Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дисгармония семейных отношений и подростокСодержание книги
Поиск на нашем сайте 11 од дисгармоничной семьей понимается семья, которая не оы-полняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их Личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т. д. Дисгармония супружеских отношений порождает дисфункциональные детско-родитсльские отношения, к которым подростки очень чувствительны. Нарушение ролей подростка в семье Ролепли структура в гармоничной семье должна быть целостной, соглапжаппоп системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармонии- Глава 8 Лодросток и семья
I {аиример, ребенок выполняет следующие роли: - «любимчик* (по выражению Э. Г. Эйдемиллсра, В. Юс- — -*бэби», «маленький ребенок», («предпочтение в ребен Нередко родители открыто признают, что маленькие дети им нравятся больше, с большими уже не так интересно, Такое отношение может быть обус-
довлево боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейным взаимоотношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях; — «хулигана, «неисправимый», «трудный» и т. и. — а основе этой роли часто лежит «проекция на подростка соб- I ственных нежелаемых качеств». Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность, склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаше отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой; —«вундеркинд», «надежда семьи* — в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своей неполноценности и т. д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, в искусстве и т.д.). —«козел отпущения» — ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные, фрустрирующие переживания в семы- пли вне семьи. В i кч к >ве этой роли также лежит механизм замещения, позволяю-щий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым и семье часто и является ребенок; —«судья», «примиритель» — ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто винонат, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2000) Специфические ролевые отношения могут складываться в семьях, где разница в возрасте между родителями значительна (муж старше жены более чем на 10 лет) (Трифонова Е. В., 2001). Для таких отцов часто характерен авторитарно-симбиотиче- рий стиль воспитания, нос высоким уровнем принятия ребенка, т. е. при значительной любви, заинтересованности, стремле- Глава 8 Подросток и семья
Нарушения эмоциональных отношений родителей с подростками Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрируюших переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает Негативно* влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, ЭйдемиллерЭ, Г., Юстицкис В. (2000) выделяют дна вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку. «Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе него делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родител ьского тепла. Так, женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали недостаточно внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (браниться, шлепать) и срывать гиен на своих детях (Бэроп Р., Ричардсон Д., 1997). Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее, но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом. «Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку н зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами полрост- ка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообше мужчинам» или «вообщеженщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевоЙ идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям. Нарушение коммуникативных процессов В процессе общения в семье происходят согласование изаим-ных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и т. д., и именно особенности общения в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Неаффективная коммуникация, состоящая в противоречивых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и неверба-1 [ьного уровня сообщений, ошибках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, наличии множества «закрытых*- для обсуждения тем и т. д., приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка. Коммуникация в семье прежде всего напрямую связана с Я-образом ребенка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдел ьности и от обоих вместе. Если установки самих родителей неотчетливы или противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к неполному образу Я и заниженной самооценке. Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает родительское неудовольствие. Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшая и семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступаю- Глава 8 Подросток и семья
Усвоенный к родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии военроизподится человеком при создашш собственной семьи. Патологизирующее семейное воспитание В подростковом возрасте особенно ярко проявляются акцентуации характера, отличающиеся тем, что при действии психогенных факторов, адресующихся к наиболее «слабому», уязвимому месту соответствующей акцентуации, могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении. Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении (Личко А. Е., 1979). Влияние стиля семейного воспитания на акцентуированных подростков Л. Е. Лнчко подробно характеризует наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями. Доминирующая гинерпротекция (чрезмерная опека, мелочный контроль) оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эманси-11ации, приводит к резкому противостоя нию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления. В то же время при психоастснической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях гинерпротекция, напротив, усиливает астенические черты: трепожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности. «Потворствующая ги пер протекция* (некритическое удовлетворение потребностей подростка, стремление освободить его от трудностей) наиболее травматична при истерридной акцентуации, так как содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипер-тнмную акцентуацию. Гипопротекция (недостаток опеки и контроля, безнадзорность) особенно неблагоприятна при акцентуации по неустойчивому тину, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях и т. д. Подростки конформного типа в условиях ги-'попротекции могут испытывать повышенную тревожность вследствие недостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований. Эмоциональное отвержение (родители тяготятся ребенком) создает психическую трапматизацию и ведет к формированию невротических расстройств при лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению черт эпилептоидной акцентуации. Повышенная моральная ответственность (i предъявление к подростку высоких требований, которые он не в состоянии выполнить) наиболее трудно переживается подростками псЛхо-астенической акцентуации, так как чрезмерно завышенные требования содействуют развитию тревожно-мнительных черт (Личко А. Е., 1976,1979). Исследования Э. Г. Эйдемиллер, В. Юспщкис выявили существование «меха-нилмаиатолотаирующего семейного наследования» в дисфункциональных семьях «формирования, фиксации И передачи паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от предста- витслей одних поколений... представителям других (от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т. д., вследствие чего личность, на которой фокусируется патологширующесвоздечил-вис, становится малоспособной к адаптации» (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1998). Оказалось, что в дисфункциональных семьях, в которых имелись больные неврозами, можно проследить определенные этапы усиления нарушений в семгйных взаимоотношениях и личностном развитии. При обследовании 340 семей было установлено, в частности, что если среди прародителей (дедушки, бабушки) воспитание по типу эмоционального отвержения получили ЗЙ%, среди родителей — 54%, то среди детей и подростков - уже 76%. Прародители часто рсалиэоиывали следующие негармоничные стили воспитании: неразвитость родительских чувств (36%), про- Глава 8 Подросток и семья
екцию на ребенка собственных нежелаемых качеств (26%), предпочтение у ребенка качеств, не соответствующих его полу (60%) (Эйдемиллер Э. Г.. Юстицкис В., 1998).
|
|||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.171 с.) |