Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная динамика профессиональной направленности

Поиск

Формирование профессиональной направленности и собствен­но выбор профессии — длительный и сложный процесс, в кото­ром можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мне-II ню отдельных исследователей, определяются особенностями возрас того развития человека.

Стадии выбора профессии

Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заклю­чен а жесткие рамки возрастного развития;

1. Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчи­вается примерно на исходе среднего детства, в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных потребностей и возмож­ное тей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их жела­ния не строятся на реалистических соображениях, и как прави­ло, на этой стадии они хотят быть летчиками, учителями, вра­чами, медсестрами и т. д.

2. Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возра­ста и включает в себя четыре периода:

 

—период интереса (11-12 лет) — дети делают свой выбор, руководствуясь главным образом своими склонностями и ин­тересами;

—период способностей (13-14 лет) — подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных спо­собах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они Думанп ос1!онх способностях применительно к требованиям той или иной профессии;



Глава 10


Мотивация учебы и выбора профессии



 


период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к шбстненным интересам и ценностям, сопоставляют предъянляемые данной специально­стью требоиания со своей ценностной ориентацией и реальны1 ми возможностями;

— переходный период (17 лет) — в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалис­тическому выбору профессии, который происходит под воздей­ствием BHCiB них факторов, например давления школы, родите­лей, сверстников и других обстоятельств.

3. Реалистическая стадия — в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода:

—период исследования (17-18 лет) — прилагаются актив­ные усилия для приобретения более глубоких знаний и пони­мания;

—период кристаллизации (19-21) — в это г период значитель­но сужается диапазон выбора и определяется основное напраиле-

ние будущей деятельности;

ТеорияГинзберга
— процесс выбора профессиизаключен в жесткие рамки
ИТ изстадии фантазии, кото­рая охватывает раннеедет­ство и заканчиваетсяпример­но на исходе среднею детства, в 11 лет; гипотетической ста­дии, лдяшдйся с 11- до 17-лет­него возраста, которая вклю­чаетв себя четыре периода: период интереса (11-12 лет); период способностей (13-14 лет); период оценки (15-16 лет); переходный период (17 лет); и реалистической стадии - в возрастеот 17 лет и старше, делящейся на три периода: период исследова­ния (17-18 лег), период кри­сталлизации (19-21) и пери­од специализации.

— период специализации — общий выбор, например про­фессии экономиста или физи­ка, уточняется выбором конк­ретной и более узкой спешили- зации (по Райе Ф„ 2000).

Теория Гинзберга, пожа­луй, чрезмерно жестко опреде­ляет последовательность и дли­тельность стадий выбора про­фессии, а также их привязку к

возрастному развитию. Как эм­пирические исследования, такм жизненные наблюдения пока­зывают, что определенная часть молодых людей способна осу­ществить сознательный выбор профессии до окончания непол­ной средней школы, а некото­рые делают это и еще более юном возрасте. Последнее осо-


бенно характерно для детей с ярко выраженным и, например, му­зы кальпыми или математическими способностями, когда их ин-тересы в этих областях принимают характер стойкого увлечения бе;) всякого внешнего давления со стороны взрослых. А многие люди, напротив, определяются в своих профессиональных пред­почтениях в гораздо более прелом воарм i e

Мнение ученых

Согласно концепции профессионального развития Д. Сьюпера, на первой стадии — стадии «пробуждения» (охватывает возраст до 14 лет) — ребенок проигрывает различные роли, затем пробу­ет себя в разных занятиях, выясняя, что ему правится и чтоу него получается, у него возникают интересы, которые могут впослед­ствии определить профессиональный выбор. По мере формиро­вания профессиональных интересов и предпочтений появляют­ся представ.1!ения о профессиональном образовании. В возрасте от 15 до 24 лет большинство людей проходят стадию исследования, в ходе которой и осуществляется профессиональ­ный выбор. Молодые люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и воз­можностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидЕлвают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно уже подбирают подхо­дящую профессию и начинают ее осваивать (Super D., 1964).

Следует отмстить, что возрастные границы в формирова­нии профессиональной направленности довольно размыты, а индивидуальные отклонения велики, и причиной этому могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Но какие-то об-пше тенденции, несомненно, существуют.

