Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зависимое поведение и стадии его формирования

Поиск

Зависимое поведение можно определить как внешние действия человека, связанные с непреодолимым на данный момент вле­чением к какому-либо объекту, т. е. оно обусловлено психоло­гической зависимостью от него. Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, ле­жащей в основе влечения, а с другой — ведущим мотивом дея­тельности. Источником формирования зависимого поведения является влечение к какому-либо объекту, обладающему осо­бой привлекательностью для человека. По мере развития отно­шен ий с объектом влечение возрастает и становится непреодо­лимым, что выражается в потере контроля над поведением. Корни зависимого поведения лежат в отношении человека к себе, другим и окружающему миру, т. е. в философии человека, которая влияет на выбор в определении способов удовлетворе­ния базовых потребностей. Динамика формирования зависи­мого поведения определяется результатом разрешения конф­ликтов между стремлением человека к удовольствию и необхо­димостью учитывать свои перспективные интересы и интересы других людей или общества.

Модели зависимого поведения

В одном исследовании американских авторов предлагается модель зависимого поведения, связанного с употреблением любого вещества, как шесть последовательных стадий: неупот­ребление — умеренное, непроблсматичное употребление — сверхмерное, ненроблематичное употребление — сверхмерное употребление, приводящее к незначительным проблемам, — сверхмерное употребление, приводящее к серьезным пробле­мам, — зависимое употребление, приводящее к проблемам жиз­недеятельности. Употребление начинает считаться проблем­ным, когда возникают социальные проблемы либо проблемы со


здоровьем. В рассмотренной выше модели не акцентируется природа зависимостей, обусловливающих неуправляемое упот­ребление вещества, поскольку она сама определяется употреб­ляемым веществом. Главное для психолога, считают авторы, помочь человеку восстановить контроль за употреблением ве­щества либо отказаться от него (Lewis (. A., Dana R. Q,, Blevin G. A., 1994. P. 4).

В отечественном исследовании (Шабалина В. В., 2001) на эту модель (с учетом закономерностей формирования аддик-ций) спроецировано употребление наркотиков школьниками. Уже в стадии умеренного употребления у школьников возни­кают проблемы социального характера, если только родители не снабжают его таким количеством денег, что не придется их где-то красть. Причем употребляющие наркотик дети и подрост­ки могут либо достаточно долго находиться в какой-либо ста­дии, сопротивляясь переходу в следующую, либо при употреб­лении веществ с высокой наркогенностью сравнительно быст­ро продвинуться от левого конца континуума к правому. Большинство подростков достаточ по долго переходят то туда, то обратно, а кто-то старается возвращаться в стадию умерен­ного употребления. Для определения факта наличия зависимого поведения необходимы критерии. Поскольку неуправляемость поведения обусловлена непреодолимостью влечения к объекту (психологической зависимостью от него), то факт наличия не­управляемости поведения свидетельствует, что зависимое по­ведение сформировалось. Физиологическая зависимость при этом может изначально отсутствовать, либо она была разруше­на медицинскими способами. При этом в первом случае имеет место зависимое повеление, внутри которого нет опыта физио­логической зависимости, а во втором этот опыт присутствует, т. е. отрицательные последствия употребления наркотиков школьники познали не понаслышке, а пропустили через свой собственный опыт. Это можно объяснить тем, что физиологи­ческая зависимость изменяет многие уровни жизнедеятельно­сти организма, способствует формированию нового гомеоста-тического баланса, который в свою очередь сопротивляется другим изменениям. После снятия абстинентного синдрома равновесие восстанавливается в течение длительного периода, что требует длительной интенсивной психотерапии, реабили­тации, в ходе которых человек не только приобретает мужество



Глава 14


Адциктивное поведение подростков



 


жить без наркотиков, но и его способность получать удоволь­
ствие, ранее разрушенная наркотиками, восстанавливается.
В соответствии с этой концепцией разработана нелинейная мо­
дель (Шабалина В. В., 2001)..

