Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Брачно-семейные представления и ценностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование ценностного отношения к семье начинается в подростковом возрасте. Изучение представлений старшеклассников и студентов колледжей показывает, что большинство из них считают семейную жизнь значимой ценностью будущей Жизни. Статистика При опросе молодежи r 56 субъектах Российской Федерации и 1997 г. 83% респондентов, отвечая на вопрос, каким йы они хотели видеть себя через несколько лег, выбрали вариант: «Человеком, у которого крепкая семья и хорошие лети» (Кухтевич Т.Н., 1997). Глава 8 Подросток и семья
Источниками представлений о семье старшеклассники и студенты колледжей считают прежде всего родительскую семью (53,16%), мнение друзей (23,12%), художественную и другую литературу (21,19%), семьи популярных людей (4,41%), семьи знакомых (2,58%). Представления старшеклассников о семье 11редставления старшеклассников о семье достаточно схематичны, в качестве модели будущей семьи они видят чаще всего традиционную модель, выделяя 3 сферы семейной жизни: любовь, родительство, супружество (для сравнения: представления студентов вузов уже более дифференцированы, они выделяют уже не менее 8 сфер семейной жизни). Девушки более заинтересованы и осведомлены в вопросах семьи и брака, юноши относятся к ним как к отдаленной перспективе. Около 43% опрошенных выбирали модель семьи, во многом похожую на родительскую семью, примерно 50% представляют свою будущую семью как модернизированный вариант родительской и менее 7% не хотят повторять модели семейной жизни предыдущих поколений (Маценова Е. Б., 2001). Брачно-семейные представления у студентов Статистика ----------------------------- Согласно опросам молодежи, наиболее подходящим нозрастом для вступления в брак для мужчин считается возраст 24-25 лет (43,3%) и 20-23 года (38,8%), а для женщин —возраст 20-23 года (65,5%) и до 20 лет (26,4%) (Семья в кризисном, 1993), по по статистике число юношей и девушек, вступивших в ранний брак (в возрасте 16-19 лет), все же достаточно велико — примерно 7% от общего числа вступивших в брак. Важными факторами дифференциации брачного поведения являются профессиональная принадлежность и уровень образования: материальная мотивация вступления в брак и желание воспитывать детей характерны для лиц с низким уровней образования вдвое чаще, чем для лиц с высоким уровнем образования. Наиболее образованная часть населения в основном ориентирована на внесемейпые ценности и максимально откладывает даже создание первого брака (Калмыкова Н. М-. 1997). Исследование ценностных ориентации на создание семьи у студентов 38-19 лет показало, что хотя ценность «счастливой семейной жизни» еще не находится в числе самых актуализированных, представления о семье в опрелеленной степени уже сформированы. Ценностная ориентация на семью была более выражена у ■ [удентов, родители которых развелись или разошлись, а веду-щс-ii характеристикой обра:)а семьи чаще, чем в других группах, являлась ответственность членов семьи друг за друга, за развитие отношений. Выросшие в овдовевших семьях выше других оценили значение духовной и физической близости с любимым человеком, а наиболее часто встречавшимся образом семьи у нихбыл «теплый круг общения*. Для студентов с высоким урон-нем личностной тревожности было характерно представление о семье как «убежище» или «взаимной ответе гвенности», при этом образ «убежище» чаще встречался у укстериалов, а обрач «ответственность» — у интерналов (Москвичева Н. Л., 2000). В последние годы в качестве возможной мотивации вступления в брак российская молодежь нее чаще называет материальные причины. Статистика 16- 17-летние девушки тто-прежпему в качестве мотива иамуже-стиа называют «любовь» (42,9%), и в ТО же нремя для более чем 20"., из них вступление в брак ассоциировалось со стабилизацией и улучшением материального положения (Москвичева Н. Л., 2000). В 1997 г. при опросе 17-лстних россиян 20% девушек и 11% юношей ответили, что рассматривать брак как средство достижения материального благалолучня «нормально» (Беляева Г. Ф., Денисова Д. Е., 1997). Мотивация ранних браков Одним из основных мотивов ранних браков является появление у нары молодых людей незапланированного ребенка. В семьях, образовавшихся в результате рождения ребенка несовершеннолетней матерью, возникают специфические проблемы. Статистика--------------------------------------------------------------------------- По статистике, число рождений ребенкау девочек-подростков до 16 лет составляет 15,5 случаев, а в 17 лет — уже 35,2 случаен на Глава 8 Подросток и семья
