Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки употребления наркотиков

Поиск

Внешние признаки: чрезмерно суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения; состояние необъяснимой воз­бужденности или вялости; речь быстрая, невнятная; маскооб­разное, почти без мимики одутловатое лицо либо наличие чрез­мерной мимики; резкая смена настроения, вспышки враждеб­ности, раздражительности без всякой причины; провалы памяти, неспособность мыслить логически, объяснять свои по­ступки; бессонница, быстрая утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью; неуверенная шатающаяся поход­ка при отсутствии алкогольного запаха изо рта; землистый цвет лица, круги или мешки под глазами; следы уколов; частый на­сморк; специфический запах от одежды, волос, изо рта, запах ацетона, клея «Момент» и т. д.)

Изменение поведения: равнодушие, утрата интересов к прежним увлечениям, к учебе, прогулы в школе; отход от пре­жних друзей, появление новых (странных с точки зрения ро­дителей); нарастающая скрытность, стремление к уединению; появление лживости; появление в разговоре жаргонных слов и позитивных высказываний по поводу употребления наркоти-


ков; постоянный поиск денег, пропажа денег, вещей, лекарств; изменение аппетита (его отсутствие или прожорливость).

Каждый из этих признаков по отдельности иногда ничего не значит. Но наличие 4-5 признаков — это сигнал (Наркома­ния // Иод ред. А. Н. Гаранского, 2000).

Факторы, способствующие началу употребления наркотиков

В медицинской практике выделяются такие предрасполагаю­щие к наркомании факторы, как патология беременности, ос­ложненные роды, тяжело протекавшие или хронические забо­левания детского возраста, сотрясения мозга, особенно много­кратные; воспитание в неполной семье, профессиональная постоянная занятость одного из родителей, позиция больного как единственного ребенка в семье; алкоголизм, наркомания или психические заболевания у кого-либо из близких родственни­ков; скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников; ран­нее (до 12-13 лет) начало употребления алкоголя самим боль­ным или злоупотребление летучими наркотически действую­щими средствами (Белогуров С. Б.. 1999. С. 58).

U психологических исследованиях акцентируются лично­сти ые факторы.

Мнение ученых

Блюм Р. доказал, что в семьях высокого риска употребления нар­котиков детьми и подростками доминирует либеральный стиль семейного воспитания. (Курек Н. С, 2000). Однако воспитание, построенное на запретах и принуждении, также не является эф­фективным.

Личностные факторы. Преморбидная личность наркома­на. В исследовании И. Н. Пятницкой (1994) выделяются такие характеристики преморбидной личности наркомана, как отсут-стние социальных интересов, устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности; обособ­ление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуаль­ного опыта.

В другом исследовании выделяется особая роль в форми­ровании пренаркотической личности, которую играет психиче-



Глава 14


Аддиктивное поведение подростков



 


ский инфантилизм, выражающийся в несамостоятельности при­нятия решений и действий, неспособность противостоять влия­нию извне, пониженная критичность к себе, обидчивость, рани­мость. Для подростков, употребляющих наркотики, характерны повышенные по сравнению с благополучными сверстниками показатели толерантности к отклоняющемуся поведению; кри­тицизма по отношению к социальным институтам общества (школа, семья) и отчужденности от них: восприимчивости к но­вым идеям и впечатлениям; интереса к творчеству, импульсив­ности. Понижены но сравнению с благополучными сверстника­ми ожидания академических успехов, ценность достижений, уважение к общепринятым нормам поведения, чувство психо­логического благополучия, религиозность, конформизм. Харак­терным является экстернальный локус контроля и сниженная самооценка (Менделевич В. Д., 2001).

Есть также исследования, в которых акцентируется про­тиворечие между самооценкой и оценкой социума, приводящее к неудовлетворенности потребности подростка в самоуважении и в итоге к личностному дискомфорту, который переносится подростком с трудом (РеанА. А., 1999).

