Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ГипертимныЙ тип Важнейшей особенностью гипертимов является их большая Водвижность, активность, склонность к озорству, неугомон- Глава 11 Дисгармоничность характера
Таблица 11.3 Распространенность различных типов акцентуаций в группе делинквентов (по данным Реана А. А., 1991)
циппной работы е учащимися. Однако в силу ограниченности возможностей мы попросили их включить в список для психологического консультирования только тех учащихся, которые оценивались бы педагогами как «очень трудные*, вызывающие чрезвычайную тревогу педагогов и даже имеющие криминальный потенциал. Из восьмисот (!) учащихся было отобрано педагогами только диадцать таких, моих мнению, «особых*. Последующая наша работа показала, что все 100% этих учащихся оказались гиперти мам н. Но при атом у многих из них не было обнаружено каких-то дополнительных факторов делинквент-Bdго поведения, кроме характерной для гипертимон неусидчивости, недисциплинированности и вообще повышенной активности.
ность, общительность, болтливость. В учебном процессе все это проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие может перерастать в формирование устойчивого негативного отношения педагога к такому учащемуся. Формирование жесткого негативного отношения часто может проходить незаметно для самого педагога. Становление устойчивого стереотипного негативного отношения облегчается за счет того, что именно гипертим больше всего чисто ннешне мешает педагогу в проведении занятия. И это со временем може i искаженно восприниматься как злонамеренное поведение, демонстрация со стороны ученика неуважения и неприязни к педагогу Подобная искаженная интерпретация причин поведения гипертима педагогом подкрепляется к тому же еще и такой свойственной гипертимам особенностью поведения, как недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или i ю возрасту). Крайним вариантом формирования негативного отношения может быть тотальная негативная оценка педагогом личности учащегося, его поведения и причин такого поведения. Оценка педагогами учащихся гипертимного типа В качестве примера приведем следующий факт из нашего опыта практического психологического консультирования (Реан А., 1988). Педагогам одного из учебных заведений была предан'' жена помощь в проведении психолого-педагоги ческой коррек- Псих ол о го-педагогическое коне ультирование При работе с гипертимами педагогам следует иметь в виду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуациях строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. В таких ситуациях повышается вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, но и вспышек гнева и конфликта с педагогами (воспитателями, родителями). Для того чтобы предупредеть у педагогов формирование устойчивого негативного отношения к учащемуся-гипертиму, психологу целесообразно проводить коррекпионную работу не Только с учащим ися, по и с самими педагогами. Практика показывает, что часто эффективным оказывается уже только разъяснен ие педагогу сущности, особенностей и механизмов ги-пертпм ного i юнедения. При этом следует особо обратить внимание на то, что основой недисциплинированности и неусидчивости (а также иных аналогичных поведенческих реакций) является определенная характерология, по не негативная учебная Мотивация. А тем более не негативное, неприязненное oi ношение учащегося к педагогу. Статистика -------------------------------------------------------------------------- В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за рйй-личные правонарушения, гипертимная и неустойчивая акцептуация составляет 76% (Реан Л., 1993,1999). Глава 11 Дисгармоничность характера
Делинквснтность гипертимов обусловлена, скорее, не четко выраженными антисоциальными установками, а легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группиронания и склонности к риску. Однако эти «легкие!