Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зависимое поведение и стадии его формированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Зависимое поведение можно определить как внешние действия человека, связанные с непреодолимым на данный момент влечением к какому-либо объекту, т. е. оно обусловлено психологической зависимостью от него. Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а с другой — ведущим мотивом деятельности. Источником формирования зависимого поведения является влечение к какому-либо объекту, обладающему особой привлекательностью для человека. По мере развития отношен ий с объектом влечение возрастает и становится непреодолимым, что выражается в потере контроля над поведением. Корни зависимого поведения лежат в отношении человека к себе, другим и окружающему миру, т. е. в философии человека, которая влияет на выбор в определении способов удовлетворения базовых потребностей. Динамика формирования зависимого поведения определяется результатом разрешения конфликтов между стремлением человека к удовольствию и необходимостью учитывать свои перспективные интересы и интересы других людей или общества. Модели зависимого поведения В одном исследовании американских авторов предлагается модель зависимого поведения, связанного с употреблением любого вещества, как шесть последовательных стадий: неупотребление — умеренное, непроблсматичное употребление — сверхмерное, ненроблематичное употребление — сверхмерное употребление, приводящее к незначительным проблемам, — сверхмерное употребление, приводящее к серьезным проблемам, — зависимое употребление, приводящее к проблемам жизнедеятельности. Употребление начинает считаться проблемным, когда возникают социальные проблемы либо проблемы со здоровьем. В рассмотренной выше модели не акцентируется природа зависимостей, обусловливающих неуправляемое употребление вещества, поскольку она сама определяется употребляемым веществом. Главное для психолога, считают авторы, помочь человеку восстановить контроль за употреблением вещества либо отказаться от него (Lewis (. A., Dana R. Q,, Blevin G. A., 1994. P. 4). В отечественном исследовании (Шабалина В. В., 2001) на эту модель (с учетом закономерностей формирования аддик-ций) спроецировано употребление наркотиков школьниками. Уже в стадии умеренного употребления у школьников возникают проблемы социального характера, если только родители не снабжают его таким количеством денег, что не придется их где-то красть. Причем употребляющие наркотик дети и подростки могут либо достаточно долго находиться в какой-либо стадии, сопротивляясь переходу в следующую, либо при употреблении веществ с высокой наркогенностью сравнительно быстро продвинуться от левого конца континуума к правому. Большинство подростков достаточ по долго переходят то туда, то обратно, а кто-то старается возвращаться в стадию умеренного употребления. Для определения факта наличия зависимого поведения необходимы критерии. Поскольку неуправляемость поведения обусловлена непреодолимостью влечения к объекту (психологической зависимостью от него), то факт наличия неуправляемости поведения свидетельствует, что зависимое поведение сформировалось. Физиологическая зависимость при этом может изначально отсутствовать, либо она была разрушена медицинскими способами. При этом в первом случае имеет место зависимое повеление, внутри которого нет опыта физиологической зависимости, а во втором этот опыт присутствует, т. е. отрицательные последствия употребления наркотиков школьники познали не понаслышке, а пропустили через свой собственный опыт. Это можно объяснить тем, что физиологическая зависимость изменяет многие уровни жизнедеятельности организма, способствует формированию нового гомеоста-тического баланса, который в свою очередь сопротивляется другим изменениям. После снятия абстинентного синдрома равновесие восстанавливается в течение длительного периода, что требует длительной интенсивной психотерапии, реабилитации, в ходе которых человек не только приобретает мужество Глава 14 Адциктивное поведение подростков
