Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эгоцентрическая направленность подростка
Эгоцентрическая направленность присутствует в качестве доминанты во всех поведенческих проявлениях подростка, в его эмоциях, чувствах, переживаниях. Реакции эмансипации, негативизм становятся первыми маркерами активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного Я. Эксперименты С внешностью — это не блажь, а часть процесса поиска собственного образа: одежда, прическа, немыслимый макияж и пирсинг в значительной степени помогают подросткам раскрыть и выразить свою идентичность. Эгоцентрическая направленность, которую в данном случае мы рассматриваем только как возрастную особенность, проявляется в таких, описанных Д. Элкиндом феноменах, как «воображаемая аудитория* и «миф о собственной исключительности*-. «Воображаемая аудитория» С помощью термина «воображаемая аудитория» (imaginary audience) Д. Элкинд пытается истолковать определенные поведенческие особенности подростков: их чрезмерная озабоченность собой приводит к.тому, что им кажется, что и других в такой же степени волнует их внешность или поведение. В ре-ильтате подростки почти все время чувствуют себя как на сне-
Глава 4 не и тратят много анергии на выступление перед воображаемой аудиторией. Понятие «коображасмая аудитория» способствует объяснению многого из аффективного опыта и поведения подростков. Стремление подростка к уединению и нежеланию раскрываться п i к'которш степени может быть em реакцией на ошуикч ше, что он постоянно находится под критическим наблюдением других ша- дей и, соответственно, он пытается всячески минимизировать это. Миф о собственной исключительности Другой феномен, названный Д. Элкиидом «миф о собственной исключительности» (personal fable), отражает убежденность подросткова уникальности их личных переживаний: находясь под настоянным вниманием «воображаемой аудитории^, подростки преисполняются убежденности в своей особенности, уникальности.
У некоторых; это приводит к возникновению особого чувства собственного бессмертия и неуязвимости (по Раису Ф„ 2000). Как правило, со временем эгоцентризм преодолевается установлением тесных межличностных отношений со сверстниками, и подростки узнают, что и другие испытывают чувства, сходные с их собственными. Стремление к риску Стремление найти свое Я, определить Границы своих нозмож-ностей, подтвердить, так сказать, свое бытие нередко находит выражение и в поведении, связанном с риском. Ситуации физического риска, по мнению Б. М. Мастеро-ва, лучше, чем 41 о бы то ни было, снабжают бурно развивающееся Я подростка чувственной тканью этого Я: если я могу умереть, значит, Я есть. Вот крайняя формула самоутверждении, утверждения самих основ существования своего Я. Рискованные игры, физический риск, которому добровольно подвергает себя подросток, становятся той ценой, которую он платит за строительство своего Я. I Томимо физического риска подростки подвергают себя и социальному риску. Социальный риск связан с тем, что следование групповым ценностям или их отвержение и каждом кон-к] hi пом случае является критерием оценки подростка со стороны как взрослых, так и сверстников.
Особенности мотивационной сферы подростка Социальный риск — наиболее многоликая схема личное i -ных рисков, которым подвергает себя подросток в сфере социальных отношений (каксверстников, так и взрослых). Подросток постоянно пытается что-то доказать другим и себе, я очень многие межличностные взаимодействия среди подростков строятся на принципе «слабо — не слабо» (Мастеров Б. М, 1994). Общение Общение и социальное взаимодействие вообще — вот еще одна область, в которой ярко проявляется стремление подростков обрести своею идентичность. Аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе, по образному выражению И. С. Кона, превращается у многих в непобедимое стадное чувство: они не могут. не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если пет своей — какой угодно компании (И. С. Кон, 1989). Человек может познать себя только в общении с- другими, и поэтому подросток обращается в первую очередь к своим сверстникам — имен но на них он и значительной степени опирается н поисках своей идентичности. Другие для него суть зеркало, в котором он видит свое отражение, видит, как реагируют на его поведение окружающие, за что его принимают, за что отвергают. Собирая такого рода информацию, подросток постепенно формирует представление о самом себе, и в дальнейшем эти представления будут еще много раз перепроверяться и уточняться, и опять же через взаимоотношения с другими людьми.. Однако полное слияние с группой может стать преиятс iпнем к познании самого себя. По сути, группа начинает играть роль семьи, где подросток ищет ту же защищенность, и отождеп н-ление себя с компанией не позволяет ему стать самостоятельным во всех отношениях индивидом.
