Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки употребления наркотиковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Внешние признаки: чрезмерно суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения; состояние необъяснимой возбужденности или вялости; речь быстрая, невнятная; маскообразное, почти без мимики одутловатое лицо либо наличие чрезмерной мимики; резкая смена настроения, вспышки враждебности, раздражительности без всякой причины; провалы памяти, неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки; бессонница, быстрая утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью; неуверенная шатающаяся походка при отсутствии алкогольного запаха изо рта; землистый цвет лица, круги или мешки под глазами; следы уколов; частый насморк; специфический запах от одежды, волос, изо рта, запах ацетона, клея «Момент» и т. д.) Изменение поведения: равнодушие, утрата интересов к прежним увлечениям, к учебе, прогулы в школе; отход от прежних друзей, появление новых (странных с точки зрения родителей); нарастающая скрытность, стремление к уединению; появление лживости; появление в разговоре жаргонных слов и позитивных высказываний по поводу употребления наркоти- ков; постоянный поиск денег, пропажа денег, вещей, лекарств; изменение аппетита (его отсутствие или прожорливость). Каждый из этих признаков по отдельности иногда ничего не значит. Но наличие 4-5 признаков — это сигнал (Наркомания // Иод ред. А. Н. Гаранского, 2000). Факторы, способствующие началу употребления наркотиков В медицинской практике выделяются такие предрасполагающие к наркомании факторы, как патология беременности, осложненные роды, тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста, сотрясения мозга, особенно многократные; воспитание в неполной семье, профессиональная постоянная занятость одного из родителей, позиция больного как единственного ребенка в семье; алкоголизм, наркомания или психические заболевания у кого-либо из близких родственников; скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников; раннее (до 12-13 лет) начало употребления алкоголя самим больным или злоупотребление летучими наркотически действующими средствами (Белогуров С. Б.. 1999. С. 58). U психологических исследованиях акцентируются личности ые факторы. Мнение ученых Блюм Р. доказал, что в семьях высокого риска употребления наркотиков детьми и подростками доминирует либеральный стиль семейного воспитания. (Курек Н. С, 2000). Однако воспитание, построенное на запретах и принуждении, также не является эффективным. Личностные факторы. Преморбидная личность наркомана. В исследовании И. Н. Пятницкой (1994) выделяются такие характеристики преморбидной личности наркомана, как отсут-стние социальных интересов, устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности; обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта. В другом исследовании выделяется особая роль в формировании пренаркотической личности, которую играет психиче- Глава 14 Аддиктивное поведение подростков
ский инфантилизм, выражающийся в несамостоятельности принятия решений и действий, неспособность противостоять влиянию извне, пониженная критичность к себе, обидчивость, ранимость. Для подростков, употребляющих наркотики, характерны повышенные по сравнению с благополучными сверстниками показатели толерантности к отклоняющемуся поведению; критицизма по отношению к социальным институтам общества (школа, семья) и отчужденности от них: восприимчивости к новым идеям и впечатлениям; интереса к творчеству, импульсивности. Понижены но сравнению с благополучными сверстниками ожидания академических успехов, ценность достижений, уважение к общепринятым нормам поведения, чувство психологического благополучия, религиозность, конформизм. Характерным является экстернальный локус контроля и сниженная самооценка (Менделевич В. Д., 2001). Есть также исследования, в которых акцентируется противоречие между самооценкой и оценкой социума, приводящее к неудовлетворенности потребности подростка в самоуважении и в итоге к личностному дискомфорту, который переносится подростком с трудом (РеанА. А., 1999). Опираясь на представления Э. Эриксона о кризисе идентичности, Л. Хьел и Д. Зинглср предприняли попытку описать механизмы подростковой наркомании. С их точки зрения, молодые люди, не знающие, что они гобой представляют, могут найти опыт приема алкоголя и наркотиков весьма привлекательным в «нащупывании» внешних границ своего Я. Они предполагают, что, изменяя свое