Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние личностной направленности на разных стадияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте Первая стадия (10-11 лет) Детальное рассмотрение состояния личностной направленности на рачных стадиях подросткового возраста показывает, что для Таблица 6.1 Половозрастная динамика личностной направленности
K'IIXlVllJLTl4 IIU,1 Глава 6 Стадии развития личности подростка
Этими же тенденциями объясняется и i |редставлснность в 10-11 лет эгоистической направленности с обоими видами акцентуации. Количество учащихся с эгоистической направленно-С11.ю индивидуалистической акцентуации (8%) несколько ниже среднего по всему подростковому возрасту (1()"ь) п cymccTiU'ifiio ниже по сравнению со следующей возрастной стадией (26%). В то же время внутри данной Стадии подросткового возраста были выявлены значительные различия между мальчиками и девочкам и. Например, средний показатель по гуманистической направленности с альтруистической акцентуацией (12%) получен только «за счет» девочек. Девочек с таким типом-направленности на данной стадии — 23%, «альтруистов»-мальч и -ков выявлено не было. Есть различия и в представленное™ девочек и мальчиков с гуманистической направленностью индивидуалистической ■акцентуации (54 и 46% соответственно). Противоположная картина наблюдается в эгоистической направленности с обоими типами акцентуации: мальчиков с таким типом направленности 30%, девочек — только 8%. В целом причина выявленного факта, на наш взгляд, состоит в том, что подросток испытывает серьезные сложности, вступая в новый период своего развития. При атом часть детей (в большей степени это касается мальчиков) не может «вписаться» в новую социальную ситуацию. С одной стороны, те привычные социальные роли, которые играл ребенок ранее, становятся ему «малы*, он «вырастает» из них, начинает ощущать себя личностью (равноправной равнозначной личности взрослого) претендуя на признание со стороны окружающих своей «взрослости*, хотя и осознает себя еще не полностью равным взрослому. Но стремление «самоутвердиться во чтобы то ни стало*, даже путем конфронтации с обществом, приводит к отрицательной реакции взрослых, их негативной оценке. Однако возросшие способности к рефлексии дают возможность подростку давать оценку себе, ориентируясь уже и на собственные суждения. Отсюда ~ формирование эгоистической направленности, когда личность положительно относится к самой себе, отрицая окружающих, п данном случае по той причине, что окружающие не признают ее ценности. Не случайно эгоистов среди младших подростков-мальчиков — 30% (у девочек — лишь 8%). В тех же случаях, когда подросток сталкивается с отрицательной оценкой окружающих его личности при еще недостаточно развитой способности к рефлексии, он нередко переносит негативную оценку своего поступка на оценку своей личности в целом, что приводит к депрессивной направленности (15%). А 9% детей характеризуются суицидальной направленностью. Причем «обладателями» данного типа направленности являются только мальчики, имеющие серьезные сложности в семье (пьющие родители, применяющие физические наказания, при отсутствии интереса к ребенку, теплоты во взаимоотношениях с ним и т. д.). И хотя об устойчивой, сформировавшейся направленности личности у младших подростков говорить рано (как и самооценка и оценка подростком окружающих, она носит в большей степени ситуативный характер), все же представляется возможным указать некоторые устойчивые тенденци и отношения младших подростков к себе и к другим: оставаясь в целом ориентированным на общество, на коллектив, особый интерес у подростка начинает вызывать собственная личность. Вторая стадия (12-13 лет) На средней стадии (в 12-13 лет) усиливается влияние процесса индивидуализации, притом что сам по себе процент «инди- Глава 6 Стадии развития личности подростка