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте

Табакокурение

Слово табак (йен. tobaco) заимствовано испанцами из языка индейцев. Табак — травянистое растение рода Nicotiana, из се­мейства пасленовых. Никотин, вызывающий зависимость, со­держится в листьях растений а концентрации от 1 до 9 %. При курении никотин быстро всасывается в слизистую оболочку рта, проникает в легкие. В течение нескольких секунд никотин дос­тигает соответствующих рецепторов в мозгу, высвобождается стимулирующее вещество порадреналин (Информационный пакет «Drughox»).

Мнение ученых

Зажженная сигарета - своего рода химический завод. Ученые обнаружили, что табачный дым содержит 4700 веществ, из них 43 являются канцерогенными. Многие из этих веществ катего­рически запрещены даже и ядохимикатах, однако допускаются и табачных изделиях, которые формально относятся к пищевым продуктам (Информационный пакет «Drugbox»).

Факторы, способствующие началу курения табака

Армия курильщиков пополняется в основном за счет подрост­ков. В России доля курящих подростков стремительно растет, ведется агрессивный маркетинг, наиболее распространенными способами которого являются бесплатная рекламная раздача сигарет у станций метро или на улицах, а также бесплатный вход на дискотеки для подростков и молодежи, курящих определен­ные марки сигарет.

Другие исследователи акцентируют механизм подражания курящим родителям и другим взрослым. Возрастает вероят­ность курения подростками, если курят их отцы и старшие бра­тья. Пример взрослых постоянно у них перед глазами. Подра-


жание взрослым и одобрение сверстников способствуют при­общению подростков к курению. Кроме того, некоторые под­ростки начинают курить из-за давления сверстников, несмот­ря на то, что их семьи являются противниками табакокурения. В среде сверстников срабатывает механизм взаимного подра­жания. Дети из семей, принадлежащих к низшим обществен­ным классам, начинают курить раньше, чем дети из семей сред­него класса, главным образом для того, чтобы приобрести боль­ший вес в глазах сверстников (Райе Ф., 2000).

При первой пробе табачный дым кажется подростку удуш­ливым. Желание стать взрослым, опытным, быть своим, не хуже других в компании заставляет подростка выносить неприятные ощущения (Информационный пакет «Drugbox»),

Факторы, способствующие приобщению подростков к ку­рению, многочисленны и многообразны. Врачи Королевского колледжа Великобритании выделяют следующие факторы.

Психологические факторы: любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, «досрочно» взрослым.

Социальные факторы: окружение, пример родителей, стар­ших братьев и сестер, давление сверстников, пример значимых лиц (преподавателей, актеров и пр.).

Физиологические факторы: эффект никотина, оксида углерода, длительность фазы экспериментирования (Горан-скаяС. В, 1999).

В случае употребления табака (а также алкоголя или нар­котиков) первый опыт детей и подростков часто оказывается неприятным. Первые опыты курения сопровождаются головок­ружением, головной болью. Продолжая опыт курения, желая доказать себе, что может преодолеть слабость, подросток под­ходит к моменту, когда начинает испытывать удовольствие от функционального содержания процесса'курения. Это ведет к регулярному употреблению уже не ради того, чтобы делать это вместе со сверстниками, а ради эффекта (Колесов Д. В., 1991. С. 299).

Почему подростки продолжают курить?

Тяга к курению становится естественным состоянием для ку­рильщика, своего рода влюбленностью, против которой воля и разум становятся бессильными. Никотин распадается в орга­низме человека за два часа. Прекращение постоянного поступ-



Глава 14


Аддиктивное поведение подростков



 


       
 
 
   


ления никотина в организм приводит к негативным эмоциям, поэтому большинство курильщиков теряют над собой контроль и продолжают курить, даже желая избавиться от никотиновой зависимости (Информационный пакет «Drugbox»),

В число причин, по которым подростки продолжают ку­рить, Ф. Райе включает следующие причины: снятие психоло­гического напряжения (являющегося для заядлых курильщи­ков периодически возникающим состоянием); возникновение рефлекса, от которого трудно избавиться, поскольку рука все время тянется за сигаретой; ассоциации с приятной обстанов­кой и удовольствием; неосознанное воспоминание о не требу­ющем больших усилий удовольствии от сосания соски в дет­стве (Раис Ф„ 2000).

