Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 73 из 73 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Знание особенностей разных типов характера позволяет прогнозировать поведение подростка, предвидеть вероятность суицидов. Разные типы акцентуированных характеров также проявляют склонность к разным формам суицидального понеде-ния. Для гипертимного типа акцентуаций склонность к суицидальному поведению совершенно не характерна. Подростки этого тина не наносят себе пи физический, ни со циальн о -психологический ущерб. Они скорее могут подвергнуться разрушительным воздействиям или саморазрушению вследствие тяги к риску, новым впечатлениям, острым ощущениям. Суицидные попытки или намерения им не свойственны, зато характерно аддиктивное поведение. Гипсртимы пробуют на себе действие разнообразных дурманящих веществ, примем они избегают стали и привыкания, поскольку часто меняют оной выбор. У циклоидов возможность суицида зависит от фазы. В ги-пертимной фазе они не отличаются от подростков гипертимного типа. Однако в субдсирессивцой фазе для циклоидного типа Глава 15 Суицидалькое поведение подростков
акцентуаций характерно суицидальное попедение. Суицидные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта, когда самолюбие подростка уязвлено публично, его не покидают мысли о собственной неполно цепи ости, непригод ности, безволии. Подростка охватывает отчаяние, и он неосознанно или недостаточно осознанно"идет к суициду. Эмоционально-лабильные подростки склонны к суицидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Риск, приключения мало привлекательны для подростков этого типа. Они ищут эмоциональные связи и поддержку у друзей и близких. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например родителей, толкает подростков эмоционально-лабильного типа к суицидным попыткам. Это — крик о помощи, чувство вины из-за невозможности удержать значимого другого, агрессия на самого себя. Статистика Но данным А. Е. Лично (1999), распределение типов характера связано с типами суицидального поведения. При демонстративном суицидальном поведении преобладали подростки истсроид-ного, истероидно-неустойчивого и гипертимно-истероидното типов (50%), 32% — эпилептоиды и эрнлевтондно-истерондного типа. 18% составляли подростки всех остальных чипов, причем шизоидов, циклсшдов и сенситивных подростков при демонстративном типе вообще не встречалось. При аффективном типе суинидальбого поведения основную группу составляли подростки с лабильным и лабильно-и стероидным типами (37%), другие варианты истсроидного типа — 23%, сенситивный и конформно-неустойчивые типы — по 18% и только 4% — зпнлептоид- ный тип характера. Истинные суициды были характерны для сенситивного (63%) и циклоидного (25%) типов. Для подростков шизоидного типа свойственна чрезвычайно низкая выраженность суицидального поведения в подростковом возрасте. Уязвимым звеном в характере сенситивного типа является чувство собственной неполноценности. Такие подростки зависят от окружающих, нуждаются в их добром отношении, поддержке и оценке. Недоброжелательность окружения, неспра- ведливые обвинения, предательство друзей и возлюбленных, насмешки или подозрения легко приводят к развитию реактивной депрессии. Сенситивные подростки не делятся своими переживаниями, накапливая, аккумулируя чувство вины за свою неполноценность, постепенно приходя к мысли о невозможности и бессмысленности своего существования. Незаметно для окружающих у них вызревают суицидные намерения, которые реализуются неожиданно для всех. Психоастеническая акцентуация вообще не предрасположена к суицидам. Страх и нерешительность этих подростков исключают вероятность самоуничтожения. Шизоидные подростки не склонны к суицидальному поведению, к нанесению себе физического ущерба. Для них в некоторой степени привлекательно аддиктивное поведение, которое облегчает неформальные контакты со сверстниками. Эпилептоидный тип акцентуации предопределяет риск самоубийства. Истинные суициды встречаются у эпилептоид-ных психопатов. При акцентуациях характерна демонстративная форма суицидального поведения. Мотивом служит желание причинить обидчику вред, напугать кого-то, добиваясь своих целей. Но демонстративные по форме намерения при сильной аффектации эпилеитоидов могут стать неконтролируемыми и обернуться трагически. Аффективные реакции эпи-лептоидов чаще всего агрессивны, если подросток остается в одиночестве, в безвыходной ситуации, то агрессия может быть направлена на себя. Характерны порезы, самоповрежления горящими предметами как проявление мазохистических тенденций эпилептоидов. Статистика По данным Отто (Otto, 1972), среди подростков, совершающих суицидные попытки, чаще встречаются истероиды (36%) и инфантильные эмоционально-лабильные (33%), астеники (13%). Шизоиды и циклоиды встречаются крайне редко. Главной чертой истероидного характера является демон- стративность, что обусловливает склонность к суицидному шантажу у подростков данного типа акцентуаций. Подросток стремится произвести наибольшее впечатление на окружаю- 'щих, разжалобить или напугать, но главное привлечь к себе Глава 15 Суицидальное поведение подростков