Потребность в автономии Одной из важнейших задач, которые необходимо решить в переходком возрасте, является задача достижения подростком некоторой автономий, независимости от родителей. Ьыть взрослым — Шачит самостоятельно мыслить, самостоятельно принимай, решения, научиться само- Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
регуляции и самокон гролю. Эти задачи невозможно решить до тех нор, пока челонек полностью зависит от кого-то, пока он находится пол неусыпным контролем* и опекой родителей, учителей или других взрослых. Поэтому i юдростку так важно, чтобы мир взрослых помог обрес ги ему эту самостоятельность и независимость, иначе ему придется завоевывать их самому, и в этом случае конфликты неизбежны. Однако понятие независимости не означает полное отчуждение полростка от родителей или других значимых для него взрослых. Вместо того чтобы говорить о бунте и болезненном отделении подростков от семьи, многие психологи теперь предпочитают описывать этот период как время, когда родители и подростки договариваются о новых отношениях между собой. I [одросток должен получить большую независимость в своей жизни: родители должны научиться смотреть на своего ребенка как hll равного, имеющего право на свое мнение человека. При этом, с одной стороны, родители должны обеспечивать детям чувство защищенности и поддержки, а с другой — содействовать тому, чтобы их дети стали независимыми, дееспособными взрослыми. Только чувствуя свою защищенность, человек способен стать независимым. Таким образом, родители должны усвоить, что в обособлении и самоутвержден 1 г и пет ничего опасного; это соответствует возрасту и играет решающую роль в развитии (Крайг Г., 2000). Эмоциональная автономия Обретение автономии в переходном возрасте предполагает в числе прочих постепенную эмоциональную эмансипацию подростка от родителей, т. е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в раннем детстве. С наступлением подросткового периода эмоциональная
дистанция между родителями и ребенком все более унеличи-i ются, и это способствует далъ-,i шпему развитию его самостоятельности и формирова- пишет плен i мчит i и. Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство своей идентичности требуют от подростка обособления от семейного МЫ, которое ранее давало ему ощущение защищенности, и начать поиски своего Я. Однако многое здесь зависит от родителей, и некоторые из них, по сути, блокируют процесс индивидуализации своего ребенка. Поощряя и" даже культивируй в своих детях чувство зависимости, такие родители не позволяют им стать полноценными взрослыми людьми. В результате затрудняется формирование внутренней автономии, порождается устойчивая потребность в опеке, зависимость как черта характера, и это надолго затягивает переход к взрослости. Однако негативен по своим последствиям и противоположный вариант эмоциональной эмансипации — эмоциональное отторжение, при котором дети вообще не поручают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей и от них требуют большей, чем это возможно в их возрасте, самостоятельности. Тогда у подростка возникает чувство одиночества, тревоги, заброшен л ости, ощущения, что никому нет до него дела, и том числе и родителям. Соответственно нее это может снособ-ствовать формированию самых различных нарушений поведения Однако следует отметить, что эмоциональная эмансипация [■■ значит полное разрушение тех эмоциональных связей, которые существовали у ребенка с родителями. Правильнее говорить о том, что их отношения должны перейти на качественно новый уровень, построенный на взаимопонимании, уважении, доверии и любви. Интеллектуальная автономия Важным условием достижения человеком зрелости и самоопределения является формирование у него интеллектуальной независимости. Быть взрослым в первую очередь означает самостоятельно мыслить, самостоятельно принимать решения. Кардинальные изменения, происходящие в интеллектуальной сфере у детей уже в начале переходного возраста, i фиводят к i ому. что подростки способны более критично воспринимать то, что говорят и делают взрослые. Есл и более младш ие по возрасту дети принимают как должное рассуждения и объяснения, оторые приводят старшие, то подростки способны следить за Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
S5
