Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысложизненная ориентация подростков

Поиск

По мнению Б. Франкла, поиск человеком смысла яиляется пер­вичной движущей силой в его жизни, а не «вторичной рацио­нализацией» инстинктивных побуждений. Смысл уникален специфичен, потому что он должен и может быть реализоваг именно этим человеком и никем другим (Фрашсл В., 2000).

Таким образом, очевидно, что проблема становления и раз-пития смысла жизни человека — одна изнажпе-йших в психоло­гии формирования личности. В. Э. Чудпоиский, рассматривая вопрос становления смысла жизни, особо выделяет подростко­вой период. Именно у подростков создаются предпосылки для появления смысла жизни, поскольку это «возраст открытия своего Я, оформления личности, с одной стороны, и формиро­вания мировоззрения, с другой» (Чудневский В. Э., 1995).

Смысл жизни
— движущая силачеловече­ского поведения, стремление человека к самоосуществлс-пию; центральный жизнен­ный мотив,отражающий то, ради чего человек живет.

В исследовании Г. А. Вайэера было обнаружено, что у под­ростком (7-8 кл.) в период становления смысла жизни проявля­ется псе разнообразие его содер­жания (широкие социальные, групповые, индивидуальные, познавательные, эмоциональ-ныесмыслы). I!рписходитдаль­нейшее наполнение и расшире­ние семантического поля поня­тии «жизнь», смысла жизни, смысла моей жизни и более чет-


кое их разграничение. Подростки осознают возможность и необ­ходимость перестройки жизненного смысла в процессе взросле­ния (Вайзер Г. А., 2001).

Исследования

В работе Т. Г. Цигулсвой и Т. А. Бирюковой сделана попытка ис-гледонания становления смысложизнеиных ориентации среди старшеклассников. Было обнаружено, что смысл жизни в созна­нии подростков представлен чаще как цель и как процесс жизни (ответы типа «сама жизнь, повседневность И действительность»). Определенная часть подростков еще только начинает задумывать­ся о смысле ЖИЗНИ и выделяет несколько смыслов жилни. т, е. еще недостаточно иерархияировапную систему ценностей. Глав­ными факторами, влияющими на становление смысла жизни, по мнению самих испытуемых, являются пример родителей, соб­ственный жизненный опыт, чтение литературы, влияние обще­ния с педагогами и влияние СМИ (ЦигулеваТ. Г., Бирюкова Т А 2001).

Таким образом, именно в подростковом возрасте вместе с осознанием себя как личности перед человеком впервые вста­ют вопросы: «Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?» И от диффузных, расплывчатых, малоосознаваемых целей че-лоиек постепенно приходит к уникальному смыслу своей соб­ственной жизни.

Идеалы

Идеал это не обязательно какая-либо конкретная выдающа­яся личность, это может быть и обобщенный образ желаемых человеком черт. При этом желаемые черты могут находиться в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику самого человека, т. е. он выделяет либо те качества, ко­торые особенно ценит, либо те качества, которых ему как раз недостает.

В подростковом возрасте идеал приобретает особое значе­ние для формирующейся личности. Основанием тому являет­ся повышение уровня самосознания подростков, саморефлек­сии и поиск своей идентичности, т. е. процесс творения самого себя. По мнению Б. В. Кайгоролова, формирование идеалов возможно л ппп, тогда, когда человек задумается о себе, попы-



Глава 4


Особенности мотивационной сферы подростка



 


тается разобраться в себе и переживает знания о себе, получен­ные в процессе размышления о себе и саморазбирательства. В это** случае идеал приобретает для i юдристка смысл и высту­пает общим емыслообразующим устремлением личности рас­тущего человека (Кайгородов Б. В., 1999).

Исследования —------ ■---------------- "----------------------------------------

В [[(.следовании Б. В. Кабгорадова было обнаружено, что для под­ростков 10-11 лет н большей степени характерен конкретный идеал (48% от числа опрошенных), у 12-13-летних уже домини­рует син'готический образ (58%), а некоторые подростки говорят о том, что хотят «оставаться, быть собой». Н 14- 15 лет наблюда­ется постепенное фсфМ1грование обобщенного образа идеала (24% от числа опрошенных).

