Правила обследования младенца в возрасте от 0 до 5 месяцев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила обследования младенца в возрасте от 0 до 5 месяцев.



При обследовании перцепции необходимо создать те же внешние условия, что и при обследовании других функциональных областей. Особое внимание следует обратить на равномерное распределение света. Следует избегать одностороннего и яркого источника света, так как он будет слишком сильно приковывать к себе внимание ребенка. Оптимальное время для обследования – через 1-2 часа после кормления. С большой степенью вероятности можно ожидать, что в этот период ребенок сыт, бодр и сконцентрирован. До 5 месяцев показатели перцепции проверяются в положении ребенка лежа на спине.

 

Новорожденный

С неудовольствием реагирует на экстремальные воздействия света и шума.

 

Выполнение: экспериментатор располагает перед лицом ребенка сильный источник света (лампу) при общем неярком освещении и/или производит громкий шум сильным хлопком в ладони, падением предмета на твердую поверхность или сильным звоном колокольчика. При этом следует избегать тактильной стимуляции ребенка.

 

Оценка: ребенок пугается и реагирует, например, рефлекторным смыканием век, наморщиванием лба и другими гримасами, криком или вздрагиванием с так называемой реакцией Моро (Moro). При этом рефлексе Моро младенец открывает рот, руки двигаются веерообразно (1-я фаза). Затем рот закрывается, руки сгибаются и сводятся вперед (2-я фаза). Такая реакция должна наблюдаться как на оптические, так и на акустические раздражители. Проверка этой реакции представляет собой общее обследование функциональных способностей зрительного и слухового анализатора (в нашем выборочном эксперименте эту реакцию можно было наблюдать у 90% новорожденных).

 

Конец 1-го месяца

Глазами прослеживает за красной погремушкой в обе стороны на расстояние до угла 45 градусов.

 

Выполнение: младенец лежит на спине, голова еще зачастую повернута в сторону. Положение головы не играет никакой роли, поскольку оцениваются только движения глаз, а не поворот головы. Экспериментатор держит красную погремушку перед ребенком, на расстоянии 15-20 см от его лица. Он ждет, когда ребенок зафиксирует погремушку взглядом, если ребенок держит голову в среднем положении, затем начинает медленно и спокойно передвигать ее в одну и другую сторону. Если у ребенка повернута голова, то он передвигает погремушку вперед к продольной оси тела и снова в сторону.

 

Оценка: ребенок фиксирует погремушку взглядом и «провожает» глазами в каждую сторону на расстояние до 45 градусов. Опыт в зависимости от обстоятельств надо повторить несколько раз, пока он не удастся.

 

Конец 2-го и 3-го месяца

a) следит взглядом за красной погремушкой, глазные яблоки передвигаются от одного до другого угла глаза;

b) реагирует на звон колокольчика остановкой взгляда или движением.

 

Выполнение:

a) ребенок лежит на спине. Экспериментатор держит красную погремушку перед глазами ребенка на расстоянии 15-20 см. Когда ребенок зафиксирует ее взглядом, экспериментатор ведет ее спокойно и медленно по мере надобности как в одну, так и в другую сторону до поверхности;

b) экспериментатор звенит колокольчиком один раз возле правого, а затем возле левого уха ребенка так, чтобы ребенок его не видел.

Оценка:

a) ребенок фиксирует погремушку и следит за ней взглядом. При этом в большинстве случаев поворачивается также голова. Однако, решающим является движение глазных яблок в обе стороны до угла глаза (90% детей в выборочном эксперименте выполняют это на 13-й неделе). Опыт в зависимости от обстоятельств надо повторить несколько раз;

b) остановка взгляда или движение ребенка свидетельствует о том, что он прислушивается к звону колокольчика. Эта реакция должна наблюдаться при помещении колокольчика как справа, так и слева от ребенка. У легко возбудимых детей может наблюдаться также реакция неудовольствия, как она была описана у новорожденного. В этом случае опыт надо повторить, вызвав более «мягкий» звук колокольчика и поместив его на более отдаленное расстояние от ребенка.

Конец 4-го месяца

Рассматривает игрушку в своей руке.

Выполнение: ребенку дают в руку погремушку или кубик (длина стороны 3 см). Экспериментатор наблюдает, что ребенок с ней (или с ним) делает. Если младенец сразу же уронил игрушку, то ему дают ее еще раз.

Оценка: ребенок держит предмет и рассматривает его. При этом он может его крутить или поворачивать (90 % детей в нашем выборочном выполняют на 18-й неделе).

