Эгоцентрическая направленность подростка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эгоцентрическая направленность подростка



Эгоцентрическая направленность присутствует в качестве до­минанты во всех поведенческих проявлениях подростка, в его эмоциях, чувствах, переживаниях. Реакции эмансипации, не­гативизм становятся первыми маркерами активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного Я. Эксперименты С внешностью — это не блажь, а часть процесса поиска собственного образа: одежда, прическа, немыслимый макияж и пирсинг в значительной степени помогают подрост­кам раскрыть и выразить свою идентичность.

Эгоцентрическая направленность, которую в данном случае мы рассматриваем только как возрастную особенность, проявля­ется в таких, описанных Д. Элкиндом феноменах, как «вообража­емая аудитория* и «миф о собственной исключительности*-.

«Воображаемая аудитория»

С помощью термина «воображаемая аудитория» (imaginary audience) Д. Элкинд пытается истолковать определенные по­веденческие особенности подростков: их чрезмерная озабочен­ность собой приводит к.тому, что им кажется, что и других в такой же степени волнует их внешность или поведение. В ре-ильтате подростки почти все время чувствуют себя как на сне-


                           
 
   
     
       
 
       
         
 
 
     
       
 
 


Аффилиативная потребность — потребностьи общении, и эмоциональных контактах,стремление быть среди людей.
 

Глава 4

не и тратят много анергии на выступление перед воображае­мой аудиторией.

Понятие «коображасмая аудитория» способствует объясне­нию многого из аффективного опыта и поведения подростков. Стремление подростка к уединению и нежеланию раскрываться п i к'которш степени может быть em реакцией на ошуикч ше, что он постоянно находится под критическим наблюдением других ша- дей и, соответственно, он пытается всячески минимизировать это.

Миф о собственной исключительности

Другой феномен, названный Д. Элкиидом «миф о собственной исключительности» (personal fable), отражает убежденность подросткова уникальности их личных переживаний: находясь под настоянным вниманием «воображаемой аудитории^, под­ростки преисполняются убежденности в своей особенности, уникальности.

У некоторых; это приводит к возникновению особого чув­ства собственного бессмертия и неуязвимости (по Раису Ф„ 2000). Как правило, со временем эгоцентризм преодолевается установлением тесных межличностных отношений со сверст­никами, и подростки узнают, что и другие испытывают чувства, сходные с их собственными.

Стремление к риску

Стремление найти свое Я, определить Границы своих нозмож-ностей, подтвердить, так сказать, свое бытие нередко находит выражение и в поведении, связанном с риском.

Ситуации физического риска, по мнению Б. М. Мастеро-ва, лучше, чем 41 о бы то ни было, снабжают бурно развивающе­еся Я подростка чувственной тканью этого Я: если я могу уме­реть, значит, Я есть. Вот крайняя формула самоутверждении, утверждения самих основ существования своего Я. Рискован­ные игры, физический риск, которому добровольно подвергает себя подросток, становятся той ценой, которую он платит за строительство своего Я.

I Томимо физического риска подростки подвергают себя и социальному риску. Социальный риск связан с тем, что следо­вание групповым ценностям или их отвержение и каждом кон-к] hi пом случае является критерием оценки подростка со сто­роны как взрослых, так и сверстников.


 

 

Особенности мотивационной сферы подростка

Социальный риск — наиболее многоликая схема личное i -ных рисков, которым подвергает себя подросток в сфере соци­альных отношений (каксверстников, так и взрослых). Подрос­ток постоянно пытается что-то доказать другим и себе, я очень многие межличностные взаимодействия среди подростков стро­ятся на принципе «слабо — не слабо» (Мастеров Б. М, 1994).

Общение

Общение и социальное взаимодействие вообще — вот еще одна область, в которой ярко проявляется стремление подростков обрести своею идентичность.

Аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе, по образному выражению И. С. Кона, превра­щается у многих в непобедимое стадное чувство: они не могут. не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если пет своей — какой угодно компании (И. С. Кон, 1989).

Человек может познать себя только в общении с- другими, и поэтому подросток обращается в первую очередь к своим сверст­никам — имен но на них он и значительной степени опирается н поисках своей идентичности. Другие для него суть зеркало, в котором он видит свое отражение, видит, как реагируют на его поведение окружающие, за что его принимают, за что отверга­ют. Собирая такого рода информацию, подросток постепенно формирует представление о самом себе, и в дальнейшем эти представления будут еще много раз перепроверяться и уточ­няться, и опять же через взаимоотношения с другими людьми.. Однако полное слияние с группой может стать преиятс iпн­ем к познании самого себя. По сути, группа начинает играть роль семьи, где подросток ищет ту же защищенность, и отождеп н-ление себя с компанией не позволяет ему стать самостоятель­ным во всех отношениях индивидом.

Потребность в автономии

Одной из важнейших задач, которые необходимо решить в пере­ходком возрасте, является задача достижения подростком некото­рой автономий, независимости от родителей. Ьыть взрослым — Шачит самостоятельно мыс­лить, самостоятельно прини­май, решения, научиться само-



Глава 4


Особенности мотивационной сферы подростка



 


               
   
     
 
     
 
 
 

Потребность в автономии---- — потребность в обретении самостоятельности,незави­симости, свободы; желание принять на себя права и обя­занности взрослого человека.
Эмоциональная автономия —| убавление от детской амо-циональной зависимости от родителей.

регуляции и самокон гролю. Эти задачи невозможно решить до тех нор, пока челонек полностью зависит от кого-то, пока он нахо­дится пол неусыпным контро­лем* и опекой родителей, учите­лей или других взрослых. Поэто­му i юдростку так важно, чтобы мир взрослых помог обрес ги ему эту самостоятельность и независимость, иначе ему придется завоевывать их самому, и в этом случае конфликты неизбежны. Однако понятие независимости не означает полное отчуж­дение полростка от родителей или других значимых для него взрослых. Вместо того чтобы говорить о бунте и болезненном отделении подростков от семьи, многие психологи теперь пред­почитают описывать этот период как время, когда родители и подростки договариваются о новых отношениях между собой. I [одросток должен получить большую независимость в своей жизни: родители должны научиться смотреть на своего ребен­ка как hll равного, имеющего право на свое мнение человека. При этом, с одной стороны, родители должны обеспечивать де­тям чувство защищенности и поддержки, а с другой — содей­ствовать тому, чтобы их дети стали независимыми, дееспособ­ными взрослыми. Только чувствуя свою защищенность, чело­век способен стать независимым. Таким образом, родители должны усвоить, что в обособлении и самоутвержден 1 г и пет ни­чего опасного; это соответствует возрасту и играет решающую роль в развитии (Крайг Г., 2000).

Эмоциональная автономия

Обретение автономии в переходном возрасте предполагает в числе прочих постепенную эмоциональную эмансипацию под­ростка от родителей, т. е. освобождение его от тех эмоциональ­ных отношений, которые образовались у него в раннем детстве. С наступлением подросткового периода эмоциональная

дистанция между родителями и ребенком все более унеличи-i ются, и это способствует далъ-,i шпему развитию его само­стоятельности и формирова-

пишет плен i мчит i и.


Стремление осознать и развить свою уникальность, про­буждающееся чувство своей идентичности требуют от подрост­ка обособления от семейного МЫ, которое ранее давало ему ощущение защищенности, и начать поиски своего Я. Однако многое здесь зависит от родителей, и некоторые из них, по сути, блокируют процесс индивидуализации своего ребенка. Поощ­ряя и" даже культивируй в своих детях чувство зависимости, такие родители не позволяют им стать полноценными взрос­лыми людьми. В результате затрудняется формирование внут­ренней автономии, порождается устойчивая потребность в опе­ке, зависимость как черта характера, и это надолго затягивает переход к взрослости.