Исследования

Многочисленные исследования подтверждают гипотезу о нали­чии у курильщиков не только психологической, но и физиологи­ческой зависимости. Этот вывод основан на нескольких фактах. Оказывается, потребность в курении может быть удовлетворена при помощи инъекции никотина. Другим фактом является на­личие типичного режима курения, периодически поддерживаю­щего уровень никотина в мозге. Никотиновый голод вызывает у курильщика нервозность, беспокойство, головокружение, уста­лость, потоотделение, судороги, дрожание конечностей, усилен­ное сердцебиение и другие симптомы воздержания от никотина. Наконец, доза потребления никотина постепенно возрастает, а в ее отсутствии поведение становится безрассудным. Многие иэ тех. кто бросил курить, вновь возвращаются к вредной привычке (Райе Ф„ 2000. С. 602-603).

Фазы табакокурения

В качестве мотивов продолжения курить выделяют пережива­ние релаксации и удовольствия, гармонизацию душевного по­коя, улучшение ситуации общения, замещение какой-либо де­ятельности, стимулирование умственной деятельности (Василь­ев Б. Л., 1990). Удерживают и закрепляют привычку низкая общая и гигиеническая культура, развивающаяся зависимость, окружение курильщиков, нейротизм.

В другом исследовании выделяются фазы карьеры куриль­щика: фаза пробного курения (8-12 лет); фаза нерегулярного курения (13-16 лет); фаза регулярного незначительного куре-


ния (у 45 % в 21-24 года); фаза регулярного интенсивного ку­рения (у 13 % в 15-18 лет, у 46 % в 21-24 года) (Stumple, 1989). Переход от одного этапа к другому зависит от многих причин, в том числе и от индивидуальных особенностей курящего. Влия­ние друзей, образа жизни, семьи, отношения общества к про­блеме, средств массовой информаци и, paci i к i ранения рекла­мы табачных изделий в каждом конкретном случае и на разных этапах развития зависимого повеления играет разную роль. На первом этапе для подростка имеет значение курение родителей; на втором — курение друзей, наличие сигарет у курящих роди­телей; на третьем — мнение, что курение успокаивает, снижает вес, а также доступность и цена; на четвертом добавляется фак­тор привыкания (Горанская С. В., 1999. С. 137).

Особенности аффективной сферы

Знания о релаксационном эффекте табакокурения широко из­вестны не только взрослым, но и самим подросткам. Никотин считается эффективным и доступным способом борьбы со стрес­сом, который помогает курильщику легко обрести контроль над собой и своими эмоциями. Никотин одновременно успокаива­ет и бодрит, К несчастью, никотин вызывает не менее сильную зависимость, чем героин или кокаин (Информационный пакет

Исследование ---------------------------------------------------------------------

В одном исследовании проблем современных подростков досто­верно доказано, что наибольшую нагруженность проблемами (проблемы будущего, взаимоотношения со сверстниками и ро­дителями) имеют подростки 12-13 лет. (В докризисный период подростки не имели тревоги по отношению к будущему.) К 16 го­дам проблемная нагруженность ослабевает, за исключением области будущего. У современных подростков 13 и 14 лет про­блемы с родителями выходят на первое место после пережива­ний проблем взаимоотношений со сверстниками (Регуш Л. А., 1998. С. 17-18). Наличие проблем и знание по своему опыту млад­шими подростками релаксационного эффекта курения является одной из причин продолжения курения.

Для потребления табака и алкоголя подростками оказались значимыми следующие формы плохого психологического об­ращения родителей; кричат, заставляют чувствовать подрост-



Глава 14


Адцпктивное поввдение подростков



 


ка плохим человеком, смущают его в присутствии других лю­дей. Менее значимыми оказались обвинения, оскорбления, кри­тика. Действуют они на потребление психоактивных веществ не прямо, а косвенно через плохое самочувствие подростка (Ку-рекН. С, 2001. С. 176).

