![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эгоцентрическая направленность подросткаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эгоцентрическая направленность присутствует в качестве доминанты во всех поведенческих проявлениях подростка, в его эмоциях, чувствах, переживаниях. Реакции эмансипации, негативизм становятся первыми маркерами активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного Я. Эксперименты С внешностью — это не блажь, а часть процесса поиска собственного образа: одежда, прическа, немыслимый макияж и пирсинг в значительной степени помогают подросткам раскрыть и выразить свою идентичность. Эгоцентрическая направленность, которую в данном случае мы рассматриваем только как возрастную особенность, проявляется в таких, описанных Д. Элкиндом феноменах, как «воображаемая аудитория* и «миф о собственной исключительности*-. «Воображаемая аудитория» С помощью термина «воображаемая аудитория» (imaginary audience) Д. Элкинд пытается истолковать определенные поведенческие особенности подростков: их чрезмерная озабоченность собой приводит к.тому, что им кажется, что и других в такой же степени волнует их внешность или поведение. В ре-ильтате подростки почти все время чувствуют себя как на сне-
Глава 4 не и тратят много анергии на выступление перед воображаемой аудиторией. Понятие «коображасмая аудитория» способствует объяснению многого из аффективного опыта и поведения подростков. Стремление подростка к уединению и нежеланию раскрываться п i к'которш степени может быть em реакцией на ошуикч ше, что он постоянно находится под критическим наблюдением других ша- дей и, соответственно, он пытается всячески минимизировать это. Миф о собственной исключительности Другой феномен, названный Д. Элкиидом «миф о собственной исключительности» (personal fable), отражает убежденность подросткова уникальности их личных переживаний: находясь под настоянным вниманием «воображаемой аудитории^, подростки преисполняются убежденности в своей особенности, уникальности.
У некоторых; это приводит к возникновению особого чувства собственного бессмертия и неуязвимости (по Раису Ф„ 2000). Как правило, со временем эгоцентризм преодолевается установлением тесных межличностных отношений со сверстниками, и подростки узнают, что и другие испытывают чувства, сходные с их собственными. Стремление к риску Стремление найти свое Я, определить Границы своих нозмож-ностей, подтвердить, так сказать, свое бытие нередко находит выражение и в поведении, связанном с риском. Ситуации физического риска, по мнению Б. М. Мастеро-ва, лучше, чем 41 о бы то ни было, снабжают бурно развивающееся Я подростка чувственной тканью этого Я: если я могу умереть, значит, Я есть. Вот крайняя формула самоутверждении, утверждения самих основ существования своего Я. Рискованные игры, физический риск, которому добровольно подвергает себя подросток, становятся той ценой, которую он платит за строительство своего Я. I Томимо физического риска подростки подвергают себя и социальному риску. Социальный риск связан с тем, что следование групповым ценностям или их отвержение и каждом кон-к] hi пом случае является критерием оценки подростка со стороны как взрослых, так и сверстников.
Особенности мотивационной сферы подростка Социальный риск — наиболее многоликая схема личное i -ных рисков, которым подвергает себя подросток в сфере социальных отношений (каксверстников, так и взрослых). Подросток постоянно пытается что-то доказать другим и себе, я очень многие межличностные взаимодействия среди подростков строятся на принципе «слабо — не слабо» (Мастеров Б. М, 1994). Общение Общение и социальное взаимодействие вообще — вот еще одна область, в которой ярко проявляется стремление подростков обрести своею идентичность. Аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе, по образному выражению И. С. Кона, превращается у многих в непобедимое стадное чувство: они не могут. не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если пет своей — какой угодно компании (И. С. Кон, 1989). Человек может познать себя только в общении с- другими, и поэтому подросток обращается в первую очередь к своим сверстникам — имен но на них он и значительной степени опирается н поисках своей идентичности. Другие для него суть зеркало, в котором он видит свое отражение, видит, как реагируют на его поведение окружающие, за что его принимают, за что отвергают. Собирая такого рода информацию, подросток постепенно формирует представление о самом себе, и в дальнейшем эти представления будут еще много раз перепроверяться и уточняться, и опять же через взаимоотношения с другими людьми.. Однако полное слияние с группой может стать преиятс iпнем к познании самого себя. По сути, группа начинает играть роль семьи, где подросток ищет ту же защищенность, и отождеп н-ление себя с компанией не позволяет ему стать самостоятельным во всех отношениях индивидом.
