Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявление подростковой эмансипации в семье

Поиск

Подростковый возраст — период эмансипации ребенка от ро­дителей, достижение определенного уровня автономии, неза­висимости от них. Этот процесс является сложным и многомер­ным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональный, поведенческий и нормативный (Кон И. С, 1989).

Эмоциональная эмансипация

Выоциональная эмансипация — перестройка всей системы эмо-циональных отношений подростка, избавление от детской эмо-ционалынш иниисимости от родителей, появление значимых Эмоциональных отношений с другими ЛЮДЬМИ!

. В переходном позрасте эмоциональная зависимость от ро-■ггелей начинает im шп и, подростка. Созревает необходимость построен ия повой, собственной сложной системы эмоциональ­ных отношений, основанных на взаимопонимании, привязан­ности и унижении и свободных от зависимости, такой системы, центром котором является сам подросток, а не его родители. Отношения с родителями продолжают занимать в этой систе­ме значительное место, но в нее включаются теперь и эмоцио­нальные отношения к другим людям — дружба, любовь.

Половые различия---------------------------------------- —■--------------- ——

Стремление освободиться от эмоциональной зависимости от ро­дителей у девочек выражено меньше, чем у мальчиков, иногда до такой степени, что это «представляется им вообще неважным». Девочки более согласны с родительскими требованиями и боль­ше озабочен ы поддержанием эмоциональных отношений с семь-eii. Мальчики более решительно противостоят своей семье и час­то используют группу сверстников как средство поддержки сво­их попыток достичь независимости (Кле М., 1991. С. Ш).



Глава 8


Подросток и семья



 


Степень драматичности перехода к эмоциональной авто­номии во многом зависит от поведения родителей, Если роди­тели не понимают закономерного характера эмоциональной эмансипации, они часто чувствуют обиду, обвиняют детей в черст­вости и неблагодарности, могут поощрять излишнюю зави­симость детей или сами обращаются за эмоциональной поддер­жкой к детям. В таком случае переходный возраст может на­долго затянуться. В результате инфантильные молодые люди могут никогда не обрести социальной зрелости и часто предпо­читают жить с родителями, даже после вступления в собствен­ный брак. При здоровом процессе индивидуализации у подро­стка формируется представление о себе в системе относитель­но стабильных эмоциональных связей.

Нормативная эмансипация

Нормат ивная эмансипация — формирование у молодых людей своей системы норм и ценностей, нередко отличающейся от тех. которых придерживаются его родители.

Ценностная система личности начинает складываться в подростковом возрасте, так как к этому времени ребенок уже накапливает определенную сумму знании, приобретает способ­ность к логическим рассуждениям, абстрагированию, у него возникает потребность в осознании своей личности, своего ме­ста среди других людей. Семья является одним из мощнейших факторов формирования ценностной системы подростка, одна­ко нельзя не учитывать влияния и других внесемейных факто­ров: нормы и ценности референтных групп, в которые включа­ется подросток, стабильность (нестабильность) социально-эко­номической обстановки и др.

По данным исследований, влияние родителей на ценност­ные ориентации детей сильнее в тех семьях, где существует эмоциональная поддержка и взаимное понимание, частое и ин­тенсивное общение, где последовательно поддерживается се­мейная дисциплина в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля (Райе Ф-. 2000. С. 404-). При неблагополучных отношениях в семье влия­ние внесемейных факторов на формирование ценностных пред-ставлений подростка усиливается. -

Проблему различий ценностей разных поколений часто называют проблемой «отцов и детей», подчеркивая тем самым ее неизбежный и непреходящий характер, существование во все


времена. Действительно, имеется, по крайней мере, несколько достаточно значимых различий между подростком и человеком среднего возраста (а в большинстве случаев родителям подро­стков около 40 лет). Так, если человек среднего возраста скло­нен к осторожности, опоре на жизненный опыт, то для подрост­ков характерны авантюризм, дерзость, склонность к рискован­ным поступкам. Если для родителей характерны воспоминания о прошлом, склонность сравнивать сегодня и пера, го подрост­ки живут настоящим, прошлое для них не имеет значения. Люди среднего возраста исповедуют реалистическое, несколь­ко скептическое отношение к жизни, а для подростков характе­рен идеализм и оптимизм. Родители консервативнее, согласны с существующим положением вещей, тогда как подростки склонны к критике существующего положения, стремятся все изменить и т. д. (Райе Ф., 2000).

