Брачно-семейные представления и ценности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Брачно-семейные представления и ценности



Формирование ценностного отношения к семье начинается в подростковом возрасте. Изучение представлений старшекласс­ников и студентов колледжей показывает, что большинство из них считают семейную жизнь значимой ценностью будущей Жизни.

Статистика

При опросе молодежи r 56 субъектах Российской Федерации и 1997 г. 83% респондентов, отвечая на вопрос, каким йы они хоте­ли видеть себя через несколько лег, выбрали вариант: «Челове­ком, у которого крепкая семья и хорошие лети» (Кухтевич Т.Н., 1997).



Глава 8


Подросток и семья



 


Источниками представлений о семье старшеклассники и студен­ты колледжей считают прежде всего родительскую семью (53,16%), мнение друзей (23,12%), художественную и другую литературу (21,19%), семьи популярных людей (4,41%), семьи знакомых (2,58%).

Представления старшеклассников о семье

11редставления старшеклассников о семье достаточно схематич­ны, в качестве модели будущей семьи они видят чаще всего тра­диционную модель, выделяя 3 сферы семейной жизни: любовь, родительство, супружество (для сравнения: представления сту­дентов вузов уже более дифференцированы, они выделяют уже не менее 8 сфер семейной жизни). Девушки более заинтересо­ваны и осведомлены в вопросах семьи и брака, юноши относят­ся к ним как к отдаленной перспективе. Около 43% опрошен­ных выбирали модель семьи, во многом похожую на родитель­скую семью, примерно 50% представляют свою будущую семью как модернизированный вариант родительской и менее 7% не хотят повторять модели семейной жизни предыдущих поколе­ний (Маценова Е. Б., 2001).

Брачно-семейные представления у студентов

Статистика -----------------------------

Согласно опросам молодежи, наиболее подходящим нозрастом для вступления в брак для мужчин считается возраст 24-25 лет (43,3%) и 20-23 года (38,8%), а для женщин —возраст 20-23 года (65,5%) и до 20 лет (26,4%) (Семья в кризисном, 1993), по по ста­тистике число юношей и девушек, вступивших в ранний брак (в возрасте 16-19 лет), все же достаточно велико — примерно 7% от общего числа вступивших в брак.

Важными факторами дифференциации брачного поведе­ния являются профессиональная принадлежность и уровень образования: материальная мотивация вступления в брак и желание воспитывать детей характерны для лиц с низким уров­ней образования вдвое чаще, чем для лиц с высоким уровнем образования. Наиболее образованная часть населения в основ­ном ориентирована на внесемейпые ценности и максимально откладывает даже создание первого брака (Калмыкова Н. М-. 1997).


Исследование ценностных ориентации на создание семьи у студентов 38-19 лет показало, что хотя ценность «счастли­вой семейной жизни» еще не находится в числе самых актуали­зированных, представления о семье в опрелеленной степени уже сформированы.

Ценностная ориентация на семью была более выражена у ■ [удентов, родители которых развелись или разошлись, а веду-щс-ii характеристикой обра:)а семьи чаще, чем в других группах, являлась ответственность членов семьи друг за друга, за разви­тие отношений. Выросшие в овдовевших семьях выше других оценили значение духовной и физической близости с любимым человеком, а наиболее часто встречавшимся образом семьи у нихбыл «теплый круг общения*. Для студентов с высоким урон-нем личностной тревожности было характерно представление о семье как «убежище» или «взаимной ответе гвенности», при этом образ «убежище» чаще встречался у укстериалов, а обрач «ответственность» — у интерналов (Москвичева Н. Л., 2000).

В последние годы в качестве возможной мотивации вступ­ления в брак российская молодежь нее чаще называет матери­альные причины.

