Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование индивидуального стиля деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Еще одной особенностью развития когнитивной сферы в юношеском возрасте является то, что умственный рост старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Мнение ученых ——■—■________________________________ Многие исследователи (Коган Н., 1973) считают, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышлении, т. е, устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации. От чего зависит стиль мышления старшеклассника или Юноши? В значительной степени стиль мышления определяет- Глава 2 Особенности развития когнитивной сферы подростка
ся типом нервной системы. 11апример, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания. Однако было бы несправедливо сводить стиль интеллектуальной деятельности только к особенностям нервной системы, поскольку недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Так, лица с инертными нервными процессами компенсируют свое запоздание, несвоевременность реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности. Все это еще раз свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся. Тем более что развитие самостоятельности мышления юношей способствует их интеллектуальному развитию в целом. Исследования Американские психологи Каре» Миллер, Молили Кон и Карми Скулер (1085, 1986) провели большое лонгитюдное исследование, в котором изучалось влияние труда на личность. В эксперименте наряду со взрослыми участвовало околи 200 юношей. В результате было установлено, что более сложная и более самостоятельная, свободная от мелочно]! опеки учебная работа в большей степени способствует формированию у подростков гибкого, творческого стиля мышления, а также вырцОатьшает у них потребность в самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстро&с 1 9,
В то же время стремление учителей старших классов равняться на середняка (троечника), без предоставления свободы самостоятельного развития «сильных», без учета дифференци-апи и способностей и интересов обучаемых, тормозит умственное развитие подростков, снижает их учебную активность и порождает атмосферу скуки и безответственности. В данном случае может возникать противоречивая ситуация, когда старшеклассники перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены. Поэтому учет индивидуальных особенностей лиц, достигших юношеского возраста, в учебном процессе, формирование у ии способности самостоятельного мышления является важнейшим услописм нх интеллектуального развития. Резюме В подростковом возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Изменяются интересы ребенка, они ста и " ни к и пи. ice дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Развитие познавательных процессов, и особенно интеллекта, в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он эти делает). В лот период происходит формирование навыков логического мышления, а.чатем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение и стиле мышления. Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессии у детей достигает такого уроним, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы становятся более совершенными и Гибкими, причем развитие Средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие подростка.
Вопросы к главе 1. Перечислите мнемонические приемы, которые будут особенно аффективны для старших школьников, учитывая особенности развития памяти и мышления в подростковом возрасте. 2. Согласны ли вы с мнением Я. А. Пономарева, что человек до-стипип пика интеллектуального развития в 12 лет? Предложите Свои аргументы «за* или «против*. Как можно проверить эту гипотезу экспериментальным путем? 3. В одну маленькую деревушку в Моравии, которая тогда была в составе Австро-Венгрии, приехал с проверкой инспектор министерства просвещения. Проверит рошл а удачно, и в конце урока ииспсктор задал детям один вопрос «Сколько волос у лошади?» П m;i.ii.4Uk тут же поднял руку и сказал: «У лошади 3571 962 во-
42 ___ ' ______ Глава 2 лоса». Инспектор с удивлением спросил: «А откуда ты знаешь, что это точное число?* Мальчик Ответил: «Если вы не верите мне, можете сосчитать сами». Инспектор засмеялся и сказал, что непременно расскажет эту историю коллегам по возвращений в Вену. И с этим он уехал, Когда через год инспектор приехал в эту же школу с очередной проверкой, у него опросили, понравилась ли em коллегам история с количеством волос у лошади. На что инспектор отнетил: «О да, это была забавная история, Но я не смог ее рассказать. Когда м вернулся в Вену, то, хоть убейте, никак не смог вспомнить число волос*. В этой истории есть примеры конвергентного и дивергентного мышления. В чем они выражаются? Из какой известной книги, посвященной продуктивному мышлению, процитирован этот случай? Ключевые понятия и термины Пшнавательн ые психические процессы Интеллектуальная сфера Когнитивные процессы Перцептивная деятельность Теоретическое мышление Логическое мышление Мнемические процессы Логическая память Произвольная память Опосредованная память Воображение Письменная речь Абстрактно-логическое мышление Внимание Дивергентное мышление Конвергентное мышление Индивидуальный стиль деятельности Глава 3 Особенности аффективной сферы подростка
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.008 с.) |