Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии

Поиск

Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные под­ростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. 11редметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R., 1959) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подрост­ков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее. чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом ока­залась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрес-сивными и неагрессивными подростками обнаруживаются постс- пенн идентификации с отцом. Соответствующие различия по сте­пени идентификации с матерью оказались менее выраженными, то есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных i юдростков оказалась высокой и достаточно близкой по средиегругтповому показателю.

Последний факт, по нашему мнению, может быть проин­терпретирован как еще одно проявление особого значения ма­тери в системе привязанностей и социальных отношений под­ростка. Очевидно, нарушения идентификации с матерью мо­гут быть обнаружены не при любых, а только при очень серьезных нарушениях развития личности. Так, в одном иссле­довании (Реаи Л. А., Саяникова М. Ю.. 1996) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определилось и отношение к отцу.;| также к сверс г-никам) именно отношение к матери оказалось наиболее по­ложительным, Было установлено, что снижение ноложитель-


ного отношения к матери, увеличение негативных дескрипто­ров (характеристик) при описании матери коррелирует с об­щим ростом негативнзации всех социальных отношений лично­сти. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаменталь­ный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех лич­ностей, для которых характерно негативное отношение к соб­ственной матери. В целом, как установлено в исследовании, не­гативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

— в концепции агрессии/ враждебности Басса—Даркя оппозиционная манера пове­дения, обычно направленная против авторm ета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротив­ления, так и в форме актив­ной борьбы против действу­ющих правил, норм, обычаев.
—феномен Проявленияотри­цательного отношения ко всем социальным объектам, явлениям и нормам.

Формирование просоци-ального, неагресси иного поведе­ния личности связано не толь­ко с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую оче­редь) с активным социальным научением неагрессивным фор­мам поведения, конструктив­ным способам разрешения про­тиворечии и реализации различ­ных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее вы­раженные различия между аг­рессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении аг­рессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социал изации неагресси иного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а гакже воспитание системы личностных диспозиции, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фру­страцию относительно приемлемым образом.

Особенности подростковой агрессии Агрессия и характер

ЙЗольшинсгну существующих в современной психологии тео­рии агрессии не противоречит идея о взаимосвязи агрессии с



Глава 13


Подростковая агрессия



 


           
   
 
 
 
   

Половые различия развития агрессии у подростков

вербальная агрессия
Спонтанная агрессии
Косвенная агрессия

теми или иными конкретными устойчивыми поведенческими паттернами. Или в других'Терминах — идея о взаимосвязи аг­рессии с определенными характерологическими типами.

Предметом одного исследования (Реан А. Л., 1997) было выявлен не взаимосвязи уровня агрессии с определенными ха­рактерологическими особенностями подростков 14-17 лет.

Ожидаемыми и прогнозируемыми оказались полученные результаты, из которых следует вполне конкретная, четкая и сильная связь между возбудимой характерологией и различны­ми проявлениями агрессии. «Возбудимость» положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, а также с косвенной агрессией.

Как известно, i ^ентральной особенностью возбудимой лич­ности является импульсивность поведения. Вся манера обще­ния и i [сведения у таких людей в значител ьной мере обусловле­на не логикой, не рациональным оцениванием своих поступков. а импульсом, нлечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, обще­ния для них характерна крайне низкая терпимость.

Неожиданными оказались результаты, которые устанавли­вают недвусмысленную и вполне определенную связь между демонстративной характерологией и агрессивностью личнос­ти. Более того', оказалось,.'1то структура связей в диаде «дсмон-стративность—агрессия» практически полностью идентична структуре связей в паре «возбудимость- -агрессия». Разница состоит не в структуре связей, а лишь в их силе. «Демонстра-тивноетъ» положительно коррелируете вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной и косвенной агрессией. Та­кая четкая и многоканальная связь демонстративное™ лично­сти с агрессией действительно i гредставлястся неожиданной и странной, так как центральными, сущностными особенностя­ми демонстративного поведенческого паттерна являются, как известно, вовсе не агрессия, а другие поведенческие особенно­сти. К таким особенностям демон страт и иной личности тради­ционно относятся потребность и постоянное стремление про­извести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения явля­ется самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в кото­рых эта личность занимала центральное место.


Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у дево­чек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления Агрессивного поведения.

— выражение негативныхчувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).
— самопроизвольная агрес­сия, не являющаяся прямой реакцией на ситуационное воздействие.

Так, установлено (Кова-лсв П. А., 1996), что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девоче к также обнаруживают­ся два пика: наибольший уро­вень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет ив 13 лет.

Сравнение степени выра-

— агрессия, окольным путем направленная та другое лицо,

женности различных компо-nei пои агрессивного поведения у мальчиков и девочек показа­ло, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербаль­ной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной.Таким образом, для мальчиков наиболее характер­но не столько предпочтение агрессии по критерию «вербаль-Ья-фиЗИЧ£СКая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма ока­зывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физиче­ской), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросс-культуральной, характерной для подростков различных этносов (Зоуир Али Рашид, 1999).