Инициации курения и его поддержке способствует и рек­лама, гигантская индустрия которой формирует все новых и новых потребителей. Психология рекламы сигарет опирается на психологию подросткового возраста, обещая как раз то, что подростку не хватает. Реклама отождествляет курение с муже­ственностью, независимостью, естественностью, красотой, мо­лодостью, сексуальностью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью (т. е. с поведением успешных молодых лю­дей). Основной упор делается на эмоции, на желание человека получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть сексуально привлекательным. Страст­ные женские голоса, светское окружение, красивые пейзажи девственной природы в рекламных роликах — все это обещает пылкому юному воображению сказочную награду (Райе Ф., 2000).

Половые различия

Среди оГнцих мотивов начала курения cymccniyioi гендгр с.

характерные для определенного пола мотивы. Подростки разно­го пола начинают курить исходя из неодинаковых побуждении. Доминирующим мотивом курения девочек является снижение веса, успокоение нервов, презентация своего нового имиджа. Мальчики хотят казаться взрослее, увереннее, независимее (Го- раискавСЗм 1999).

В 1992 г. в Москве были проведены выборочные исследова­ния среди школьников. Анализ полученных данных показал зна­чительное распространение курения как среди мальчиков, так и среди девочек. Число регулярно курящих девочек возросло с 4 до 12, 5% (Горанская С. В., 1999).

Влияние сверстниц на девочек бывает столь сильным, что, начав курить, девочки бросают курить реже, чем мальчики. Часто пол-ростки начинают курить, желая компенсировать этим отставание от своих сверстников в учебе, невовлеченность во внеклассную работу или удоилетворяя другие эгоистические интересы. Девоч­ки делают Зто. чтобы выразить свой протест и продемонстриро­вать независимость (Раис Ф., 2000).


Самооценка подростка и табакокурение

Подростом, как правило, импонирует роль взрослого челове­ка, они хотят равноправия и уважительного отношения. Их не устраивает, когда к ним относятся как к детям. Всеми силами подросток стремится освободиться от опеки и зависимости, счи-! тая себя достаточно взрослым, чтобы принимать решении и дей­ствовать по своему усмотрению. Подростки повышают свою самооценку в глазах сверстников, демонстрируя взрослое, с их точки прения, поведение.

Чувство своей недостаточной маскулинности может побу­ди п. подростка начать курить или пить, что повышает его само­уважение как «крепкого парня» (Кои И. С, 1989. С. 251). Такое самоуважение является потребностью подростка, вызванной не­обходимостью установления первых гстеросоциальных эмоцио­нальных контактов. В 13-14 лет девочки и мальчики начинают проявлять интерес друг к другу. Для подростка дразнить девоч­ку (способ привлечения внимания на предыдущем этапе разви­тия) теперь является неприемлемым, поскольку начинает це-^ниться «крутость* — уверенность в себе, уравновешенность и {хладнокровие, умение поддержать разговор (Райе Ф., 2000). '

Мальчики всех возрастов склонны считать Себя более силь-ишми, энергичными и деловыми, чем девочки. При этом они [Нередко переоценивают сноп способности и свое положение среди сверстников, не любят признавать свои Слабости а недо­статочно прислушиваются к информации, противоречащей их самооценке. Такой защитный механизм кажется иррациональ­ным, Но он н какой-то мере способствует формированию внут­ренней установки на самостоятельность. Б отличие от девочек юальчики притворяются, что безразличны к реакции окружаю­щих. При этом они значительно больше хвастаются, рисуются ради внешнего эффекта (Кон И. С, 1982. С. 71). На внешний эффект работает и сигарета в руках.

Злоупотребление ингалянтами

Токсикомания

Поведение рассматривается как токсикоманическос (ставится диагноз токсикомания), если имеет место злоупотребление ЬПсихоактпвпым и веществами, не отнесенными в данный момент ^наркотическим, при регулярном употреблении, сформирован­ном патологическом влечении, при росте толерантности, в не-



Глава 14


Аддиктивное поведение подростков



 


           
   
 
     
 
 

Токсикомания------ - поведение,которое рас­сматривается кактоксикома-ничесхое,если имеет место злоупотреблениепсихоак­тивными веществами, не от­несенными в данный момен г к наркотическим, при регу­лярном употреблении, сфор­мированном патологическом влечении,росте толерантно­сти, в некоторых случаях при наличии физиологическойзависимости.