внимание, добиться желаемого. Демонстративность суицида может обернуться реальным самоубийством из-за несчастного случая. Желание выделиться приводит к неверному расчету усилий или последствий поступка. I [ри неустойчивом типе акцентуаций характерными являются слабость волевой сферы в организации поведения и гедонистическая направленность подростка. Риск суицида отсутствует из-за невозможности нанести себе физические повреждения. Представители этого типа скорее составляют группу риска развития алкоголизма, наркомании, токсикомании, вовлечения в асоциальные группы, но не суицидального поведения. Таким образом, понимание дифференциальных основ личности подростка позволяет предсказать возможное поведение 1 годростка, его склонность к суицидальному поведению, предотвратить психогенные факторы, способствующие трагическому исходу. Резюме Попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать и предупредить. До совершения самоубийства подросток может попытаться выразить протест и другой форме: уйти из дома, совершить антисоциальные поступки (воровство, хулиганство, напиться). Испробован варианты и потерпев неудачу, человек решается покончить с собой. Большинство покушавшихся на самоубийство тьорили об этом окружающим до совершения попытки. Если вовремя обнаружитьнризнаки «вдвигающейся Катастрофы, ТО ее можно предотвратить. И hoi-да предвестники самоубийства трудно распознаваемы. Человек строит планы на будущее, а сам поглощен мыслями о самоубийстве. Это одна из самых тяжелых ситуаций для родных и близких подростка. Суицидальное поведение может быть обусловлено и психическими расстройствами, сопровождающимися галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает совершить самоубийство или убеждает человека в совершенном якобы им злодеянии. В этих случаях для подростков характерны периоды длительного нарушения поведения: депрессия, тревожность, неуравновешенность, беспокойство, навязчивые мысли. Как мы видим, причины суицидального поведения многообразны, но во всех случаях помощь подростку необходима. Вопросы к главе 1. Практически все мировые религии осуждают самоубийства. Японская религия синто не осуждает, и всем известен обычай ритуального самоубийства харакири или сепукку Как это влияет на уровень суицида в Японии? 2. Американские средства массовой информации, в отличие от российских, достаточно широко освещают случаи самоубийств, особенно необычных или совершенных известными людьми. Влияет ли Это на сравнительное количество суицидов 8 России и США? 3. Известный психолог Эдвин Шнейдман (Shneidman) дал описание четырех типов людей, намеренно стремящихся положить конец своему существованию: «искатели смерти», «инициаторы смерти», «отрицатели смерти» и «игроки со смертью» (Комер, 2002). «Искатели» янно стремятся умереть, «инициаторы» считают, что своим поступком просто ускоряют неизбежное, «отрицатели» не верят, что лишив себя жизни, полностью прекращают существование, «игроки» оставляют себе шанс выжить. Какие акцентуации характероц имеют, по вашему мнению, эти типы самоубийц? Ключевые понятия и термины Суицидальное поведение Аффективное суицидальное поведение Демонстративное суицидальное поведение Истинное суицидальное поведение Факторы, способствующие суициду Словарь дополнительных терминов и понятий Словарь дополнительных терминов и понятий
Словарь дополнительных терминов и понятий Абсолютная чувствительность - психофизическая характеристика чувствительности индивида, ко 1 оран saрастеризует способность и иди вида ощущать предельно малые но интенсивности иоздсйстви» объектов реал ьнош мира. Абстрактно-ло/ичеасог мышление — особый вил мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкции. Агрессия осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другом v человеку, группе людей или животному. Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств н поступков Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и г требованиями окружающих. Активность — леягелыюе состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид вое производит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — чта уравновешивание организма со средой. Льтнаность проявляет себя и активации, различных рефлексах, поисковой аи-1 иншити. произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения. Актуальная (корригирующая) самооценка — отражает в настоящем времени самопро-янлення личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует сп коррекции или оптимизации Акцентуация характера -■ чреимсрная выраженность отдельных черг характера и Их го „ Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или пережигание, связанное с двойственным от ношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением. Амбивалентные переживания - несогласованные, противоречащие л руг другу (лоложи-пельные и отрицательные) одновременно испытываемые человеком эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению. Амнезия детства — феномен психики взросло™ человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет жизни. Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), а течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Фиксация на анальной стадии развития и последующем может привести к формированию анального характера в двух своих формах; анвлыш-удерживающий тип. что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и аналь-но-а/рессиипый тип. что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и лаже садистической жестокости. Ассимиляция — процесс приспособления новой информации {ситуации, обшкта) к су-шсс1"ующ|1м у индивида схемам действий (схема действия — jto сенс о моторный эк-пиналеш понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у нет схемы действия {понятии, умения). Атрибуция приписывание социальным обьгктам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных ц паче восприятия Аттрактор цели — одно hj основных понятий синерк-тики — конечное состояние развивающейся сие гены, цель ее развития. Аффективная реакция - ярко выраженное, бурно и роте кал и иге дейс шие: эшщНОКШ- нып отклик» oi'iiei на то или lliiix no.^LciiekHiie; резкая nrpeMeiiii эмоционального состояния; переход к состоянию, противоположной)* прежнему. Аффективная сфера сдвжушИст* дереюядиийчелдвитне». ношения «окру- «акнш-п.1П11-1НШС ]|,1||>сп1 и к самому tc-tw. Аффективное поведение ПОЮМяс, jit-i» 1нне пли 1ЧаимодеГ«i нис. коюрш' в первую очещтль ни редел я гтея шоояошшышм гостоипием или Отношением;. ишгвня пил И-'шяннем ^мопий. Аффективна-лащитная функция воображения функция в^юбраження. кишрля за* ючючаетсн в создании вооб]1ажаемой ситуации с цглыо услотшога ра^рептгння конф- ликтов, которые в данный момгпт не moivt быть р&зрспи'пы на П]1актнке. Аффективность ■ бурное элемент арное peai и ро ванне паси гуацию, быстрый переход от цдпо]1о^моцнон^льноп) состояния KApyrou^^^ui^oua-BuradiHMiry^bcraiHucTb. 'Аффекты на себяг — ау юнаправленная пе1а1иьнйя знойно нлльная реакция. Аффилиативная потребность nuipf-йность в обшгиин, в эиояишшльны! KoinaKiax, стремление оыть среди другил люден. Назальная тревога интенсивное: и всепроникающее отпущение отсутствия пгдопаспо-сти и одиночества.
Базовое (или базалыюе) доверие — положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному, миру, формирующееся у ребенка в ранней дет стве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и цо;1лержки щ сторо Биодинамическом ткань движения гармоничная система мельчайших фрагмен юн (им-иулы'ои} дишагсдыююакг,!, которые заполняют нет траекторию, описываемую opi.i-ничн движения при выполнении иююакта. Близость тесные изанмоотцошеннн, предполагающие нзанмнуюамиатню; устойчивая положительная эмоциональная с1 iih.il, В Вербальная агрессия выражение некннвкых чувсИ! п словесной форме (проклятия. угрозы. КрИК) Вербальная память ■ вид памяти, который определне! способное 1ь запоминать, сохра-няеь и воспроизводить pe4euvio (словесную) инФормаП1ио. Вербальные функции — процесс опер и |ювання различными формами знакового (словес-|Ю1"о) матерна-ча. Вербальные функции интеллекта — функции интеллекта, связанные г оперированием словами, в Юм числе возможность! юлучения и анал из речевой информации, понимание смысла слив и ;]р. Витальные потребности — жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для сгобиологическо-1 о существования, и выступающее источником его активности. Внимание — направленность и сое ре доточенностьпеихн чес кой деятельности па чем-/1и6о определенном. Внутренняя речь — видречи,()беспечива101ций процессы мышлении нсамо|ч.чулыннипо-ьедекия. Возрастно-психологический контекст — ноарастпаигпецифичшк'тьпогребпостейп ценностей. сение ■■ процесс преобразования представлений, ■лыюпь. и (чхания на этой основе новых продстацлени C1IMI ICII n^l ПОЛрог'ТН-] Глава 2. Особенности детской и подростковой агрессии возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). Специальные исследования показывают, что уровень агрессивности и неуступчивости детей снижается в дошкольном возрасте. Пик неуступчивости мальчиков и девочек в этом возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности — на 3 года (Crowther, Bond & Rolf, ]981). Если у ребенка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их более проблематично. Поведение ребенка существенно зависит от эмоционального климата в семье, прежде всего от отношений с матерью. Так, в частности, отношения с матерью в младенчестве и раннем детстве существенно влияют на формирование просоци-альности-агрсссивности. По данным Эйнсворт, 68% годовалых детей надежно привязаны к матери и позже проявляют больше дружелюбия, готовности к сотрудничеству. 