Формирование индивидуального стиля деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование индивидуального стиля деятельности



Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Кли­мова, это «индивидуально-своеобразная система психоло­гических средств, к которым сознательно или стихийно прибе­гает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (ти­пологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».

Еще одной особенностью развития когнитивной сферы в юношеском возрасте является то, что умственный рост старше­классника заключается не столько в накоплении умений и изме­нении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Мнение ученых ——■—■________________________________

Многие исследователи (Коган Н., 1973) считают, что в познава­тельных процессах индивидуальный стиль деятельности высту­пает как стиль мышлении, т. е, устойчивая совокупность индиви­дуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мыш­ления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

От чего зависит стиль мышления старшеклассника или Юноши? В значительной степени стиль мышления определяет-



Глава 2


Особенности развития когнитивной сферы подростка



 


ся типом нервной системы. 11апример, старшеклассники с инерт­ной нервной системой в условиях перегрузки учебными зада­ниями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподава­ния.

Однако было бы несправедливо сводить стиль интеллек­туальной деятельности только к особенностям нервной систе­мы, поскольку недостатки типа нервной системы могут ком­пенсироваться другими ее свойствами. Так, лица с инертными нервными процессами компенсируют свое запоздание, несвое­временность реакций более тщательным планированием и кон­тролем своей деятельности. Все это еще раз свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся. Тем более что развитие самостоятельности мышления юношей способствует их интеллектуальному развитию в целом.

Исследования

Американские психологи Каре» Миллер, Молили Кон и Карми Скулер (1085, 1986) провели большое лонгитюдное исследова­ние, в котором изучалось влияние труда на личность. В экспери­менте наряду со взрослыми участвовало околи 200 юношей. В результате было установлено, что более сложная и более само­стоятельная, свободная от мелочно]! опеки учебная работа в боль­шей степени способствует формированию у подростков гибкого, творческого стиля мышления, а также вырцОатьшает у них по­требность в самостоятельности, уменьшает вероятность эмоцио­нальных расстро&с 1 9,

В то же время стремление учителей старших классов рав­няться на середняка (троечника), без предоставления свободы самостоятельного развития «сильных», без учета дифференци-апи и способностей и интересов обучаемых, тормозит умствен­ное развитие подростков, снижает их учебную активность и порождает атмосферу скуки и безответственности. В данном случае может возникать противоречивая ситуация, когда стар­шеклассники перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены. Поэтому учет индивидуальных особенностей лиц, достигших юношеского возраста, в учебном процессе, формирование у ии способности самостоятельного


мышления является важнейшим услописм нх интеллектуаль­ного развития.

Резюме

В подростковом возрасте происходит активное развитие психи­ческих познавательных процессов и формирование личности. Изменяются интересы ребенка, они ста и " ни к и пи. ice дифферен­цированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют пер­востепенного значения.

Развитие познавательных процессов, и особенно интеллекта, в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны коли­чественную (подросток решает интеллектуальные задачи значи­тельно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важ­но не то, какие задачи решает человек, а каким образом он эти делает).

В лот период происходит формирование навыков логического мышления, а.чатем и теоретического мышления, развивается ло­гическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение и стиле мышления. Следует отметить, что в старших классах школы развитие позна­вательных процессии у детей достигает такого уроним, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы становятся более совершенными и Гибкими, причем развитие Средств познания очень часто опере­жает собственно личностное развитие подростка.

Вопросы к главе

1. Перечислите мнемонические приемы, которые будут особен­но аффективны для старших школьников, учитывая особенно­сти развития памяти и мышления в подростковом возрасте.

2. Согласны ли вы с мнением Я. А. Пономарева, что человек до-стипип пика интеллектуального развития в 12 лет? Предложите Свои аргументы «за* или «против*. Как можно проверить эту ги­потезу экспериментальным путем?

3. В одну маленькую деревушку в Моравии, которая тогда была в составе Австро-Венгрии, приехал с проверкой инспектор мини­стерства просвещения. Проверит рошл а удачно, и в конце урока ииспсктор задал детям один вопрос «Сколько волос у лошади?» П m;i.ii.4Uk тут же поднял руку и сказал: «У лошади 3571 962 во-


                   
   
 
   
 
     
 
     
   
 
 
 

Дффективнан сфера
Эмоции

42 ___ ' ______ Глава 2

лоса». Инспектор с удивлением спросил: «А откуда ты знаешь, что это точное число?* Мальчик Ответил: «Если вы не верите мне, можете сосчитать сами». Инспектор засмеялся и сказал, что не­пременно расскажет эту историю коллегам по возвращений в Вену. И с этим он уехал, Когда через год инспектор приехал в эту же школу с очередной проверкой, у него опросили, понравилась ли em коллегам история с количеством волос у лошади. На что инспектор отнетил: «О да, это была забавная история, Но я не смог ее рассказать. Когда м вернулся в Вену, то, хоть убейте, ни­как не смог вспомнить число волос*.

В этой истории есть примеры конвергентного и дивергентного мышления. В чем они выражаются?

Из какой известной книги, посвященной продуктивному мыш­лению, процитирован этот случай?

Ключевые понятия и термины

Пшнавательн ые психические процессы Интеллектуальная сфера Когнитивные процессы Перцептивная деятельность Теоретическое мышление Логическое мышление

Мнемические процессы Логическая память

Произвольная память

Опосредованная память

Воображение

Письменная речь

Абстрактно-логическое мышление

Внимание

Дивергентное мышление

Конвергентное мышление

Индивидуальный стиль деятельности


Глава 3

Особенности аффективной сферы подростка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.006 с.)