Однако негативен по своим последствиям и противополож­ный вариант эмоциональной эмансипации — эмоциональное отторжение, при котором дети вообще не поручают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей и от них тре­буют большей, чем это возможно в их возрасте, самостоятель­ности. Тогда у подростка возникает чувство одиночества, тре­воги, заброшен л ости, ощущения, что никому нет до него дела, и том числе и родителям. Соответственно нее это может снособ-ствовать формированию самых различных нарушений поведе­ния

Однако следует отметить, что эмоциональная эмансипация [■■ значит полное разрушение тех эмоциональных связей, кото­рые существовали у ребенка с родителями. Правильнее гово­рить о том, что их отношения должны перейти на качественно новый уровень, построенный на взаимопонимании, уважении, доверии и любви.

Интеллектуальная автономия

Важным условием достижения человеком зрелости и самооп­ределения является формирование у него интеллектуальной независимости. Быть взрослым в первую очередь означает са­мостоятельно мыслить, самостоятельно принимать решения.

Кардинальные изменения, происходящие в интеллектуаль­ной сфере у детей уже в начале переходного возраста, i фиводят к i ому. что подростки способны более критично воспринимать то, что говорят и делают взрослые. Есл и более младш ие по воз­расту дети принимают как должное рассуждения и объяснения, оторые приводят старшие, то подростки способны следить за



Глава 4


Особенности мотивационной сферы подростка


S5


 


мьклью взрослых, замечая нарушения ЛОГИКИ, недостаточ] юсть их аргументации. Нередко это становится причиной конфлик­тов, возникающих между подростками и взрослыми: последним нелегко принять изменения, произошедшие с покладистыми детьми, особенно а том случае, когда взрослые рассматривают их возражения только как покушение ни свой апторитет.

Интеллектуальная независимость предполагает также и способность мыслить, критически проверяя провозглашаемые кем-то утверждения, распознавать разнообразные влияния, ис­ходящие от родителей, от различных социальных групп, партий, конфессий, и умение фильтровать их, не принимая все на веру. Зачастую это приводит к тому, что подростки начинают под­вергать переоценке тс правила, ценности и традиции, которые декларируются родителями, учителями и обществом и целом.

Поведенческая автономия

Зрелость личности предполагает помимо вышеописанных ус­ловий и способность к саморегуляции, самоконтролю, а это не­возможно без обретения подрастающим человеком относитель­ной независимости ОТ контроля и опеки родителей, учителей и других взрослых. Стремление к независимости и самостоятель­ности проявляется в самых различных областях жизнедеятель­ности подростков — от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпровождения до выбора профессии.

Именно стремление к поведенческой независимости встре­чает наиболее сильное сопротивление со стороны взрослых. Большинству подростков приходится час за часом отвоевывать время отхода, ко сну, шаг за шагом — право проводить свобод­ное время по своему усмотрению, общаться с теми, с кем им хочется, пользоваться косметикой и одеваться так. как счита­ется модным в их группе.

Б своем стремлении освободиться от контроля взрослых подростки часто нарушают пределы разумности, но во многом

это результат неправильного

Поведенческая автономия— — обретение независимости и свободы, достаточной, чп>-бы без внешнего руководства предпринимать самостоя­тельные действия.

подхода в воспитании самих родителей.

Как правило, авторитар­ный и либеральный методы воспитания могут привести к тому, что у детей не формиру-


ется должным образом способность к самоконтролю и саморе­гуляции.

Демократический же пиль воспитания по:ншляет научить ребенка пользоваться свободой постепенно, и, как правило, серь­езных конфликтов в отношении эч их вопросов и таких семьях не возникает.

Пространственная автономия

I [огребность подростков в независимости в первую очередь про­является в их стремлении к пространственной автономии — умень­шение физического контакта с родителями, неприкосновенность своего лич1 locTHoro пространства, пространства комнаты и т. п.

