Влияние общения на самооценку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общения на самооценку



Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основ­ных детерминант уровня самооценки справедлива и для само­оценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: роди­тели, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержкой отношение одноклассников наиболее полно влия­ют на самооценку подростка.

Влияние родителей подростка на его самооценку

Результаты многочисленных исследований подросткового пе­риода, представленные как отечественной, так-и зарубежной литературой, показывают заметное снижен ие влияния родите­лей и повышение влияния сверстников как референтной Груп- пьт ма самооценку подростков.

Специфическим новообразованием подросткового возра­ста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной по­зиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой от­стройки состоит в том, что родительская точка зрения начина­ет восприниматься лишь как некоторая возможная точка зре­ния на «себя».

Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. [1а вопрос, где они чув-ствуют наибольшую защищенность, ответ «я семье» встречает­ся почти так же часто, как и ответ «среди друзей».

Опираясь на выводы исследований Розекберга, Кунер-смита и Бахмапа, направленных на установление зависимости между формирован нем Я-концепции и взаимодействием внут­ри семьи, Гскас исследовал степень влияния контроля и под­держки со стороны родителей на самооценку подростков. В результате исследователь сделал вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Берне Р.. 1986).



Глава 5


Особенности Я-концепции подростка



 


       
 
 
   

Социальная перцепция

Другие исследования выявили, что поддержка семьи и при­нятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, снизанные с учителями (напри­мер, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подрост­ка), значимы лишь для самооценки способностей.

В исследованиях также отмечается, что теплое, вниматель­ное отношение родителей является основным условием фор­мирования и дальнейшего подкрепления положительной само­оценки подростков Жесткое, негативное отношение родителей и меет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусиро­ваны на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия б соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характе­ра, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тре­вожности.

Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в се­мье.

Так, дна выделенных вида стиля общения, «симметричный* и «асимметричный», различным образом влияют на самооцен­ку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способству­ет формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддер­живается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является'фактором, способствующим эмансипации само­оценки подростка.

Асимметричный стиль общения в семье предполагает ог­раничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприят­ного самоотношения и образа Я.

Итак, влияние семьи и родительского отношения на фор­мирование самооценки подростков имеет не меньшую значи­мость, чем в более младших возрастных группах. При этом не­обходимо отметить, что формирован ие самоотношения подро­стка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отра-


жает и переживает родительское отношение и свое место в се- м ье, т. е. ожидаемой оценкой.

Социально-психологический статус и самооценка

Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Известная тенденция подростков к группированию и свое­образная, зачастую жесткая, внутригруппопая статусная диф-ференциаЦия, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, вызывают необходимость выявления вза­имосвязи самооценки подростка с его социально-психологиче­ским статусом. Данные ряда исследований отечественных нси-хологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положител ьно коррелирует с уровневой характе­ристикой самооценки подростков.

Исследования

Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономер­ностей социальной перцепции у подростков, таких как:

— тенденция К завышенной самооценке социометрического ста-
' туса у шикостатусных учащихся и к заниженной у высокоета-

тусных;

—эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать дру­гим членам группы статус либо равный своему, либо более низ­кий;

—ретроспективная оптимизация — тенденция более благопри­ятно оценивать свой статус в прежних группах.

— область со пиал ьно-психо­логических исследований, в которой Изучаютсяпроцессы и механизмы восприятияи оценки людьми различны*социальных объектом, собы­тий, других людей.

Последующие исследования в этой области подтвержда­ют влияние особенностей самооценки подростка на его соци-ально-психологи чес кий статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его само­оценка, тем выше его положи -тельный социометрический статус. И далее, чем выше само-оценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже i юложи- тельный социометрический статус или выше отрицатель-

ный статус, в зависимости от



Глава 5


Особенности Я-концепции подростка



 


поведенческих особенностей человека, проявляющихся по от­ношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «нренсбрегасмых», склонные к нонконфор­мизму — в группу «отвергнем ЫХ&.

Причину подобной зависимости некоторые авторы нахо­дят в росте критичности подростков к себе, i!ри этом они ука­зывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения и коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.

Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе как л сторону переоценки, так и в сто­рону недооценки может привести к нежелательным результа­там. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к Товарищам, прояв-дия пренебрежение, недооценка же нриводит к возникновению у подростка неуверенности, отчужденности.

Самооценка и педагогическая оценка

В отечественной психологии вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педаго­гической оценки: ориентирующую ([««действие па интеллекту-альную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффектив­но-волевую сферу личности). Сочетание этих функций форми­рует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т.е. самое о-чиам не н самооценку.

Оценочное воздействие воспитателя влияет также на скла­дывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооцен­ку, выражающуюся, например, и популярности и репутации каждого отдельного ученика (1948).

На основе современных научных знаний можно с достаточ­ной уверенностью утвержда гь, что связь между успеваемостью школьников и их представлениями о своих способностях но­сит характер взаимовлияния. Учебные успехи, учительские опенки влияют на самооценку, так как успешность в освоении знаний является, в современной системе образования главным показателем личностной значимости. Под влиянием постоян­ной оценки представления о себе часто приобретают негатин-iibiii характер, самооценка оказывается заниженной и напран- ленной лишь на успехи а учебной деятельности.


Но и самооценка н свою очередь воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, МО-* тивации, уверенности в своих силах. Дети, представления ко­торых о себе не допускают высоких достижений, обычно реа­лизуют эти представления и учатся плохо. И наоборот, дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными пред­ставлениями о своих учебных способное i ях, обычно учатся го­раздо лучше.

Исследования

Исследование Э. Л. Носенко было направлено па выявление меха­низмов связи самооценки подростка и успешности сю обучения. Автор предположила, что в осноне механизма влияния самооцен­ки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятель­ность подростка.

Результаты исследований показали, чти уровень самооценки под­ростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, гак и на время со выполнения, если н ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответствен­ность за качество деятельности и др.).

У подроаковс низкой самооцешсой показатели качества деятель­ности и эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значи­мом уровне, чем у подростком с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объяс­няет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к змо-циогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоци­ональной напряженности, отрицательно сказывающейся на ка­чественных характеристиках времени ныполнепия деятельности (1998).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.014 с.)