самоуважении. * В условиях, когда самооценка не нахо­дит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность и (само) уважении остается нереализованной, — развивается резкое ощущение лич i юстного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекват-ную опору в социальном пространстве. Одним из распростра­ненных путей решения этой проблемы является переход под­ростка в группу, и которой характеристика его личности окру­жающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Самооценка подростка получает адекватную опору в простран­стве внешних социальных оценок личности» (РеанА. А., Коло- ЕипскийЯ.Л., 1999. С. 52-53).


 


Шк


о! 114 подростка



Глава 14


Аддиктивное поведение подростков



 


В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мерс определяется характерными для этого периода реакциями эмансипации, группирования, увле­чениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением (Л ичко А. Е„ Битепский В. С, 1991. С. 35-36). Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголем, табаком и наркотика­ми, при условии что эти группы позволят удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не сможет удовлетво­рить в Других группах.


емлет того, что в обществе считается нормальным: необходи­мость делать что-либо, соблюдать принятые в семье или груп­пе нормы и традиции. В силу этого происходит значительное снижение активности в обыденной жизни, наполненной тре­бованиями и ожиданиями, и значительное повышение актив­ности в тех областях жизни, которые пусть временно» но при­носят человеку удовлетворение и вырынакл его из мира эмо­циональной бесчувственности (Менделенич В. Д., 2001. С. 79).

Мнение ученых


 


       
 
   
 

- Гедонистическая мотивация — стремление любыми спосо­ бами максимизировать удо­ вольствие и минимизировать неудовольствие как само­ цель, основной смысл суще­ ствования.

Мнение ученых

Стремление к эмансипации приводит подростка к «отравлению свободой», при котором наиболее часты выпивки, курение, упот­ребление наркотиков. Злоупотреблению психоактивными веще­ствами содействуют коммуникативные хобби — бездумное об­щение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей ин­теллектуальной переработки информацией. Но злоупотребление психоактивными веществами встречается лишь у небольшого числа подростков и не является следствием кризиса (Курек 11. С, 2001).

Аддиктишюе поведение в континууме зависимого поведе­ния занимает промежуточное место. Конечным этапом форми­рования аддиктивного поведения является этап групповой пси­хической зависимости. Группа выступает стимулом для воз­никновения потребности в наркотике, так как запускает условно-рефлекторные механизмы, пробуждающие влечение. Групповая зависимость проявляется в немедленном возникно­вении потребности в наркотическом веществе, как только со­бирается определенная компания.

Особенности мотивации

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным фор­мам поведения, является изменение психического состояния, которое их не удовлетворяет и оценивается как «серое», «скуч­ное», «монотонное», «апатичное*. В реальной жизни такой че­ловек не находит для себя сфер деятельности, способных на­долго привлечь его внимание, обрадовать или вызвать иную существенную эмоциональную реакцию. Жизнь неинтересна из-за ее обыденности и однообразности. Такой человек не при-


Влияние психоактивных веществ на удовольствие/ неудоволь­ствие от секса и контроль сексуального поведения вп многом объясняет формирование пристрастия к психоактивным веще­ствам в подростковом возрасте (Курек Н. С, 2001. С. 59).

Удовольствие — это генетически первичная форма поло­жительных эмоций. В подростковом возрасте предвосхищение и предвкушение радости само по себе является удовольстви­ем. Не менее значимо и получение удовольствия от процесса употребления психоактивных веществ, ритуалов, сопутству­ющего общения. При этом важно знать, от чего хочет испы­тать удовольствие подросток — от предвкушения, процесса или; результата. Эти три момента составляют основу гедонистиче­ской мотивации потребления психоактивных веществ. Гедони­стическая мотивация — стремление любыми способами мак­симизировать удовольствие и минимизировать неудовольствие, как самоцель, основной смысл существования. Гедонистиче­ская мотивация опирается на ряд психофизиологических ме­ханизмов усиления удовольствия, которые могут способство­вать формирован и ю зависимости: а) актуализация потребно­сти за счет угрозы ее удовлетворению, например, чувство удовольствия усиливается при угрозе здоровью, социально­му статусу, безопасности для

потребителя психоактивных веществ (гедонический риск); б) усиление потребности и чувства удовольствия от удов­летворения потребности после мучительной борьбы (гедони­ческий отказ.


13'


 

Глава 14


Ддциетивное поведение подростков



 


Исследования

Активные потребители наркотиков раньше начинают половую Жизнь, имеют больше партнере*. Однако при этом они не егю-собны на длительную, глубокую привязанность. Психоактивные вещества исиольаунякак средство развращения детей и подрост­ков* вовлечения и и проституцию, и наркобизнес, Успех дости­гается за счет мало осознаваемой подростками связи ощущений от секса и наркотическою опьянения (Se,\ and Drugs Issue, 1!Ш).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.017 с.)