жить без наркотиков, но и его способность получать удоволь Аддиктивное поведение в подростковом возрасте Табакокурение Слово табак (йен. tobaco) заимствовано испанцами из языка индейцев. Табак — травянистое растение рода Nicotiana, из семейства пасленовых. Никотин, вызывающий зависимость, содержится в листьях растений а концентрации от 1 до 9 %. При курении никотин быстро всасывается в слизистую оболочку рта, проникает в легкие. В течение нескольких секунд никотин достигает соответствующих рецепторов в мозгу, высвобождается стимулирующее вещество порадреналин (Информационный пакет «Drughox»). Мнение ученых Зажженная сигарета - своего рода химический завод. Ученые обнаружили, что табачный дым содержит 4700 веществ, из них 43 являются канцерогенными. Многие из этих веществ категорически запрещены даже и ядохимикатах, однако допускаются и табачных изделиях, которые формально относятся к пищевым продуктам (Информационный пакет «Drugbox»). Факторы, способствующие началу курения табака Армия курильщиков пополняется в основном за счет подростков. В России доля курящих подростков стремительно растет, ведется агрессивный маркетинг, наиболее распространенными способами которого являются бесплатная рекламная раздача сигарет у станций метро или на улицах, а также бесплатный вход на дискотеки для подростков и молодежи, курящих определенные марки сигарет. Другие исследователи акцентируют механизм подражания курящим родителям и другим взрослым. Возрастает вероятность курения подростками, если курят их отцы и старшие братья. Пример взрослых постоянно у них перед глазами. Подра- жание взрослым и одобрение сверстников способствуют приобщению подростков к курению. Кроме того, некоторые подростки начинают курить из-за давления сверстников, несмотря на то, что их семьи являются противниками табакокурения. В среде сверстников срабатывает механизм взаимного подражания. Дети из семей, принадлежащих к низшим общественным классам, начинают курить раньше, чем дети из семей среднего класса, главным образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников (Райе Ф., 2000). При первой пробе табачный дым кажется подростку удушливым. Желание стать взрослым, опытным, быть своим, не хуже других в компании заставляет подростка выносить неприятные ощущения (Информационный пакет «Drugbox»), Факторы, способствующие приобщению подростков к курению, многочисленны и многообразны. Врачи Королевского колледжа Великобритании выделяют следующие факторы. Психологические факторы: любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, «досрочно» взрослым. Социальные факторы: окружение, пример родителей, старших братьев и сестер, давление сверстников, пример значимых лиц (преподавателей, актеров и пр.). Физиологические факторы: эффект никотина, оксида углерода, длительность фазы экспериментирования (Горан-скаяС. В, 1999). В случае употребления табака (а также алкоголя или наркотиков) первый опыт детей и подростков часто оказывается неприятным. Первые опыты курения сопровождаются головокружением, головной болью. Продолжая опыт курения, желая доказать себе, что может преодолеть слабость, подросток подходит к моменту, когда начинает испытывать удовольствие от функционального содержания процесса'курения. Это ведет к регулярному употреблению уже не ради того, чтобы делать это вместе со сверстниками, а ради эффекта (Колесов Д. В., 1991. С. 299). Почему подростки продолжают курить? Тяга к курению становится естественным состоянием для курильщика, своего рода влюбленностью, против которой воля и разум становятся бессильными. Никотин распадается в организме человека за два часа. Прекращение постоянного поступ- Глава 14 Аддиктивное поведение подростков
ления никотина в организм приводит к негативным эмоциям, поэтому большинство курильщиков теряют над собой контроль и продолжают курить, даже желая избавиться от никотиновой зависимости (Информационный пакет «Drugbox»), В число причин, по которым подростки продолжают курить, Ф. Райе включает следующие причины: снятие психологического напряжения (являющегося для заядлых курильщиков периодически возникающим состоянием); возникновение рефлекса, от которого трудно избавиться, поскольку рука все время тянется за сигаретой; ассоциации с приятной обстановкой и удовольствием; неосознанное воспоминание о не требующем больших усилий удовольствии от сосания соски в детстве (Раис Ф„ 2000). Исследования Многочисленные исследования подтверждают гипотезу о наличии у курильщиков не только психологической, но и физиологической зависимости. Этот вывод основан на нескольких фактах. Оказывается, потребность в курении может быть удовлетворена при помощи инъекции никотина. Другим фактом является наличие типичного режима курения, периодически поддерживающего уровень никотина в мозге. Никотиновый голод вызывает у курильщика нервозность, беспокойство, головокружение, усталость, потоотделение, судороги, дрожание конечностей, усиленное сердцебиение и другие симптомы воздержания от никотина. Наконец, доза потребления никотина постепенно возрастает, а в ее отсутствии