Причины такого «перераспределения* в целом видятся в неблагоприятной для подростков обстановке, усугубившейся в школе с самоупразднением ученических общественных организаций. Если и до этого растущему человеку общество предлагало ограниченное число видов деятельности для адекватного удовлетворения чувства «взрослости», то в настоящее время количество значимых для подростка сфер деятельности в школе практически сведено к нулю, что в целом усиливает «кри- зисность» подросткового возраста. На данной стадии развития появляется значительное число мальчиков, обладающих гуманистической направленностью с альтруистической акцентуацией — 15% (на младшей стадии подростков- мальчиков с таким типом акцентуации выявлено не было), и существенно снижается количество подростков, обладающих депрессивной направленностью (в целом с 15 до 4%). Наиболее неблагоприятное изменение направленности наблюдается у девочек. Если среди девочек 10-11 лет было выявлено лишь 8%, обладающих эгоистической направленно-с i ью личности, то в 12-13 лет девочки-«эгоистки» составляют 41 %, т. е. почти половина девочек становится отрицательно направленной по отношению к обществу. Число девочек е данным типом направленности врастет* в основном за счет уменьшения их количества с гуманистической направленностью индивидуалистической акцентуации. Известно, что девочки всегда были в большей степени, чем мальчики, «общественницы», чаще, чем мальчики, занимали «руководящие посты» в пионерской (и далее в комсомольской) организации. Поэтому в сложившейся к настоящему времени ситуации в школе наиболее «обделенными» оказались именно они, т. е. самоупразднение школьных общественных организаций «больнее» всего «ударило» по девочкам. Девочкам еще труднее, чем мальчикам, оказывается сейчас найти адекватные способы самоутверждения. Если маль- чикам все же удается найти способы самоутверждения, хотя и неоднозначно приветствуемые обществом: индивидуально-коммерческая деятельность (мытье машин, продажа газет и т. д.), то для девочек таких способов практически не существует. То есть способы самоутверждения, которые они находят, присутствовали и раньше, но в значительно меньших количествах (внешнее подражание взрослым: косметика, одежда, формы поведения ит. д. или «пристраивание» к мужским компаниям, что ведет к появлению у части девочек маскулинных черт, с одной стороны, и к появлению еще более раннего интереса к лицам противоположного пола — с другой). В целом же такие формы поведения выглядят либо комично, либо уродливо, что, безусловно, не находит поддержки среди взрослых и подчас осмеивается сверстниками. Таким образом, общество, в которое вступают девочки и для блага которого готовы приложить свои силы, почти ничего им на данный момент не может предложить, однозначно отвергая найденные ими самими способы самоутверждения. В конечном итоге это оборачивается тем, что, пытаясь сохранить в своем представлении свою самоценность, часть девочек меняет свое отношение к обществу. В итоге 2% девочек в 12-13 лет приходят к суицидальной направленности. Третья стадия (14-15 лет) В старшем подростковом возрасте, как и на предыдущих его стадиях, ведущее место занимает процесс индивидуализации. Однако постепенно вступающий в силу процесс социализации «заставляет» несколько менять ориентации растущего человека: наряду с интересом к собственной личности появляется особый интерес и к окружающему. Не случайно здесь сокращается количество детей с. индивидуалистической акцентуацией. Одновременно более чем в 2 раза увеличивается процент 14-15-летних с гуманистической направленностью альтруистической акцентуации (41%, а у «средних» подростков - 20%). На 9% уменьшается число подростков с эгоистической направленностью эгоцентрической акцентуации. При этом вновь обнаруживаются сущестненные различия в личностной направленности мальчиков и девочек. Так, среди Девочек 84% — обладательницы гуманистической направленности, из и их 58%-с альтруистической акцентуацией и 15%-£ Индивидуалистической. Мальчиков с данным типом направ- Глава 6 Стадии развития личности подростка
Почти у половины мальчикоь{4 0%) была выявлена эгоистическая направленность: у 30% - с индивидуалистической акцентуацией, у 10% - с эгоцентрической. Девочек же с таким типом направленности выявлено не было. Серьезное беспокойство вызывает тот факт, что к старшему подростковому возрасту существенно возрастает количество подростков, обладающих суицидальной направленностью (9%, а на предыдущей стадии развития — 1%), причем существенным является то, что этот процент получен только «за счет» девочек (17% обследованных депочек обладают суицидальной направленностью). Причины выявленного факта, скорее всего, не возрастные, а социально-экономические, порождающие ощущения бесперспективности, -гбезбудущности» у части молодых людей, стоящих перед выбором дальнейшего нуга. Резюме Процесс развития ребенка в подростковом