Предпочтения профессий в разном возрасте

В исследовании И. В. Дубровиной и се коллег было обнаруже­но, что учащиеся младших классов, с незначительными изме­нениями от 3-го к 6-му классу, говоря о своем будущем, обычно называют профессии военных или летчиков (особенно мальчи­ки 3-х и 4-х классов), а также учителя (девочки) и врача. Если встречается что-либо другое, то, как правило, это профессия °тца или матери. Причем дети этого возраста только в самом общем виде представляют, чем занимаются люди той или иной профессии. Для большинства учеников 7-8-х классов, напро-


Мотивация учебы и выбора профессии



 


тив, их будущая профессиональная деятельность оказывается достаточно ясной, вплоть до путей, ведущих к ее достижению. Если такого представления нет, то подростки на вопрос о том, как они видят свою будущую жизнь, отвечают: «Не знаю, Я еще не решил, кем стать» — или называют 2-3 варианта будущей работы, никогда не указывая традиционные или семейные про­фессии, подобно младшим детям.

Исследователи предполагали, что в старших классах, и осо­бенно в выпускном, будет много высказывании, касающихся бу­дущей профессии, ее выбора. Наличие подобных размышлений традиционно считается едва ли не самой отличительной чер­той старшеклассников. Однако максимальное число учащихся (75%), написавших о своей будущей профессии, о стремлении стать, например, шофером или физиком-теоретиком, оказалось в 6-м классе (самая многочисленная категория ответов). Доля школьников, написавших о своей будущей профессии, значи­тельно уменьшается к 7-му классу, а затем еще раз к 8-му, со­ставляя в нем лишь 28%, и и дальнейшем уже не у цел ичивается (Дубровина И. В. и др., 1987).

Предпочтения типов профессий

Определснныевшрастпыс тенденции обнаруживают себя и в пред­почтениях типа профессии. Так, в исследовании, выполненном под руководством Е. Ф. Рыбалко, было показано, что в 6-м и 7-м клас­сах наибольшее количество учащихся (51 и 50% от общего числа обследованных) ориентируется на профессии тина «человек—тех­ника». Дети, как Правило, хотят стать шоферами, монтажниками, космонавтами, полярниками, летчиками и т. д. Наименьший про­цент учащихся выбирает профессии, относящиеся к типу «чело­век—человек*. В 8-м классе, напротив, наблюдается повышенный интерес к профессиям типа «человек—человек» и с небольшим отставанием профессии типа «человек—техника». В 9-м классе ситуация совершенно иная, и предпочтения отдаются професси­ям типа «человек—художественный образ*. В выпускном классе вновь на первый план выходят профессии, относящиеся к типу «человек—техника» (Грищснко Н. А. и др., 1988).

Профессиональная ориентация и интересы

Этапы становления познавательных интересов

Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную ус-


пешность. В исследовании Л. Л. Голоней было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стадиальность их разлития, которая охватывает 4 этапа в процессе их становле­ния.

На первом этапе в возрасте 12-13 лет интересы характери­зуются высокой изменчивостью, они слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических осо­бе] 11 гостей и являются преимущественно познавательными. На втором этапе w 14-15 лет отмечается тенденция к большей сфор­мированное™ интересов, их интеграции, включенности в об­щую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе в возрасте 16-17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифферецированность в соответ­ствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи инте­ресов с индивидуально-психологическими свойствами. На чет­вертом л сапе - этапе начальной профессионализации — проис­ходит сужение познавательных интересов, определяемое сфор­мировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Интересы последнего этапа составляют основу для формирования профессиональной направленности личности и адскнат поп), зрелого профессионального выбора (Пэдоэей Л. К, 1996).

Удовлетворенность профессией

Правильное выянление профессиональных интересов и склон­ностей является важным прогностическим фактором удовлет­воренности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) фак­торы, связанные с невозможностью осуществить профессиональ­ный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профес-иональпых склонностей или с неадекватным представлением о ^Держании буду шей профессиональной деятельности.

Исследования —-------- ——---------------- —---------,-----------------

Результаты одного из исследований, проведенных Л. Л. Реанон, хорошо ил л гастриру ют факт, что даже самый простой акал из цро-


Глава 10

фессиоиальных интересов, осуществленный своевременно, может повлиять на удовлетворенность избранной профессией. Низкую удовлетворенность учащихся набранной профессией можно было вполне надежно спригнознронать еще до их поступ­ления в училище. Ведущими для обследованной группы интере­сами оказались профессии типа «человек—художественный об­раз» и «человек—человек», т. е. лежащие пне избранной ими сфе­ры, которая включает профессии типа «человек—знаковая система* и «человек—техника» (машинные и ручные наборщи­ки, печатники и т. д.). Как раз оба лих тина оказались для дан­ной группы наименее привлекательными, более того, профессии, связанные с техникой, у 55% опрошенных вызывает активное неприятие. Были выявлены лишь двое учащихся, доминирующие интересы которых были связаны с техникой; столько же учащих­ся имели преимущественную ориентацию на профессии типа «человек—знаковая система». Таким образом, у 90% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими специальности. Совершенно оче­видно, что это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и впоследствии па эффективности профессиональ­ной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.18 (0.011 с.)