Трансформация аддиктивного поведения в зависимое поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансформация аддиктивного поведения в зависимое поведение



Переход аддиктивного поведения в зависимое определяется рядом факторов, которые в соответствии с природой самого человека традиционно делятся на социальные, психологиче­ские и биологические.

Социальные факторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.

Психологические факторы: тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживап не, выработка гедонических установок, страх причинить себе ре­альный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.

Биологические факторы: степень изначальной толерантно­сти (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость),, отягощение наследственности, органические поражения мозга,



Глава 14


Аддиктивное поведение подростков



 


хронические болезни, природа употребляемого вещества (Лич-коА. Е„ Битенский В. С, 1991).

Мнение ученых

Сегнл (В. Segal) обнаружил следующие психологические особен­ности лиц с аддиктикными форйами повеления; сниженная пе­реносимость трудпостей повседневной Лизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс непол­ноценности, сочетающийся с внешни проявляемым превосход­ством; внешняя социабедьиость, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональны МИ контактами; стремление говорить неправду; стремление обвинять других, зная, что они невинов­ны; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стремление к стереотипному поведению; зависимость; тревож­ность (Метщелевич В. Д., 2001. С, 79).

Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенно­сти к аддиктивному поиедемию и трансформации его в зависи­мое поведение.

Факторы риска, выделяемые в зарубежных исследова­ниях (Drug Abuse Prevention At Risk groups, 1997).

Демографические факторы: возраст, пол, национальность, раса, образование, занятость, доход семьи.

Психосоциальные факторы: семейные нарушения и дис­функции; семейное злоупотребление психоактивными Вбще- с i ними и нарушения эмоциональных взаимоотношений роди­телей; уровень поддержки положительных школьных установок; дисфункции школьной среды; низкая мораль и нравственность учителей.

Макросоциальные факторы: терпимость общества к пси­хоактивным веществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная с наркотиками, высокий уровень их потребления): уровень общественной поддержки борьбы со зло­употреблением психоактивными веществами.

Биологические и генетические факторы: соматические забо­левания, задержка психического развития, пшерактивпость и де­фицит внимания, поиск ноных ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей и родственников (Курск 11. С, 2000).

Для подростков актуальна проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом или


хотя бы допустимом направлении, ибо молодежь особенно нуж­дается в социальном признании, самоутверждении опять же при недостаточных возможностях (Гилинский Я., Гурвич И., Руса­кова М„ Симпура Ю., Хлопушин Р., 2001. С. 13).

В одном исследовании (М. Цукерман) выделяется особый

,тип поведения, который назван поиском ощущений. Поиск ощущений (ПО) ■.но поведение, связанное с потребностью в новых ощущениях и переживаниях, характеризующееся стрем­лением к физическому и социальному риску ради этих ощуще­ний. Такое поведение является индивидуальной особенностью субъекта, стремящегося поддерживать оптимальный уровень возбуждения организма. Ради этой цели подростки с высоким уровнем ПО могут экспериментировать с различными видами ПАВ. Любопытство и желание новых ощущений автор рассмат­ривает как фактор приобщения подростков к психоактивным веществам (Менделевич В. Д, 2001).

В другом исследовании (Е. Bern) у человека выделяется

; шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структу­рированию времени, голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из пере­численных видов голода обостряется. Человек не находит удов­летворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуля­цией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приори­тет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запа­хам, ярким изображениям), признания неординарностью по­ступков (в том числе сексуальных), заполненности времени событиями (Менделевич В. Д.. 2001).

Психолого-педагогическое консультирование --------------------

В зарубежных исследованиях акцентируется особая роль жесто­кого обращения родителей с детьми (сексуального, физического, психологического, ритуального) в развитии у них зависимости от психоактивных веществ. Под психологическим насилием (Bonner В., 1995) понимает такие паттерны поведения, как унижение, оскорб­ление, издевательства, высмеивание ребенку (Руководство по пре­дупреждению насилия.над детьми, М„ 1999. С. 26).



Глава 14


Аддиктивное поведение подростков



 


Согласно мнению И.С. Кона, социальные факторы, способству­ющие девиантному поведению, в некоторой степени совпадают для разных его форм. Это школьные трудности, жизненные трав­матические события, влияние определенной девиантной субкуль­туры или ipyimbj. Самыми важными индивидуально-личностны­ми факторами считаются локус контроля и уровень самоуваже­ния (Кон И. С, 1989. С. 251). *



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.007 с.)