которых случаях при наличии физиологической зависимости (Врублевский А. Г., 2000. С. 223).

Ингалянтами называют обширную группу органических летучих жидкостей и газов, Oi i и могут использоваться для пред­намеренного вдыхания с целью получения состояния эйфории.

Сравнительно низкая сто­имость и беспроблем ность по­купки ипгалянтов делают их весьма распространенными среди подростков и малообес­печенных слоев общества. Ин-галянты делятся на три груп­пы: обычные летучие органи­ческие соединения — летучие растворители (клеи, аэрозоли и растворители),.летучие нитри­ты и газы для анестезии (за­кись азота). Наибольшее рас­пространение среди злоупот­ребляющих ингалянтами лип получили товары бытового назначения, содержащие ингалиру-емыс компоненты летучих растворителей, такие как клеи, аэро­золи, бензин. Употребление ицгалянтов и злоупотребление ими получило широкое распространение среди подростков 11-15 лет(КрупицкийЕ. М., Масалов Д. Ю„ 2001).

Нюханье клеен в течение некоторого Hpevtemi было распро­странено только в США а затем распространилось и по другую сторону Атлантики. Среди подростков наблюдается злоупотреб­ление летучими веществами, не относящимися к наркотическим препаратам, но способными вызвать зависимость. В дальнейшем такие лица часто становятся наркоманами, переходя на злоупот­ребление наркотическими препаратами. Ингаляционные анес­тетики типа эфира, хлороформа, закиси азота, а также летучие органические растворители (ацетон, бензол, перхлорэтилен и др.) оказывают угнетающее действие на центральную нервную сис­тему Эффекты употребления схожи с эффектами, возникающи­ми при у i ютреилении алкоголя. Симптомы интоксикации могу! варьировать в зависимости от применяемого вещества. В на­чале интоксикации может возникать состоя ние неадекватной ве­селости, затем, как правило, дезориентация. Поведение напоми-


наст то, которое бывает в состоянии алкогольного опьянения. Ряд I веществ может вызывать галлюцинации, бред, потерю самокон­троля (Врублевский А. Г., 2000. С. 248).

Мнение ученых----------------------------------------------------------------------

Возраст первой пробы опьяняющих веществ подростками сегод­ня имеет нижнюю границу 11 лет. Более половины подростков пробуют такие вещества в возрасте 14—16 лет (Галине кий Я., Гур-иич И., Русакова М, Симнура К)., Хлопу шин Р., 2001).

Стадии токсического опьянения

При вдыхании токсичных веществ создается состояние опья­нения, в котором выделяют три стадии.

На первой стадии эффект соответствует состоянию алко-ro.'i ыюго опьянения: ухудшается координация движений, замед­ляется реакция, ослабевают рефлексы, подросток может чув­ствовать нечто, похожее на эйфорию, но может стать и агрес­сивным. Затрудняется руководство своими действиями, когда

[Опьянение проходит, наступает вялость и головная боль.

На второй стадии, если вдыхание токсического вещества

'продолжается, наступает притупление болевых ощущений. Именно поэтому эфир и подобные ему препараты применялись в хирургии как средства наркоза. Терпимость к боли иногда

используете я как доказательство того, что подросток «свой» в ■оксиман и ческой компании: при помощи торящей сигареты подростки делают себе ожоги как тайные знаки посвящения в круг избранных, свидетельство принадлежности к труппе. Воз­можны испытан ия и другого рода — царапины и ножевые поре­зы на теле, которые подростки делают сами себе. Когда опьяне­ние проходит — боль проявляется.

На третьей стадии, при тяжелом опьянении, развивается состояние, практически по всем признакам сходное с потерей сознания или комой. Токсикоманы, стремящиеся достичь имен­но такого опьянения, выбирают изолированные места—подва­лы или темные парки (Информационный пакет «Drugbox»).

