Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. 11редметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R., 1959) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее. чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрес-сивными и неагрессивными подростками обнаруживаются постс- пенн идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными, то есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных i юдростков оказалась высокой и достаточно близкой по средиегругтповому показателю. Последний факт, по нашему мнению, может быть проинтерпретирован как еще одно проявление особого значения матери в системе привязанностей и социальных отношений подростка. Очевидно, нарушения идентификации с матерью могут быть обнаружены не при любых, а только при очень серьезных нарушениях развития личности. Так, в одном исследовании (Реаи Л. А., Саяникова М. Ю.. 1996) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определилось и отношение к отцу.;| также к сверс г-никам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным, Было установлено, что снижение ноложитель- ного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативнзации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.
Формирование просоци-ального, неагресси иного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречии и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социал изации неагресси иного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а гакже воспитание системы личностных диспозиции, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом. Особенности подростковой агрессии Агрессия и характер ЙЗольшинсгну существующих в современной психологии теории агрессии не противоречит идея о взаимосвязи агрессии с Глава 13 Подростковая агрессия
теми или иными конкретными устойчивыми поведенческими паттернами. Или в других'Терминах — идея о взаимосвязи агрессии с определенными характерологическими типами. Предметом одного исследования (Реан А. Л., 1997) было выявлен не взаимосвязи уровня агрессии с определенными характерологическими особенностями подростков 14-17 лет. Ожидаемыми и прогнозируемыми оказались полученные результаты, из которых следует вполне конкретная, четкая и сильная связь между возбудимой характерологией и различными проявлениями агрессии. «Возбудимость» положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, а также с косвенной агрессией. Как известно, i ^ентральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и i [сведения у таких людей в значител ьной мере обусловлена не логикой, не рациональным оцениванием своих поступков. а импульсом, нлечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость. Неожиданными оказались результаты, которые устанавливают недвусмысленную и вполне определенную связь между демонстративной характерологией и агрессивностью личности. Более того', оказалось,.'1то структура связей в диаде «дсмон-стративность—агрессия» практически полностью идентична структуре связей в паре «возбудимость- -агрессия». Разница состоит не в структуре связей, а лишь в их силе. «Демонстра-тивноетъ» положительно коррелируете вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной и косвенной агрессией. Такая четкая и многоканальная связь демонстративное™ личности с агрессией действительно i гредставлястся неожиданной и странной, так как центральными, сущностными особенностями демонстративного поведенческого паттерна являются, как известно, вовсе не агрессия, а другие поведенческие особенности. К таким особенностям демон страт и иной личности традиционно относятся потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления Агрессивного поведения.
Так, установлено (Кова-лсв П. А., 1996), что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девоче к также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет ив 13 лет. Сравнение степени выра-
женности различных компо-nei пои агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной.Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербаль-Ья-фиЗИЧ£СКая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросс-культуральной, характерной для подростков различных этносов (Зоуир Али Рашид, 1999). Развитие различных форм агрессии В исследовании (СеменюкЛ. М„ 1996) было показано, что если у 10-11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то но мерс взросления у подростков 14--15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со пжжением проявления физической агрессии с возрас- Глава 13 Подростковая агрессия
том. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаружииаются именно н 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами. Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация, ТО есть хотя они и выражены неодинаково, по различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования (Семенюк Л. М., 1996), уже в возрасте 12-13 лет как у мальчикои, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессин, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса—Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная. В более старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые Представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков вес формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.
Статистика Исследования связи агрессивного поведения с. социальным статусом подростка н группе сверстки коп показали, что среди иод-ростков е наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% состаа опт ища с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено также, что среди «эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% - ншкий уровень агрессии. Относительно выраженное in различных пиши агрегатного поведения в ЭТОЙ группе подростков можно отметить, что наиболее часто встречается прямая физическая агрессия — 43% лиц с высоким социометрическим статусом склонны именно к ней. У 30% «эмоциональных лидеров» ведущим способом ai-рессивпого поведения является прямая вербальная афессия, а у 27% — косвенная вербальная (Ковалев П.. 1996). Агрессивность и конфликтность Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как оы не случайно, а па том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрес- еипмостьюи конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свойств (насту- пателыюсть, (кныльчипость, обидчивость, нетерпимость и др.). Однако наличие таких корреляционных связей, на самом деле, еще не дает оснований для отождествления понятий. С содержателы ш-психологической точки зрения понятия ^агрессивность» и-s конфликтность* обозначают различные психологические феномены, что находит отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. А кроме того, па поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исютючает такой взаимосвязи и при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной пред почитаем остью личности. Самооценка подростка и агрессивность Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с Самооцс-нкоЛ подростка. Общая тенденция здесь заключается в Глава 13 Подростковая агрессия
наличии прямой связи: чем выше уроиень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальном агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности. В одном исследовании (РеанД А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14-17 лет коррелирует с уровнем обшей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии. Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие как самооценка-способности к лидерству и самооценка своего «физического Я>, коррелируют с негативизмом. Таким образом, оппозиционная манера поведен ия, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой сноих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телеснос совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен втом случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся* в одной личности. В том же исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что вербальная афессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна иысокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом. Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А., 1999), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю,.экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по ypoBi пи самооценки. Так, ее ли в группе высокоафессивных подростков высокую самооценку
имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагресси впых имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущестиси-но) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор. эта ситуация может провоцировать проявление aqjeccHH. Специальные исследования, проведенные по этому поводу (Дандарова Ж. К., Реан А. А., 1999), показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (опенка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и пнешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм афессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.90 (0.009 с.) |