Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние общения на самооценкуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков. Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержкой отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка. Влияние родителей подростка на его самооценку Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так-и зарубежной литературой, показывают заметное снижен ие влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной Груп- пьт ма самооценку подростков. Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя». Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. [1а вопрос, где они чув-ствуют наибольшую защищенность, ответ «я семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей». Опираясь на выводы исследований Розекберга, Кунер-смита и Бахмапа, направленных на установление зависимости между формирован нем Я-концепции и взаимодействием внутри семьи, Гскас исследовал степень влияния контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. В результате исследователь сделал вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Берне Р.. 1986). Глава 5 Особенности Я-концепции подростка
Другие исследования выявили, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, снизанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей. В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков Жесткое, негативное отношение родителей и меет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия б соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности. Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Так, дна выделенных вида стиля общения, «симметричный* и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков. Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является'фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка. Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я. Итак, влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирован ие самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отра- жает и переживает родительское отношение и свое место в се- м ье, т. е. ожидаемой оценкой. Социально-психологический статус и самооценка Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригруппопая статусная диф-ференциаЦия, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, вызывают необходимость выявления взаимосвязи самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных нси-хологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положител ьно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков. Исследования Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков, таких как: — тенденция К завышенной самооценке социометрического ста- тусных; —эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий; —ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.
Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его соци-ально-психологи чес кий статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положи -тельный социометрический статус. И далее, чем выше само-оценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже i юложи- тельный социометрический статус или выше отрицатель- ный статус, в зависимости от Глава 5 Особенности Я-концепции подростка
поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «нренсбрегасмых», склонные к нонконформизму — в группу «отвергнем ЫХ&. Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе, i!ри этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения и коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций. Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе как л сторону переоценки, так и в сторону недооценки может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к Товарищам, прояв-дия пренебрежение, недооценка же нриводит к возникновению у подростка неуверенности, отчужденности. Самооценка и педагогическая оценка В отечественной психологии вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую ([««действие па интеллекту-альную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т.е. самое о-чиам не н самооценку. Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, и популярности и репутации каждого отдельного ученика (1948). На основе современных научных знаний можно с достаточной уверенностью утвержда гь, что связь между успеваемостью школьников и их представлениями о своих способностях носит характер взаимовлияния. Учебные успехи, учительские опенки влияют на самооценку, так как успешность в освоении знаний является, в современной системе образования главным показателем личностной значимости. Под влиянием постоянной оценки представления о себе часто приобретают негатин-iibiii характер, самооценка оказывается заниженной и напран- ленной лишь на успехи а учебной деятельности. Но и самооценка н свою очередь воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, МО-* тивации, уверенности в своих силах. Дети, представления которых о себе не допускают высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо. И наоборот, дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными представлениями о своих учебных способное i ях, обычно учатся гораздо лучше. Исследования Исследование Э. Л. Носенко было направлено па выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности сю обучения. Автор предположила, что в осноне механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка. Результаты исследований показали, чти уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, гак и на время со выполнения, если н ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.). У подроаковс низкой самооцешсой показатели качества деятельности и эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростком с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к змо-циогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени ныполнепия деятельности (1998).
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.01 с.) |