возрасте имеет равные уровни социальною созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. В то же время четко проявляется особая пластичность и сепзитивность определенных стадий этого важного периода онтогенеза но отношению к социальному развитию, формированию личностного самоопределении растущих людей. Первая стадия подросткового периода характеризуется тем, что уже на рубеже между девятью и десятью годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой его самостоятельности но взрослом мире, который осознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его Я ныступае1 наравне с другими. Для ребенка н это время типично стремление быгь взрослым, желание выйти из круга отношений с близкими людьми а круг широких общественных отношений. Осознание себя как личности, о тличпой от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравствен но- психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личное i ных качеств и качеств другая людей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих помимо всего прочего обостренное понятие ребенком чувства долга. Главное для 10-11-летпего подростка — получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я толю взрослый», «я имеете со всеми». Отсюда поиск конкретных дед. очличающихся реально взрослым характером, поиск таких ВИДОВ деятельности, которые имеют социальное признание и получают социальную оценку. Накопление объема разных форм социально признаваемых дел р приводит на второй стадии данного периода, в 12-13 лет, к развертыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности, потенции которой достигают здесь максимальном развития. Данная стадия характеризуется формированием НОВОГО уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом. Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социальной ответственности как ВОЗМОЖНОСТИ отвечать за себя па уровне взрослого, актуализации себя в других, к поискам выхода за пределы самого себя, когда Я не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу - «я для всех», что формирует сознательное отношение к другим людям, к окружающему, потребность найти свое место в коллективе: выделиться, не быть заурядным, играть определенную роль в обществе. Формирокание готовности к функционированию в обществе порождает на следующей, третьей стадии подросткового периода, в ■ 4-15 лет, стремление проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предмет но-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации. Вопросы к главе--------------------------------------------- ___________ 1. Какой комплекс реальных мероприятий вы можете предложить для того, чтобы изменить современную позицию взрослого сообщества по отношению к детству и противостоять влиянию на подростка фашистских, экстремистских и уголовных организаций? Можно ли и а нашей стране создать «нравственное сито», суще- Глава 6
2. Если йы вы был и школьным психолитм, то какой вид социально-значимой деятельности вы предложили бы организовать для учеников, с тем чтобы она соотвстствоиала стадиям развития личности в подростковом периоде? 3. Можно ли типологию личностной направленности, представленную в данной главе, применить к другим возрастным категориям? Можно ли выделить дополнительные типы или подтипы при созданий типологии личностной направленности для перио взрослости? Ключевые понятия и термины Самосознание Самоопенка Личностная рефлексия Социальная актинность Нравственные идеалы Личностная Направленность Гуманистическая направленность личности Эгоистическая направленность личности Депрессивная направленность личности Суицидальная направленность личности Динамики личностной направленности Глава 7 Подросток и школа Образовательная система и развитие личности подростка На протяжении десятилетия школа активно участвует в процессе развития ребенка. Все ее воздействие направлено на достижение общей для любой образовательной системы цели, которая заключается и обучении, воспитании и развитии личности. К сожалению, в современной школе соотношение этих компонентов не всегда понимается как комплексная задача. В настоящее время налицо имеется явный Дисбаланс вг> внимании к интеллектуальному и личностному развитию школьника, при Весомненном перевесе первого аспекта. Более того, сама проблема «развития» зачастую как отдельная задача осознанно вообще не вычленяется, а понимается как накопление знаний, умений и навыков. Псе это отражает существование в современной школе дидактической доминанты, которая реализуется в школьной практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном сознании учительства (Реан А. А., 1999). Однако школьное развитие человека как личности и как субъекта деятельности обязательно предполагает формирование личности учащихся как высокоразвитой и открытой системы, способной к саморазвитию, саморегуляции и самоопределению. Такое формирование лич- ности возможно только за счет Глава 7 Подросток и школа