Потребность в автономии Одной из важнейших задач, которые необходимо решить в переходком возрасте, является задача достижения подростком некоторой автономий, независимости от родителей. Ьыть взрослым — Шачит самостоятельно мыслить, самостоятельно принимай, решения, научиться само- Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
регуляции и самокон гролю. Эти задачи невозможно решить до тех нор, пока челонек полностью зависит от кого-то, пока он находится пол неусыпным контролем* и опекой родителей, учителей или других взрослых. Поэтому i юдростку так важно, чтобы мир взрослых помог обрес ги ему эту самостоятельность и независимость, иначе ему придется завоевывать их самому, и в этом случае конфликты неизбежны. Однако понятие независимости не означает полное отчуждение полростка от родителей или других значимых для него взрослых. Вместо того чтобы говорить о бунте и болезненном отделении подростков от семьи, многие психологи теперь предпочитают описывать этот период как время, когда родители и подростки договариваются о новых отношениях между собой. I [одросток должен получить большую независимость в своей жизни: родители должны научиться смотреть на своего ребенка как hll равного, имеющего право на свое мнение человека. При этом, с одной стороны, родители должны обеспечивать детям чувство защищенности и поддержки, а с другой — содействовать тому, чтобы их дети стали независимыми, дееспособными взрослыми. Только чувствуя свою защищенность, человек способен стать независимым. Таким образом, родители должны усвоить, что в обособлении и самоутвержден 1 г и пет ничего опасного; это соответствует возрасту и играет решающую роль в развитии (Крайг Г., 2000). Эмоциональная автономия Обретение автономии в переходном возрасте предполагает в числе прочих постепенную эмоциональную эмансипацию подростка от родителей, т. е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в раннем детстве. С наступлением подросткового периода эмоциональная дистанция между родителями и ребенком все более унеличи-i ются, и это способствует далъ-,i шпему развитию его самостоятельности и формирова- пишет плен i мчит i и.
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство своей идентичности требуют от подростка обособления от семейного МЫ, которое ранее давало ему ощущение защищенности, и начать поиски своего Я. Однако многое здесь зависит от родителей, и некоторые из них, по сути, блокируют процесс индивидуализации своего ребенка. Поощряя и" даже культивируй в своих детях чувство зависимости, такие родители не позволяют им стать полноценными взрослыми людьми. В результате затрудняется формирование внутренней автономии, порождается устойчивая потребность в опеке, зависимость как черта характера, и это надолго затягивает переход к взрослости. Однако негативен по своим последствиям и противоположный вариант эмоциональной эмансипации — эмоциональное отторжение, при котором дети вообще не поручают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей и от них требуют большей, чем это возможно в их возрасте, самостоятельности. Тогда у подростка возникает чувство одиночества, тревоги, заброшен л ости, ощущения, что никому нет до него дела, и том числе и родителям. Соответственно нее это может снособ-ствовать формированию самых различных нарушений поведения Однако следует отметить, что эмоциональная эмансипация [■■ значит полное разрушение тех эмоциональных связей, которые существовали у ребенка с родителями. Правильнее говорить о том, что их отношения должны перейти на качественно новый уровень, построенный на взаимопонимании, уважении, доверии и любви. Интеллектуальная автономия Важным условием достижения человеком зрелости и самоопределения является формирование у него интеллектуальной независимости. Быть взрослым в первую очередь означает самостоятельно мыслить, самостоятельно принимать решения. Кардинальные изменения, происходящие в интеллектуальной сфере у детей уже в начале переходного возраста, i фиводят к i ому. что подростки способны более критично воспринимать то, что говорят и делают взрослые. Есл и более младш ие по возрасту дети принимают как должное рассуждения и объяснения, оторые приводят старшие, то подростки способны следить за Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка S5