- прич ины обусловливают все-таки достаточно высокий риск делинквентного поведения среди гипертимов. По нашим данным, гипертимныЙ в совокупности с неустойчивым типом (в своем исследовании мы не диффе-ренцировали эти два близких характера) являются наиболее значимыми факторами риска делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями. Возбудимый тип Главные особенности возбудимого типа — импульсивность поведения, его обусловленность влечениями и нсконтролирую-щими побуждениями. В области социального взаимодействия это проявляется как крайне низкая терпимость. Знание педагогом этих особенностей и готовность проявлять соответствующие реакции уже сами по себе имеют позитивное значение. Такая готовность может играть роль превентивного фактора и таким образом предупреждать возможные срывы педагога по типу «импульсивность — на импульсивность», «нетерпимость — на нетерпимость*. Поэтому важной задачей психологической службы является не просто диагностика возбудимых ак- центуантов, но и соответствующее информирование педагогов. При этом наиболее целесообразно проводить повышение психологической компетентности педагогов относительно возбудимой акцентуации не вообще, а решая конкретную психолого-педагогическую задачу, проводя анализ личности и поведении конкретного учащегося. Что касается формирования готовности у педагога к проявлению неконтролируемых побуждений, импульсивности и агрессивности возбудимого акцентуанта, то эту задачу педагог может решить лишь сам. Для ее успешного решения необходима работа по самокоррекции некоторых своих личностных установок и привычных поведенческих реакций. По существу, это работа по самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионализма, Психолог может здесь только помочь педагогу в формировании соответствующей мотивации, а также в обучении некоторым методам саморегуляции и техники эффективного общения. Статистика Поданным различных исследований, среди подростков возбудимой акцептуации доля дел инк вентой составляет ОТ (36%) (Реан А,, 1990) до 61% (Личко А., 1983). Возбудимый тип акцентуации является явным фактором риска делинквентного поведения. По данным А. Личко, он (терминологическое соответствие — «эпилептоидный») занимает второе место но частоте делинквентности среди всех типов акцентуаций (Личко А., 1983). По нашим данным, возбудимой акцептуации принадлежит третье место но распространенности в группе делинквентов (Реан А., 1991). На этом фоне то, что 56% случаев, как показывают наши исследования (там же), педагоги не замечают в личности возбудимой акцентуации, представляется слишком большой величиной. Возбудимый тип является не только одним из наиболее часто встречающихся среди делинквентов. Дело в том, что именно возбудимые акцентуанты чаще всего «дают» насильстве! i ные деликты, которые наиболее опасны с социальной точки зрения и имеют, кроме того, наиболее суровые правовые последствия. Эмотивный тип Во взаимодействии с эмотивным подростком чрезвычайную Важность приобретают эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость педагога. В силу того что потребность в сочувствии и сопереживании у них актуализирована и ярко выражена, соответствующее эмпатийное поведение педагога оказывается чрезвычайно желательным. Эмоциональной отзывчивостью, сочувствием и сопереживанием в данном случае можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и отчаянными усилиями. Как правило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений с эмотивной личностью. Однако следует учитывать чрезвычайную эмоциональную чувствительность эмотивных акцентуантон и, вследствие этого, высокую изменчивость их настроения. Фальшь, а гем более безразличие и черс гиость амотивные личности чув-Ввуют чрезвычайно тонко и быстро реагируют на это измене- ||!к м отношения и поведения. Глава 11 Дисгармоничность характера
Статистика Согласно данным различных исследований, доляэмотинных (терминологическое соответствие - «лабильных*) аюдентуантов и группе делинквентов составляет 36% (Личко А., 1983, Реан А., 1991). Особо негативным и тревожным представляется нам, что, как показы иают наши исследования, именно эмотивные пики в характере подростка остаются незамеченными педагогами чаше всего или даже во всех 100% случаев (Реан А., 1991). Иначе говоря, педагоги не замечают в подростке-делинквенте таких особенностей, как повышенная чувствительность и впечатлительность, которые характерны для эмотивлого типа. Этот факт тревожен еще и потому, что значительное число подростков-делинквентов, как показывают исследования, проходят через эмоциональную денривашпо. Но эмоциональная деприва! [ия сама по себе часто может являться одним из i lycKO-вых механизмов делинквентности. Для эмотивных же подростков эмоциональная депривация может иметь особо негативные последствия. И наоборот, наличие эмоционального контакта педагога с таким подростком может дать чрезвычайно положительные результаты. В целом мы полагаем, что не слу чайно чаще всего педагоги не замечают в подростках-дсимн. центах именно эмотинноети. Нам представляется, что здесь имеет место блокиронание адекватного познания педагогом личности подростка-за счет действия определенного стереотипа подрост ка-делинквента (Реан А.. 1990,1991). Психолого-педагогическое консультирование Эмотивные подростки нуждаются в сочувствии и сопереживании в наибольшей степени. Именно эти подростки особенно чувствительны к тому, что «их не понимают*, именно они наиболее остро реагируют на различные «проколы» в педагогическом общении. Застревающий тип Главной особенностью этого типа является застревание афф<.