Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребность во взаимном общенииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности а общении со сверстниками. Однако, как показывают некоторые данные, необходимо различать общение формальное, регламентированное, посвященное вопросам поведения, учебы и т. к. и неформальное, нерегламентировашгое общение с родителями. Если первое вызывает у старшею'осени ков острую неудовлетворенность, то потребность во втором не меньше, чем в общении со сверстниками, но удовлетворяется меньше чем наполовину (29,2%). При этом выявлено, что общением с матерьюудов-летворены тол ько 31,1% подростков, а общением с отцом — и того меньше —9,1% (Коп И. С, 1989), Причиной такого психологического барьера, возникающего между подростком и родителями, И. С. Кон называет «неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире», неумение принять подростка как некоторую автономную реальность, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта. «Они меня не слушают!» — самая распространенная (и иерщенно справедливая) жалоба юношей и девушек на роли- Глава 8 Подросток и семья
телей. По оценке старшеклассников, уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и с обет не иная откровенность с ними резко снижаются от 7-го к 9-му классу, и по всем этим параметрам родители значительно уступают друзьям -сверстникам опрошенных (Кон И. С, 1989. С. 114). Отношение к семье в ходгвзросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей («обесценивание» родителей — по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации ил семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно «обесценивания» родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность — «реакция эмансипации». Сделан ы даже попытки объяснить ее с эволюциолно-биологической точки зрения. Все это верно как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о «замещении родителей* группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентаци и и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами. Так, и одном исследовании немецких психологов было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким' доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последовательности — отец, подруга или друг. В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ран-жировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время — с родителями, с. друзьями, в компании сверстником своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек — на четвертом месте. Однако отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» — и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, как за- метил по поводу этих результатов И. С. Кон, с друзьями прия i -но развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, пол ученные на выборках современных ]юд-росткон, юношей и девушек, подтверждают ату тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (Реан А. А., Саннико-ва М. Ю.), в системе отношений личности к социальному окружению, определялось в том числе и отношение' к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феноме i 1 фоявления тотального негативизма (по Реану А А) — т. е. негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. Б целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности. Общение с отцом и матерью Общение с отцом и матерью в подростковом возрасте складывается по-разному. В разных странах в подавляющем большинстве подростки средних и старших классов предпочитают обращаться по всем вопросам, связанным с личностными, социальными, учебными и даже мировоззренческими проблемами, к матери, а не к отцу (Райе Ф., 2000). Старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество в «информационной сфере», обсуждении политики, спорта. Психологические причины такого предпочтения у подростков — в жесткости и инструмен-тальности мужского характера, затрудняющих взаимопонимание и компромиссы, а также в том, что отцы проводят с подростками значительно меньше времени. Наличие определенных культурных запретов приводит к тому, что темы полового созревания и интимные отношения занимают последние места в разговорах с родителями, т. е. важ-Нейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с Глава 8 Подросток и семья
родителями «изымается». Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Чем больше родители «нажимают» па поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые аспекты, тем суше становятся отношения (Кон И. С, 1989). Подросток и семейное воспитание
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.252.16 (0.008 с.) |