Исследования

Эмпирические исследования терминальных ценностей (ценно­стей смысла жизни) позволяют утверждать, что в целом они у ро­дителей и детей схожи, неантагонистичны. Сравнительный ана­лиз ценностных предпочтений у родителей и детей (выполнен­ный по методике М. Рокича) показал: для отцов важны «здоровье, семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, независи­мость», для матерей — «семья, здоровье, любовь, материальная обеспеченность, чувство долга, ответственность». Структуру цен­ностных предпочтений их детей-старше класс ни кон отличалась тем, что ценность — свобода, независимость — занимала одно ил первых мест наравне с теми же ценностями здоровья, любаи, се­мьи, дружбы (у девушек) и материальной обеспеченности (у юно­шей) (Ясюкова Л. А., 1996).

Больше различий между родителями и подростками обна­руживается в инструментальных ценностных ориентациях, т. е. в понимании тех средств, которыми можно достичь терми­нальных ценностей.

Несмотря на то что ценностные структуры старшекласс­ников имеют индивидуальные различия, например, могут быть ориентированы на ценности социальной успешности, ценнос­ти индивидуальной самореализации или ценности социально­го взаимодействия, большинство подростков называют в числе наиболее важных такие общечеловеческие ценности личного

NciixivKirim пидрт-тка



Глава 8


Подросток и семья



 


счастья, как «любовь, здоровье, счастливую семейную жизнь, материальную обеспеченность, жизненную мудрость» (Ки­риллова Н. А., 2000). Для студентов 18-19 лет наибольшее зна­чение имеют такие жизненные ценности, как любовь, уверен­ность в себе, хорошие и верные друзья, здоровье, активная, эмо­циональная жизнь, свобода, независимость в суждениях и поступках (Москвичева Н. Л., 2000). Таким образом, на протя- жс11 ии подросткового и юношеского возраста иерархия ценност­ных предпочтений несколько меняется в соответствии со спе­цификой каждого возрастного этапа (Собкин В. С, 1997), но вместе, с тем они близки и являются общечеловеческими.

Драматичность нормативной эмансипации усиливается во времена коренных, революциоп ных изменений в обществе, ког­да ценностные ориентации родителей и детей могут приходить в острое противоречие, затрагивая мировоззренческие, духов­ные аспекты и создавая неопределенность и тревожность с обе­их сторон. Социальные ценности, которыми жили «отцы*-, в новой ситуации в большинстве утрачивают практическое зна­чение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни (Ли­совский В. Т., 1998). Кроме того, в тоталитарном обществе от­ношение родителей к ребенку во многом определяется тем, и какой мерс ребенок выполняет социальные нормы (Каган В. Е„ 1992).

Поведенческая эмансипация

Поведенческая эмансипация — стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на приня­тие собственных решений без внешнего руководства.

Стремление к поведенческой автономии у подростков рез­ко возрастает, и они упорно добиваются независимости в при­нятии самостоятельных решений. В старших классах подрос­ток уже сам решает достаточно широкий круг вопросов: рас­пределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга, стиль одежды и т. п. Вместе с тем степень поведенческой эмансипа­ции от родителей у подростков может значительно отличаться и разных сферах: в более серьезных вопросах, например выборе стратегии образования, они подчиняются родителям. Таким обрааом, стремление к поведенческой автономии имеет отно­сительный характер. В действительности подростки не стремят­ся к полной свободе, потому что не знают, как ей воегюльзо-


ваться. Подростки нуждаются и том, чтобы свобода давалась им постепенно, по мере того как они научаются ею пользовать­ся (Райе Ф., 2000).