|-та, высокая устойчивость и длительность эмоционального oi клика, обидчивость. В связи с этим необходимо учитывать, что даже случайно обидев, неправомерно «задев» такого учащегося, педагог может надолго потерять с ним личный контакт. Потеря кон гакта и застревание на обиде может оказаться не толъ-ко на личностных взаимоотношениях, нон на отношении к предмету, на учебной успеваемости. Установлено, что отношение к предмету («люблю — не люблю», «нравится — не нравится») опосредовано отношением ученика к учителю. Долгое время считалось, что зависимость отношения к предмету от отношения к учителю характерна в основном для учащихся младших классов: начальная школа и -5-7-й классы средней школы. Однако наши исследования показали, что эта зависимость сохраняется и в старших классах, и даже в высшей школе. Отношение к преподавателю входит в первую тройку значимых факторов, обусловливающих привлекательность предмета (Реан А., 1987). Устойчивость аффекта и обидчивость у застревающего ак-центуанта во взаимоотношениях со сверстниками проявляется аналогичным образом. Однако в данном случае негативное изменение личного отношения часто с о про и о ж даете я вынашиванием плана мести, ответа обидчику. Эта месть может быть до- ста точно тонкой, отсроченной по времени. Статистика --------------------------------------------------------------------------- Из различного типа акцентуаций характера застревающий занимает по рас пространности среди делинквентов 5-6-е ранговое место, что составляет 24% (Реан А., 1991). Психопедагогическая коррекция может идти в двух направлениях. Первое — учет педагогом личностных особенностей застревающего акцентуанта в процессе взаимодействия (общения и деятельности) с ним. Что допустимо или даже целесообразно в отношении других учащихся, может быть совершенно недопустимым в отношении застревающих. Второе направление — психопедагогическая коррекция личности, системы установок и поведения самого застревающего акцентуанта. Эта работа может проводиться «вообще», без конкретной 1 повода, в виде спонтанных бесед при любом удобном случае. Иногда несущие коррекционный потенциал фразы, мысли могут быть обращены как бы и не к самому акцепт у Глава 11 Дисгармоничность характера
акту, а к группе в целом. Они могут проходить, например, в виде общих рассуждений о нецелесообразности длительных обид, мстительности уже хотя бы с точки зрения разрушения нервно-психического и соматического здоровья самого обижающего. Здесь есть много вариантов воздействия — от эмоционального-суггестивного, внушающего до рационального разъяснения, с опорой на научные факты. Работа пи психопедагогической коррекции застревающего акцептуанта может проводиться не только «вообще», но и по конкретному поводу, по конкретной ситуации обиды, застревания аффекта. В этом случае, конечно, требуются особое мастерство и осторожность, так как личность находится в * остром* состоянии. Воздействие педагога не должно усугубить ситуацию. Вместе с тем воздействие на этом этапе чрезвычайно желательно, так как собственно помощь педагога и психолога такому акцентуанту во многом и состоит в ускорении его выхода из «застревания*. Психопедагогическая коррекция в данном случае носит ситуативный характер и связана с коррекцией отношения личности к конкретной ситуации, к конкретному человеку. Если при этом ситуативная коррекция опирается и на вышеуказанные общие стратегии коррекции личности, то она вносит свой вклад в общее повышение устойчивости и социальной адаптации застревающего акцентуанта. Распространенность застревающей акцентуации в группе подростков-делинквентов не так уж высока, хотя все-таки заметна. Более тревожным нам представляется другой факт, связанный с тем, насколько педагоги плохо замечают в своих учащихся этот тип акцентуации. По нашим данным, в 83% случаев педагоги не замечают, не обращают внимания на выраженную застревающую акцентуацию личности (Реан А., 1991). Этот факт, возможно, особо тревожен, потому что касается он учащихся с асоциальной