Уже в начале переходного периода дети i [ачинают смущен­но и даже резко реагировать на ласки и поцелуи своих родите­лей, на их попытку поправить воротничок или волосы.

Дж. Слайдер в своем известном «Курсе выживания для подростков* вспоминает: «Все проходят через эту стадию, ког­да ты скорее предпочтешь умереть медленной, мучительной смертью, чем появиться на людях в обществе родителей... Я по­мню, как впадал я погребальное настроение всякий раз, Ког­да семья Снайдеров полным составом отправлялась на пляж или в парк» (Снайдер /[ж., 1995).

Стремление к пространственной автономии ярко проявля­ет гебя и в желании подростка иметь свою комнату, где он мог бы уединиться и быть полновластным хозяином, Именно в.этом возрасте подростки резко реагируют на несанкционированное нарушение пространства их комнаты со стороны родителей или других членов семьи, и на дверях появляются различные пре­дупреждающие таблички с надписями типа «Посторонним вход воспрещен».

Экономическая автономия и мотивы добровольной трудовой занятости подростков

По мнению известного французского детского психотерапевта Франсуазы Дольто, уже в начале переходного возраста для под­ростков очень важно не бытышлностью экономически зависи­мым or родителей, иначе им не обрести возможности развииать-ся самому (Дольто Ф., 1997), Как отмечает Н. IS. Меркулова, с определенного возраста просить деньги у родителей становит­ся унизительным для подростка, а позже — и непрестижным (Меркулова Н. Б., 1997).


Глава 4


Особенности мотивами о иной сферы подростка



 


           
   
 
   

 

Статистика —-

По данным В. С. Собкина, практически каждый четвертый школь­ник ц возрасте 15-16 лет хочет работать и свободное время, что­бы иметь собственные деньги (СобКин В. С, 1997). В исследовании П. 11. Осигтова 84,6% от опрошенного числа под­ростков Заявили о своем желании самостоятельно зарабатывать деньги, хотя реальное число зарабатывающих среди них конеч­но же меньше - 13,6 % (Осипов И. Н., 1998),

Как показывают исследования, детский и подростковый труд не всегда связан с нуждой. Б исследовании Л. Г. Борисо­вой, 22% подростков с. высоким уровнем материального поло­жения сказали, что они уже занимались бизнесом, и только 12% из бедных семей пробовали включиться в коммерческую дея­тельность. При этом полностью отрицают для себя возможность вступить на это-Гпуть только 23% из обеспеченных и 34% из бедных семой (Борисова Л. Г., 2001).

Другой причиной подростковой трудовой занятости может быть стремление детей к развлечениям и получению удоволь­ствий, склонность к романтическому времяпрепровождению, ка­ким они рассматривают работу, в отличие от учебы в школе (Пронина Е. И,, 2000). Многие подростки, несмотря на роди­тельский запрет, предпочитают учебе работу, заявляя, что ра­ботать лучше, чем учиться. В качестве негативных издержек подростковой трудовой занятости также необходимо рассмат­ривать понижение успеваемости в школе. Интенсивная работа увеличивает вероятность недосыпания, неправильного питания, отсутствия-времен и для занятий и отдыха. Кроме того, нали­чие карманных денег делает доступным для некоторых алко­голь, наркотики.

С другой стороны, ранняя трудовая занятость, по мнению Д. И. Фельдштейна, может приводить к деформации отноше­ний подростков со взрослыми, в том числе с родителями. По данным опроса 13-15-летних подростков (опрос 1994 г., чис­ло опрошенных — 263), 80% из них зарабатывали ежемесячно значительно больше своих родителей, У этих детей появилась новая позиция по отношению к взрослым. Только 22,8% из чис­ла опрошенных продемонстрировали внимание к родным, аль­труистическое стремление оказать им помощь, а 73% — неува­жительную позицию (Фельдттейн Д. И., 1994).