Статистика

16- 17-летние девушки тто-прежпему в качестве мотива иамуже-стиа называют «любовь» (42,9%), и в ТО же нремя для более чем 20"., из них вступление в брак ассоциировалось со стабилизаци­ей и улучшением материального положения (Москвичева Н. Л., 2000). В 1997 г. при опросе 17-лстних россиян 20% девушек и 11% юношей ответили, что рассматривать брак как средство до­стижения материального благалолучня «нормально» (Беляева Г. Ф., Денисова Д. Е., 1997).

Мотивация ранних браков

Одним из основных мотивов ранних браков является появле­ние у нары молодых людей незапланированного ребенка. В семь­ях, образовавшихся в результате рождения ребенка несовершен­нолетней матерью, возникают специфические проблемы.

Статистика---------------------------------------------------------------------------

По статистике, число рождений ребенкау девочек-подростков до 16 лет составляет 15,5 случаев, а в 17 лет — уже 35,2 случаен на



Глава 8


Подросток и семья



 


каждую тысячу женщин (Семья в России; Статистический сбор­ник // Госкомстат России, 1996).

По мнению ряда авторов, подросток-девочка, испытавшая эмоциональное отвержение в семье, часто рожает ребенка, ру­ководствуясь «проблемным» мотивом — иметь кого-нибудь, «кто будет меня любить просто так», не представляя, сколько труда придется затратить на уход за ребенком (Наш проблем­ный..., 1999).

Однако, по данным Е. А. Островской (2001), подобные по­будительные причины сохранения беременности скорее харак­терны для тонко чувствующих эмоциональных девушек лабиль­ного типа, в целом же причины сохранения беременности и рож­дения ребенка у девушек-подростков могут сильно различаться в зависимости от типа акцентуации. Так, девушки гипертимно-го типа могут быстро адаптироваться к «неожиданной беремен­ности», переоценивая свои возможности и не задумываясь о сложностях. Они находят в своем новом и неизведанном состо­янии и рождении ребенка немало привлекательного, а после родов с трудом переносят необходимость выполнения повсе­дневной работы по уходу за ребенком.

Девушки истероидного типа используют беременность как возможность выделиться и обратить на себя внимание, их мо­жет привлечь образ «самой молодой мамы» или мученицы, «об­манутой и покинутой с ребенком на руках».

Девушек эпилептоидного типа могут удовлетворять внут­ренние потребности «всецело владеть и безраздельно властво­вать* над будущим ребенком; сохранив беременность, они скру­пулезно и точно соблюдают все врачебные рекомендации.

Девушки астеноневротического типа, с одной стороны, не в состоянии противостоять настойчивым требованиям партне­ра или родителей прервать беременность, а с другой — посто­янные опасения и беспокойство по поводу своего здоровья в будущем не позволяют им пойти на аборт. Они долго не реша­ются сообщить близким о своем состоянии и, как правило, по­здно обращаются к врачу.

Несовершеннолетние беременные неустойчивого типа, на­оборот, без значительных колебаний решаются на аборт, не же­лая знать никаких препятствий на пути к развлечениям и уД°* вольствиям, хотя из-за недостатка ответственности и умения


жить только сегодняшним днем часто упускают время и обра­щаются к врачу поздно.

Кроме добрачных беременностей мотивами вступления в ранний брак могут быть:

—стремление уйти из родительской семьи;

—попытки решить личностные проблемы;

—желание решить материальные проблемы;

—слишком радужное, представление о супружеской жиз­ни и др.

Однако статистика показывает, что такие браки редко ста­новятся успешными. В целом исследования свидетельствуют: чем в более раннем возрасте люди вступят в брак, тем выше ве­роятность того, что он окажется несчастливым и окончится раз­водом (Teti, Lamb, and Elster, 1987).

Резюме

Семья играет одну из определяющих ратей в формировании лич­ности подростка, отличаясь от других институтов социализации большей эмоциональностью отношений. Семья обеспечивает ре­бенка накоплением опыта общения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, прак­тически непрерывно влияет на все стороны личности ребенка.