Опираясь на представления Э. Эриксона о кризисе иден­тичности, Л. Хьел и Д. Зинглср предприняли попытку описать механизмы подростковой наркомании. С их точки зрения, мо­лодые люди, не знающие, что они гобой представляют, могут найти опыт приема алкоголя и наркотиков весьма привлека­тельным в «нащупывании» внешних границ своего Я. Они предполагают, что, изменяя свое сознание, сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, «правильном» мире (Хьел Л. и ЗинглерД., 1998. С. 245).

Статистика

По данным одного исследования, к 10-11 годаму37%школьникиь формируется доми1 ганта возможной наркогенной активности — нар-когепная устаноика (Мокесва Л. Г, Николаева Л. П., 1996. С. 73).

В исследованиях мсиходинамического направления акцетп делается на неблагоприятное развитие ребенка в раннем детстве. Симбиоз «мать - младенец» рассматривается как биологиче­ская система, и которой адекватное развитие ребенка требует фи -


гуры, адекватно проявляющей заботу о нем. Развитию ребенка вредит неспособность матери удовлетворить его базовые потреб­ности, что приводит к возникновению психологического дефи­цита, который становится причиной определенной модели пове­дения, в том числе и зависимого. Особое внимание обращается не только на адекватную родительскую заботу о ребенке, но и на процесс постепенного отделения ребенка от матери и последую­щей индивидуализации (Mahler, 1958). Процесс сепарации со­провождается переходных феноменом: попыткой воплощения ребенком заботливой фигуры матери в особых символических объектах (пальцы рук, одеяло и др.). Ребенок, не находящийся рядом с матерью, использует эти объекты и создаст себе, таким образом, иллюзию ее присутствия. Ребенок действует самостоя­тельно и испытывает при этом теплоту, уверенность и безопас­ность, как если бы мать была рядом (Wlnnicott, 1974). Если же сепарация происходит без переходного периода, малыш находит что-нибудь в своем окружении, что может утешить его, то, что заменяет мать, но при этом не напоминает о ней. Д. М. Херст на­звал такого рода выбираемые объекты аутистическими. Именно на них полагается ребенок, а не на людей или переходные объек­ты, которые могут их напомнить, поскольку аутистические объек­ты лучше поддаются контролю, они не так часто, как люди, вы­зывают разочарование и причиняют боль. Аутистический объект — это специфическая защита и ситуации недополученной любви. Аутистический объект является предтечей аддиктивного объек­та и представляет собой его прототип. Отношения аддикти вной личности с аддиктивным объектом развиваются таким образом, что поглощают ее время и энергию. У аддикта нет веры в себя или в других, в нем постоянно живет идея о том, что свой мир можно контролировать с помощью объекта аддикции и этот объект снабдит его всем тем, что отсутствует внутри него (Херст Д. М., 2000. С. 187-188).

Б другом исследовании акцентируется компенсаторная фун­кция наркотика, считается, что наркотик служит не заменителем любимых и любящих объектов или отношений с ними, а замеще­нием дефекта в психологической структуре (Кохут, 1971. С. 46).

Мнение ученых

Индивидуально-психологическим фактором, предрасполагаю­щим к злоупотреблению психоактивными веществами, Кэнноти



Глава 14


Дпдиктивное поведение подростков



 


Дж. Шер считают импульсивность, способствующую потере кон­троля над поведением (Курек Н. С, 2000).

В третьем подходе травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей рассматривается как предрасполагающее к аддикциям. Такое поведение родителей наносит удар по четырем аспектам психологической жизни ре­бенка: согласию с самим собой и своими чувствами, способнос­ти адекватно выражать эти чувства, способности поддерживать здоровые отношения с другими людьми и заботиться о себе. Психологическая уязвимость сферы саморегуляции усилива­ется в сочетании с факторами биологической или генетической восприимчивости к объекту аддикции, с определенными нор­мами среды и угнетающими социальными условиями. Все это увеличивает вероятность использования химических вещестк в качестве кратковременных адаптивных и облегчающих средств (Ханзян Э. Д., 2000. С. 29).

Мнение ученых

Необходимым и достаточным условием для возникновения нар­козависимости Ханзян считает наличие попытки избавиться от невыносимых страданий при помощи наркотиков и неспособ­ность позаботиться о себе (Ханзяп Э. Л.. 2000. С. 33).

