Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дисгармония семейных отношений и подростокСодержание книги
Поиск на нашем сайте
11 од дисгармоничной семьей понимается семья, которая не оы-полняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их Личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т. д. Дисгармония супружеских отношений порождает дисфункциональные детско-родитсльские отношения, к которым подростки очень чувствительны. Нарушение ролей подростка в семье Ролепли структура в гармоничной семье должна быть целостной, соглапжаппоп системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармонии- Глава 8 Лодросток и семья
ных семьях эта структура искажается, и прежде всего отмечается нарушение позиции ребенка. I {аиример, ребенок выполняет следующие роли: - «любимчик* (по выражению Э. Г. Эйдемиллсра, В. Юс- — -*бэби», «маленький ребенок», («предпочтение в ребен Нередко родители открыто признают, что маленькие дети им нравятся больше, с большими уже не так интересно, Такое отношение может быть обус-
довлево боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейным взаимоотношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях; — «хулигана, «неисправимый», «трудный» и т. и. — а основе этой роли часто лежит «проекция на подростка соб- I ственных нежелаемых качеств». Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность, склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаше отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой; —«вундеркинд», «надежда семьи* — в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своей неполноценности и т. д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, в искусстве и т.д.). —«козел отпущения» — ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные, фрустрирующие переживания в семы- пли вне семьи. В i кч к >ве этой роли также лежит механизм замещения, позволяю-щий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым и семье часто и является ребенок; —«судья», «примиритель» — ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто винонат, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2000) Специфические ролевые отношения могут складываться в семьях, где разница в возрасте между родителями значительна (муж старше жены более чем на 10 лет) (Трифонова Е. В., 2001). Для таких отцов часто характерен авторитарно-симбиотиче- рий стиль воспитания, нос высоким уровнем принятия ребенка, т. е. при значительной любви, заинтересованности, стремле- Глава 8 Подросток и семья
нии проводить много времени с ребенком отцы применяют при воспитании авторитарное строгое отношение и контроль. Матери из «разновозрастных» семей реализуют кооперативный тип отношений с ребенком при высоком принятии его как личности. В данном типе семей женщина занимает ролевую позицию «жена—ребенок», и возникает коалиция «мать—ребенок», для которой характерны партнерские отношения матери с ребенком при подавлении со стороны мужа—отца. Нарушения эмоциональных отношений родителей с подростками Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрируюших переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает Негативно* влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, ЭйдемиллерЭ, Г., Юстицкис В. (2000) выделяют дна вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку. «Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе него делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родител ьского тепла. Так, женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали недостаточно внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (браниться, шлепать) и срывать гиен на своих детях (Бэроп Р., Ричардсон Д., 1997). Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее, но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом. «Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку н зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами полрост- ка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообше мужчинам» или «вообщеженщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевоЙ идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям. Нарушение коммуникативных процессов В процессе общения в семье происходят согласование изаим-ных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и т. д., и именно особенности общения в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Неаффективная коммуникация, состоящая в противоречивых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и неверба-1 [ьного уровня сообщений, ошибках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, наличии множества «закрытых*- для обсуждения тем и т. д., приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка. Коммуникация в семье прежде всего напрямую связана с Я-образом ребенка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдел ьности и от обоих вместе. Если установки самих родителей неотчетливы или противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к неполному образу Я и заниженной самооценке. Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает родительское неудовольствие. Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшая и семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступаю- Глава 8 Подросток и семья
щих извне сообщений... предположения, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности — беспорядочными и неадекватными* (Сатир В., 2001. С. 154). Усвоенный к родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии военроизподится человеком при создашш собственной семьи. Патологизирующее семейное воспитание В подростковом возрасте особенно ярко проявляются акцентуации характера, отличающиеся тем, что при действии психогенных факторов, адресующихся к наиболее «слабому», уязвимому месту соответствующей акцентуации, могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении. Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении (Личко А. Е., 1979). Влияние стиля семейного воспитания на акцентуированных подростков Л. Е. Лнчко подробно характеризует наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями. Доминирующая гинерпротекция (чрезмерная опека, мелочный контроль) оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эманси-11ации, приводит к резкому противостоя нию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления. В то же время при психоастснической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях гинерпротекция, напротив, усиливает астенические черты: трепожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности. «Потворствующая ги пер протекция* (некритическое удовлетворение потребностей подростка, стремление освободить его от трудностей) наиболее травматична при истерридной акцентуации, так как содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипер-тнмную акцентуацию. Гипопротекция (недостаток опеки и контроля, безнадзорность) особенно неблагоприятна при акцентуации по неустойчивому тину, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях и т. д. Подростки конформного типа в условиях ги-'попротекции могут испытывать повышенную тревожность вследствие недостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований. Эмоциональное отвержение (родители тяготятся ребенком) создает психическую трапматизацию и ведет к формированию невротических расстройств при лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению черт эпилептоидной акцентуации. Повышенная моральная ответственность (i предъявление к подростку высоких требований, которые он не в состоянии выполнить) наиболее трудно переживается подростками псЛхо-астенической акцентуации, так как чрезмерно завышенные требования содействуют развитию тревожно-мнительных черт (Личко А. Е., 1976,1979). Исследования Э. Г. Эйдемиллер, В. Юспщкис выявили существование «меха-нилмаиатолотаирующего семейного наследования» в дисфункциональных семьях «формирования, фиксации И передачи паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от предста- витслей одних поколений... представителям других (от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т. д., вследствие чего личность, на которой фокусируется патологширующесвоздечил-вис, становится малоспособной к адаптации» (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1998). Оказалось, что в дисфункциональных семьях, в которых имелись больные неврозами, можно проследить определенные этапы усиления нарушений в семгйных взаимоотношениях и личностном развитии. При обследовании 340 семей было установлено, в частности, что если среди прародителей (дедушки, бабушки) воспитание по типу эмоционального отвержения получили ЗЙ%, среди родителей — 54%, то среди детей и подростков - уже 76%. Прародители часто рсалиэоиывали следующие негармоничные стили воспитании: неразвитость родительских чувств (36%), про- Глава 8 Подросток и семья
екцию на ребенка собственных нежелаемых качеств (26%), предпочтение у ребенка качеств, не соответствующих его полу (60%) (Эйдемиллер Э. Г.. Юстицкис В., 1998).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.18 (0.008 с.) |