Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние особенностей функционирования цнс на поведение подросткаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Баланс корково-подкорковых отношений изменяется в пубертатном возрасте в сторону подкорковой активности, что приводит к преобладанию возбуждающих влияний и ослаблению тормозных процессов. Это объясняет поведенческие проявления начального подросткового периода: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, гиперактивность. Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения — реакции сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног, туловища (особенно у мальчиков). Млад- Глава 1 биологические особенности развития
шим подросткам свойственны двигательная расторможенность, неусидчивост ь, экзальтирован ность, раздражимость, агрессивность. Поскольку ослабевают корковые функции, то страдает вся система произвольной регуляции поведения. Снижение произвольного контроля проявляется не только в невозможпо-. сти подростка совладать со своим доведением, но и в особенностях его внимания, восприятия, памяти, вербальных функциях, мышлении. Младшие подростки недостаточно /шффоренциро-ванно воспринимают поступающую информацию, испытывают трудности в поддержании произвольного внимания, состояния бдительности. Увеличивается время ответной реакции. Речь подростков часто замедляется, она становится краткой и стереотипной. Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства, одышки являются показателями усиления подкорковых влияний и ослабления тонуса коры головного мозга (Хрипкова А. Г., 1978). Таким образом, в раннем подростковом возрасте наблюдаются явления регресса мозговой организации, обусловливающие особенности подросткового поведения. Индивидуальные особенности Существуют значительные индивидуальные и межполовые различия во времени начала и скорости физических изменений в подростковый период^Стремительнос изменение тела подростка требует смены представлений о своей телесности, он больше не может ориентироваться на старую схему тела. Управление движениями предполагает новую настройку мозговых механизмов регуляции движений в соответствии с меняющимися размерами. Отсюда неуклюжесть подростка.
В подростковом возрасте чаще всего возникает страх или бред физического недостатка — дисморфофобия. У мальчиков тревогу вызывает их рост, у девочек — общее телосложение, которое должно соответствовать принятым стандартам. Иногда вполне понятные опасения могут перерасти в болезненные, навязчивые состояния, требующие помощи психотерапевта. Акселерация и ретардация Интересной особенностью стадии отрочества является тенденция к ускоренному развитию в более ранние сроки но сравне- иию с предыдущими поколениями. Эта тенденция прослеживается на протяжении нескольких столетий в ряде благополучных стран. Американский ученый Джон Коулман указывает на то, что средневековые доспехи, которые носили в Европе, могли бы быть в пору современному американскому мальчику 10-12 лет. Сегодня мужчины в среднем носят обувь 39-42-го размера, тогда как обувь, которую носили их дедушки, в среднем была 36-го размера. Следовательно, прогресс общества, улучшение структуры питания, развитие медицины, улучшение условий жизни людей сказывается на скорости и тенденции физического развития человека (Баттерворт, Харрис, 2000). Однако индивидуальный темп пубертатного развития может быть более ранним — тогда говорят об акселерации, или более поздним — тогда говорят о ретардации. Телесное.и психическое развитие связано не прямо, а опосредованно. Телесные осо; бенности могут влиять на поведение подростка следующим образом:
1. Относительная зрелость, рост, телосложение непосредственно влияют на соответствующие физические возможности. Имея преимущества в росте, силе и весе, мальчик-акселерат
в течение ряда лет достигает большего успеха в спорте, физических занятиях по сравнению со сверстником-ретардантом. 2. Зрелость и внешность имеют определенную социальную ценность, вызывая у окружающих положительные чувства и повышенные ожидания. Однако они не всегда оправдываются. Высокий мальчик с плохой координацией движений не сможет быть хорошим спортсменом или продемонстрировать физические умения и навыки. Это может вызвать разочарование окружающих и сформировать неуверенность в своих силах у рано развившегося подростка. Глава 1 Биологические особенности развития
3. Дети-ретарданты лучше усваивают социальные отношения, поскольку, не имея преимуществ в физическом развитии, стремятся компенсировать их более интенсивным развитием своих способностей, тонким пониманием социального мироустройства. Исследования Мальчики-ретарданты чаще акселератов испытывают чувство неполноценности, считан себя отвергнутыми, непонятыми. Они в большей степени нуждаются в понимании и заботе родителей, но желание быть взрослым, независимым обусловливает амбивалентность их поведения — одновременное стремление к семье и к освобождению от внешнего контроля. Жалобы на неврологические проблемы у 13-летиих мальчиков-ретардантов больше (58%), чем у подростков со средним темпом развития (37%) и у акселератов (12%) (Реймшмитд, 1994). У девочек подобной зависимости не обнаружено. Однако оценить более раннее развитие как благополучное нельзя. Г. Пескин (по: Реймшмитд, 1994) считает, что мальчики-акселераты моложе психологически, чем мальчики-ретарданты. Признание со стороны окружающих мальчиков-акселератов, с одной стороны, снижает тревогу за себя и повышает самооценку, но одновременно формирует потребность в признании и зависимость от социальной группы. Мальчики-ретарданты лишены этого. Они могут решать свои проблемы более гибко. Следы этих различий обнаруживаются во взрослом возрасте, после 30 лет. Так, у акселератов более высокие показатели по доминантности (стремлению быть лидером), социальной адаптации. Ретарданты имеют больше психоневрологических проблем, но являются «приземленными*, конформными, более тонкими и восприимчивыми, социально компетентными. Резюме Подростковый возраст — период перестройки всего организма. Рассмотренные закономерности биологических особенностей развития в подростковый период покалывают, что происходят принципиальные изменения в развитии всех систем организма от детского типа к взрослому. Данный переходный процесс охватывает абсолютно все уровни биологической организации подростка — от изменения строения скелета, системы дыхания, кро- нообрашепин, секреции желез, корково-подкорковых отношений до развития новой репродук! инной системы, ее функционального и структурного обеспечения. Подобная тотальная перестройка, особенно остро происходящая на первых стадиях отроческого периода, ослабляет старые сложившиеся устойчивые системы, что обусловливает рсч-рессшшые характеристики функ
Вопросы к главе 1. Мы узнали, что подростковый возраа является оптимальным для овладения сложными двкгат&льнымн навыками. Как вы думаете, какие виды спорта предпочтительны в этот период? И в каких видах спорта подростки способны достичь наивысших результатов? 2. Почему у мальчиков развивается брюшной, а у девочек— груд-нон тип дыхания? 3. Каким образом регресс в развитии мозговой организации (а именно: усиление подкорковой активности и замедление частоты альфа-ритма и тета-ритма) связан с музыкальными пристрастиями подростков? Ключевые понятия и термины ---------------------------------------------- Половая зрелость Социальная зрелость Психологическая зрелость Вторичные половые признаки Глаза 1
Тестостерон Апдростерон Эстрадная Прогестерон Гипоталамо-гинофизарная система Дисморфофпбии Акселерация Ретардация Глава 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.45.159 (0.008 с.) |