Если человек не способен позаботиться о себе, то крайне мала вероятность того, что он сможет.заботиться о ком-то дру­гом, а следовательно, учитывать интересы другого человека при принятии решения. Выбор ребенком наркотика в качестве сред­ства решения какой-либо проблемы всегда наносит удар по ро­дителям. Ребенок отлично понимает, что его поведение не толь­ко не получит одобрения родителей, но и причинит им силь­ную душевную боль. Игнорирование чувстя родителей наводит на мысль о такой цели поведения как месть (которая может и не осознаваться ребенком), выделяемой п концепции А. Адле­ра, ее можно проинтерпретировать как месть за материнскую или родительскую депривацию.

Социально-педагогические факторы. В одном исследо­вании в качестве социально-педагогических факторов нар­котизации рассматривается опыт сопричастности школьни­ка к проблеме наркотизации в трех общностях: семьи, шко-


лы, круга друзей. Наличие негативного опыта само по себе не означает, что подросток пойдет по пути наркотизации, более значимую роль играет оценка этого опыта и установка школьника на его использование. Индивидуальный опыт нуждается и осмыслении и опенке, а прежде всего в пережи­вании. Обобщенная характеристика школьника, делающего спой выбор в пользу наркотиков: имеет адаптации иные про­блемы, негативный ВЗГЛЯД на семью, сверстников, школу; отличается недисциплинированностью, акцентирует незави­симость, имеет низкую самооценку, часто испытывает дис­комфорт, имеет невысокие академические успехи, низкую мотивацию к учению, проблемы в семье (чаще управляемой только матерью), а иногда и в общении со сверстниками. Наркотик таким ребенком может восприниматься как спо­соб улучшения восприятия жизни; как компенсация того, что он хочет получить от окружающих, но не получает; как сред­ство ухода от проблем, которые решать не хочется, так как на это нужно тратить силы, и нет веры в то, что они могут быть решены. Только по одному социально-педагогическо­му фактору такой школьник попадает в группу риска. Одна­ко среди употребляющих наркотики оказывались дети и из благополучных семей, с академическими успехами, вполне социально адаптированные, но неосторожные. Среди тех под­ростков, кто после пробы и эпизодического употребления наркотиков перестал это делать, оказались подростки, име­ющие позитивный взгляд на те общности, в которые они вхо­дили, и обладающие способностью к принятию ответствен­ности за сное поведение (Шаталина В. В., 2001).

Факторы выявления группы риска. В другом исследова­нии фактор личного опыта, наряду с факторами опасения и ок­ружения, рассматривается в качестве фактора выявления груп­пы риска по употреблению наркотиков. Риск по фактору опа­сения требует просветительной работы, направленной на развитие знаний о вреде наркотиков и их разрушающем воз­действии на личность. Риск по фактору окружения указывает на опасную близость к подростку людей, употребляющих нар­котики, и требует изменения круга общения подростков. Риск по фактору личного опыта свидетельствует о необходимости серьезных мер профилактики или лечения (Шигшцыиа Л. М., 2002. С, 30).



Глава 14


Адциктивное поведение подростков



 


Девиантная социализация

Одним ил основных способов вхождения подростка в наркоти-зиропанную группу Кесельман Л. и Мацкевич М. считают дс- виантную социализацию. На первых этапах подросток, как пра­вило, вовлекается не столько и собственно физиологию нарко­тического удовольствия, сколько делает своеобразную карьеру в референтной для него группе. I [остепенно происходит отчуж­дение от представлений мира взрослых о смысле и ценности наркотика, формируются собственные представления с опорой на представления, доминирующие в дсвиантной субкультуре. Такое вхождение в наркотизм социальные психологи называ­ют «ролевым поглощением* (Кесельман Л. Е., Мацкевич М. Г.. 2001).

Мнение ученых

Хотим мы того или нет, современная молодежная субкультура транснациональна по своему характеру и надел ела высокой спо­собностью к экспансии, в том числе и к экспансии ее нандаличе- СКих пластов (Мяло К., 1987. С. 185).