каждую тысячу женщин (Семья в России; Статистический сборник // Госкомстат России, 1996). По мнению ряда авторов, подросток-девочка, испытавшая эмоциональное отвержение в семье, часто рожает ребенка, руководствуясь «проблемным» мотивом — иметь кого-нибудь, «кто будет меня любить просто так», не представляя, сколько труда придется затратить на уход за ребенком (Наш проблемный..., 1999). Однако, по данным Е. А. Островской (2001), подобные побудительные причины сохранения беременности скорее характерны для тонко чувствующих эмоциональных девушек лабильного типа, в целом же причины сохранения беременности и рождения ребенка у девушек-подростков могут сильно различаться в зависимости от типа акцентуации. Так, девушки гипертимно-го типа могут быстро адаптироваться к «неожиданной беременности», переоценивая свои возможности и не задумываясь о сложностях. Они находят в своем новом и неизведанном состоянии и рождении ребенка немало привлекательного, а после родов с трудом переносят необходимость выполнения повседневной работы по уходу за ребенком. Девушки истероидного типа используют беременность как возможность выделиться и обратить на себя внимание, их может привлечь образ «самой молодой мамы» или мученицы, «обманутой и покинутой с ребенком на руках». Девушек эпилептоидного типа могут удовлетворять внутренние потребности «всецело владеть и безраздельно властвовать* над будущим ребенком; сохранив беременность, они скрупулезно и точно соблюдают все врачебные рекомендации. Девушки астеноневротического типа, с одной стороны, не в состоянии противостоять настойчивым требованиям партнера или родителей прервать беременность, а с другой — постоянные опасения и беспокойство по поводу своего здоровья в будущем не позволяют им пойти на аборт. Они долго не решаются сообщить близким о своем состоянии и, как правило, поздно обращаются к врачу. Несовершеннолетние беременные неустойчивого типа, наоборот, без значительных колебаний решаются на аборт, не желая знать никаких препятствий на пути к развлечениям и уД°* вольствиям, хотя из-за недостатка ответственности и умения жить только сегодняшним днем часто упускают время и обращаются к врачу поздно. Кроме добрачных беременностей мотивами вступления в ранний брак могут быть: —стремление уйти из родительской семьи; —попытки решить личностные проблемы; —желание решить материальные проблемы; —слишком радужное, представление о супружеской жизни и др. Однако статистика показывает, что такие браки редко становятся успешными. В целом исследования свидетельствуют: чем в более раннем возрасте люди вступят в брак, тем выше вероятность того, что он окажется несчастливым и окончится разводом (Teti, Lamb, and Elster, 1987). Резюме Семья играет одну из определяющих ратей в формировании личности подростка, отличаясь от других институтов социализации большей эмоциональностью отношений. Семья обеспечивает ребенка накоплением опыта общения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны личности ребенка. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, однако они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетворения разнообразных потребностей, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов. Психологические задачи формирования личности подростка обусловливают его эмоциональную, поведенческую и нормативную эмансипацию от родителей. Проблемы в отношениях родителей и подростков чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и в семье, однако в целом большинство подростков характеризуют эти взаимоотношения положительно, более доверительно общаясь с матерью, чем с отцом. Социализация в семье происходит под влиянием целенаправленного процесса воспитания и по механизму социального научения, череп который на подростка оказывает влияние вся семейная атмосфера. В качестве основных факторов родительского поведения выделяют характеристики эмоционального отношения к ребенку и особенности родительских требований и контроля. Реализуемый родителями стиль воспитания, взаимодействуя со Глава 8 сложи яшимися индивидуальными личностными особенностями подростка, приводит к формированию определенных личностных черт. Неадекватный стиль воспитания по отношению к акценту-иронанпым подросткам имеет патол оптирующий характер, провоцируя усиление акцентуированного поведения и нарушение социальной адаптации. Дисгармо1тя детско-роднтслыжих отношений может порождаться дисгармонией супружеских отношении, выражаясь, и частности, а ИСгаженныз ролях подростка в еенм, нарушениях эмоционального отношения родителей к подростку и дисфункциональной коммуникации, которые и большой вероятностью воспроизводятся подростком в будущем в его собственной семье. В неблагополучных, конфликтных сем их подростки усваивают неэффективные паттерны разрешения жизненных ситуаций и асоциальные ценностные представления. Жестокое обращение и сексуальные злоупотребления по отношению к детям и подросткам приводят к долговременным негативным