Интеллектуальная независимость предполагает также и способность мыслить, критически проверяя провозглашаемые кем-то утверждения, распознавать разнообразные влияния, исходящие от родителей, от различных социальных групп, партий, конфессий, и умение фильтровать их, не принимая все на веру. Зачастую это приводит к тому, что подростки начинают подвергать переоценке тс правила, ценности и традиции, которые декларируются родителями, учителями и обществом и целом. Поведенческая автономия Зрелость личности предполагает помимо вышеописанных условий и способность к саморегуляции, самоконтролю, а это невозможно без обретения подрастающим человеком относительной независимости ОТ контроля и опеки родителей, учителей и других взрослых. Стремление к независимости и самостоятельности проявляется в самых различных областях жизнедеятельности подростков — от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпровождения до выбора профессии. Именно стремление к поведенческой независимости встречает наиболее сильное сопротивление со стороны взрослых. Большинству подростков приходится час за часом отвоевывать время отхода, ко сну, шаг за шагом — право проводить свободное время по своему усмотрению, общаться с теми, с кем им хочется, пользоваться косметикой и одеваться так. как считается модным в их группе. Б своем стремлении освободиться от контроля взрослых подростки часто нарушают пределы разумности, но во многом это результат неправильного
подхода в воспитании самих родителей. Как правило, авторитарный и либеральный методы воспитания могут привести к тому, что у детей не формиру- ется должным образом способность к самоконтролю и саморегуляции. Демократический же пиль воспитания по:ншляет научить ребенка пользоваться свободой постепенно, и, как правило, серьезных конфликтов в отношении эч их вопросов и таких семьях не возникает. Пространственная автономия I [огребность подростков в независимости в первую очередь проявляется в их стремлении к пространственной автономии — уменьшение физического контакта с родителями, неприкосновенность своего лич1 locTHoro пространства, пространства комнаты и т. п. Уже в начале переходного периода дети i [ачинают смущенно и даже резко реагировать на ласки и поцелуи своих родителей, на их попытку поправить воротничок или волосы. Дж. Слайдер в своем известном «Курсе выживания для подростков* вспоминает: «Все проходят через эту стадию, когда ты скорее предпочтешь умереть медленной, мучительной смертью, чем появиться на людях в обществе родителей... Я помню, как впадал я погребальное настроение всякий раз, Когда семья Снайдеров полным составом отправлялась на пляж или в парк» (Снайдер /[ж., 1995). Стремление к пространственной автономии ярко проявляет гебя и в желании подростка иметь свою комнату, где он мог бы уединиться и быть полновластным хозяином, Именно в.этом возрасте подростки резко реагируют на несанкционированное нарушение пространства их комнаты со стороны родителей или других членов семьи, и на дверях появляются различные предупреждающие таблички с надписями типа «Посторонним вход воспрещен».
Экономическая автономия и мотивы добровольной трудовой занятости подростков По мнению известного французского детского психотерапевта Франсуазы Дольто, уже в начале переходного возраста для подростков очень важно не бытышлностью экономически зависимым or родителей, иначе им не обрести возможности развииать-ся самому (Дольто Ф., 1997), Как отмечает Н. IS. Меркулова, с определенного возраста просить деньги у родителей становится унизительным для подростка, а позже — и непрестижным (Меркулова Н. Б., 1997). Глава 4 Особенности мотивами о иной сферы подростка
Статистика —- По данным В. С. Собкина, практически каждый четвертый школьник ц возрасте 15-16 лет хочет работать и свободное время, чтобы иметь собственные деньги (СобКин В. С, 1997). В исследовании П. 11. Осигтова 84,6% от опрошенного числа подростков Заявили о своем желании самостоятельно зарабатывать деньги, хотя реальное число зарабатывающих среди них конечно же меньше - 13,6 % (Осипов И. Н., 1998), Как показывают исследования, детский и подростковый труд не всегда связан с нуждой. Б исследовании Л. Г. Борисовой, 22% подростков с. высоким уровнем материального положения сказали, что они уже занимались бизнесом, и только 12% из бедных семей пробовали включиться в коммерческую деятельность. При этом полностью отрицают для себя возможность вступить на это-Гпуть только 23% из обеспеченных и 34% из бедных семой (Борисова Л. Г., 2001). Другой причиной подростковой трудовой занятости может быть стремление детей к развлечениям и получению удовольствий, склонность к романтическому времяпрепровождению, каким они рассматривают работу, в отличие от учебы в школе (Пронина Е. И,, 2000). Многие подростки, несмотря на родительский запрет, предпочитают учебе работу, заявляя, что работать лучше, чем учиться. В качестве