Статистика --------------------------------

В США злоупотребление ингалннтами распространено прежде всего среди мальчиков подросткового возраста. Национальное



Глава 14


Аадиктивное поведение подростков



 


обследование состояния проблемы, проведенное в 19!)8!'., сви­детельствует о том, что от 15 до 20% подростков 8-, 10- и 12-х классов употребляют летучие препараты, причем количество под­ростков каждый год возрастает примерно на 1 миллион. Токси­комания затронула в основном неблагополучных в материальном отношении и бездомных подростков (БалстерР II., 2001).

Слабость "Я» как фактор риска

Кроме общих факторов аддиктивного поведения в токсикома­нии раннего подросткового вопраста существенную роль игра­ет слабость «Я», характерная для подростков группы риска, Исследования, проведенные Н. С. Курск, показывают, что в от­личие от здоровых подростков, подростки групп ы риска и боль­ные токсикоманией имеют общие особенности психической активности. Эти особенности таковы: замедление, сужение, рас­щепление и изменение потока психической активности, сменя­ющих друг друга целей, мыслей о них и о средствах их дости­жения, восприятия эмоциогенных стимулов, эмоциональных внутренних пережинай ий.

Замедление потока психической активности выражается в адинамии уровня (притязаний, ригидности и снижении темпа достижения целей, дефиците восприятия эмоций. Происходит также уменьшение диапазона используемых целей и оценок амоций другого человека.

Изменение направления потока психической активности проявляет я ft большей направленности на цели, связанные с приобретением и потреблением психоактивных веществ, а не на социально значимые цели и учебе, работе. При этом поток психической энергии направляется не на других людей, а на себя. У подростков-токсикомано» отмечаются нарцисстическое положительное отношение к себе и недостаток позитивных чувств к другим людям, прежде всего к родителям. Они эмоци­онально слепы к проявлению чувств другими людьми, склон­ны проецировать на них снои переживания.

Расщепление потока психической активности проявляет­ся в диссоциации уровня притязаний и уровня достижений — ригидный, адинамическнй уровень притязаний не меняется в соответствии с изменением уровня достижений. У подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, отмечается диссоциация вербальной и невербальной целенаправленной


активности, диссоциация восприятия эмоций и их выражений: дефицит восприятия эмоций другого человека по невербальной экспрессии сочетается со средним пли высоким уровнем выра­жения собственных эмоциональных переживаний. Эти рас-рройства психической активности можно рассматривать как Признаки ослабления адаптивной, защитной и интегративной 'функции «Я». «Я» не только иристнмб.ши.итея с помощью [■ рейхи ческой активности к требованиям внешней среды, но и защищается от нее. Нарушения психической активности, сви­детельствуют о слабости «Я», предшествуют заболеванию, но­ся г нреморбидньш характер. Они были обнаружены не только у подростков, больных токсикоманией, но также у их родстнен-ников, подростков повышенной группы риска возникновения зависимости от психоактинных веществ. Эти расстройства осо­бенно проявляются в ситуациях достижения (успеха/неуспе­ха), требующих переключения с одной цели на другую, с одно-1 го способа ее достижения па другой, в ситуации новизны и нео­пределенности (Курск Н. С, 2001. С. 135-139).

Особенности мотивации

Многие исследователи мотивов токсикомании у детей отмеча­ют их побуждение но только к «выключению* сознания*, со-ктоянию опьянения, но и к продуцированию управляемых ■мультиков», т. е. дети пытаются использовать себя как био-компьютер. Дети нередко договариваются между собой о «сю­жете», а потом делятся впечатлениями. Это один из вариантов бегства в воображаемый мир, который выделял Выготский Л, С, с одной лишь разницей — предварительной обработкой мозга с помощью психоактивного вещества, облегчающего Ироду] шро-: вание фантастических образов.