В подростковом возрасте роль родителей как примера для подра­жания снижается, однако они остаются для подростка источни­ком эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетво­рения разнообразных потребностей, источником опыта и инфор­мации при решении сложных жизненных вопросов. Психо­логические задачи формирования личности подростка обуслов­ливают его эмоциональную, поведенческую и нормативную эман­сипацию от родителей. Проблемы в отношениях родителей и под­ростков чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и в семье, однако в целом большинство подростков характеризуют эти взаимоотношения положительно, более доверительно общаясь с матерью, чем с от­цом.

Социализация в семье происходит под влиянием целенаправлен­ного процесса воспитания и по механизму социального научения, череп который на подростка оказывает влияние вся семейная ат­мосфера. В качестве основных факторов родительского поведе­ния выделяют характеристики эмоционального отношения к ре­бенку и особенности родительских требований и контроля. Реа­лизуемый родителями стиль воспитания, взаимодействуя со




Глава 8

сложи яшимися индивидуальными личностными особенностями подростка, приводит к формированию определенных личностных черт. Неадекватный стиль воспитания по отношению к акценту-иронанпым подросткам имеет патол оптирующий характер, про­воцируя усиление акцентуированного поведения и нарушение социальной адаптации.

Дисгармо1тя детско-роднтслыжих отношений может порождать­ся дисгармонией супружеских отношении, выражаясь, и частности, а ИСгаженныз ролях подростка в еенм, нарушениях эмоциональ­ного отношения родителей к подростку и дисфункциональной ком­муникации, которые и большой вероятностью воспроизводятся под­ростком в будущем в его собственной семье. В неблагополучных, конфликтных сем их подростки усваивают неэффективные паттер­ны разрешения жизненных ситуаций и асоциальные ценностные представления. Жестокое обращение и сексуальные злоупотреб­ления по отношению к детям и подросткам приводят к долговре­менным негативным последствиям.

Подростки остро реагирую! на развод родителей, а успешность адаптации определяется многими факторами: атмосферой в се­мье до развода, характером развода, успешностью адаптации са­мих родителей и т. д. Возможный более отдаленные л оследствия, связанные со снижением социальной адаптации подростка в бу­дущем и неэффективным поведением В будущей семье (форми­рование «готовности к разводу*). Отсутствие родителя (чаще отца) ослабляет позиции подростка среди сверстников и может негативно отразиться на его полоролсвой идентификации и фор­мировании представлений о супружестве. Вместе с тем лети, ра­стущие в позитивной атмосфере в семьях родителе й-одиночек, более социально адаптированы и благополучны, чем те, кто вы­рос в полных, но конфликтных семьях.

Взаимоотношения с сиблингами играют важную роль в социа­лизации подростка и служат моделью построения отношений с другими людьми, в частности с противоположным полом. Бабуш­ки и дедугттки, являясь хранителями семейных традиций и исто­рии, могутоказать позитивное влияние на формирование ценност­ной системы подростка.

Большинство подростков считают семью значимой ценностью будущей жизни, однако их представления о семейной жизни еще достаточно схематичны. Девушки более заинтересованы и осве­домлены в вопросах семьи и брака, юноши относятся к ним как к отдаленной перспективе. Мотивами вступления в радннй-брак являются добрачные беременности, стремление уйти из родитель-ской семьи, попытки решить личностные иди материальные про­блемы, однако такие браки редко становятся успешными.


 

 

Подросток и семья

Вопросы к главе

1. Как вы думаете, какую роль в своей собственной семье будет выполнять ребенок из дисгармоничной семьи и выполнения ка­ких ролей он будет ждать от своего супруга и ребенка? Напри­мер, «любимчик», будет ли он н своей взрослой семейной жизни следовать этой же роли, т. в. Требевит* 01 жги i,i такого же безус­ловного обожания, какое он получа.1 m родителей, пли передаст роль «любимчика* своему ребенку?