развития различных психологических компонентов: 1) интеллекта; 2) эмоциональной сферы; 3) устойчивости к стрессорам; 4) уверенности в себе и самопринятия; 5) позитивного отношения к-миру и принятия других; 6) самостоятельности и автономности; 7) мотивации самоактуализации и самосовершенствования. Сюда же относится и развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития. Общение подростка в школе
Анализ современного педагогического процесса (Психологические программы развития личности, 1995) показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство ведет к формированию поиышен-ной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в установлении межличностных контактов, мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях. Б результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется смысловой барьер, проявляющийся у ребенка в конфликтности, грубости и негативизме по отношению к взрослым. Подросток не в состоянии разрушить его самостоятельно. Для этого он не обладает настолько высоким уровнем рефлексивности, чтобы проанализировать сло- жившуюся ситуацию. Здесь все зависит от учителя. Развитиеличности подростка в системе обучения предполагает опору не только на уже сформировавшиеся сторо-j i ы его личности, но и на тс, которые находятся еще а стадии сшревапин, на *.шпу ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития определяет завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития* (Выготский Л. С, 1956). Для подростка «зона ближайшего развития* - это сотрудничество со взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии (Дубровина И. В., 1995). Именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей и способностей, формируются общие взгляды па жизнь и на отношения между людьми, жизнь приобретает определенный смысл. Идеальный учитель «Хороший» учитель не означает «покладистый». Некоторые из самых лучших преподавателей оказываются и самыми требовательными. Хороший учитель делает учебу интересной, он умеет у влечь школьников своим пред мегом. Хороший учитель вдохновляет учеников, и память о нем остается на всю жизнь. В исследованиях, проведенных среди подростков (Костро-мина С. 11., Нагаева Л. Г., 2001), учащимся восьмых классов было предложено составить образ идеального учителя. Для этого они должны были проран жировать различные интеллектуальные и эмоциональные качества, которые, по их мнению, являются наиболее значимыми в личности преподавателя. Список качеств включал в себя следующие характеристики: — интеллектуальные: помогает в учебе, интересно объясняет, поощряет самостоятельность и творчество, не скупится на похвалу, имеет большой педагогический опыт работы; — эмоциональные: понимает учащегося, честный (искренний), справедливый, тактичный, веселый (оптимист). Глава 7 Подросток и школа
Как видно из рисунка, на первом месте среди личностных качеств стоит честность (искренность), а последующие места занимают интеллектуальные качества в соответствующем порядке: интересное объяснение материала, помощь и учебе, а также поощрение учителем самостоятельности и творчества. Опыт педагогической деятельности для подростком не имеет большого значения.
По результатам исследования (Реан А. Л., 2000), ведущими дескрипторами, образующими социально-перцептивный портрет учителя, оказались следующие: ворчливый (57%), ответственный (47,4%), несправедливый (47,4%), властный (39,5%), аккуратный (39,5%), двуличный (38.6%), дисциплинированный (37,7%), слабовольный (36,8%), мудрый (36,8%) и агрессивный (36,8%). Портрет оказался относительно сбалансированным по позитивным и негативным качествам, причем в число ведущих дескрипторов попали такие качества, как ответственность, аккуратность, дисциплинированность и мудрость. В то же время настораживающим и опасным представляется то обстоятельс гво, что в первую десятку дескрипторов.