Статистика ---- —-------------------------- ■-------- ———■—■------ ■----

Статистические исследования, проведенные в Швеции на попу­ляции девятиклассников к 1971 г., выявили 27% мальчиков и 1 6% девочек, ллоупотрсбляюпшх летучими препаратами. В 1979 г. количество девятиклассников, злоупотребляющих летучими пре­паратами, снизилось до 4-5%. Характерной чертой токсикома­нии является волнообразный характер се распространения. Со­вершенно неожиданно в одной школе или жилом районе может появиться сразу несколько групп, которые какое-то орсмя вды­хают летучие вещества, а потом перестают. Такая волна токсико-



Глава 14


Адциктивное поведение подростков



 


           
   
     
 
 

 

маний может на некоторое время захлестнуть огромное количе­ство подростков (Информационный пакет «Drugbos»).

Опасная игра с ингалянтамн — способ удовлетворения са­мых разнообразных и Невероятных фантазий подростка, за ко­торыми стоит неудовлетворенности потребностей и желаний подростка в реальной жизни. Постепенно формируется навяз­чивая идея использовать вещество снова и снова для получе­ния каскада желаемых галлюцинаций. От навязчивой идеи трудно освободиться, поскольку она переживается как точка, в которую уперлось сознание, с которой оно не может быть сдви­нуто произвольным усилием (Выготский Л. С, 1999. С. 47).

Самооценка злоупотребляющего ингалянтамн подростка

Большинство исследователей подростковой токсикомании ак­центируют заниженную самооценку. Подростки-токсикоманы чаще, чем в общей популяции подростков, имеют неблагопо­лучную обстановку н семье: разводы родителей, алкоголизм, сундидал ьные попытки и психические заболевания, Они учат­ся хуже снерстников, вдвое чаще других пропускают замятия. Все вместе пзятос может быть причиной развития комплекса неполноценности, лежащего в основе заниженной самооценки. Токсикоманы оценивают себя в большей степени подчиненны­ми, зависимыми по сравнению со здоровыми сверстниками.

Последствия

Злоупотребление летучими веществами может привести к за­держке психического и физического развития, эмоциональной неустойчивости, значительному интеллектуальному и волево­му снижению,"грубым поведенческим расстройствам, вплоть до развития выраженного органического поражения центральной нервной системы (токсическая энцефалопатия). Кроме того, могут развиться токсический гепатит, миокардиодистрофия. стойкая мышечная слабость (Врублевский А. Г., 2000. С. 248). Одновременно происходят изменения в характере и духовной мире подростка, который находится в поиске своего собствен­ного Я.

Степень сиюминутного вреда, причиняемого вдыханием токсических веществ, зависит от вида используемого препара­та, частоты вдыхания, количества препарата или смеси препа­ратов, а также от обстоятельств употребления. Долговремен-


ный контакт вызывает головокружение, астению, может стать причиной заболеваний мозга и нервной системы, поражения внутренних органов, дыхательных путей, заболеваний кожи, органов зрения, влиять на репродуктивную функцию, нарушать течение беременности и выбывать рак. Нарушается барьер, су­ществующий у всех нормальных людей, разделяющий реаль-ность и фантазии. У подростков, находящихся под воздействи­ем летучих токсических вешеств, могут возникать фантазии, вызывающие страх, ужас, появляется ощущение надвигающей­ся опасности. В результате чего потребителя охватывает трево­га, паника или такая глубокая депрессия, что появляются мыс­ли о самоубийстве.

Опьянение, приводящее к нарушению рефлексов, коорди­нации движений, замедлению реакций и помрачению сознания, часто станонится причиной несчастных случаев, правонаруше­ний или преступлений. Подросток получаст травмы (например, ожоги), может стать жертвой дорожно-транспортно происше­ствий, оказаться втянутым в драку. У некоторых токсикоманов содержанием галлюцинаций является их превращение в супер­менов, для которых не существует норм и правил, главным принципом ялляется вседозволенность на фоне ощущения себя всесильным, что является опасным как для окружающих ток- : сикомана людей, так и для него самого.