поведение становится безрассудным. Многие иэ тех. кто бросил курить, вновь возвращаются к вредной привычке (Райе Ф„ 2000. С. 602-603). Фазы табакокурения В качестве мотивов продолжения курить выделяют переживание релаксации и удовольствия, гармонизацию душевного покоя, улучшение ситуации общения, замещение какой-либо деятельности, стимулирование умственной деятельности (Васильев Б. Л., 1990). Удерживают и закрепляют привычку низкая общая и гигиеническая культура, развивающаяся зависимость, окружение курильщиков, нейротизм. В другом исследовании выделяются фазы карьеры курильщика: фаза пробного курения (8-12 лет); фаза нерегулярного курения (13-16 лет); фаза регулярного незначительного куре- ния (у 45 % в 21-24 года); фаза регулярного интенсивного курения (у 13 % в 15-18 лет, у 46 % в 21-24 года) (Stumple, 1989). Переход от одного этапа к другому зависит от многих причин, в том числе и от индивидуальных особенностей курящего. Влияние друзей, образа жизни, семьи, отношения общества к проблеме, средств массовой информаци и, paci i \и к i ранения рекламы табачных изделий в каждом конкретном случае и на разных этапах развития зависимого повеления играет разную роль. На первом этапе для подростка имеет значение курение родителей; на втором — курение друзей, наличие сигарет у курящих родителей; на третьем — мнение, что курение успокаивает, снижает вес, а также доступность и цена; на четвертом добавляется фактор привыкания (Горанская С. В., 1999. С. 137). Особенности аффективной сферы Знания о релаксационном эффекте табакокурения широко известны не только взрослым, но и самим подросткам. Никотин считается эффективным и доступным способом борьбы со стрессом, который помогает курильщику легко обрести контроль над собой и своими эмоциями. Никотин одновременно успокаивает и бодрит, К несчастью, никотин вызывает не менее сильную зависимость, чем героин или кокаин (Информационный пакет Исследование --------------------------------------------------------------------- В одном исследовании проблем современных подростков достоверно доказано, что наибольшую нагруженность проблемами (проблемы будущего, взаимоотношения со сверстниками и родителями) имеют подростки 12-13 лет. (В докризисный период подростки не имели тревоги по отношению к будущему.) К 16 годам проблемная нагруженность ослабевает, за исключением области будущего. У современных подростков 13 и 14 лет проблемы с родителями выходят на первое место после переживаний проблем взаимоотношений со сверстниками (Регуш Л. А., 1998. С. 17-18). Наличие проблем и знание по своему опыту младшими подростками релаксационного эффекта курения является одной из причин продолжения курения. Для потребления табака и алкоголя подростками оказались значимыми следующие формы плохого психологического обращения родителей; кричат, заставляют чувствовать подрост- Глава 14 Адцпктивное поввдение подростков
ка плохим человеком, смущают его в присутствии других людей. Менее значимыми оказались обвинения, оскорбления, критика. Действуют они на потребление психоактивных веществ не прямо, а косвенно через плохое самочувствие подростка (Ку-рекН. С, 2001. С. 176). Инициации курения и его поддержке способствует и реклама, гигантская индустрия которой формирует все новых и новых потребителей. Психология рекламы сигарет опирается на психологию подросткового возраста, обещая как раз то, что подростку не хватает. Реклама отождествляет курение с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, сексуальностью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью (т. е. с поведением успешных молодых людей). Основной упор делается на эмоции, на желание человека получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть сексуально привлекательным. Страстные женские голоса, светское окружение, красивые пейзажи девственной природы в рекламных роликах — все это обещает пылкому юному воображению сказочную награду (Райе Ф., 2000). Половые различия Среди оГнцих мотивов начала курения cymccniyioi гендгр с. характерные для определенного пола мотивы. Подростки разного пола начинают курить исходя из неодинаковых побуждении. Доминирующим мотивом курения девочек является снижение веса, успокоение нервов, презентация своего нового имиджа. Мальчики хотят казаться взрослее, увереннее, независимее (Го- раискавСЗм 1999). В 1992 г. в Москве были проведены выборочные исследования среди школьников. Анализ полученных данных показал значительное распространение курения как среди мальчиков, так и среди девочек. Число регулярно курящих девочек возросло с 4 до 12, 5% (Горанская