последствиям. Подростки остро реагирую! на развод родителей, а успешность адаптации определяется многими факторами: атмосферой в семье до развода, характером развода, успешностью адаптации самих родителей и т. д. Возможный более отдаленные л оследствия, связанные со снижением социальной адаптации подростка в будущем и неэффективным поведением В будущей семье (формирование «готовности к разводу*). Отсутствие родителя (чаще отца) ослабляет позиции подростка среди сверстников и может негативно отразиться на его полоролсвой идентификации и формировании представлений о супружестве. Вместе с тем лети, растущие в позитивной атмосфере в семьях родителе й-одиночек, более социально адаптированы и благополучны, чем те, кто вырос в полных, но конфликтных семьях. Взаимоотношения с сиблингами играют важную роль в социализации подростка и служат моделью построения отношений с другими людьми, в частности с противоположным полом. Бабушки и дедугттки, являясь хранителями семейных традиций и истории, могутоказать позитивное влияние на формирование ценностной системы подростка. Большинство подростков считают семью значимой ценностью будущей жизни, однако их представления о семейной жизни еще достаточно схематичны. Девушки более заинтересованы и осведомлены в вопросах семьи и брака, юноши относятся к ним как к отдаленной перспективе. Мотивами вступления в радннй-брак являются добрачные беременности, стремление уйти из родитель-ской семьи, попытки решить личностные иди материальные проблемы, однако такие браки редко становятся успешными.
Подросток и семья Вопросы к главе 1. Как вы думаете, какую роль в своей собственной семье будет выполнять ребенок из дисгармоничной семьи и выполнения каких ролей он будет ждать от своего супруга и ребенка? Например, «любимчик», будет ли он н своей взрослой семейной жизни следовать этой же роли, т. в. Требевит* 01 жги i,i такого же безусловного обожания, какое он получа.1 m родителей, пли передаст роль «любимчика* своему ребенку? 2. Представьте себе, что вы работаете психологом в женской консультации. К вам па прием пришла несовершеннолетняя беременная с вопросом: «Оставлять ребенка или нет?» Вы определили, что она относится к астепоневроти чес кому типу акцентуации. Ваши действии? 3. Увеличение количества людей с. гомосексуальной ориентацией в пашей стране обычно связывают с ростом числа неполных семей, в которых ребенок воспитывается одной матерью и не имеет маскулинного «образа отца*. Но после Великой Отечественной войны в России было еще больше неполных семей и практически все дети воспитывались без отцов, однако роста гомосексуализма не происходило. Как вы думаете, почему? Ключевые понятия и термины Эмоциональная эмансипация Нормативная эмансипация Поведенческая эмансипация Потребность во взаимном общении Социализация ДвторитарНЫЙ стиль воспитания Демократический стиль воспитания Попустительский стиль воспитания Хаотический стиль воспитания Опекающий стиль воспитания Психологический инфантилизм Патологизируюшес семейное воспитание Жестокое обращение в семье Структурные деформации семьи Неполные семьи Полоролевая идентификация Подросток и сверстники
Глава 9 Подросток и сверстники ности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Мнение ученых Общение — главная потребность подростков Потребность и общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Во-мерных, общение со сверстниками — это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер. Во.вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где ачаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммун икативп ых качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, общение со сверстниками —это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлеж- Социальный психолог Лсоп Фестингер (1919 1989) выдвинул гипотезу о том, что членство в группе удовлетворяет потребное] ь в социальном сравнении (сравнении собстнонных действии, чувств, взглядов или способностей с действиями, чувствами, взглядами или способностями других людей). Когда нет объекта иных стандартов, нам приходится использовать других людей в качестве обраацов для оценки этих сторон своей личности (Кун Д., 2002). Обособление и аффилиация Психология общения в подростковом и юно'шеском иозрасте строится на основе противоречивого переплете! шя двух потребностей: обособления (привати:1ации) и аффилиации, т. с. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Желание одиночества Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля а арших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. «Теперь нет желания появляться во дворе, где всегда шум и гам, хочется уединиться, помечтать или подумать о чем-либо, хочется одному постоять у картины, побродить по юроду, а потом опять вернуться к ребятам», — пишет восьмиклассник. Усиливается потребность не только в социальной, кои пространственной, территориальной автономии,неприкосновенности своего личного пространства. «Все детство и юность я страстно и безнадежно мечтал о своей комнате, где жил бы один, о четырех стенах, в которых я почувствовал бы себя личностью, "Чнм бы самого себя»,—вспоминает Франсуа Мориак (Морй- ак Ф. Воспоминания. Бордо, или Отрочество // Не покоряться (Ьчи:Художсстнс1111ая публицистика. М.: Npoi-pecc, 1986.С. 17). Глава 9 Подросток и сверстники
