Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пик интеллектуального развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня. Более того, закономерности развития мышления определяют в значительной мере особенности функционирования и развития других психических процессов. Поэтому некоторые авторы полагают, что именно в этот период интеллектуальные возможности человека достигают своего максимума. Мнение ученых -------------------------------------------------------------------- Отечественный психолог Я. Л. Пономарев (1976), рассматривающий творческий процесс как результат взаимодействия разных Глава 2 Особенности развития когнитивной сферы подростка
уровней интеллектуальной деятельности, считает, что ник интеллектуального развития достигается уже в 12 лет. Однаки это не означает, что ребенок достиг пика интеллектуальной производительности и тиорчества. По мнению Пономарева, кульминация творческой продуктивности наступает много позже, так как вц-сокая продуктивность невозможна без солидного багажа знал ий, Жизненного (ишта, целеустремленности и ряда других качеств, которыми еще не обладает подрос гене Другие авторы склонны полагать, что пик творческих потенций, как и пик интеллектуального развития, наступает значительно позже. Существует еще одна точка зрения, которая основывается на утверждении о невозможности привязать закономерности интеллектуального развития к биологическому возрасту, поскольку творческие способности человека, как и его интеллект, нельзя рассматривать изолированно от содержания деятельности. Сторонники данной позиции не подвергают сомнению правомерность стадиального подхода к развитию интеллекта, предложенного Ж. Пиаже, и установленную им последовательность стадий. Во-первых, овладение определенными мыслительными операциями невозможно отделить от процесса обучения: работы известных отечественных психологов П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и др. показали, что при соответствующем обучении уже третьеклассники способны реитть абстрактные алгеб-раическиезадачи. Во-вторых, существует широкий диапазон индивидуальных различий: одни люди обладают гипотстико-дедуктивным мышлением уже в 10-11 лет, другие неспособны к нему и будучи взрослым; значительная часть взрослых не справляются с задачами, правильное решение которых, по мнению Ж. Пиаже, свидетельствует о достижении стадии формально-операционного мышления. В-третьих, некоторых исследователей смущает мысль Ж. Пиаже о том, что качественное развитие интеллекта завершается уже к началу юности (на рубеже 15 лет). Они выска-зыиают предположение, что за стадией решения проблем, которой завершается модель Пиаже, следует еще одна стадия, характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы.
Основные свойства данной стадии интеллектуального развития заключаются в возможности проявления нестандартного подхода к уже известным проблемам; в умении иключать частные проблемы в более общие, родовые; в способности постами i ь плодотворные вопросы даже на основе плохо сформулированных задач и т. д. (Арлин А., 1975). Исследования Экспериментальным подтверждением того, что интеллектуальное развитие человека достигает своего пика в более позднее время, чем возраст 12-15 лет, могут служить целенаправленные п многолетние исследования, проводимые сотрудниками Воешю-медицинский академии. Суть данных исследований заключалась в оценке интеллектуального развития подростков и юношей, обучающихся в военно-учебных заведениях (суворовские училища и кадетские корпуса, высшие военные училища и т. д.). Возраст обслелуемой группы — 11-19 лет. В ходе исследования оценивались эффективность логического мышлен ия, способность к арифметическому счету, намять, пространственное восприятие и др. Как показали проведенные исследования, пик развития психических познавательных процессов (в рассматриваемой выборке) приходится на возраст 18-19 лет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.005 с.) |