Полученные автором данные, по всей видимости, можно объяс­нить тем, что о возрасте 14-15 лег некоторая часть подростков пе­рерастает из стремления просто копировать чей-то чужой образ, у них уже сформировалась в определенной степени Я-кон цепни я, и та ее часть, которую в психологии принято называть Я-идеалыюе. выступает в данном случае этим обобщенным образом.

Собственно и идеале и проявляется общая направленность человека (здесь можно позволить себе i юрефразировать извест- ную пословицу — «скажи мне, кто твой кумир, и я скажу, кто гый). Последнее, по всей видимости, характеризует тех подрост­ков, которым пока еще не удалось сформировать спою иден­тичность «следствие довольно низкого уровня рефлексии от­носительно самого себя, ведь создание идолов — это не что иное, как бегстно от реальности, бегство от самого себя. Бездумное поклонение создает идолы, рефлексия — идеалы и зрелую Я-коицепцию.

Интересы и увлечения

Важным мотивашшнньш образованием, влияющим на все сто­роны жизнедеятельности подростка, являются его интересы. Интересы представляют одну из главных характеристик лич­ности человека, наиболее обще их можно определить как эмо­циональное проявление потребностей. Именно интересы, по мнению Выготского, выступают интегральным образованием в развивающемся сознании ребенка. Причем на этапах перехо-


да и каждого следующего периода онтогенеза отмечается свер-тымание, отмирание прежде установившейся системы интере­сен и появление новых стремлений, па которых впоследствии развиваются новые интересы: «У подростка не только появля­ются новые интересы, но отмирают старые, он не только начи­нает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к пещам, которые занимали его раньше* (Выготский Л. С, 1984).

В подростковом возрасте происходят кардинальные изме­нения в сфере интересов человека: именно на этом возрастном этапе они претерпевают значительные изменения как в коли­чественном, так и в Содержательном плане, а также в степени своего проявления, степени влияния на активность подростков.

Самым существенным в развитии интересов подростково­го периода, по мнению С. Рубинштейна, является:

1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число связанных между собою систем, приобретаю­щих известную устойчивость;

2) постепенное переключение интересов с частного и кон­кретного (кол лею (ион про вапие в школьном возрасте) на отвле­чен мое и общее, в частности рост интереса к вопросам идеоло­гии, мировоззрения;

3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни;

4) рост интереса к психическим переживаниям других лю­де]], и особенно своим собственным (юношеские дневники);

5) начинающаяся дифференциация и специализация ин­тересов, направленность интересов на определенную сферу де­ятельности, профессиональную — технику, определенную на­учную область, литературу, искусство и т. д., совершающуюся под влиянием всей системы условий, в которых происходит развитие подростков (Рубинштейн С. 2000).

■ Если рассматривав ь развитие интересов в количественном отношении, то здесь, согласно Д. И. Фельдштейну, можно вы­делить три стадии в развитии интересов.

Первая стадия характеризуется разбросанностью интере­сов, стремлением все попробовать, во всем принять участие (бо­лее 60% опрошенных учащихся 10-11 лет состояли в трех или более кружках, секциях).



Глава 4


Особенности мотиеационной сферы подростка



 


На второй стадии, в 12-13 лет, интересы детей стабилизиру­ются. В трех и более кружках занимались уже 50% школьников.

На третьей стадии подросткового возраста (14-15 лет) про­исходит дальнейшая стабилизация интересов: три занятия вы­брали только 28% школьников, а больше половины отдали пред­почтение только 1-2 занятиям (Фельдштейн Д. И., 1999).

Увлечения

Чрезмерная вы ражен нос ть интересов подростков к чему-нибудь может приобрести, по мнению А. Е. Личко, характер увлечения. Увлечения, по его мнению, составляют важнейшую черту именно подросткового возраста: «Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр». Нередко увлечения подростков могут стать причиной нарушения поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоци­ального содержания самих увлечений (Личко А. Е., 1983).