С. В., 1999). Влияние сверстниц на девочек бывает столь сильным, что, начав курить, девочки бросают курить реже, чем мальчики. Часто пол-ростки начинают курить, желая компенсировать этим отставание от своих сверстников в учебе, невовлеченность во внеклассную работу или удоилетворяя другие эгоистические интересы. Девочки делают Зто. чтобы выразить свой протест и продемонстрировать независимость (Раис Ф., 2000). Самооценка подростка и табакокурение Подростом, как правило, импонирует роль взрослого человека, они хотят равноправия и уважительного отношения. Их не устраивает, когда к ним относятся как к детям. Всеми силами подросток стремится освободиться от опеки и зависимости, счи-! тая себя достаточно взрослым, чтобы принимать решении и действовать по своему усмотрению. Подростки повышают свою самооценку в глазах сверстников, демонстрируя взрослое, с их точки прения, поведение. Чувство своей недостаточной маскулинности может побуди п. подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня» (Кои И. С, 1989. С. 251). Такое самоуважение является потребностью подростка, вызванной необходимостью установления первых гстеросоциальных эмоциональных контактов. В 13-14 лет девочки и мальчики начинают проявлять интерес друг к другу. Для подростка дразнить девочку (способ привлечения внимания на предыдущем этапе развития) теперь является неприемлемым, поскольку начинает це-^ниться «крутость* — уверенность в себе, уравновешенность и {хладнокровие, умение поддержать разговор (Райе Ф., 2000). ' Мальчики всех возрастов склонны считать Себя более силь-ишми, энергичными и деловыми, чем девочки. При этом они [Нередко переоценивают сноп способности и свое положение среди сверстников, не любят признавать свои Слабости а недостаточно прислушиваются к информации, противоречащей их самооценке. Такой защитный механизм кажется иррациональным, Но он н какой-то мере способствует формированию внутренней установки на самостоятельность. Б отличие от девочек юальчики притворяются, что безразличны к реакции окружающих. При этом они значительно больше хвастаются, рисуются ради внешнего эффекта (Кон И. С, 1982. С. 71). На внешний эффект работает и сигарета в руках. Злоупотребление ингалянтами Токсикомания Поведение рассматривается как токсикоманическос (ставится диагноз токсикомания), если имеет место злоупотребление ЬПсихоактпвпым и веществами, не отнесенными в данный момент ^наркотическим, при регулярном употреблении, сформированном патологическом влечении, при росте толерантности, в не- Глава 14 Аддиктивное поведение подростков
которых случаях при наличии физиологической зависимости (Врублевский А. Г., 2000. С. 223). Ингалянтами называют обширную группу органических летучих жидкостей и газов, Oi i и могут использоваться для преднамеренного вдыхания с целью получения состояния эйфории. Сравнительно низкая стоимость и беспроблем ность покупки ипгалянтов делают их весьма распространенными среди подростков и малообеспеченных слоев общества. Ин-галянты делятся на три группы: обычные летучие органические соединения — летучие растворители (клеи, аэрозоли и растворители),.летучие нитриты и газы для анестезии (закись азота). Наибольшее распространение среди злоупотребляющих ингалянтами лип получили товары бытового назначения, содержащие ингалиру-емыс компоненты летучих растворителей, такие как клеи, аэрозоли, бензин. Употребление ицгалянтов и злоупотребление ими получило широкое распространение среди подростков 11-15 лет(КрупицкийЕ. М., Масалов Д. Ю„ 2001). Нюханье клеен в течение некоторого Hpevtemi было распространено только в США а затем распространилось и по другую сторону Атлантики. Среди подростков наблюдается злоупотребление летучими веществами, не относящимися к наркотическим препаратам, но способными вызвать зависимость. В дальнейшем такие лица часто становятся наркоманами, переходя на злоупотребление наркотическими препаратами. Ингаляционные анестетики типа эфира, хлороформа, закиси азота, а также летучие органические растворители (ацетон, бензол, перхлорэтилен и др.) оказывают угнетающее действие на центральную нервную систему Эффекты употребления схожи с эффектами, возникающими при у i ютреилении алкоголя. Симптомы интоксикации могу! варьировать в зависимости от применяемого вещества. В начале интоксикации может возникать состоя ние неадекватной веселости, затем, как правило, дезориентация. Поведение напоми- наст то, которое бывает в состоянии алкогольного опьянения. Ряд I веществ может вызывать галлюцинации, бред, потерю самоконтроля (Врублевский А. Г., 2000. С. 248). Мнение