Таким образом, очевидно, что феномен подростковой тру­довой занятости следует рассматривать отчасти как проявле­ние потребности в материальной независимости, которая на­чинает резко себя проявлять у современных подростков уже в начале переходного периода и представляет одну из граней бо­лее глобальной потребности подростков в автономии, незави­симости от взрослых.

Рассматриваемый нами период oirroreneja охватывает и первые годы студенчества, поэтому коротко рассмотрим моти­вы дополнительной трудовой занятости студентов, которые имеют свои отличительные особенности.

В первую очередь необходимо заметить, что феномен ра­ботающего студента становится в современной России очень распространенным. По данным социологических исследований, временными подработками занимаются 59% московских сту­дентов, из них регулярно подрабатывают 22% (Эффендиев А. Г., Дудина О. М., 1997). Та же картина прослеживается и в дру­гих регионах России, например, по данным В. И. Герчинова, не менее половины студентов дневных отделений вузов Новоси­бирска заняты на относительно регулярно оплачиваемой рабо­те (Герчипов В. И., 1999).

Исследования

В исследовании В. И. Герчимова выявлено, что студенческая за­нятость в настоящем имеет свои особенности. Если прежде для подавляющего большинства студентов вузов постоянно оплачи­ваемая работа не была жизненной необходимостью, то в настоя­щее время ситуация обратная. В мотивации работающих студен­тов на первом месте — необходимость зарабатывать себе нажизнь и на получение образования. На втором — забота о своем после­вузовском трудоустройстве, здесь достаточно четко выделяют­ся, по крайней мере, три аспекта. Во-первых, студенты хотят по­лучить реальный опыт работы в определенной сфере деятельно­сти и совершенствоваться в пей далее. Во-вторых, приобрести некий формальный опыт работы, чтобы было что написать в ре­зюме и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой работы в другой фирме. В-третьих, познакомиться с нескольки­ми видами работ, иены гать себя и выбрать ту, которая более все­го подходит на роль постоянной.

Помимо этого можно выделить и другие, менее значимые, но от­меченные студентами мотивы. Среди них стремление не отстать от друзей, ютТорЫе в большинстве своем работают. Далее, жела-



Глава 4


Особенности мотивационной сферы подростка



 


ние чем-то занять свое время и голову, недогруженную в процес­се учебы, а также стремление заняться чем-то новым, отличным от учебы (ГерчиновВ. И., 1999).

Гоиоря в целом о добровольной трудовой занятости подро­стков, не связанной с материальной нуждой, можно заметить, что если студенты стремятся в первую очередь к приобретен ию трудовых навыков, опыта работы, то основной мотив, толкаю­щий подростков-школьников к такой деятельности, — это по­пытка обрести независимый материальный статус, удоилство-ренис потребности в автономии от родителей, желание быть и считаться взрослым.

Потребность в признании, уважении и самоуважении

Стремление к взрослости, становление личной идентичности приводит к тому, что у подростка начинает резко и настойчиво Проявляться потребность в признании и уважении его как лич-

ности.

Мнение ученых —

Па убеждению известного исследователи человеческой мотивации

А. Маслоу, каждый человек постоянно нуждается и признании, в устойчивой И, как правило, высокой оценке собственных досто­инств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и BUJMOJKiiocTh уважать самого себя (Маслоу А., 1999).

Удовлетворение потребности в оценке, уважении порож­дает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство соб­ственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он по­лезен и необходим в этом мире.

Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувства униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компен­саторные и невротические механизмы. Исследования показа­ли, что низкий уровень самоуважения способствует возникно­вению агрессивного поведения: потребность защитить свое Я может стать доминирующей над другими мотивами, и поведе­ние других людей будет интерпретироваться человеком как уг-


рожающее, что толкает его и конечном счете на превентивные действия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.044 с.)