Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое время и Я-концепцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В подростковом возрасте пересекаются восприятия прошлого, настоящего и будущего, а восприятие собст не иного психологического времени становится весьма напряженным, н это во многом определяется развитием Я-концепции подростка. Оптимальный вариант личностного развития предполагает относительную преемственность прошлого, настоящего и Глава 5 Особенности Я-концепции подростка
будущего Я. Позитивная динамика личностного роста является не просто движением по Времени жизни, а подъемом к новым достижениям. При атом показателем развития становится разрешение подростками ценностно-смысловых противоречий. В тех случаях, когда процесс взросления протекает в кршис-мыхформах, развитие Я-концепции принимает негармоничную форму. Старшие подростки могут переживать переход от прошлого к настоящему как изменение к худшему, как личностный регресс. Прошлое воспринимается как наилучшее время, так как в нем остались привлекательные для подростка ценности. Идеальный Я-образ в этих случаях соотносится с прошлым, так как в настоящий момент кажется утраченным то, что составляло значимые ценности. В других вариантах развития настоящее и прошлое тесно взаимосвязаны и противопоставляются будущему, что предопределяет противопоставление реальности и будущего Я. В этих случаях имеет место пеудоилетворенность собой, стремление стать другим, но отсутствует представление о том, как это может произойти. Встречается и такой вариант, когда три Я-образа, связанные с соотнесением во времени, изолированы друг от друга: настоящее не янлнетсн произшдным прошлого, а будущее не является i [родолжением настоящего. В такой Я-концепшш дет-СКИЙ Я-образ противопоставляется Я-образу взрослого, а реальный Я-образ настоящего существует изолированно от двух других. Самосознание в подростковом Возрасте Подростковый эгоцентризм Я-образ в сознании подростков высвечивается вниманием других, «воображаемой аудитории», причем ему кажется, что эти другие его постоянно критически оценивают. Этим объясняется поведение подростка, реагирующего на внимание «воображаемой аудитории» агрессией или застенчивостью. ()браэ Я подростка оформлен его чувствами, а самооценка фиксирована на своей уникальности, включая такие эмоцио- нально значимые характеристики, как любовь, ненависть, чув-стнепность и жесткость. Аутопредставление о себе рождает личный миф подростке (Д. Элкинд, 1981) — историю, которую он рассказывает себе о себе же самом, но которая не является правдой. По мнению Д, Элкинда, «личный м иф составляет komi ижент эгоцентризма в подростковом возрасте*. Со взглядами Д. Элкинда согласуется мнение Р. Энрайт (197(9,1980) о том, что подросток «сфокусирован на D8M0M себе», на СВОИХ м ыслях и чувствах. В процессе взросления воображаемая аудитория «сближается» с реальный окружением молодого человека и самооценка во? и большей мере корректируется реальными мнениями и реакциями окружающих, а не составляющими «личного мифа». Это преобразование в большей степени связано с развитием способностей устанавливать и поддерживать межличностные отношения. Феноменология подросткового эгоцентризма стала предметом изучения и обсуждения различными авторами после появления работы Э. Эриксона (1996) о периодизации личностного развития. В свете идеи этого автора следует, что достижение эгаиден-тичности в подростковом и раннем юношеском нозрастахозна-чает преодоление эгоцентрических фиксаций. Исследования --------------------------------------------------------------------- R результате коллективной! исследования под руководством Л. Ф.Обуховой (2001) психологических особенностей инвалидов детства было выявлено, что у подрост ко к-инвалиде к менее выражены эгоцентрические характеристики (особенно по шкалам «воображаемая аудитория*, «сфокусированность на себе», «не-социальная активность»), чем у здоровых учащихся. Более низкие суммарные показатели по эгоцентрическим шкалам у подростков-ни валидов могут быть связаны с особой ситуацией их социального развития. Изоляция от общества не создает предпосылок для формирования направленности внимания подростка па реакции окружающих в отношении его поведения и внешнего облика. Как предполагают авторы этого исследования, Подросток-инвалид намеренно игнорирует оценку своей личности другими люда-ми, привыкнув к мысли, что он «не такой, как нес окружающие». Глава 5 Особенности Я-концепции подростка
У подрост ко в -инвалидов имеет место не преодоление эгоцентризма, а вытеснение из сферы осознаваемого стремления импо-пнроиать другим людям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.009 с.) |