ученых---------------------------------------------------------------------- Возраст первой пробы опьяняющих веществ подростками сегодня имеет нижнюю границу 11 лет. Более половины подростков пробуют такие вещества в возрасте 14—16 лет (Галине кий Я., Гур-иич И., Русакова М, Симнура К)., Хлопу шин Р., 2001). Стадии токсического опьянения При вдыхании токсичных веществ создается состояние опьянения, в котором выделяют три стадии. На первой стадии эффект соответствует состоянию алко-ro.'i ыюго опьянения: ухудшается координация движений, замедляется реакция, ослабевают рефлексы, подросток может чувствовать нечто, похожее на эйфорию, но может стать и агрессивным. Затрудняется руководство своими действиями, когда [Опьянение проходит, наступает вялость и головная боль. На второй стадии, если вдыхание токсического вещества 'продолжается, наступает притупление болевых ощущений. Именно поэтому эфир и подобные ему препараты применялись в хирургии как средства наркоза. Терпимость к боли иногда используете я как доказательство того, что подросток «свой» в ■оксиман и ческой компании: при помощи торящей сигареты подростки делают себе ожоги как тайные знаки посвящения в круг избранных, свидетельство принадлежности к труппе. Возможны испытан ия и другого рода — царапины и ножевые порезы на теле, которые подростки делают сами себе. Когда опьянение проходит — боль проявляется. На третьей стадии, при тяжелом опьянении, развивается состояние, практически по всем признакам сходное с потерей сознания или комой. Токсикоманы, стремящиеся достичь именно такого опьянения, выбирают изолированные места—подвалы или темные парки (Информационный пакет «Drugbox»). Статистика -------------------------------- В США злоупотребление ингалннтами распространено прежде всего среди мальчиков подросткового возраста. Национальное Глава 14 Аадиктивное поведение подростков
обследование состояния проблемы, проведенное в 19!)8!'., свидетельствует о том, что от 15 до 20% подростков 8-, 10- и 12-х классов употребляют летучие препараты, причем количество подростков каждый год возрастает примерно на 1 миллион. Токсикомания затронула в основном неблагополучных в материальном отношении и бездомных подростков (БалстерР II., 2001). Слабость "Я» как фактор риска Кроме общих факторов аддиктивного поведения в токсикомании раннего подросткового вопраста существенную роль играет слабость «Я», характерная для подростков группы риска, Исследования, проведенные Н. С. Курск, показывают, что в отличие от здоровых подростков, подростки групп ы риска и больные токсикоманией имеют общие особенности психической активности. Эти особенности таковы: замедление, сужение, расщепление и изменение потока психической активности, сменяющих друг друга целей, мыслей о них и о средствах их достижения, восприятия эмоциогенных стимулов, эмоциональных внутренних пережинай ий. Замедление потока психической активности выражается в адинамии уровня (притязаний, ригидности и снижении темпа достижения целей, дефиците восприятия эмоций. Происходит также уменьшение диапазона используемых целей и оценок амоций другого человека. Изменение направления потока психической активности проявляет я ft большей направленности на цели, связанные с приобретением и потреблением психоактивных веществ, а не на социально значимые цели и учебе, работе. При этом поток психической энергии направляется не на других людей, а на себя. У подростков-токсикомано» отмечаются нарцисстическое положительное отношение к себе и недостаток позитивных чувств к другим людям, прежде всего к родителям. Они эмоционально слепы к проявлению чувств другими людьми, склонны проецировать на них снои переживания. Расщепление потока психической активности проявляется в диссоциации уровня притязаний и уровня достижений — ригидный, адинамическнй уровень притязаний не меняется в соответствии с изменением уровня достижений. У подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, отмечается диссоциация вербальной и невербальной целенаправленной активности, диссоциация восприятия эмоций и их выражений: дефицит восприятия эмоций другого человека по невербальной экспрессии сочетается со средним пли высоким уровнем выражения собственных эмоциональных переживаний. Эти рас-рройства психической активности можно рассматривать как Признаки ослабления адаптивной, защитной и интегративной 'функции «Я». «Я» не только иристнмб.ши.