направленностью, с девиациями поведения, с выраженной социальной дезадаптацией и с делинквент -ным поведением. Демонстративный тип Главной особенностью при демонстративной акцентуации является жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания. Эта особенность обусловливает как само поведение демонстративного акценту- анта. так и особенности психолого-педагогического взаимодействия с ним. Подчеркнутое игнорирование такой личности, проявление в активной форме позиции *ты ничем не выделяешься на общем фоне* является исключительно сильной мерой воздействия. Однако реакции на такую позицию могут быть самыми различными — от гиперактуализации потребности выделиться до аффективного взрыва, установления резко отрицательного отношения к лицу, от которого исходит идея игнорирования и усреднения. Гиперактуализация демонстративной потребности может выражаться на поведенческом уровне даже в форме демонстративного суицида или демонстративной делинквент -HOCTii, т. е. потребность привлечь к себе вии мание, выделиться может привести к попытке самоубийства (как правило, демонстративной) или к словесным угрозам этого. Что касается де-линквентности, то действительно возможным мотивом проти- Ерправного поведения может стать желание привлечь к себе внимание, когда это не удается сделать иным образом. Однако чаще всего эта проблема решается через фантазирование или самооговоры, в том числе и в плане собственных криминальных наклонностей (способностей), а также якобы сопершенных когда-то противоправных действий. Психолого-педагогическое консультирование -------------------- Следует быть осторожным в «разоблачении» фантазий, выдумок лемонстрш инн ых акцептуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана («он не такой, каким себя представляет») часто является невыносимой для демонстративной личности. -Реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные; попытки суицида, побеги ил дома, ухода из школы, попытки превратить выдумку в реальность любым способом. Что касается распространенности демонстративной акцентуации среди делинквентов, то данные на этот счет не однозначны. По одним исследованиям, демонстративные акцентуанты достаточно широко представлены в группе делинквентов (52%) и занимают по этому критерию третье место (Личко А., 1983). По другим сведениям, доля демонстративных акцентуаптов в Группе делинквентов незначительна — менее 10%, что не позволяет говорить о данном виде акцентуации как об особо де-линкиеитои (Реан А., 1991). Глава 11 Дисгармоничность характера
Особенности поведения девушек-подростков с демонстративной акцентуацией В процессе пс и холо го-педагоги чес кой и психокоррекцией но ii работы с демонстративными акцентуантами-девушками целесообразно ненавязчиво и тонко выходить на иной аспект проблемы. А именно на проблему виктимного поведения и, следовательно, на вопрос о риске оказаться включенным в криминальную ситуацию, но уже в качестве жертвы. Эгоцентризм девушки-подростка, демонстративность поведения и жажда внимания часто определяют ее виктимное поведение в криминаныюй ситуации, которое может оказать стимулирующее (или провоцирующее) воздействие на поведение совершающего насилие преступника и на все дальнейшее развитие криминогенной ситуации. Резюме Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер — это и есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Однако все- таки между характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения человека являются в целом более динамичными, более подвижными, а черты характера — более неизменными, более статичными. II психологии принято выделять следующие группы отношении человека: отношение к другим людям, отношение к самому себе, отношение к миру вещей и явлений, отношение к делу. Нетрудно заметить, что различные черты характера действительно связаны с определенными отношениями. Например, такие черты характера, как увлеченность, самостоятельность, трудолюбие, связаны с отношением к делу; эгоцентризм, самовлюбленность, неуверенность, застенчивость отражают отношение к себе; доброжелательность, альтруизм, отзывчивость или, наоборот, агрессивность, черствость, нетерпимость выражают отношение к другим людям. Однако на этом же примере наглядно видны и отличия между психологической теорией характера и психологической теорией отношений. С точки зрения теории характера, отзывчивость, чувствительность, к примеру, является устойчивой личностной особенностью определенного человека, которая неизменно проявляется