сознание, сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, «правильном» мире (Хьел Л. и ЗинглерД., 1998. С. 245). Статистика По данным одного исследования, к 10-11 годаму37%школьникиь формируется доми1 ганта возможной наркогенной активности — нар-когепная устаноика (Мокесва Л. Г, Николаева Л. П., 1996. С. 73). В исследованиях мсиходинамического направления акцетп делается на неблагоприятное развитие ребенка в раннем детстве. Симбиоз «мать - младенец» рассматривается как биологическая система, и которой адекватное развитие ребенка требует фи - гуры, адекватно проявляющей заботу о нем. Развитию ребенка вредит неспособность матери удовлетворить его базовые потребности, что приводит к возникновению психологического дефицита, который становится причиной определенной модели поведения, в том числе и зависимого. Особое внимание обращается не только на адекватную родительскую заботу о ребенке, но и на процесс постепенного отделения ребенка от матери и последующей индивидуализации (Mahler, 1958). Процесс сепарации сопровождается переходных феноменом: попыткой воплощения ребенком заботливой фигуры матери в особых символических объектах (пальцы рук, одеяло и др.). Ребенок, не находящийся рядом с матерью, использует эти объекты и создаст себе, таким образом, иллюзию ее присутствия. Ребенок действует самостоятельно и испытывает при этом теплоту, уверенность и безопасность, как если бы мать была рядом (Wlnnicott, 1974). Если же сепарация происходит без переходного периода, малыш находит что-нибудь в своем окружении, что может утешить его, то, что заменяет мать, но при этом не напоминает о ней. Д. М. Херст назвал такого рода выбираемые объекты аутистическими. Именно на них полагается ребенок, а не на людей или переходные объекты, которые могут их напомнить, поскольку аутистические объекты лучше поддаются контролю, они не так часто, как люди, вызывают разочарование и причиняют боль. Аутистический объект — это специфическая защита и ситуации недополученной любви. Аутистический объект является предтечей аддиктивного объекта и представляет собой его прототип. Отношения аддикти вной личности с аддиктивным объектом развиваются таким образом, что поглощают ее время и энергию. У аддикта нет веры в себя или в других, в нем постоянно живет идея о том, что свой мир можно контролировать с помощью объекта аддикции и этот объект снабдит его всем тем, что отсутствует внутри него (Херст Д. М., 2000. С. 187-188). Б другом исследовании акцентируется компенсаторная функция наркотика, считается, что наркотик служит не заменителем любимых и любящих объектов или отношений с ними, а замещением дефекта в психологической структуре (Кохут, 1971. С. 46). Мнение ученых Индивидуально-психологическим фактором, предрасполагающим к злоупотреблению психоактивными веществами, Кэнноти Глава 14 Дпдиктивное поведение подростков
Дж. Шер считают импульсивность, способствующую потере контроля над поведением (Курек Н. С, 2000). В третьем подходе травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей рассматривается как предрасполагающее к аддикциям. Такое поведение родителей наносит удар по четырем аспектам психологической жизни ребенка: согласию с самим собой и своими чувствами, способности адекватно выражать эти чувства, способности поддерживать здоровые отношения с другими людьми и заботиться о себе. Психологическая уязвимость сферы саморегуляции усиливается в сочетании с факторами биологической или генетической восприимчивости к объекту аддикции, с определенными нормами среды и угнетающими социальными условиями. Все это увеличивает вероятность использования химических вещестк в качестве кратковременных адаптивных и облегчающих средств (Ханзян Э. Д., 2000. С. 29). Мнение ученых Необходимым и достаточным условием для возникновения наркозависимости Ханзян считает наличие попытки избавиться от невыносимых страданий при помощи наркотиков и неспособность позаботиться о себе (Ханзяп Э. Л.. 2000. С. 33). Если человек не способен позаботиться о себе, то крайне мала вероятность того, что он сможет.