Развитие различных форм агрессии

В исследовании (СеменюкЛ. М„ 1996) было показано, что если у 10-11-летних подростков преобладают проявления физиче­ской агрессии, то но мерс взросления у подростков 14--15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не свя­зано со пжжением проявления физической агрессии с возрас-



Глава 13


Подростковая агрессия



 


том. Максимальные показатели проявления всех форм агрес­сии (как физической, так и вербальной) обнаружииаются имен­но н 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физи­ческой агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.

Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует доста­точно слабая дифференциация, ТО есть хотя они и выражены неодинаково, по различия между ними по частоте встречаемос­ти невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными фор­мами агрессии обнаруживаются более четкие и явные разли­чия по частоте встречаемости.

Структура проявления различных форм агрессии обуслов­лена одновременно как возрастными, так и половыми особен­ностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доми­нирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незна­чительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.

Однако, как показывают исследования (Семенюк Л. М., 1996), уже в возрасте 12-13 лет как у мальчикои, так и у дево­чек наиболее выраженной оказывается такая форма проявле­ния агрессин, как негативизм. Напомним, что под негативиз­мом в концепции агрессии/враждебности Басса—Дарки пони­мается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы про­тив действующих правил, норм, обычаев.

Второе место по частоте встречаемости в указанный воз­растной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная.

В более старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у маль­чиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые Представлены практически одинаково), а у девочек — вербаль­ная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у маль­чиков вес формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.


 


Статистика

Исследования связи агрессивного поведения с. социальным ста­тусом подростка н группе сверстки коп показали, что среди иод-ростков е наиболее высоким социометрическим статусом («эмо­циональные лидеры») 48% состаа опт ища с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено также, что среди «эмо­циональных лидеров» 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% - ншкий уровень агрессии. Относительно выраженное in различных пиши агрегатного по­ведения в ЭТОЙ группе подростков можно отметить, что наиболее часто встречается прямая физическая агрессия — 43% лиц с вы­соким социометрическим статусом склонны именно к ней. У 30% «эмоциональных лидеров» ведущим способом ai-рессивпого по­ведения является прямая вербальная афессия, а у 27% — косвен­ная вербальная (Ковалев П.. 1996).

Агрессивность и конфликтность

Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимич­ное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осу­ществляется как оы не случайно, а па том основании, что в ис­следованиях выявляются корреляционные связи между агрес- еипмостьюи конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свойств (насту- пателыюсть, (кныльчипость, обидчивость, нетерпимость и др.). Однако наличие таких корреляционных связей, на самом деле, еще не дает оснований для отождествления понятий. С содержателы ш-психологической точки зрения понятия ^агрес­сивность» и-s конфликтность* обозначают различные психоло­гические феномены, что находит отражение как на уровне со­временных теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. А кроме того, па поведенче­ском уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с по­пулярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпириче­ском уровне, не исютючает такой взаимосвязи и при определен­ных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной пред почитаем остью личности.

Самооценка подростка и агрессивность

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с Самооцс-нкоЛ подростка. Общая тенденция здесь заключается в



Глава 13


Подростковая агрессия



 


       
   


наличии прямой связи: чем выше уроиень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Та­кая взаимосвязь характерна как для инструментальном агрес­сии, так и для другой формы агрессии — враждебности.

В одном исследовании (РеанД А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14-17 лет корре­лирует с уровнем обшей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к прояв­лению физической агрессии.

Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, та­кие как самооценка-способности к лидерству и самооценка сво­его «физического Я>, коррелируют с негативизмом. Таким об­разом, оппозиционная манера поведен ия, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени ха­рактерна именно для подростков с высокой самооценкой сноих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценива­ющих свою физическую привлекательность и телеснос совер­шенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый нега­тивизм выражен втом случае, когда обе эти парциальные само­оценки «сходятся* в одной личности.

В том же исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что вербальная афессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна иысокая самооценка способности к лидерству. Кро­ме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероят­ность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого под­ростка характерны представления о себе как о высокоавтоном­ной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.

Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследова­ниях (Трофимова Н. Б., Реан А. А., 1999), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю,.экстремальную са­мооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией явля­ется распространенность средней по ypoBi пи самооценки. Так, ее ли в группе высокоафессивных подростков высокую самооценку


 


имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую само­оценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответствен­но, низкую самооценку в группе высокоагресси впых имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%.

Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущестиси-но) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фруст­рация касается не чего-то второстепенного, так как блокирует­ся одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, ува­жении и самоуважении. И как любой фрустратор. эта ситуация может провоцировать проявление aqjeccHH.

Специальные исследования, проведенные по этому пово­ду (Дандарова Ж. К., Реан А. А., 1999), показали, что действи­тельно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (опенка ниже и не соответствует са­мооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные раз­личия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако кроме того, подростки с конф­ликтным соотношением самооценки и пнешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм афессии, как раз­дражительность, физическая агрессия и обида.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.181 (0.011 с.)