Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная динамика профессиональной направленностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формирование профессиональной направленности и собственно выбор профессии — длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мне-II ню отдельных исследователей, определяются особенностями возрас того развития человека. Стадии выбора профессии Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен а жесткие рамки возрастного развития; 1. Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчивается примерно на исходе среднего детства, в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных потребностей и возможное тей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях, и как правило, на этой стадии они хотят быть летчиками, учителями, врачами, медсестрами и т. д. 2. Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и включает в себя четыре периода:
—период интереса (11-12 лет) — дети делают свой выбор, руководствуясь главным образом своими склонностями и интересами; —период способностей (13-14 лет) — подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они Думанп ос1!онх способностях применительно к требованиям той или иной профессии; Глава 10 Мотивация учебы и выбора профессии
— период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к шбстненным интересам и ценностям, сопоставляют предъянляемые данной специальностью требоиания со своей ценностной ориентацией и реальны1 ми возможностями; — переходный период (17 лет) — в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием BHCiB них факторов, например давления школы, родителей, сверстников и других обстоятельств. 3. Реалистическая стадия — в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода: —период исследования (17-18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; —период кристаллизации (19-21) — в это г период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное напраиле- ние будущей деятельности;
— период специализации — общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой спешили- зации (по Райе Ф„ 2000). Теория Гинзберга, пожалуй, чрезмерно жестко определяет последовательность и длительность стадий выбора профессии, а также их привязку к возрастному развитию. Как эмпирические исследования, такм жизненные наблюдения показывают, что определенная часть молодых людей способна осуществить сознательный выбор профессии до окончания неполной средней школы, а некоторые делают это и еще более юном возрасте. Последнее осо- бенно характерно для детей с ярко выраженным и, например, музы кальпыми или математическими способностями, когда их ин-тересы в этих областях принимают характер стойкого увлечения бе;) всякого внешнего давления со стороны взрослых. А многие люди, напротив, определяются в своих профессиональных предпочтениях в гораздо более прелом воарм i e Мнение ученых Согласно концепции профессионального развития Д. Сьюпера, на первой стадии — стадии «пробуждения» (охватывает возраст до 14 лет) — ребенок проигрывает различные роли, затем пробует себя в разных занятиях, выясняя, что ему правится и чтоу него получается, у него возникают интересы, которые могут впоследствии определить профессиональный выбор. По мере формирования профессиональных интересов и предпочтений появляются представ.1!ения о профессиональном образовании. В возрасте от 15 до 24 лет большинство людей проходят стадию исследования, в ходе которой и осуществляется профессиональный выбор. Молодые люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидЕлвают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно уже подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать (Super D., 1964). Следует отмстить, что возрастные границы в формировании профессиональной направленности довольно размыты, а индивидуальные отклонения велики, и причиной этому могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Но какие-то об-пше тенденции, несомненно, существуют. Предпочтения профессий в разном возрасте В исследовании И. В. Дубровиной и се коллег было обнаружено, что учащиеся младших классов, с незначительными изменениями от 3-го к 6-му классу, говоря о своем будущем, обычно называют профессии военных или летчиков (особенно мальчики 3-х и 4-х классов), а также учителя (девочки) и врача. Если встречается что-либо другое, то, как правило, это профессия °тца или матери. Причем дети этого возраста только в самом общем виде представляют, чем занимаются люди той или иной профессии. Для большинства учеников 7-8-х классов, напро- Мотивация учебы и выбора профессии
тив, их будущая профессиональная деятельность оказывается достаточно ясной, вплоть до путей, ведущих к ее достижению. Если такого представления нет, то подростки на вопрос о том, как они видят свою будущую жизнь, отвечают: «Не знаю, Я еще не решил, кем стать» — или называют 2-3 варианта будущей работы, никогда не указывая традиционные или семейные профессии, подобно младшим детям. Исследователи предполагали, что в старших классах, и особенно в выпускном, будет много высказывании, касающихся будущей профессии, ее выбора. Наличие подобных размышлений традиционно считается едва ли не самой отличительной чертой старшеклассников. Однако максимальное число учащихся (75%), написавших о своей будущей профессии, о стремлении стать, например, шофером или физиком-теоретиком, оказалось в 6-м классе (самая многочисленная категория ответов). Доля школьников, написавших о своей будущей профессии, значительно уменьшается к 7-му классу, а затем еще раз к 8-му, составляя в нем лишь 28%, и и дальнейшем уже не у цел ичивается (Дубровина И. В. и др., 1987). Предпочтения типов профессий Определснныевшрастпыс тенденции обнаруживают себя и в предпочтениях типа профессии. Так, в исследовании, выполненном под руководством Е. Ф. Рыбалко, было показано, что в 6-м и 7-м классах наибольшее количество учащихся (51 и 50% от общего числа обследованных) ориентируется на профессии тина «человек—техника». Дети, как Правило, хотят стать шоферами, монтажниками, космонавтами, полярниками, летчиками и т. д. Наименьший процент учащихся выбирает профессии, относящиеся к типу «человек—человек*. В 8-м классе, напротив, наблюдается повышенный интерес к профессиям типа «человек—человек» и с небольшим отставанием профессии типа «человек—техника». В 9-м классе ситуация совершенно иная, и предпочтения отдаются профессиям типа «человек—художественный образ*. В выпускном классе вновь на первый план выходят профессии, относящиеся к типу «человек—техника» (Грищснко Н. А. и др., 1988). Профессиональная ориентация и интересы Этапы становления познавательных интересов Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную ус- пешность. В исследовании Л. Л. Голоней было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стадиальность их разлития, которая охватывает 4 этапа в процессе их становления. На первом этапе в возрасте 12-13 лет интересы характеризуются высокой изменчивостью, они слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особе] 11 гостей и являются преимущественно познавательными. На втором этапе w 14-15 лет отмечается тенденция к большей сформированное™ интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе в возрасте 16-17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифферецированность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами. На четвертом л сапе - этапе начальной профессионализации — происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Интересы последнего этапа составляют основу для формирования профессиональной направленности личности и адскнат поп), зрелого профессионального выбора (Пэдоэей Л. К, 1996). Удовлетворенность профессией Правильное выянление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профес-иональпых склонностей или с неадекватным представлением о ^Держании буду шей профессиональной деятельности. Исследования —-------- ——---------------- —---------,----------------- Результаты одного из исследований, проведенных Л. Л. Реанон, хорошо ил л гастриру ют факт, что даже самый простой акал из цро- Глава 10 фессиоиальных интересов, осуществленный своевременно, может повлиять на удовлетворенность избранной профессией. Низкую удовлетворенность учащихся набранной профессией можно было вполне надежно спригнознронать еще до их поступления в училище. Ведущими для обследованной группы интересами оказались профессии типа «человек—художественный образ» и «человек—человек», т. е. лежащие пне избранной ими сферы, которая включает профессии типа «человек—знаковая система* и «человек—техника» (машинные и ручные наборщики, печатники и т. д.). Как раз оба лих тина оказались для данной группы наименее привлекательными, более того, профессии, связанные с техникой, у 55% опрошенных вызывает активное неприятие. Были выявлены лишь двое учащихся, доминирующие интересы которых были связаны с техникой; столько же учащихся имели преимущественную ориентацию на профессии типа «человек—знаковая система». Таким образом, у 90% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими специальности. Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и впоследствии па эффективности профессиональной деятельности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.18 (0.011 с.) |