Из выделенных А. Е. Личко типов подростковых увлече­ний особенно важны эгоцентрические и информационно-комму­никативные.

Эгоцентрические увлечения — всякого рода занятия, по­казная сторона которых позволяет оказаться и центре внима­ния окружения. Чаще всего это художественная самодеятель­ность, иногда спортивные соревнования — все, что даег возмож­ность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда же относится увлечение экстрава­гантной одеждой, привлекающей взоры.

Информатшшо-коммуни кативные увлечения проявляют­ся в жажде получения новой легкой информации, не требую­щей никакой критической интеллектуальной переработки, а также в потребности во множестве понерхностных контактов. Многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, глазение на все происходящее вокруг, детективно-приключен­ческие фильмы, реже книги того же содержания, многие часы перед телевизором составляют содержание этого рода увлече­ний (Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у под­ростков. М., 1983. С. 41-45).

Что касается содержательного анализа сферы интересов и увлечений подростков, то современные исследования отмеча-


ют недостаточное их многообразие у современных подростков. Поданным В. А. 11опова, О. Ю. Кондратьевой, в свободное вре­мя подростки в основном гуляют со сверстниками, встречают­ся с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (63% от числа опрошенных), спортом занимаются около 3% подростков, а у 15% пет никаких увлечений и время они проводят и ничего­неделании (Попов В. А., Кондратьева О. Ю., 1999).

Телевидение

Среди р:м. ч 1'шых способов времяпрепроножденпя телевизор зани­мает одно из лидирующих мест. В среднем, но данным ранных исследований, школьники проводят у телевизора 4-5 часов в день. Тому причиной во многом является памш общенациональ­ная традиция проведения досуга, но все же в пору взросления телевизор становится для многих подростков идеальным сред­ством отвлечься от своих проблем, как школьных, внутрисемей­ных, так и внутриличностных. Собственные переживания, ощу­щение неуверенности и пустоты уходят на второй план, имен­но поэтому многие подростки смотрят все без разбору — телевизор выступает для них средством бегства от реальности, и это часто вызывает дополнительные конфликты между ними и родителями. Что касается зрительских предпочтений, то они мало отличаются от предпочтении подростков других стран. Так, например, анализ зрительских предпочтений 15-летних подростков из франкоязычных стран (Франция, Канада, Бель­гия) продемонстрировал их большой интерес к проблемам сек­са, моды, музыки, киносериалам, спортивным передачам и но­востям техники и полное безразличие к политическим и куль­турно-просветительским программам, научно-популярным передачам (Мельник 1". С, 1996).

Компьютер и Интернет

Среди характерных увлечений современных подростков особое

место занимает компьютер и Интернет. Наиболее обще можно выделить три группы мотивов, обусловливающих обращение подростков к этим видам врсмяпрепропождепия:

1) познавательные мотивы, связанные с поиском разнооб­разной информации;

2) мотивы, связанные с удо плети о рением потребностей в игре. Компьютеры (сюда же можно отнести игровые автоматы) предлагают все увеличивающееся количество самых разнооб-



Глава 4


Особенности мотивационной сферы подростка



 


разных игр, с другой стороны, все большая доступность компь­ютеров и Интернета приводит к тому, что для отдельных под-ростков эти увлечения уже приобретают аддиктивный харак­тер, занимая все свободное и даже учебное время;

3) мотивы, связанные с общением. Интернет для многих подростков представляет своего рода коммуникативную среду и, таким образом, удовлетворяет довольно большое число по­требностей подростка. Анонимность, невидимость субъектов общения позволяет подросткам опробовать те модели поведе­ния, которые невозможно реализовать в реальном общении. По большому счету, Интернет можно рассматривать как среду ре­ализации «идеального Я» подростка, как среду, в которой про­исходит поиск подростком своей идентичности.

Спорт

Занятия спортом, физические упражнения не входят, ко при­знанию многих исследователей, в сферу приоритетов современ­ных подростков: только небольшое число подростков занима­ются в каких-то спортивных секциях. С одной стороны, причи­ной этому могут быть материальные затруднения, которые не позволяют подростку заниматься в этих секциях и кружках, а с. другой стороны, в стране еще пока и недостаточной мерс куль­тивируется идея здорового образа жизни.