в конкретных жизненных ситуациях. С точки же зрения теории отношений, один и тот же человек МО" жет проявлять высокую отзывчивость, чувствительность но отношению к одним люден и этот же человек может демопст|>пр<>" вать образцы черствости, нечувствительности по отношению к другим людям. Особенности черт характера чрезвычайно разнообразны. Но особенности отношений личности еще более разнообразны и вариативны. Акцентуация — это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности и о i лишении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптации* В некоторых специфичных ситуациях. Следует предостеречь от одной из распространенных практических ошибок, а именно от трактовки акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можнп неголь-ко услышать в устных выступлениях и на лекциях, но Я обнаружить в весьма солидных публикациях. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией харакчера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил столь заметное распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию (Леон- гард К., 1981). Можно даже сказать, что человек без намека на ■ акцентуацию хоть и не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, по столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отли-чается в положительную. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно соци-альни положительно или же. напротив, социально отрицательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцептуация является не патологией, а крайним вариантом нормы. Акцентуации широко распространены среди подростков, и, к сожалению, очень часто именно люди с такими чертами характера Проявляют делилквентное и даже противоправное поведение. Это делает особенно важным чуткое профессиональное отношение воспитателе!] и педагогов к их акцентуированным подопечным. Увы, на сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что воспитатели в подавляющем большинстве случаев не замечают или неправильно реагируют на акцентуации характера подростков. Это проблема, которую можно решить только совмести ыми усилиями педагогов и психологов. осы к главе 1. Как щи помните, для людей с эмотивным типом акцентуации личности характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмо- Глава 11
циональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Почему же больше трети подростков этого типа проявляют асоциальное поведение? 2. В чем причина того, что педагоги настолько плохо оценивают некоторые акцептуации своих учеников, а эмотивнуюу подрост-ков-делинквентов не определяет практически никто? 3. Как выдумаете, почему, казалось бы, спокойные, уравновешенные подростки педантичного типа а три раза чаще встречаются среди делинквентов, чем, например, тревожные или демонстративные? Глава 12 Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
Ключевые понятия и термины Акцентуация Характер Д елип к вентность Возбудимый тип Лабильный тип Гипортимный тип Дистимический тип Демонстративный тип Пиктимное поведение Застревающий тип Педантичный тип Тревожный тип Циклогпмический тип Экзальтированный таи Э мотив пый тип Психосексуальное развитие Половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Его специфическими функциональными признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) удевочек и дякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Средний ипз-раст менархе колеблется от 12,4 до 14,4 года, э возраст эякуляр-хе от 13,4 до 14 лет (Исаев, Каган, 1986. С. 149). В основе полового созревания лежат гормональные изменения, плекушие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании.
Повышенная секреция половых гормонов (у 18-летнего юноши она в 8 раз выше, чему 10-летнего мальчика) объясняет и так называемую подростковую (юношескую) гиперсексуальность, которая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях, бурных эротических фантазиях, мастурбации и т. д.«В четырнадцать лет мое тело будто взбесилось*, — сказал 16-летний юноша, и под этим признанием могли бы подписаться очень многие его сверстники. Глава 12 Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
Исследование Сексуальные фантазии связаны С повышением уровня тестостерона не только у взрослеющих мальчиков-тинейджере) в.. Исследования девочек в возрасте от 13 до 16 лет дают сходные результаты; гак, уровень андрогенов (из них тестостерон — самый известный гормон) прямо отражал количество сексуальных фантазий (Чалдини, 2002).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.01 с.) |