Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценностные ориентации подростковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическое исследование мотивации поведения человека невозможно без рассмотрения его системы ценностей. По общему признанию, ценностные ориентации представляют собой одну из центральных характеристик личности и тем самым оказывают существенное влияние на все стороны ее жизнедеятельности. Принято считать, что ценностные ориентации отражают отношение человека к окружающему миру и выступают в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости. Следует также отметить,, что формирование ценностных ориентации —это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые реловек усваивает из общественного сознания своей эпохи, Класса, народа и ближайшего окружения. Глава 4 В психологии развития именно подростковый и юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентации личности. Действительно, именно fi подростковом возрасте ребенок достигает того уровня когнитинного развития, который позволяет ему сформировать свои собственные ценностные пред- ставления о действительности. В первые годы своей жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром практически только через родителей, и именно их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают школа и сверстники. Однако с ростом самосознания подросток начинает понимать, что его личныР социальный опыт не является единственным критерием окру-жающего. Он с любопытством присматривается к другим ценностям и правилам, постигая их в процессе общения со сверстниками. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. И именно в Этот период цепкости, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли они надежно укоренились в его сознании. Анализ системы ценностей в подростковом возрасте Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, является относительно неупорядоченной и Неустойчивой.
Для анализа особенностей системы ценностей подростков можно использовать два параметра: степень сформирован но -сти иерархической структуры ценностных ориентации и их содержательную часть, которая характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру (Дубровина И. Б. и др., 1989). По мнению И. В. Дубровиной и ее коллег, первый па- раметр очень важен для оцеи-
Особениости мотивационной сферы подростка ки уровня личностной зрелости школьника. Как пишут авторы, осознанная иптериоризация ценностей'происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т. п. Однако такая способность может осуществиться лишь При Достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированное™ высших психических функций, сознания и социально-тихо.ю-гической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентации, даст возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентации личности, каково сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т. п., можно определить, на какие жизненные цели направлена активность человека. Исследования Анализ результатов проведенного И. В. Дубровиной и ее коллегами исследования показывает, чти учащиеся не одинаково ранжируют предлагаемые ценности. Это дает основание говорить о там, что одни учащиеся уже имеют более или менее дифференцированную структуру ценностей, а дли остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентации (Дубровина И. В. и др., 1989). В соответствии с первым параметром, т, с. степенью дифференциации ценностных ориентации, авторами были выделены три группы испытуемых: I — учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ценностных ориентации; П — учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентации начинает формироваться; III — учащиеся, у которых она еще не сложилась. Согласно этим данным, существует определенная возрастная динамика развития: в 10-м классе превалируют учащиеся с высокой лнфферешифовашюстью структуры ценностей. Большие Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
различия обнаруживаются при сравнительном анализе выборки по признаку пола: в группе с отсутствующей дифференциацией девушек-денятиклассниц почти вдвое больше, чем юношей, а десяти к.часспиц — трое. Также заметны различия между девушками и юношами в группе с высокой дифференциацией: юношей здесь существенно больше и в 9-м, и в 10-м классе. Эти данные, по всей видимости, указывают натопи развтне механизма дифференциации интенсивнее протекает» старшем школьном возрасте у юношей. Содержание ценностной структуры подростков По мнению В. С. Собкина, социализация современного полростка в России протекает не просто в ситуации социально-экономической нестабильности, но именно в ситуации ценностно-нормативной неопределенности, когда существенно деформированы характерные для стабильных обществ механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему (Соб- кин В. С. 1997). Ценности, которыми руководствовались подростки 40-х или 70-х гг., отличны от ценностей, декларируемых подростками конца 90-х. Если первым были присущи ценности коллективистического характера, то сегодня доминируют индивидуалистические ценности. Для более подробного рассмотрения содержания ценностных ориентации современных подростков обратимся к исследованию В. С. Собкина и Н. И. Кузнецовой, проведенному в 1991 и 1996 гг. (Собкип В. С, Кузнецова Н. И., 1998). Данные представлены и табл. 4.1. Таблица 4.1 Значимость различных жизненных ценностей среди старшеклассников
Счастливая семейная жизнь Можно заметить, что ценность счастливой семейной жизни яи-ляется iipi юритетной в ряду других жизненных ценностей старшеклассников. Оназанимает первое по значимости место как в 1991, так и в 1996 г. Действительно, и но многих других исследонлниях подтпер-ждается тот факт, что именно семья остается одной из самых важных ценностей челоиека. И это неудивительно, поскольку в постоянно меняющемся, нестабильном обществе семья остается еще пока той незыблемой ценностью, па которую можно опереться. Однако и здесь происходят определенные изменения. По абсолютным значениям наблюдается значимое снижение доли школьников, отмечающих ценность счастливой семейной жизни и полноценного общения с людьми в качестве своих жизненны хприоритетов. Дополнительный анализ полоных различий обнаружил, что ценность счастливой семейной жизни, как и ценность воспитания детей, бол ее значима для девушек по сравнению с юношами.