2. Представьте себе, что вы работаете психологом в женской кон­сультации. К вам па прием пришла несовершеннолетняя беремен­ная с вопросом: «Оставлять ребенка или нет?» Вы определили, что она относится к астепоневроти чес кому типу акцентуации. Ваши действии?

3. Увеличение количества людей с. гомосексуальной ориентаци­ей в пашей стране обычно связывают с ростом числа неполных семей, в которых ребенок воспитывается одной матерью и не имеет маскулинного «образа отца*. Но после Великой Отече­ственной войны в России было еще больше неполных семей и практически все дети воспитывались без отцов, однако роста го­мосексуализма не происходило. Как вы думаете, почему?

Ключевые понятия и термины

Эмоциональная эмансипация Нормативная эмансипация Поведенческая эмансипация Потребность во взаимном общении Социализация

ДвторитарНЫЙ стиль воспитания Демократический стиль воспитания Попустительский стиль воспитания Хаотический стиль воспитания Опекающий стиль воспитания Психологический инфантилизм Патологизируюшес семейное воспитание Жестокое обращение в семье Структурные деформации семьи Неполные семьи Полоролевая идентификация


Подросток и сверстники



 


Глава 9

Подросток и сверстники


ности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь рав­ных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.


Мнение ученых


               
   
 
     
 
 
 
   


Общение — главная потребность подростков

Потребность и общении со сверстниками, которых не могут за­менить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с воз­растом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуни­кативных способностей и самосознания. Поведение же подрост­ков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Во-мерных, общение со сверстниками — это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юно­ши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосек­суальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во.вторых, это специфический вид межличностных отно­шений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодей­ствия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с об­щественными. Вне общества сверстников, где ачаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслу­жить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необ­ходимых взрослому коммун икативп ых качеств. Соревнователь­ность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, общение со сверстниками —это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлеж-


Социальный психолог Лсоп Фестингер (1919 1989) выдвинул гипотезу о том, что членство в группе удовлетворяет потребное] ь в социальном сравнении (сравнении собстнонных действии, чувств, взглядов или способностей с действиями, чувствами, взглядами или способностями других людей). Когда нет объек­та иных стандартов, нам приходится использовать других людей в качестве обраацов для оценки этих сторон своей личности (Кун Д., 2002).

Обособление и аффилиация

Психология общения в подростковом и юно'шеском иозрасте строится на основе противоречивого переплете! шя двух потреб­ностей: обособления (привати:1ации) и аффилиации, т. с. потреб­ности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Желание одиночества

Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от конт­роля а арших. Однако оно действует и в отношениях со сверст­никами. «Теперь нет желания появляться во дворе, где всегда шум и гам, хочется уединиться, помечтать или подумать о чем-либо, хочется одному постоять у картины, побродить по юро­ду, а потом опять вернуться к ребятам», — пишет восьмикласс­ник.

Усиливается потребность не только в социальной, кои про­странственной, территориальной автономии,неприкосновенно­сти своего личного пространства. «Все детство и юность я стра­стно и безнадежно мечтал о своей комнате, где жил бы один, о четырех стенах, в которых я почувствовал бы себя личностью,

"Чнм бы самого себя»,—вспоминает Франсуа Мориак (Морй- ак Ф. Воспоминания. Бордо, или Отрочество // Не покоряться

(Ьчи:Художсстнс1111ая публицистика. М.: Npoi-pecc, 1986.С. 17).



Глава 9


Подросток и сверстники



 


«Как только у меня появилась своя комната, у меня появи­лась и внутренняя жизнь, — пишет Анатоль Франс. — Я получил возможность думать, размышлять... Опабыладля меня единствен-iiMi't, несравнимой. Она отделяла меня от вселенной, и в ней я об­ретал вселенную» (пит. по: Франс Л. Маленький Пьер // Собр. соч.: В 8т. М.: Художественная литература, 1959. Т. 7. С. 400).