s 3 II Рис. 7.1. Степень выраженности основных интеллектуальных и эмоциональных качеств идеального педагога в глазах школьников on исывающих типичного учителя, попали такие качества, как несправедливость, двуличность и агрессивность. Вряд ли подобное представление об учителе можно объяснить обычным конфликтом поколений. Учитель ведь не просто представитель другого поколения. Это прежде всего человек, от которого в существенной мере (во всяком случае по замыслу) зависит эффективность воспитания, развития и социализации личности- Через него происходит контакт и усвоение общественных норм и правил, условий функционирования общества, в которых живет и развивается подрастающее поколение. Интересно, что восприятие подростками другой социально-профессиональной группы (работники милиции), также призванной для сохранения общественных устоев, формирования правосознания и правопослушности личности, частично совпадает с представлениями школьников о педагогах. Ведущими дескрипторами, образующими социально-перцептивный портрет работника милиции, оказываются следующие (Реан А. А., 2000): жестокий (5§,7%), агрессивный (57%), подозрительный (51,8%), недоверчивый (50,9%), властный (50%), озлобленный (40,4%), бездушный (37,7%), равнодушный (36%), несправедливый (35,1%), мржчиый (35,1%). Нетрудно заметить, что социально-перцептивный образ действующего работника милиции является исключительно негативным. Трудно объяснить такое восприятие «стражей порядка*- особенностями их профессии, даже если принять во внимание, что подозрительность и недоверчивость просто являются отражением осо-«шюстей профессиональной деятельности милиционеров и входят в разряд качеств, необходимых для ее успешного осуществления. Негативная роль такого социально-перцептивно-i стереотипа в первую очередь может сказываться на эффективности правового воспитания подрастающего поколения, а в более общем плане на успешности правовой социал изации личности. Можно полагать, что выявленный и описанный социаль-о-перцептивный стереотип работника милиции, с одной стороны, является следствием, а с другой стороны, также и причиной правового нигилизма россиян. Сами учителя представляют образ идеального педагога, которому они хотели бы соответствовать, так. Первое место, по Глава 7 Подросток и школа
Для того чтобы успешно взаимодействовать с подростками, хороший учитель должен обладать: —эмоциональной устойчивостью; —эмоциональной зрелостью; —коммуникативной компетентностью. Как показывают исследования, лучшими в действительности являются учителя, которые ладят в коллективе, у которых благополучная личная жизнь, которые пользуются любовью и одобрением окружающих (Пучкова Е. Б., 19!№). Учителя играют огромную роль в развитии социальной зрелости и идентичное ш подростков, и чем лучше отношения между ними — тем сильнее это влияние (Раис. Ф, 2000). Эмоциональное поле \ Интеллектуальное поля
Идеальный ученик Исследования, проведенные среди учителей (Костромина С. Н., Нагаева Л. Г., 2001), в которых им было предложено проранжи-ровать различные интеллектуальные и эмоциональные качества подростка по степени их значимости для успешного обучения в школе, выявили определенные предпочтения среди педагогов. И списке качеств были представлены следующие характеристики подростков: — интеллектуальные: любознательный, ответственный (сознательный и дисциплинированный), стремится к успехам в учебе, самостоятельный, творческий и сообразительный; ■— эмоциональные: чуткий, отзывчивый, скромный, честный, инициативный, общительный. Результаты исследования представлены на рис. 7.3. Наибольшее предпочтение отдается таким интеллектуальным качествам учеников, как самостоятельность и проявление творчества. Среди эмоциональных качеств на первом месте стоит честность (искренность). Таким образом, подобно тому как и ученик!! хотели бы. чтобы их преподаватель был по отношению к ним прежде всего честным, так и педагоги ждут от них того же.
D Интеллешуальные качества ■ Эмоциональные качества
и
Рис. 7.2. Образ идеального учителя глазами школьников и учителей с. 7.3. Степень выраженности основных интеллектуальных и эмоциональных качеств идеального ученика глазами педагогов, Глава 7 Подросток и школа
В целом же идеальный образ ученика средней школы в сознании учителей и подростков выглядит следующим образом:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.015 с.) |