Психолого-педагогическое консультирование---------------------

Создается впечатление, что экстравагантные поступки подрост­ков продиктованы необходимостью определим, гранивд прием­лемого и неприемлемого поведения, они как бы Ш ныгывают ре­акцию родителей. Если родители неопределенно высказывают свое отношение, устраняются ОТ воспитания, дают ребенку пол­ную свободу, то подросток начинает испытывать чувство трево­ги и отторжения от семьи. Поэтому поведение подростка 'надо контролировать, необходимо установить в семье он ре деленные поведенческие нормы и придерживаться их и, конечно же, сле­дует четко и недвусмысленно выражать свое отношение к тем или иным поступкам своего ребенка.

11оведенческая эмансипация подростка в наибольшей сте­пени пугает и волнует родителей и часто становится причиной конфликтов в семье. Следующие сферы жизни подростков яв­ляются наиболее «конфликтогенными»:

—социальная сфера жизни; выбор друзей и партнеров, про­ведение свободного времени, планирование будущего, инфан­тильное поведение;

—внешний вид и манера поведения: вредные привычки — курение, наркотики, алкоголь, употребляемые выражения, лжи­вость, сексуальная жизнь;

—школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе;

—поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, к семейной собственности — жилью, мебели, бытовым прибо­рам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелы­ми родственниками и т. п.

Вот подборка типичных жалоб «отчаявшихся* родителей на поведение подростков, приведенная американскими семей­ными терапевтами Робертом и Джин Байярд (1991):

—Поздно ложится спать.

—Лжет, например:

—Говорит, что идет в одно место, а сам идет куда-то еще.

«■



Глава S


Подросток и семья



 


Говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их.

— Пачкает на кухне.

— Берет без спроса мою одежду.

— Одевается, как бродяга (проститутка).

— Злоупотребляет косметикой.

— Гуляет допоздна или даже всю ночь.

— Оставляет свой велосипед (коньки и т. д.) на улице без

присмотра.

— Оставляет мои инструменты ржаветь на улице или же

теряет их.

— Часами занимает телефон.

— Постоянно угрюм и замкнут.

— Водится с нежелательными приятелями.

— Слишком много смотрит телевизор.

— Валяется целыми днями, слушая музыку или просмат­ривая телепрограммы.

— Не делает уроков.

 

— Не ходит в школу.

— Приводит друзей домой, когда меня нет.

— Не делает работу по дому.

— Закатывает истерики или угрожает, когда ему перечат.

— Не убирает и своей комнате.

— Убегает из дома.

— Дерется с братьями и сестрами.

— Ругается.

— Ничего не хочет делать вместе с семьей.

 

—Все время хочет быть один.

—Требует денег.

—Курит.

Как отмечают Р. Т. Байярд, Дж. Байярд (1991), проблема
регуляции поведения подростков заключается в том, что роди­
телям очень трудно делегировать ответственность за собствен­
ное поведение детям. Действия родителей продиктованы бес­
покойством за будущее своих детей, но парадокс заключается в
том, что если их контроль успешен, ребенок может упустить
возможность лучше освоить самостоятельный образ жизни.
Статистика ------------------------------------------------------------------------ —

Статистические данные о конфликтах подростков с родителями в раиных странах приблизительно одинаковы: несмотря на то что


около 70% подростком отмечают наличие каких-либо проблем, являющихся предметом спорив и взаимных жалоб, серьезные конфликты подростков с родителями встречаются приблюитель- по и 15-20% семей (Крайг Г., 2000), примерно 5-10% находятся в постоянных острых конфликтах, заявляют о непонимании со сто­роны родителей и глубоких расхождениях с ними по многим воп­росам. В целом же более 60% подростков считают, что встречают понимание со стороны родителей и испытывают удовольствие от их общества (Кле М., 1991). С этим согласуются и данные, по­лученные по России: большинство подростков имеют эмоцио­нально позитивное отношение к своей семье, уверенно себя чув-с 1 куют в семье и любят общаться с членами своей семьи (Ярцев Д. В., 1999). Конфликту ют с родителями постоянно —3%, часто — 10%, иногда — 26%, редко — 38%, не имеют конфликтов 22% оп­рошенных {Психология человека..., 2001).

Проблемы взаимоотношений с родителями начинают бес­покоить подростков уже в 12 лет, но достигают наибольшей ос­троты в возрасте 13 и 14 лет (Наш проблемный..., 1999).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.223.136 (0.008 с.)