В переходном возрасте меняются предстаиления о содер­жании таких понятий, как «одиночество* и «уединение*. Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние (е-нст ни­кого вокруг»), подростки же наполняют эти слона психологи­ческим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Исследование

Английский психолог Джок Коулмэн (19/4) предлагал 11-13-летним и 15-17-летним мальчикам и девочкам дописать неокон­ченные фразы * Когда нет никого вокруг...» и «Если человек один...». Их ответы затем классифицировались па положитель­ные (например: «Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать, что хочу») и отрицательные (например: «Если чело­век один, он начинает нервничать»X Оказалось, что от подрост­кового возраста к топошеекиму число положительных суждении pacin.ii негативных уменьшается. Если подросток бе-итс я ос -тат]>ся один, то юноша ценит уединение.

Чем самостоятельнее и целенаправлен.]iee юноша, тем силь­нее у него потребность и способность быть одному. Великий не­мецкий поэт Райнср Мария Рильке писал одному молодому по­эту, что рост одиночества «болезнен, как рост м&чьчика, и печа­лен, как начало весны... Нести его нелегко, и почти всем суждены часы, в которыеони его охотно променяли бы на любую — хотя бы самую обычную и дешевую - общность, на хотя бы призрак бли-зостис первым встречным, с самым недостойным...» (цит. по: Риль­ке Р. М. i Гисьма к молодому поэту//Ворпсиедс. Огюст Роден: Пись­ма. Стихи. М.: Искусство, 1971. С. 187). Ноубегатьотнсго — тоже самое, 410 бежать от самого себя. Только п тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия.

Желание быть с другими

Кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество — тоска, субъектив-


ное состояние духовной и душевной изоляции, непонятое™, чунство неудо идет нор ен пой потребности в общении, человечес­кой близости. Об этом противоречивом чувстве пишет 16-лет­няя Ира Гаврилова:

Одиночество губит, одиночество лечит,

Одиночество давит на хрупкие плечи,

Заставляет задуматься честно и прямо

И себе самому отвечать без обмана.

(цит. по: Ранний рассвет. М.: Молодая гвардия, 1979. С. 39).

Как показывают данные зарубежных массовых опросов (Брсннан Т., 1980; Остров Э., Оффер Д., 1980) и клинических исследований, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Массу писем на эту тему получают и наши молодежные газеты: «У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочется слышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен...»

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с воз­растными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются iiaii in то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоци­ональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.

Статистика

Среди важнейших жизненных ценностей 15-17-летние подрост­ки называют желание иметь верных друзей (дружбу как главную

цеппостьвжизни выделили97,7%опрошенных,любонь — 90,8%) (Кон И. С, 1989).

Напряженная потребность в общении и аффилиашш пре­вращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если сво­ей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая по­требность у мальчиков.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребнос­тью в аффилиации, индивидуальный многообразны. Один ищет 8 обществе сверстников подкрепления самоуважения, призна­ния своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмо-



Глава 9


Подросток и сверстники



 


циональной сопричастности, слитности с группой. Третий чер­пает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командо­вать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.

Мнение ученых

Общение с товарищами - источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дру­жеским отношениям: к чуткости, отзывчивости, умению храни п тайну, понимать и сопереживать (Реан А. А. и др. «Психология человека от рождения до смерти», СПб, 2001).


Характер аффилиации

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки — к интенсивному общению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки — по двое или по трое.

Общение девочек выглядит более пассинным, зато более дру­жественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают н контакты друге дру­гом и лишь ГОТОМ, и ходе игрового или деловою в&шмодействия, у них складывается положительная установка, появляется духов­ная тяга друг к другу. Девоч ки, наоборот, вступают в контакт глав-ным обратом с теми, кто им нравится, содержание совместной де­ятельности для них сравнительно второстепенно.

Исследование


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.193.174 (0.068 с.)