Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисгармония семейных отношений и подросток

Поиск

11 од дисгармоничной семьей понимается семья, которая не оы-полняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлет­ворение потребностей всех членов семьи, возможности их Лич­ностного роста вследствие нарушения ролевой структуры се­мьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т. д.

Дисгармония супружеских отношений порождает дисфун­кциональные детско-родитсльские отношения, к которым под­ростки очень чувствительны.

Нарушение ролей подростка в семье

Ролепли структура в гармоничной семье должна быть целост­ной, соглапжаппоп системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармонии-



Глава 8


Лодросток и семья



 


ных семьях эта структура искажается, и прежде всего отмеча­ется нарушение позиции ребенка.

I {аиример, ребенок выполняет следующие роли:

- «любимчик* (по выражению Э. Г. Эйдемиллсра, В. Юс-
тицкиса — «расширение сферы родительских чувств») — чрез­
мерная концентрация на ребенке; возникает чаше всего тогда,
когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют
родителей (несоответствие характеров, эмоциональная холод­
ность и т. д.) или отсутствуют (развод, смерть одного из супру­
гов). Нередко при атом мать или (реже) отец, сами не осозна­
вая, хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчасти потреб­
ности во взаимной исключительной привязанности, которые в
гармоничной семье удовлетворяются в психологических отно­
шениях супругов. Появляется стремление отдать ребенку (как
правило, противоположного пола) «все чувства!-, «всю любовь».
Нередко мать отказывается от повторного замужества, карье­
ры. При наступлении подросткового возрасту родителей воз­
никает страх перед самостоятельностью детей, желание удер­
жать их. Обычно родители при этом не осознают побудитель­
ных мотивов своего поведения;

— -*бэби», «маленький ребенок», («предпочтение в ребен­
ке детских качеств») — даже повзрослевший ребенок является
в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Роди­
тели стараются игнорировать взрослен не детей, сохранить у них
такие детские качества, как непосредственность, наивность,
игривость, при этом снижая уровень требований к ребенку и
стимулируя развитие психологического инфантилизма.

Нередко родители открыто признают, что маленькие дети им нравятся больше, с большими уже не так интересно, Такое

отношение может быть обус-

Психологический инфантилизм — форма задержки при про­хождении стадий онтогене­тического развития,при ко­торой оказываютсянедораз­витыми как физические, так И психические функции. При этом сохраняется йозмож-кость полнойкомпенсации психического развития в дальнейшем.

довлево боязнью родителей пе­реходить на новую стадию жизненного цикла, семейным взаимоотношений, неуверен­ностью в своих воспитатель­ных возможностях;

— «хулигана, «неисправи­мый», «трудный» и т. и. — а ос­нове этой роли часто лежит «проекция на подростка соб-


I


ственных нежелаемых качеств». Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в са­мом себе, например, агрессивность, склонность к лени, неряш­ливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами под­ростка, родитель (чаше отец) извлекает из этого эмоциональ­ную выгоду для себя. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же вре­мя в их высказываниях сквозит уверенность, что это не помо­жет, так как он «по натуре» такой;

—«вундеркинд», «надежда семьи* — в основе лежит стрем­ление родителей замещающим образом удовлетворить соб­ственные неудовлетворенные потребности (например, недоста­точную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение сво­ей неполноценности и т. д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявля­ются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, в ис­кусстве и т.д.).

—«козел отпущения» — ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликт­ные, фрустрирующие переживания в семы- пли вне семьи. В i кч к >ве этой роли также лежит механизм замещения, позволяю-щий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым и семье часто и является ребенок;

—«судья», «примиритель» — ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаи­моотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто винонат, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2000)

Специфические ролевые отношения могут складываться в семьях, где разница в возрасте между родителями значительна (муж старше жены более чем на 10 лет) (Трифонова Е. В., 2001). Для таких отцов часто характерен авторитарно-симбиотиче- рий стиль воспитания, нос высоким уровнем принятия ребен­ка, т. е. при значительной любви, заинтересованности, стремле-



Глава 8


Подросток и семья



 


нии проводить много времени с ребенком отцы применяют при воспитании авторитарное строгое отношение и контроль. Ма­тери из «разновозрастных» семей реализуют кооперативный тип отношений с ребенком при высоком принятии его как лич­ности. В данном типе семей женщина занимает ролевую пози­цию «жена—ребенок», и возникает коалиция «мать—ребенок», для которой характерны партнерские отношения матери с ре­бенком при подавлении со стороны мужа—отца.

Нарушения эмоциональных отношений родителей с подростками

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегри­рующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг дру­га. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрируюших переживаний, без которых не обходится семей­ная жизнь и воспитание детей.

Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает Негативно* влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, ЭйдемиллерЭ, Г., Юстицкис В. (2000) выделяют дна вида наи­более часто встречающихся нарушений эмоционального отно­шения родителей к подростку.

«Неразвитость родительских чувств» выражается в неже­лании иметь дело с подростком, поверхностном интересе него делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны ро­дительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспи­тания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родител ьского тепла. Так, жен­щины, на которых в детстве их собственные матери обращали недостаточно внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (браниться, шлепать) и срывать гиен на сво­их детях (Бэроп Р., Ричардсон Д., 1997). Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее, но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом.

«Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку н зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами полрост-


ка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообше мужчинам» или «вообщеженщинам». Тогда при наличии пред­почтения, например, женских качеств наблюдается неосознан­ное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это не­приятие ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевоЙ идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

Нарушение коммуникативных процессов

В процессе общения в семье происходят согласование изаим-ных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и т. д., и имен­но особенности общения в семье оказывают значительное вли­яние на формирование и развитие личности ребенка.

Неаффективная коммуникация, состоящая в противоречи­вых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогла­совании вербального и неверба-1 [ьного уровня сообщений, ошиб­ках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собствен­ной семьи в целом, наличии множества «закрытых*- для обсуждения тем и т. д., приводит к формированию коммуника­тивных и личностных проблем у ребенка.

Коммуникация в семье прежде всего напрямую связана с Я-образом ребенка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдел ьности и от обоих вместе.

Если установки самих родителей неотчетливы или проти­воречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажет­ся бессвязной, что ведет к неполному образу Я и заниженной самооценке. Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэто­му неизменно вызывает родительское неудовольствие.

Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и спо­собствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и при­нятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или зна­чительное побочное вознаграждение. В результате сформиро­вавшая и семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и само­выражения, а также для правильной интерпретации поступаю-



Глава 8


Подросток и семья



 


щих извне сообщений... предположения, на которых основы­ваются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспосо­биться к окружающей действительности — беспорядочными и неадекватными* (Сатир В., 2001. С. 154).

Усвоенный к родительской семье неясный и противоречи­вый стиль коммуникации впоследствии военроизподится чело­веком при создашш собственной семьи.

Патологизирующее семейное воспитание

В подростковом возрасте особенно ярко проявляются акценту­ации характера, отличающиеся тем, что при действии психо­генных факторов, адресующихся к наиболее «слабому», уязви­мому месту соответствующей акцентуации, могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении.

Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими фак­торами, провоцирующими усиление акцентуированного пове­дения у подростков, невротические и психосоматические рас­стройства, даже психогении (Личко А. Е., 1979).

Влияние стиля семейного воспитания на акцентуированных подростков

Л. Е. Лнчко подробно характеризует наиболее неблагоприят­ные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимо­отношений подростка с родителями.

Доминирующая гинерпротекция (чрезмерная опека, мелоч­ный контроль) оказывает наиболее неблагоприятное воздей­ствие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эманси-11ации, приводит к резкому противостоя нию с родителями, мо­жет обусловить острые аффективные проявления. В то же время при психоастснической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях гинерпротекция, напротив, усиливает астениче­ские черты: трепожность, склонность к ипохондрическим пере­живаниям, ощущение собственной неполноценности.

«Потворствующая ги пер протекция* (некритическое удов­летворение потребностей подростка, стремление освободить его от трудностей) наиболее травматична при истерридной акцен­туации, так как содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипер-тнмную акцентуацию.


Гипопротекция (недостаток опеки и контроля, безнадзор­ность) особенно неблагоприятна при акцентуации по неустой­чивому тину, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях и т. д. Подростки конформного типа в условиях ги-'попротекции могут испытывать повышенную тревожность вследствие недостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований.

Эмоциональное отвержение (родители тяготятся ребен­ком) создает психическую трапматизацию и ведет к формиро­ванию невротических расстройств при лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, а также может способ­ствовать формированию и усилению черт эпилептоидной ак­центуации.

Повышенная моральная ответственность (i предъявление к подростку высоких требований, которые он не в состоянии вы­полнить) наиболее трудно переживается подростками псЛхо-астенической акцентуации, так как чрезмерно завышенные тре­бования содействуют развитию тревожно-мнительных черт (Личко А. Е., 1976,1979).

Исследования

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юспщкис выявили существование «меха-нилмаиатолотаирующего семейного наследования» в дисфунк­циональных семьях «формирования, фиксации И передачи пат­тернов эмоционально-поведенческого реагирования от предста-

витслей одних поколений... представителям других (от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т. д., вследствие чего личность, на которой фокусируется патологширующесвоздечил-вис, становится малоспособной к адаптации» (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1998).

Оказалось, что в дисфункциональных семьях, в которых имелись больные неврозами, можно проследить определенные этапы уси­ления нарушений в семгйных взаимоотношениях и личностном развитии. При обследовании 340 семей было установлено, в час­тности, что если среди прародителей (дедушки, бабушки) воспи­тание по типу эмоционального отвержения получили ЗЙ%, среди родителей — 54%, то среди детей и подростков - уже 76%.

Прародители часто рсалиэоиывали следующие негармоничные стили воспитании: неразвитость родительских чувств (36%), про-



Глава 8


Подросток и семья



 


екцию на ребенка собственных нежелаемых качеств (26%), пред­почтение у ребенка качеств, не соответствующих его полу (60%) (Эйдемиллер Э. Г.. Юстицкис В., 1998).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.18 (0.008 с.)