мьклью взрослых, замечая нарушения ЛОГИКИ, недостаточ] юсть их аргументации. Нередко это становится причиной конфликтов, возникающих между подростками и взрослыми: последним нелегко принять изменения, произошедшие с покладистыми детьми, особенно а том случае, когда взрослые рассматривают их возражения только как покушение ни свой апторитет. Интеллектуальная независимость предполагает также и способность мыслить, критически проверяя провозглашаемые кем-то утверждения, распознавать разнообразные влияния, исходящие от родителей, от различных социальных групп, партий, конфессий, и умение фильтровать их, не принимая все на веру. Зачастую это приводит к тому, что подростки начинают подвергать переоценке тс правила, ценности и традиции, которые декларируются родителями, учителями и обществом и целом. Поведенческая автономия Зрелость личности предполагает помимо вышеописанных условий и способность к саморегуляции, самоконтролю, а это невозможно без обретения подрастающим человеком относительной независимости ОТ контроля и опеки родителей, учителей и других взрослых. Стремление к независимости и самостоятельности проявляется в самых различных областях жизнедеятельности подростков — от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпровождения до выбора профессии. Именно стремление к поведенческой независимости встречает наиболее сильное сопротивление со стороны взрослых. Большинству подростков приходится час за часом отвоевывать время отхода, ко сну, шаг за шагом — право проводить свободное время по своему усмотрению, общаться с теми, с кем им хочется, пользоваться косметикой и одеваться так. как считается модным в их группе. Б своем стремлении освободиться от контроля взрослых подростки часто нарушают пределы разумности, но во многом это результат неправильного
подхода в воспитании самих родителей. Как правило, авторитарный и либеральный методы воспитания могут привести к тому, что у детей не формиру- ется должным образом способность к самоконтролю и саморегуляции. Демократический же пиль воспитания по:ншляет научить ребенка пользоваться свободой постепенно, и, как правило, серьезных конфликтов в отношении эч их вопросов и таких семьях не возникает. Пространственная автономия I [огребность подростков в независимости в первую очередь проявляется в их стремлении к пространственной автономии — уменьшение физического контакта с родителями, неприкосновенность своего лич1 locTHoro пространства, пространства комнаты и т. п. Уже в начале переходного периода дети i [ачинают смущенно и даже резко реагировать на ласки и поцелуи своих родителей, на их попытку поправить воротничок или волосы. Дж. Слайдер в своем известном «Курсе выживания для подростков* вспоминает: «Все проходят через эту стадию, когда ты скорее предпочтешь умереть медленной, мучительной смертью, чем появиться на людях в обществе родителей... Я помню, как впадал я погребальное настроение всякий раз, Когда семья Снайдеров полным составом отправлялась на пляж или в парк» (Снайдер /[ж., 1995).
Стремление к пространственной автономии ярко проявляет гебя и в желании подростка иметь свою комнату, где он мог бы уединиться и быть полновластным хозяином, Именно в.этом возрасте подростки резко реагируют на несанкционированное нарушение пространства их комнаты со стороны родителей или других членов семьи, и на дверях появляются различные предупреждающие таблички с надписями типа «Посторонним вход воспрещен». Экономическая автономия и мотивы добровольной трудовой занятости подростков По мнению известного французского детского психотерапевта Франсуазы Дольто, уже в начале переходного возраста для подростков очень важно не бытышлностью экономически зависимым or родителей, иначе им не обрести возможности развииать-ся самому (Дольто Ф., 1997), Как отмечает Н. IS. Меркулова, с определенного возраста просить деньги у родителей становится унизительным для подростка, а позже — и непрестижным (Меркулова Н. Б., 1997). Глава 4 Особенности мотивами о иной сферы подростка
Статистика —- По данным В. С. Собкина, практически каждый четвертый школьник ц возрасте 15-16 лет хочет работать и свободное время, чтобы иметь собственные деньги (СобКин В. С, 1997). В исследовании П. 11. Осигтова 84,6% от опрошенного числа подростков Заявили о своем желании самостоятельно зарабатывать деньги, хотя реальное число зарабатывающих среди них конечно же меньше - 13,6 % (Осипов И. Н., 1998), Как показывают исследования, детский и подростковый труд не всегда связан с нуждой. Б исследовании Л. Г. Борисовой, 22% подростков с. высоким уровнем материального положения сказали, что они уже занимались бизнесом, и только 12% из бедных семей пробовали включиться в коммерческую деятельность. При этом полностью отрицают для себя возможность вступить на это-Гпуть только 23% из обеспеченных и 34% из бедных семой (Борисова Л. Г., 2001). Другой причиной подростковой трудовой занятости может быть стремление детей к развлечениям и получению удовольствий, склонность к романтическому времяпрепровождению, каким они рассматривают работу, в отличие от учебы в школе (Пронина Е. И,, 2000). Многие подростки, несмотря на родительский запрет, предпочитают учебе работу, заявляя, что работать лучше, чем учиться. В