Ханзян обнаружил, что есть люди, стремящиеся к зависимос­тям. Он определяет их как «аддиктивные индивидуумы». Они не чувствуют себя хорошими, неспособны удовлетворять свои потребности и устанавливать удовлетворяющие их отношения с другими людьми, у них нет стабильной самооценки. Под хо-лод| гостью и отчуждением аддитегивные индивидуумы часто скры­вают глубинный стыд и чувство собственной неадекватности. Способность различных химических веществ изменять чувства притягивает их И служит средством заполнения внутренней пустоты, дисгармонии и душенной боли. Кокаин и амфетамин противостоят состоянию инертности и сконанности, вызванной хронической заниженной самооценкой (в современных иссле­дованиях отмечается также выбор наркотиков-стимуляторов людьми с низким природным уровнем эндорфинов). Те, у кого внутренняя дисгармония вызывает возбуждение и гнев, прибе­гают к успокаи веющему действию он иатов. Алкоголь или дру­гие седативные препараты выбираются людьми, которые йен ы-тывают неудовлетворенную потребность в комфорте и контак­те. Причем даже себе такие люди часто п этом не признаются (Ханзян Э.Дж., 2000).


 


Особенности мотивации. Мотивы выбора наркотика

Как правило, существуют две причины употребления психоак­тивных веществ, причем эти причины выявляются у лиц раз­ных категорий. Первая — это поиск удовольствия, хорошего настроения, искусственной, вызванной химическим способом эйфории, увеличения активности. А вторая — это попытка при помощи химических веществ избавиться от неприятных пере­живаний и 'состояний, плохого настроения, затруднений в об­щении и т. д. И поскольку психоактивные вещества действи­тельно могут делать и то и другое и до определенного периода человек чувствует какое-то улучшение при их приеме, это, по всей вероятности, и является основным мотивом того, что он не хочет избавиться от своей болезни (Анохина И. П., 2000. С. 17). Любопытство и желание новых ощущений, как считает М. Цукерман, побуждают подростков инициировать употреб­ление наркотиков. Причем в основном наркотик выбирается по действию, и первыми на зто обратили внимание психоанали­тики, организовав серию исследований психологических при­чин выбора человеком того или иного наркотика. В частности,


Мнение ученых

Неудовлетворенная потреби ост г, в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, по и it нега­тивных формах активности («комплекс Герострата») — насилии, преступлениях - или же приводит к ретритилму («уходу*, «бег­ству» — валкоють, наркотики, ИЗ жизни) (Гилинский Я„ Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушии Р., 2001. С. 14). В другом исследовании выражается противоположная точка лре- ния — ожидание и предвкушение определенных эффектов нар­котика является одним из основных мотивов их употребления. Причем эффект наркотика прО1раммируется ожиданиями. Чело­век, ожидающий расслабляющий эффект от марихуаны, его и получит. Тот, кто будет ожидать от приема марихуаны бесконт­рольной агрессии, получит именно этот. эффект (Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г., 1998). Эти впечатления могут быть прямыми, если человек сам употреблял парко тики, или кос­венными н случае получения информании об:>ффекте наркоти­ка от других людей, СМИ и пр. (КурекН. С, 2001). Исследователи в области «Я»-психологии пришли к убеждению, что наркотик служит замещением дефекта в психологической



Глава 14


Аддиктивное поведение подростков



 


структуре человека. Формирование этого дефекта относится к са­мой ранней стадии развития отношений «родитель ребеник» в условиях отсутствия чувства благополучия, внутренней гармонии, формИруюШЧХСЯ ТОЛЬКО в ситуации оптимальной успокоенности, сытости и защищенности. Если последнее присутствует, то разви­вается чувство самоценности, укладывается здоровая способность к автономии, успешному функционированию и четырех сферах саморегуляции (самооценка, отношения с окружающими, аффек­тивная сфера, забота о себе) (Kohut П., 1971. Р. 46).

Мнение ученых

У подростков группы риска употребления наркотиков присут­ствуют такие когнитивные искажения, как аффективная логика, долженствование, сверхожидания от других, селективная выбор­ка и др. (Кулаков С. А., 1998).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.009 с.)