итея с помощью [■ рейхи ческой активности к требованиям внешней среды, но и защищается от нее. Нарушения психической активности, свидетельствуют о слабости «Я», предшествуют заболеванию, нося г нреморбидньш характер. Они были обнаружены не только у подростков, больных токсикоманией, но также у их родстнен-ников, подростков повышенной группы риска возникновения зависимости от психоактинных веществ. Эти расстройства особенно проявляются в ситуациях достижения (успеха/неуспеха), требующих переключения с одной цели на другую, с одно-1 го способа ее достижения па другой, в ситуации новизны и неопределенности (Курск Н. С, 2001. С. 135-139). Особенности мотивации Многие исследователи мотивов токсикомании у детей отмечают их побуждение но только к «выключению* сознания*, со-ктоянию опьянения, но и к продуцированию управляемых ■мультиков», т. е. дети пытаются использовать себя как био-компьютер. Дети нередко договариваются между собой о «сюжете», а потом делятся впечатлениями. Это один из вариантов бегства в воображаемый мир, который выделял Выготский Л, С, с одной лишь разницей — предварительной обработкой мозга с помощью психоактивного вещества, облегчающего Ироду] шро-: вание фантастических образов. Статистика ---- —-------------------------- ■-------- ———■—■------ ■---- Статистические исследования, проведенные в Швеции на популяции девятиклассников к 1971 г., выявили 27% мальчиков и 1 6% девочек, ллоупотрсбляюпшх летучими препаратами. В 1979 г. количество девятиклассников, злоупотребляющих летучими препаратами, снизилось до 4-5%. Характерной чертой токсикомании является волнообразный характер се распространения. Совершенно неожиданно в одной школе или жилом районе может появиться сразу несколько групп, которые какое-то орсмя вдыхают летучие вещества, а потом перестают. Такая волна токсико- Глава 14 Адциктивное поведение подростков
маний может на некоторое время захлестнуть огромное количество подростков (Информационный пакет «Drugbos»). Опасная игра с ингалянтамн — способ удовлетворения самых разнообразных и Невероятных фантазий подростка, за которыми стоит неудовлетворенности потребностей и желаний подростка в реальной жизни. Постепенно формируется навязчивая идея использовать вещество снова и снова для получения каскада желаемых галлюцинаций. От навязчивой идеи трудно освободиться, поскольку она переживается как точка, в которую уперлось сознание, с которой оно не может быть сдвинуто произвольным усилием (Выготский Л. С, 1999. С. 47). Самооценка злоупотребляющего ингалянтамн подростка Большинство исследователей подростковой токсикомании акцентируют заниженную самооценку. Подростки-токсикоманы чаще, чем в общей популяции подростков, имеют неблагополучную обстановку н семье: разводы родителей, алкоголизм, сундидал ьные попытки и психические заболевания, Они учатся хуже снерстников, вдвое чаще других пропускают замятия. Все вместе пзятос может быть причиной развития комплекса неполноценности, лежащего в основе заниженной самооценки. Токсикоманы оценивают себя в большей степени подчиненными, зависимыми по сравнению со здоровыми сверстниками. Последствия Злоупотребление летучими веществами может привести к задержке психического и физического развития, эмоциональной неустойчивости, значительному интеллектуальному и волевому снижению,"грубым поведенческим расстройствам, вплоть до развития выраженного органического поражения центральной нервной системы (токсическая энцефалопатия). Кроме того, могут развиться токсический гепатит, миокардиодистрофия. стойкая мышечная слабость (Врублевский А. Г., 2000. С. 248). Одновременно происходят изменения в характере и духовной мире подростка, который находится в поиске своего собственного Я. Степень сиюминутного вреда, причиняемого вдыханием токсических веществ, зависит от вида используемого препарата, частоты вдыхания, количества препарата или смеси препаратов, а также от обстоятельств употребления. Долговремен- ный контакт вызывает головокружение, астению, может стать причиной заболеваний мозга и нервной системы, поражения внутренних органов, дыхательных путей, заболеваний кожи, органов зрения, влиять на репродуктивную функцию, нарушать течение беременности и выбывать рак. Нарушается барьер, существующий у всех нормальных людей, разделяющий реаль-ность и фантазии. У подростков, находящихся под воздействием летучих токсических вешеств, могут возникать фантазии, вызывающие страх, ужас, появляется ощущение надвигающейся опасности. В результате чего потребителя охватывает тревога, паника или такая глубокая депрессия, что появляются мысли о самоубийстве. Опьянение, приводящее к нарушению рефлексов, координации движений, замедлению реакций и помрачению сознания, часто станонится причиной несчастных