качестве негативных издержек подростковой трудовой занятости также необходимо рассматривать понижение успеваемости в школе. Интенсивная работа увеличивает вероятность недосыпания, неправильного питания, отсутствия-времен и для занятий и отдыха. Кроме того, наличие карманных денег делает доступным для некоторых алкоголь, наркотики. С другой стороны, ранняя трудовая занятость, по мнению Д. И. Фельдштейна, может приводить к деформации отношений подростков со взрослыми, в том числе с родителями. По данным опроса 13-15-летних подростков (опрос 1994 г., число опрошенных — 263), 80% из них зарабатывали ежемесячно значительно больше своих родителей, У этих детей появилась новая позиция по отношению к взрослым. Только 22,8% из числа опрошенных продемонстрировали внимание к родным, альтруистическое стремление оказать им помощь, а 73% — неуважительную позицию (Фельдттейн Д. И., 1994). Таким образом, очевидно, что феномен подростковой трудовой занятости следует рассматривать отчасти как проявление потребности в материальной независимости, которая начинает резко себя проявлять у современных подростков уже в начале переходного периода и представляет одну из граней более глобальной потребности подростков в автономии, независимости от взрослых. Рассматриваемый нами период oirroreneja охватывает и первые годы студенчества, поэтому коротко рассмотрим мотивы дополнительной трудовой занятости студентов, которые имеют свои отличительные особенности. В первую очередь необходимо заметить, что феномен работающего студента становится в современной России очень распространенным. По данным социологических исследований, временными подработками занимаются 59% московских студентов, из них регулярно подрабатывают 22% (Эффендиев А. Г., Дудина О. М., 1997). Та же картина прослеживается и в других регионах России, например, по данным В. И. Герчинова, не менее половины студентов дневных отделений вузов Новосибирска заняты на относительно регулярно оплачиваемой работе (Герчипов В. И., 1999). Исследования В исследовании В. И. Герчимова выявлено, что студенческая занятость в настоящем имеет свои особенности. Если прежде для подавляющего большинства студентов вузов постоянно оплачиваемая работа не была жизненной необходимостью, то в настоящее время ситуация обратная. В мотивации работающих студентов на первом месте — необходимость зарабатывать себе нажизнь и на получение образования. На втором — забота о своем послевузовском трудоустройстве, здесь достаточно четко выделяются, по крайней мере, три аспекта. Во-первых, студенты хотят получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и совершенствоваться в пей далее. Во-вторых, приобрести некий формальный опыт работы, чтобы было что написать в резюме и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой работы в другой фирме. В-третьих, познакомиться с несколькими видами работ, иены гать себя и выбрать ту, которая более всего подходит на роль постоянной. Помимо этого можно выделить и другие, менее значимые, но отмеченные студентами мотивы. Среди них стремление не отстать от друзей, ютТорЫе в большинстве своем работают. Далее, жела- Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
ние чем-то занять свое время и голову, недогруженную в процессе учебы, а также стремление заняться чем-то новым, отличным от учебы (ГерчиновВ. И., 1999). Гоиоря в целом о добровольной трудовой занятости подростков, не связанной с материальной нуждой, можно заметить, что если студенты стремятся в первую очередь к приобретен ию трудовых навыков, опыта работы, то основной мотив, толкающий подростков-школьников к такой деятельности, — это попытка обрести независимый материальный статус, удоилство-ренис потребности в автономии от родителей, желание быть и считаться взрослым. Потребность в признании, уважении и самоуважении Стремление к взрослости, становление личной идентичности приводит к тому, что у подростка начинает резко и настойчиво Проявляться потребность в признании и уважении его как лич- ности. Мнение ученых — Па убеждению известного исследователи человеческой мотивации А. Маслоу, каждый человек постоянно нуждается и признании, в устойчивой И, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и BUJMOJKiiocTh уважать самого себя (Маслоу А., 1999). Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувства униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования показали, что низкий уровень самоуважения способствует возникновению агрессивного поведения: потребность защитить свое Я может стать доминирующей над другими мотивами, и поведение других людей будет интерпретироваться человеком как уг- рожающее, что толкает его и конечном счете на превентивные действия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.044 с.) |