негативных издержек подростковой трудовой занятости также необходимо рассматривать понижение успеваемости в школе. Интенсивная работа увеличивает вероятность недосыпания, неправильного питания, отсутствия-времен и для занятий и отдыха. Кроме того, наличие карманных денег делает доступным для некоторых алкоголь, наркотики. С другой стороны, ранняя трудовая занятость, по мнению Д. И. Фельдштейна, может приводить к деформации отношений подростков со взрослыми, в том числе с родителями. По данным опроса 13-15-летних подростков (опрос 1994 г., число опрошенных — 263), 80% из них зарабатывали ежемесячно значительно больше своих родителей, У этих детей появилась новая позиция по отношению к взрослым. Только 22,8% из числа опрошенных продемонстрировали внимание к родным, альтруистическое стремление оказать им помощь, а 73% — неуважительную позицию (Фельдттейн Д. И., 1994). Таким образом, очевидно, что феномен подростковой трудовой занятости следует рассматривать отчасти как проявление потребности в материальной независимости, которая начинает резко себя проявлять у современных подростков уже в начале переходного периода и представляет одну из граней более глобальной потребности подростков в автономии, независимости от взрослых. Рассматриваемый нами период oirroreneja охватывает и первые годы студенчества, поэтому коротко рассмотрим мотивы дополнительной трудовой занятости студентов, которые имеют свои отличительные особенности. В первую очередь необходимо заметить, что феномен работающего студента становится в современной России очень распространенным. По данным социологических исследований, временными подработками занимаются 59% московских студентов, из них регулярно подрабатывают 22% (Эффендиев А. Г., Дудина О. М., 1997). Та же картина прослеживается и в других регионах России, например, по данным В. И. Герчинова, не менее половины студентов дневных отделений вузов Новосибирска заняты на относительно регулярно оплачиваемой работе (Герчипов В. И., 1999). Исследования В исследовании В. И. Герчимова выявлено, что студенческая занятость в настоящем имеет свои особенности. Если прежде для подавляющего большинства студентов вузов постоянно оплачиваемая работа не была жизненной необходимостью, то в настоящее время ситуация обратная. В мотивации работающих студентов на первом месте — необходимость зарабатывать себе нажизнь и на получение образования. На втором — забота о своем послевузовском трудоустройстве, здесь достаточно четко выделяются, по крайней мере, три аспекта. Во-первых, студенты хотят получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и совершенствоваться в пей далее. Во-вторых, приобрести некий формальный опыт работы, чтобы было что написать в резюме и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой работы в другой фирме. В-третьих, познакомиться с несколькими видами работ, иены гать себя и выбрать ту, которая более всего подходит на роль постоянной. Помимо этого можно выделить и другие, менее значимые, но отмеченные студентами мотивы. Среди них стремление не отстать от друзей, ютТорЫе в большинстве своем работают. Далее, жела- Глава 4 Особенности мотивационной сферы подростка
Гоиоря в целом о добровольной трудовой занятости подростков, не связанной с материальной нуждой, можно заметить, что если студенты стремятся в первую очередь к приобретен ию трудовых навыков, опыта работы, то основной мотив, толкающий подростков-школьников к такой деятельности, — это попытка обрести независимый материальный статус, удоилство-ренис потребности в автономии от родителей, желание быть и считаться взрослым. Потребность в признании, уважении и самоуважении Стремление к взрослости, становление личной идентичности приводит к тому, что у подростка начинает резко и настойчиво Проявляться потребность в признании и уважении его как лич- ности. Мнение ученых — Па убеждению известного исследователи человеческой мотивации А. Маслоу, каждый человек постоянно нуждается и признании, в устойчивой И, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и BUJMOJKiiocTh уважать самого себя (Маслоу А., 1999). Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувства униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования показали, что низкий уровень самоуважения способствует возникновению агрессивного поведения: потребность защитить свое Я может стать доминирующей над другими мотивами, и поведение других людей будет интерпретироваться человеком как уг- рожающее, что толкает его и конечном счете на превентивные действия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.194 (0.018 с.) |