заботиться о ком-то другом, а следовательно, учитывать интересы другого человека при принятии решения. Выбор ребенком наркотика в качестве средства решения какой-либо проблемы всегда наносит удар по родителям. Ребенок отлично понимает, что его поведение не только не получит одобрения родителей, но и причинит им сильную душевную боль. Игнорирование чувстя родителей наводит на мысль о такой цели поведения как месть (которая может и не осознаваться ребенком), выделяемой п концепции А. Адлера, ее можно проинтерпретировать как месть за материнскую или родительскую депривацию. Социально-педагогические факторы. В одном исследовании в качестве социально-педагогических факторов наркотизации рассматривается опыт сопричастности школьника к проблеме наркотизации в трех общностях: семьи, шко- лы, круга друзей. Наличие негативного опыта само по себе не означает, что подросток пойдет по пути наркотизации, более значимую роль играет оценка этого опыта и установка школьника на его использование. Индивидуальный опыт нуждается и осмыслении и опенке, а прежде всего в переживании. Обобщенная характеристика школьника, делающего спой выбор в пользу наркотиков: имеет адаптации иные проблемы, негативный ВЗГЛЯД на семью, сверстников, школу; отличается недисциплинированностью, акцентирует независимость, имеет низкую самооценку, часто испытывает дискомфорт, имеет невысокие академические успехи, низкую мотивацию к учению, проблемы в семье (чаще управляемой только матерью), а иногда и в общении со сверстниками. Наркотик таким ребенком может восприниматься как способ улучшения восприятия жизни; как компенсация того, что он хочет получить от окружающих, но не получает; как средство ухода от проблем, которые решать не хочется, так как на это нужно тратить силы, и нет веры в то, что они могут быть решены. Только по одному социально-педагогическому фактору такой школьник попадает в группу риска. Однако среди употребляющих наркотики оказывались дети и из благополучных семей, с академическими успехами, вполне социально адаптированные, но неосторожные. Среди тех подростков, кто после пробы и эпизодического употребления наркотиков перестал это делать, оказались подростки, имеющие позитивный взгляд на те общности, в которые они входили, и обладающие способностью к принятию ответственности за сное поведение (Шаталина В. В., 2001). Факторы выявления группы риска. В другом исследовании фактор личного опыта, наряду с факторами опасения и окружения, рассматривается в качестве фактора выявления группы риска по употреблению наркотиков. Риск по фактору опасения требует просветительной работы, направленной на развитие знаний о вреде наркотиков и их разрушающем воздействии на личность. Риск по фактору окружения указывает на опасную близость к подростку людей, употребляющих наркотики, и требует изменения круга общения подростков. Риск по фактору личного опыта свидетельствует о необходимости серьезных мер профилактики или лечения (Шигшцыиа Л. М., 2002. С, 30). Глава 14 Адциктивное поведение подростков
Девиантная социализация Одним ил основных способов вхождения подростка в наркоти-зиропанную группу Кесельман Л. и Мацкевич М. считают дс- виантную социализацию. На первых этапах подросток, как правило, вовлекается не столько и собственно физиологию наркотического удовольствия, сколько делает своеобразную карьеру в референтной для него группе. I [остепенно происходит отчуждение от представлений мира взрослых о смысле и ценности наркотика, формируются собственные представления с опорой на представления, доминирующие в дсвиантной субкультуре. Такое вхождение в наркотизм социальные психологи называют «ролевым поглощением* (Кесельман Л. Е., Мацкевич М. Г.. 2001). Мнение ученых Хотим мы того или нет, современная молодежная субкультура транснациональна по своему характеру и надел ела высокой способностью к экспансии, в том числе и к экспансии ее нандаличе- СКих пластов (Мяло К., 1987. С. 185). Ханзян обнаружил, что есть люди, стремящиеся к зависимостям. Он определяет их как «аддиктивные индивидуумы». Они не чувствуют себя хорошими, неспособны удовлетворять свои потребности и устанавливать удовлетворяющие их отношения с другими людьми, у них нет стабильной самооценки. Под хо-лод| гостью и отчуждением аддитегивные индивидуумы часто скрывают глубинный стыд и чувство собственной неадекватности. Способность различных химических веществ изменять чувства притягивает их И служит средством заполнения внутренней пустоты, дисгармонии и душенной боли. Кокаин и амфетамин противостоят состоянию инертности и сконанности, вызванной хронической заниженной самооценкой (в современных исследованиях отмечается также выбор наркотиков-стимуляторов людьми с низким природным уровнем эндорфинов). Те, у кого внутренняя дисгармония вызывает возбуждение и гнев, прибегают к успокаи веющему действию он иатов. Алкоголь или другие седативные препараты выбираются людьми, которые йен ы-тывают неудовлетворенную потребность в комфорте и контакте. Причем даже себе такие люди часто п этом не признаются (Ханзян Э.Дж., 2000).