Однако занятия спортом, физические упражнения могут удовлетворять многие потребности подростков. Во-первых, они дают им возможность почувствовать, понять свое постоянно изменяющееся тело, оценить пределы своих способностей, про­верить свою силу, выносливость и, конечно же, научиться вла­деть своим телом. С другой стороны, для многих подростков основным мотивом занятий физическими упражнениями яаля- ется желание обладать стройным, тренированным телом, кото­рое соответствует современным, культивируемым средствами массовой информации идеалам женской и мужской красоты. Не менее сильным мотивом является также желание научить­ся постоять за себя. В частности, этот мотив, как правило, явля­ется ведущим у тех подростков, которые увлекаются различ­ными восточными боевыми искусствами. Здесь следует заме­тить также, что интерес к восточным боевым искусствам во многом стимулируется модой, которая поддержи кается попу­лярной печатной, кино- и видеопродукцией. Следует учитывать


также и такую психологическую черту молодых, как интерес ко всему необычному, нетрадиционному.

Многие подростки предпочитают коллективные формы спорта, поскольку они могут дать им гораздо больше, чем про­сто физическую нагрузку. Например, футбольная или любая другая команда станонится для подростка той социальной груп­пой, в которой он проводит большую чает I- времени, удовлет­воряя свои потребности в аффнлиацин и в обше-нпн.

Резюме

Б подрост ковый период в мотикашюшюй сфере человека проис­ходят кардинальные изменения. Эти изменения носят как коли­чественный, так и качественный характер.

Выстраивается иерархическая структура мотивов. С развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, они становятся более устойчивыми, многие интересы пр и нимаю/характер стой кош увлечения. Но механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возни­кающими на основе сознательно поставленной цели и сознатель­но принятого намерения. Возникновение опосредованных по­требностей делает возможным для подростка сознательное уп­равление своими потребностями и стремлениями, овладение споим ниуфгншш миром, формирование долгосрочных жизнен­ных планов и перспектив.

Главная задача подросткового возраста - обрекши проСАоста как в физиологическом, гак и в социальном плане, а 'также каче­ственное своеобразие МОТИВОВ и потребностей, возникающих в этот период.

Формирование чувства Личной идентичности — одно из важней­ших новообразован ий у подростка, она включает: телесную, сек­суальную, профессиональпую, идеологическую и моральную идентичность.

В поисках своей идентичности подросток стремится эмансипи­роваться от родителей. Обретение автономии в переходном воз­расте предполагает:

Эмоциональную эмансипацию, т. е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в ран­нем детстве;

—формирование интеллектуальной независимости, т. е. способ­ности мыслить самостоятельно, критически проверяя провоз­глашаемые кем-то утверждения, способность самостоятельно при­нимать решения;


10S


Глава 4


Особенности мотивациоиной сферы подростка



 


— помлонческую автономию, которая проявляется в самых различ­ных областях ЖИЗНИ подростков — от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпрепровождения до выбора профессии. Потребность подростков н независимости проявляется в их стремлении к пространственной автономии и экономической независимости от родителей. я

Стремление к взрослости, становление личной идентичности Приводит к тому, что у подростка начинает резко и настойчиво проявляться потребность в признании и уважении его как лич­ности.

В психологии разнития подростковый и юношеский возраст рас­сматривается как период интенсивного формирования цсшюст-ных ориентации личности. Система ценностей подростка, нахо­дящаяся еще в процессе своего становления, является относитель­но неупорядоченной и неустойчивой. Приоритетные ценности у подростков — счастливая семейная жизнь и обретение матери­ального благополучия.

Подростковый возраст можно рассматривать как наиболее сеи-зитинный период для формирования идеальных образов. Одна­ко процесс «идеалотворчестна» неоднороден, и можно обнару­жить определенные структурные изменения в его образе на раз­ных стадиях подросткового возраста.