случаев, правонарушений или преступлений. Подросток получаст травмы (например, ожоги), может стать жертвой дорожно-транспортно происшествий, оказаться втянутым в драку. У некоторых токсикоманов содержанием галлюцинаций является их превращение в суперменов, для которых не существует норм и правил, главным принципом ялляется вседозволенность на фоне ощущения себя всесильным, что является опасным как для окружающих ток- : сикомана людей, так и для него самого. Психолого-педагогическое консультирование - Если вы столкнулись с токсикоманом, ни а коем случае Нельзя пугать или провоцировать его. Наоборот, нужно обратиться к нему как можно более спокойно. Ему может казаться, что он способен рукой остановить грузовик или полететь с крыши высотного дома, и в этом случае его жизнь в опасности (Информационный пакет «Drugbox»), В некоторых случаях опьянение может привести к потере сознания, а в самых худших случаях — к удушью. Особенно опасно вдыхать газ для зажигалок. Выходя из баллона, он расширяется и остывает. Холодный газ попадает в дыхательные пути, на это организм реагирует выделением жидкости в легкие, вызывая их отек. Человек может умереть, задыхаясь так, будто пн тонет. Причиной смертных случаев также являются Внезапная рефлекторная остановка дыхания ил и остановка сер- Глава 14 Аддиктивное поведение подростков
дна, вызванная избыточным выделением адреналина и других стрессовых гормонов. Ситуация для токсикомана является угрожающей при наличии дополнительных к употреблению эмоциональных и физических нагрузок. Чем больше срок употребления летучих токсических препаратов, тем больший риск получения неблагоприятных последствий для всего организма в целом. Длительная токсикомания может стать причиной поражения печени и почек. Некоторые растворители, такие как бензол, поражают ткани костного мозга, приводят к снижению иммунитета, возникновению смертельного заболевания кропи — лейкемии (белокровия), развитию за-болеваний мозга, например энцефалопатии, которая выражается в снижении интеллекта, нарушении памяти на текущие события, неспособности контролировать свои чувства. При длительном употреблении заметными становятся личностные изме-! iei i ия. Токсикоман становится все более раздражительным, тревожным, рассеянным и подавленным, что является результатом не только воздействия токсических веществ, но и возникновения разного рода конфликтов С родителями, учителями и даже сверстниками. Друзья токсикомана начинают избегать его, и вся жизнь постепенно наполняется ложью, конфликтами и неуверенностью (Информационный пакет «Drugbox»). Статистика По данным диспансер!«и о учета, количество подростков, алоутп -ргбляющих шшишигами в Ленинградской области, за последние пять лет выросло в 5,3 рала. От 3,5 до 15% подростков пробуют различные нигалянты, но менее чем!3 % становятся их хроническими потребителями (Крупицкий Е. М., МасаловД. Ю„ 2001). Аддиктивное поведение в юношеском возрасте Злоупотребление алкоголем Статистика Поданным исследования, проведенного в Петрозаводске в 1998 г., периодически употребляют алкоголь среди учащихся 8-х клас- сон — 49%, 9-х классов 53%, 10-х классов — 79%, 11-х классов — 89%. Среди старшеклассником считают ВОЗМОЖНЫМ употреблять алкоголь по выходным от 19 до 39%, по праздникам от 76 до 93%, за компанию от 22 до 61 % (Буркин М. М., Горанская С, В., 1999)/ В развитии зависимости от алкоголя имеют значение осо-I бенности употребления алкоголя, стили употребления, способ-I Ётвующие более быстрому формированию зависимости. Па-I пример, уже при инициации на развитие болезни влияет употреб- ■ление больших доз алкоголя, превышающих его переносимость Морганизмом. Признаками физиологической зависимости являются: потеря контроля; неудержимое влечение, подчеркиваю-[ щее влияние драйва, не имеющего психологического содер-[ жания; симптомы отнятия; невозможность воздержаться от \ приема алкоголя. Признаки могут сочетаться друг с другом ■или выступать самостоятельно. Некоторые признаки не мо-I гут существовать один без другого, например потеря колтро-Ьш и неудержимое влечение (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000)." Во многих культурах ynoi реблениеалкоголя носит симво-■ический характер. При злоупотреблении развивается особое Впюшение к алкоголю, проявляющееся п наличии сверхценной ■щел н отношении его действия. Человек начинает относиться ВС алкоголю как средству контроля своего эмоционального со-Ьтоялня. Психологическая зависимость от алкоголя строится на фиксации от
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.014 с.) |