Однако и здесь существуют свои особенности. Как видно из рис. 4.1, если значимость ценности воспитания детей среди юношей и денушек практически не изменилась за прошедшие между опросами пять лет, то значимость ценности счастливой семейной жизни резко снизилась именно среди девушек: с 84,6% в 1991 г. до 66,3% в 1996 г. У юношей же она осталась на том же уровне. Данный факт, по всей видимости, указывает на Глава 4 Особеиности мотивационной сферы подростка
то, что молодежь, в маетности девушки, в большей степени ориентируются на западные стандарты и один из них — это стремление сделать карьеру, добиться жизненного успеха, самореализоваться за пределами семейной жизни. Достижение материального благополучия Отдельного рассмотрения требует такая ценность, как достижение материального благополучия. Большое число сонремсн-пых исследований, посвященных изучению ценностных ориентации подростков и молодежи, обнаруживает высокую значимость этого фактора. Желание стать богатым, включиться в бизнес все больше завладевает подростками и существенно влияет на выбор профессии и места работы. Например, по данным О. И. Карпухиной, практически каждый четвертый подросток планирует организовать после получения специальности свое дело. При этом поиск путей достижения благосостояния приводит к неразборчивости в выборе средств. В молодежной среде все больше доминирует позиция «вес средства хороши для достижения богатства, и лаже проти воправные» (Kapi |ухина О. И., 2000). Показательны в этом отношении данные исследования, лронеденного Л. Г. Борисовой (табл. 4.2). Как видно из таблицы, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало представляет собой социально-психологический феномен современного молодежного сознания, и в этом следу- е г иидстъ реальную угрозу дальнейшего риста криминализации общества. Подобная установка подростков на богатство и жизненный успех формирует и своеобразное их отношение к тем, кому не удалось достичь этих целей. Так, по мнению 47,7% опрошенных молодых людей, рост числа бедных п стране объясняется тем, что «эти люди плохо приспособились к жизни*, 21% считают, что они «не избавились от старых идеалов», а 18,2 % видят причину бедности в неумении воровать (Карпухина О. И., 2000). Культурные и познавательные ценности Помимо выделенных выше особенностей системы ценностных ориентации современных подростков следует также отметить относительно низкий уровень значимости идей приобщения к культуре, познания себя и развития своих способностей. Оче- Таблица 4.2 «Как ты относишься к таким способам зарабатывания денег?» Распределение ответов старшеклассников
видно, что усваиваемые молодыми взгляды и установки во многом являются отражением существующих в современном обществе идеалов, и нематериальные ценности, ценности более высокого порядка недоступны большинству подростков, пока не удовлетворены их базовые потребности. Исследования ----- —---------------------------- —.----------------.-------- Однако существуют также данные о том, что содержание системы ценностей человека зависит от степени его когнитивного раз- Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
шп ия. В частности, Дармоди (но Ф. Раису) обнаружил, что подростки с высокими погаавтелявш формального мышления предпочитали ценностям, дающим мгновенное ноз награжден не, вечные ценности, связанные с абстрактными понятиями (например, альтруизм), и ценности, ориентированные на долговременную реализацию. Точно гак же подростки с высокими пмаэате |ямн формального мышления присваивали более высокий рейтинг ценностям инструментам ьного характера, особенно уверенности к себе, компетентности и независимости. С другой стороны, подростки с низкими показателями формального мышления оказы- вали предпочтение группам ценностей личностного, гедонистического характера, которые Связаны С мгновенным вознаграждением и общественным одобрением. Эти результаты служат подтверждением концепции Пиаже, который связывал формирование ценностей и установок с развитием когнитивных структур (Раис Ф.. 2000). Религиозные ценности и убеждения подростков В рамках рассматриваемой нами проблемы ценностных ориентации, формирующихся в подростковом возрасте, особый интерес представляет вопрос о религиозных ценностях и убеждениях. Статистика Различные исследования, по преимуществу социологические, pei и<.