Сфера Интересов и увлечений современных подростков недоста­точно многообразна. В свободное время подростки в основном гуляют со сверстниками, встречаются с ними дома, смотрят те-леиизор, слушают музыку, а у части нет вообще никаких увлече­ний и время они проводя тв ничегонеделании.


Э моцно i шл ь ная у стой ч и вость

Аффект неадекватности

Эмиатия

Мотив

Мотивация

Идентичность

Э гоцентрическа я установка

Воображаемая аудитория

Миф о собственной исключительности

Афф и л и ат и впая потребность

Потребность ь автономии

Эмоциональная автономия

Интеллектуальная автономия

Поведенческая автономия

Пространственная автономия

Экономическая автономия

Потребность в признании, уважении и самоуважении

Интсриор ] и аиия

Религиозность

Конформность

Смысл жизни

Увлечения


Вопросы к главе

1. Подумайте, как эгодоми нантпая установка проявляется н по­ведении подростка? Каким образом она Влияет па его успешность в деятельности?

2. Многие обеспеченные современные родители, подражающие западному образу жизни, не дают детям денег на карманные рас­ходы, объясняя это тем, что ребенок уже взрослый и может сам заработать себе на морожешк:. Как вы считаете, оправданы ли эти методы воспитания в российских условиях?

Ключевые понятия и термины

Аффективная сфера

Эмоции

Эмоциональная возбудимость


Особенности Я-концепции подростка



 


---------------------- 1----- Образ Я — совокупность образов (чувственных опущений,восприятий, представлений) и характерных образов своих дейгпшм по отношению к самому себе идругим.
Самооценка

Глава 5

Особенности Я-концепции подростка

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для все­го последующего развития и становления подростка как лич­ности. Именно в этот период, согласно мнению одного из круп­нейших отечественных психологов Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обес­печивает его целостность, способствует образованию и стаби­лизации личности (Ананьев г). Г., 1948).

В подростковом возрасте у молодых людей активно форми­руется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношении, нее более развлнаются способности проникновения вевой собственный мир.

в этом возрасте подросток начинает осознавать спою осо­бенность и неповторимость, в его сознании происходит посте­пенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способству­ет дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Основные определения Я-концепции

Я-концепция — зто обобщенное представление человека о са­мом себе, система его установок относительно собственной лич­ности (Реан А. А., 1999. с. 47).

Я-концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате кри-


 


тического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Описательную составляющую Я-концспции часто называют образом Я, составляющую же, связанную с отношением к себе или отдельным своим каче­ствам, принято называть само­оценкой.

— компонент самосознания, включающий наряду со зна­ниями о себе оценку челове­ком своих физических харак-теристик, способностей, нравственных качеств и по­ступков.

В Я-концепции имеется констатирующий реальный образ Я в настоящее время, а также Я-перспективное, т. е. то, на что'Я-реальное ориенти­ровано.

Образ тела и Я-концепция

Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются од­ними и:) основных задач периода пубертатного развития.

Этими задачам*) i«> многом и определяется развитие Я-кон-пепции подростков, и в частности их самооценка.

В этот возрастной период другой человек начинает зани­мать II жизни подростка совершенно особое место. С этим свя­зана специфика восприятия подростками физического обли ка других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом со­храняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением ка­ких-;] ибо видов деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Мнение ученых

По данным В. Н. Куниципой, в образе воспринимаемого челове­ка любого возраста главными для подростка янляются физиче-с кие особенности, элементы облики, жгем одежда, прическам ш-рюкплыюе поведение.



Глава 5


Особенности Я-концепции подростка



 


С возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и поня­тий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; и физическом облике другого че­ловека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, от­ражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповтори­мость (Вуницинэ В. П., 1968). '

Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем перено­сится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преоб­разования в организме, когда внешний облик подростка и егс физические черты начинают сильно волновать подростка, тог­да соответствие физического развития ребенка стандартам, при­нятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнуто­сти, и иди ни дуализма).

Половые различия

В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция деву­шек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ве­дущим критерием самооценки ян.'шется эффективность тела.

Подростка волнует го, что красиво и некрасиво во внеш­нем облике окружающих. В том, что касается его собственно­го тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит о г того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.012 с.)