«Как только у меня появилась своя комната, у меня появилась и внутренняя жизнь, — пишет Анатоль Франс. — Я получил возможность думать, размышлять... Опабыладля меня единствен-iiMi't, несравнимой. Она отделяла меня от вселенной, и в ней я обретал вселенную» (пит. по: Франс Л. Маленький Пьер // Собр. соч.: В 8т. М.: Художественная литература, 1959. Т. 7. С. 400). В переходном возрасте меняются предстаиления о содержании таких понятий, как «одиночество* и «уединение*. Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние (е-нст никого вокруг»), подростки же наполняют эти слона психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Исследование Английский психолог Джок Коулмэн (19/4) предлагал 11-13-летним и 15-17-летним мальчикам и девочкам дописать неоконченные фразы * Когда нет никого вокруг...» и «Если человек один...». Их ответы затем классифицировались па положительные (например: «Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать, что хочу») и отрицательные (например: «Если человек один, он начинает нервничать»X Оказалось, что от подросткового возраста к топошеекиму число положительных суждении pacin.ii негативных уменьшается. Если подросток бе-итс я ос -тат]>ся один, то юноша ценит уединение. Чем самостоятельнее и целенаправлен.]iee юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Великий немецкий поэт Райнср Мария Рильке писал одному молодому поэту, что рост одиночества «болезнен, как рост м&чьчика, и печален, как начало весны... Нести его нелегко, и почти всем суждены часы, в которыеони его охотно променяли бы на любую — хотя бы самую обычную и дешевую - общность, на хотя бы призрак бли-зостис первым встречным, с самым недостойным...» (цит. по: Рильке Р. М. i Гисьма к молодому поэту//Ворпсиедс. Огюст Роден: Письма. Стихи. М.: Искусство, 1971. С. 187). Ноубегатьотнсго — тоже самое, 410 бежать от самого себя. Только п тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия. Желание быть с другими Кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество — тоска, субъектив- ное состояние духовной и душевной изоляции, непонятое™, чунство неудо идет нор ен пой потребности в общении, человеческой близости. Об этом противоречивом чувстве пишет 16-летняя Ира Гаврилова: Одиночество губит, одиночество лечит, Одиночество давит на хрупкие плечи, Заставляет задуматься честно и прямо И себе самому отвечать без обмана. (цит. по: Ранний рассвет. М.: Молодая гвардия, 1979. С. 39). Как показывают данные зарубежных массовых опросов (Брсннан Т., 1980; Остров Э., Оффер Д., 1980) и клинических исследований, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Массу писем на эту тему получают и наши молодежные газеты: «У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочется слышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен...» Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются iiaii in то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Статистика Среди важнейших жизненных ценностей 15-17-летние подростки называют желание иметь верных друзей (дружбу как главную цеппостьвжизни выделили97,7%опрошенных,любонь — 90,8%) (Кон И. С, 1989). Напряженная потребность в общении и аффилиашш превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков. При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальный многообразны. Один ищет 8 обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмо- Глава 9 Подросток и сверстники
циональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Мнение ученых Общение с товарищами - источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям: к чуткости, отзывчивости, умению храни п тайну, понимать и сопереживать (Реан А. А. и др. «Психология человека от рождения до смерти», СПб, 2001). Характер аффилиации С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки — к интенсивному общению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки — по двое или по трое. Общение девочек выглядит более пассинным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают н контакты друге другом и лишь ГОТОМ, и ходе игрового или деловою в&шмодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девоч ки, наоборот, вступают в контакт глав-ным обратом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. Исследование
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.009 с.) |