■ i рируют существенный подъем религишноп и среди молодежи. Поданным Мчедлова, религиозность l(i 17-летнихдостигла 64%, что в полтора рала превышает средний уровень религиозности в стране (Мчедлов М. ТТ., \99Щ. В чем причины роста религиозности среди подростков и молодежи, какие мотивы побуждают их обращаться к различным религиозными мистическим учениям? По мнению отдельных исследователей, религия — это остатки детской веры в ч\ -деса, склонность к мистическим фантазиям, которая с возрастом убывает, вытесненная здравым смыслом. В частности, как показали опросы москвичей, у 17-летних значения всех показателей сознания как религиозного, так и оккультпо-магнче-ского превышает такопые у 24- и 31-летних (табл. 4.3) (Культ, миры, 2000). 11скоторая часть исследователей считает, что вера в Бога есть не что иное, как детская привычка, привитая ребенку в ее мье. Действительно, семья играет чрезвычайно важную роль в усвоении человеком каких бы то ни было ценностей, и и том числе религиозных. В частности, исследования М. Аргайла и ББ^Х ,1риоашеу1Л^нов1в(радител^ один из важнейших факторов формирования религиозности новых поколений. Они приводят данные опросов студентов в США, в ходе которых те указывал и, что наиболее сильное влияние на становление их религиозности оказали родители (по Раису Ф., 2000). Еще более интенсивно формируются навыки религиозного поведения у детей в тех семьях, в которых родители или старшие родственники сознан ельно и целенаправленно воспитывают детей к религиозном духе. Постепенно у ребенка формируются определенные навыки религиозного поведения, некоторые элементарные религиозные образы и представления. Частое посещение богослужен ий и обсуждение с рсбен ком рели гиозных вопросов в семье также имеют важное значение для формирования соответствующих убеждений. Однако в раннем возрасте еще нет подлинной религиозности, религиозные навыки носят преимущественно внешний характер. Г. Оллиорт приводит следующий факт, когда ребенок, приученный молиться на ночь, попав и новую обстановку, где отсутствовало привычное для него изображение Богоматери, стал проявлять беспокойство. Затем он нашел на столе популярный иллюстрированный журнал с изображением кинозвезды на обложке и, совершив перед этим изображением вечернюю мол ит-иу, успокоенный, отправился спать (Оллпорт Г., 1998). По мере взрослен ия и вступления в подростковый возраст ребенок уже способен критически переос мы слить те религиозные ценности и установки, которые были заложены в него родителями, семьей. Как правило, реакция эмансипации начинает распространяться и на отрицание тех ценностей, которые были имплантированы миром взрослых в раннем и среднем Таблица 4.3 Распределение отношения респондентов к религиозным и оккультно-мистическим парадигмам
нолроака Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
детстве. Тогда перед подростком может встать нешрос истинности того, во что он верил, во что криля его родители. Дело еще более усугубится, если подросток обнаруживает, что ценности и идеалы, декларируем ые родителями или другими взрослыми, расходятся с реальностью, с действительным их поведением. В результате подросток становится ярым атеистом, богохульником и противником любой религии или же он обращается к другим религитным учениям, в том числе и мистическим. Опираясь на свои возросшие интеллектуальные способности, многие подростки начинают размышлять о смысле жизни, о своем месте в этом мире и соответственно приходят к мысли о Боге. В поисках конечной истины они могут примерить на себя роль последователя не одной конфессии. Отсюда опасность того, что подросток попадет не только в какие-то традиционные религиозные общины, но и в различные секты, в том числе и деструктивные. Отчасти именно поэтому значительную часть последователен таких сект составляют подростки и молодежь. Не сформированные в полной мере мировоззренческие принципы способствуют тому, что подростков легче «обработать», подчинить своему влиянию,
