Характер самооценки и качества личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер самооценки и качества личности



Характер самооценки подростков определяет формирование тех ii.ui иных качеств личности.

Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритич­ности, настойчивости или излишней самоуверенности, некри-тпчпости. Обнаруживается также определенная связь характе­ра самооценки с учебной и общественной активностью. Подро­стки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблю­дается более высокий общественны й и личный статус. Подрост­ки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а такле на межличностные контакты, которые умеренны и целе­сообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооцен­ки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельно­сти и большую направленность на общение, причем малосодер-жлнлыюе.

Агрессивные подростки характеризуются крайней само­оценкой (либо максимально положительной, либо максималь­но отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумени­ем находить выход из трудных ситуаций.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессив­ным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие - что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую са­моопенку.

Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно про­являют способность к оценке своей успешности в разных обла­стях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а три другие — со стороны сверст­ников.


 

Глава 5

Динамика самооценки

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне са­мооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, на­блюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количес гво качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два рана больше, чем у младших школь­ников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охва­тить почти все стороны собственной личности — их самооцен­ка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенству­ются также и их суждения относительно своих недостатков.

В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростком превал нруют основные моральные чер­ты: доброта, честность, справедл ивость. Довольно высокий уро­нен ь самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходи мость от них избавиться.

Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми каче­ствами своего Я для юноши-старшеклассника выступают ком­муникативные, нолевые и интеллектуальные качества, что по­зволяет рассматривать их как основания ценностного ш ношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде все­го под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, ко­торые понимаются им как носители именно этих качеств, раз­витых на эталонном уровне.

Содержание самооценок девочек касается в большей степе­ни Осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.

Динамика оценочных суждений от подросткового возрас­та к юношескому сое гоит в том. что оценочные суждения под­ростков, определяемые ожидаемой оценкой со сторон ы сверст-ников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.

У юношей оценочные суждения, определяемые собствен­ным идеалом, направлены на нахождение отпета на вопрос, ка­ков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.

Позже самооценочные суждения молодых людей опреде­ляются уже синтезом различных видов оценок окружающих.


 


 

 

Особенности Я-концепции подростка

результатами деятельности и направлены на поиск своей зна­чимости для других и для Самого себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.02 с.)