32% младенцев настроены по отношению к матери враждебно, избе-гающе или амбивалентно. Эти дети и последующие годы хуже учились, конфликтовали со сверстниками и взрослыми, чаше проявляли неуверенность. Матери малышей, сильно привязанные к детям, отличались отзывчивостью, теплотой, чутко реагировали на крик и потребности ребенка. Жестокое обращение и халатное выполнение материнских функций приводит к сильным страданиям младенца и формирует у него склонность к вспышкам гнева, а впоследствии трудности в социальной адаптации. Многие лица с криминальным поведением пережили травму материнской депривации и не были надежно привязаны к матери и раннем детстве [9]. Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребенка и предпочитают наказания заботе и терпеливому объяснению. В семье ребенок проходит первичную социализацию. Выявлено, что жестокие наказания коррелируют с высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный присмотр за детьми, вседоз- 2.1. Возрастные особенности агрессивного поведения воленность связаны с асоциальной направленностью. Слишком большая свобода ребенка, неспособность родителей совладать с энергичным и требовательным поведением сына и неумение научить его правилам поведения формируют стиль силового доминирования и неподчинения. Наказание является эффективным, если оно последовательно, адекватно проступку и сопровождается доброжелательным объяснением правил поведения. В качестве наказаний могут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не демонстрация враждебного отношения. В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия проявляется по-разному, например, в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания, Для детей дошкольного возраста наиболее характерными были такие формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое обращение с животными, пассивно-агрессивные реакции протеста, неуступчивость и повышенное упрямство. У детей младшего школьного возраста более частыми становились агрессивные хобби и случаи вербальной агрессии. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подоб-
Глава 2. Особенности детской и подростковой агрессии ное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивности детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждают детей выбирать более социально одобряемые формы поведения. Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает сказаться или быть сильным*. Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. О. И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением. Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным 2.1. Возрастные особенности агрессивного поведения поведением и девиациями. Если родители готовы предоставить подростку больше самостоятельности, независимости, формировать с ним более равноправные и сотрудничающие отношения, то кризис взросления проходит быстрее и легче. Подросток стоит перед задачей формирования собственных взглядов на жизнь и нуждается в мудром ненавязчивом совете взрослого. 11сдагогическая запущенность приводит к устойчивым поведенческим нарушениям. В тот или иной момент жизни многие дети совершают серьезные проступки — кражу, обман, драки, вандализм. Устойчивым такое повеление становится чаще всего, если мальчик растет без отца и не имеет мужской модели для подражания. По данным статистики, самый высокий процент преступности среди несовершеннолетних наблюдается в больших городах, в районах с низким социально-экономическим статусом. Однако бедность и семейное неблагополучие могут быть компенсированы стремлением юношей и девушек приспособиться к жизни, сделать карьеру, создать полноценную семью и научиться контролировать собственную враждебность. Несмотря на широкую распространенность, проявления детской и подростковой агрессивности не имеют серьезных негативных последствий для окружающих, не нарушают социального функционирования и психологического развития детей и подростков. Тяжелые формы насильственного поведения, антисоциальные и явно патологические формы агрессии наблюдаются значительно реже. В целом возрастная динамика агрессии соответствует возрастным «кризам» в 3-4 года, 6-7 лет и пубертате. Наиболее важным, «переломным» моментом пубертатного криза, который сопровождается резким подъемом делинквент-ности подростков, является возраст 14-15 лет. Вместе с тем с этого возраста физическая агрессия снижается как у мальчиков, так и у девочек. Рано возникшее (до 10 лет) систематическое агрессивное поведение наблюдается у 6% мальчи-
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.22 (0.014 с.) |