Психолого-педагогическое консультирование -

Если вы столкнулись с токсикоманом, ни а коем случае Нельзя пугать или провоцировать его. Наоборот, нужно обратиться к нему как можно более спокойно. Ему может казаться, что он спо­собен рукой остановить грузовик или полететь с крыши высот­ного дома, и в этом случае его жизнь в опасности (Информаци­онный пакет «Drugbox»),

В некоторых случаях опьянение может привести к потере сознания, а в самых худших случаях — к удушью. Особенно опасно вдыхать газ для зажигалок. Выходя из баллона, он рас­ширяется и остывает. Холодный газ попадает в дыхательные пути, на это организм реагирует выделением жидкости в лег­кие, вызывая их отек. Человек может умереть, задыхаясь так, будто пн тонет. Причиной смертных случаев также являются Внезапная рефлекторная остановка дыхания ил и остановка сер-



Глава 14


Аддиктивное поведение подростков



 


           
   
     
 
 
 


дна, вызванная избыточным выделением адреналина и других стрессовых гормонов. Ситуация для токсикомана является уг­рожающей при наличии дополнительных к употреблению эмо­циональных и физических нагрузок.

Чем больше срок употребления летучих токсических пре­паратов, тем больший риск получения неблагоприятных послед­ствий для всего организма в целом. Длительная токсикомания может стать причиной поражения печени и почек. Некоторые растворители, такие как бензол, поражают ткани костного моз­га, приводят к снижению иммунитета, возникновению смертель­ного заболевания кропи — лейкемии (белокровия), развитию за-болеваний мозга, например энцефалопатии, которая выражает­ся в снижении интеллекта, нарушении памяти на текущие события, неспособности контролировать свои чувства. При дли­тельном употреблении заметными становятся личностные изме-! iei i ия. Токсикоман становится все более раздражительным, тре­вожным, рассеянным и подавленным, что является результатом не только воздействия токсических веществ, но и возникнове­ния разного рода конфликтов С родителями, учителями и даже сверстниками. Друзья токсикомана начинают избегать его, и вся жизнь постепенно наполняется ложью, конфликтами и неуве­ренностью (Информационный пакет «Drugbox»).

Статистика

По данным диспансер!«и о учета, количество подростков, алоутп -ргбляющих шшишигами в Ленинградской области, за последние пять лет выросло в 5,3 рала. От 3,5 до 15% подростков пробуют раз­личные нигалянты, но менее чем!3 % становятся их хроническими потребителями (Крупицкий Е. М., МасаловД. Ю„ 2001).

Аддиктивное поведение в юношеском возрасте

Злоупотребление алкоголем

Статистика

Поданным исследования, проведенного в Петрозаводске в 1998 г., периодически употребляют алкоголь среди учащихся 8-х клас-


сон — 49%, 9-х классов 53%, 10-х классов — 79%, 11-х клас­сов — 89%. Среди старшеклассником считают ВОЗМОЖНЫМ упот­реблять алкоголь по выходным от 19 до 39%, по праздникам от 76 до 93%, за компанию от 22 до 61 % (Буркин М. М., Горанская С, В., 1999)/

В развитии зависимости от алкоголя имеют значение осо-I бенности употребления алкоголя, стили употребления, способ-I Ётвующие более быстрому формированию зависимости. Па-I пример, уже при инициации на развитие болезни влияет употреб-

■ление больших доз алкоголя, превышающих его переносимость Морганизмом. Признаками физиологической зависимости явля­ются: потеря контроля; неудержимое влечение, подчеркиваю-[ щее влияние драйва, не имеющего психологического содер-[ жания; симптомы отнятия; невозможность воздержаться от \ приема алкоголя. Признаки могут сочетаться друг с другом

■или выступать самостоятельно. Некоторые признаки не мо-I гут существовать один без другого, например потеря колтро-Ьш и неудержимое влечение (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В.,

2000)."

Во многих культурах ynoi реблениеалкоголя носит симво-■ический характер. При злоупотреблении развивается особое Впюшение к алкоголю, проявляющееся п наличии сверхценной ■щел н отношении его действия. Человек начинает относиться ВС алкоголю как средству контроля своего эмоционального со-Ьтоялня. Психологическая зависимость от алкоголя строится на фиксации от



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.99.18 (0.022 с.)