Однако подлинное обращение к религии требует от подростка достаточно'высокого уровня когнитивного развития, способности к саморефлексии, проникновению в свой собственный мир. В связи с этим можно предположить, что массовая религиозность подростков во многом есть результат их повышенной социальной конформности, некритического отношения к пропагандируемым it средствах массовой информации ценностям. Хотя в основе этого процесса также лежит процесс поиска своей идентичности, но гораздо более поверхностный. Статистика Свидетельством того, что религиозность подрос! ков часто является следствием их социальной конформности, а не результатом глубокой внутренней работы, могут быть исследования, ирове- денные специалистами из МГУ. Так, по их данным, посещаю: церковь в течение года хотя бы рад 45% 17-Летнш (для сравне- ^ия па дискотеки и вечера ходят и два раза больше - 84%). В храмы молодые люди тптптитничг в основном изредка, 1 -2 раза в год но праздникам (.48-40%), а более или менее постоянно, т. е. ежемесячно, всего 6-7%. Соблюдающих церконную дисциплину и бывающих в храме еженедельно не более 1-1,5% от числа опрошенной молодежи. Соблюдает традиционные культовые обряды незначительная часть молодежи - 3-3,5 % и среди них и четыре раза больше девушек (Культ, миры. 2000). Современное поколение подростков принимает религию во многом как культурную норму, как приверженность национальным традициям, как часть своей национальной идентичности. Такое положение обусловлено переменами, происходящими в нашем обществе. Атеизм, который раньше был частью господствующей идеологии, отвергается, церковь все более поддерживается государством, с раннего детства средствами массовой информации начинают закладываться церковные образы и представления, преподносимые в качестве незыблемых культурных ценностей. Отчасти подобное безоговорочное нос-приятие этих ценностей обусловлено тем, что нашему обществу, откинувшему все прежние идеалы, довольно сложно предложить другие альтернативные и равные но значимости. Исследования ----------------------------------------------------------------------- В исследовании В. С. Собкннабыло показано, что старшеклассники, считающие себя православными, практически не отличаются по структуре своих базовых жизненных ценностей от школьников, которые относят себя к атеистам или просто не исповедуют никакой религии (Собкин В. С, 1997). Интересные данн ые были i гилучены также в исследовани и И. В. Журавлевой, 3. И, Псйковой. Оказалось, что чем религиознее русский подрос юк. тем он конформнее, и чем религиознее финн, тем он нонконформнее. При этом уровень конформности у русских подростков в четыре раза выше, чем у финских, а самые религиозные из них продемонстрировали максимальный уровень конформности (Журавлева И. В„ Пейкова 3. И., 1998). Этот факт, по всей видимости, можно объяснить иной социокультурной атмосферой финского общества, где религия в большей степени отделена от государства и общественной жизни и представляет собой частную жшнь гражданина. И именно те подростки, которым свойственны более радикальные, отличные от общепринятых взгляды, обращаются к религиозным ценностям. Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
Обращение подростков к религии может быть обусловлено и многими другими причинами. Например, религиозность подростков может ныступать какбегп но о т реальности, стремление защититься от жестокой действительности. Они также могут приобщиться к религии для того, чтобы приобрести друзей: давно известно, что с религией чаще всего связывают судьбу люди, у которых нарушены социальные связи. Принадлежность к какой-то группе значительно укрепляет позиции полростка, прибавляет уверенности, дает чувство бе- эопаа (ости, т. е., по большому счету, рел и гия здесь выступает в своих компенсаторных функциях — функции утешения, снижения психологического дискомфорта.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.181 (0.012 с.) |