Особенности мотивации. Мотивы выбора наркотика Как правило, существуют две причины употребления психоактивных веществ, причем эти причины выявляются у лиц разных категорий. Первая — это поиск удовольствия, хорошего настроения, искусственной, вызванной химическим способом эйфории, увеличения активности. А вторая — это попытка при помощи химических веществ избавиться от неприятных переживаний и 'состояний, плохого настроения, затруднений в общении и т. д. И поскольку психоактивные вещества действительно могут делать и то и другое и до определенного периода человек чувствует какое-то улучшение при их приеме, это, по всей вероятности, и является основным мотивом того, что он не хочет избавиться от своей болезни (Анохина И. П., 2000. С. 17). Любопытство и желание новых ощущений, как считает М. Цукерман, побуждают подростков инициировать употребление наркотиков. Причем в основном наркотик выбирается по действию, и первыми на зто обратили внимание психоаналитики, организовав серию исследований психологических причин выбора человеком того или иного наркотика. В частности, Мнение ученых Неудовлетворенная потреби ост г, в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, по и it негативных формах активности («комплекс Герострата») — насилии, преступлениях - или же приводит к ретритилму («уходу*, «бегству» — валкоють, наркотики, ИЗ жизни) (Гилинский Я„ Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушии Р., 2001. С. 14). В другом исследовании выражается противоположная точка лре- ния — ожидание и предвкушение определенных эффектов наркотика является одним из основных мотивов их употребления. Причем эффект наркотика прО1раммируется ожиданиями. Человек, ожидающий расслабляющий эффект от марихуаны, его и получит. Тот, кто будет ожидать от приема марихуаны бесконтрольной агрессии, получит именно этот. эффект (Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г., 1998). Эти впечатления могут быть прямыми, если человек сам употреблял парко тики, или косвенными н случае получения информании об:>ффекте наркотика от других людей, СМИ и пр. (КурекН. С, 2001). Исследователи в области «Я»-психологии пришли к убеждению, что наркотик служит замещением дефекта в психологической Глава 14 Аддиктивное поведение подростков
структуре человека. Формирование этого дефекта относится к самой ранней стадии развития отношений «родитель ребеник» в условиях отсутствия чувства благополучия, внутренней гармонии, формИруюШЧХСЯ ТОЛЬКО в ситуации оптимальной успокоенности, сытости и защищенности. Если последнее присутствует, то развивается чувство самоценности, укладывается здоровая способность к автономии, успешному функционированию и четырех сферах саморегуляции (самооценка, отношения с окружающими, аффективная сфера, забота о себе) (Kohut П., 1971. Р. 46). Мнение ученых У подростков группы риска употребления наркотиков присутствуют такие когнитивные искажения, как аффективная логика, долженствование, сверхожидания от других, селективная выборка и др. (Кулаков С. А., 1998).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.009 с.) |