 

Конец 5-го месяца

Ищет шелестящую бумагу, поворачивая голову.

Выполнение: ребенок лежит на спине. Экспериментатор стоит в голове ребенка. Он убеждается, что в помещении царит полнейшая тишина, и в поле зрения ребенка нет никаких лиц и других оптических раздражителей, сильно отвлекающих внимание. Когда ребенок успокоится и прекратит движения, экспериментатор шуршит папиросной бумагой непосредственно у правого уха ребенка, но так, чтобы ребенок не мог этого видеть. Затем шуршание производится возле левого уха.

Оценка: ребенок в поисках источника звука поворачивает голову и глаза в ту сторону, откуда исходит шуршание. Опыт в зависимости от обстоятельств надо повторить несколько раз. Реакция на шуршание бумаги должна быть позитивной с обеих сторон. Отсутствие реакции или однозначная разница в реакции на звуки, производимые с каждой из сторон, наводит на предположение о наличии нарушения слуха или недостаточном акустическом внимании (например, при неполноценном умственном развитии). Эти предположения требуют подтверждения в процессе дальнейшего наблюдения и/или проведения аудиометрического обследования.

Правила обследования ребенка в возрасте 6—12 месяцев

Ребенок в этом возрасте также не должен спать или быть голодным при обследовании. Кроме этих внутренних физиологических условий на степень концентрации ребенка могут влиять также внешние отвлекающие факторы. Все раздражители, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, должны быть удалены из поля зрения ребенка.

Проверка перцепции детей в возрасте 6-12 месяцев осуществляется в положении ребенка сидя на коленях у матери.

Конец 6-го месяца:
Следит за упавшей вниз игрушкой.

Выполнение: мать с ребенком на коленях сидят за столом. Она держит ребенка так, чтобы он свободно мог двигать руками и манипулировать предметами на столе. Экспериментатор садится напротив матери и ребенка. Он следит за тем, чтобы на столе не лежало ничего, что могло бы отвлечь ребенка. Затем он берет красный или желтый кубик и кладет его непосредственно перед ребенком. Как только ребенок зафиксирует на нем внимание и протянет руку, чтобы схватить его, экспериментатор толкает кубик перед глазами ребенка к краю стола так, чтобы кубик упал на пол.

Оценка: младенец фиксирует взглядом кубик, следит за ним глазами, когда его двигают по поверхности стола, и смотрит через край стола, пока кубик не исчезнет из поля зрения. Как правило, ребенок сгибает верхнюю часть туловища в направлении упавшей игрушки (92 % детей нашего выборочного эксперимента показали эту реакцию при обследовании на 26-й неделе).

В помещении ребенку открывается теперь уже больше пространства для восприятия, так как ему стало доступным сидячее положение и/или вертикальное выпрямление. Ребенок начинает понимать пространственные отношения между предметами.

Конец 7-го и 8-го месяцев

Пытается придвинуть ближе предмет, который можно достать только через изменение положения тела.

Выполнение: ребенок сидит за столом на коленях у матери. Экспериментатор держит машинку или куклу на высоте глаз ребенка и в пределах досягаемости его руки и ждет, пока ребенок заметит игрушку. Как только младенец зафиксировал взглядом машинку или куклу и хочет ее схватить, экспериментатор немного отодвигает игрушку и кладет ее на стол вне пределов досягаемости руки ребенка, но так, чтобы он хорошо ее видел.

Оценка: ребенок фиксирует взгляд на игрушке, пробует ее достать и изменяет свое положение из-за отдаленности игрушки: он наклоняется вперед, вытягивает свои руки и стремится к ней приблизиться.

Возрастающая дифференциация восприятия дает ребенку возможность осмотреть дальние точки пространства, точнее оценить расстояние между предметами в пространстве и лучше ориентироваться в пространственных отношениях между ними. Одновременно наблюдается постоянное возрастание интереса ребенка к окружающему миру. Кроме того, поскольку идущее вперед моторное развитие позволяет ребенку изменять свое место и положение, наблюдаются комплексные цепочки реакций при выполнении описанного задания.

Конец 9-го месяца

Замечает кубик в коробке и хватает его.

 

Выполнение: ребенок сидит на коленях у матери за столом, с которого должны быть убраны все отвлекающие предметы. Экспериментатор садится напротив и роняет один кубик на глазах у ребенка в пустую коробку (длина ребра 8 см). Кубик должен заметно отличаться по цвету от коробки. Затем экспериментатор держит коробку так, чтобы ребенок мог туда заглянуть, и побуждает ребенка достать кубик. Он может побудить интерес и внимание ребенка, постукивая коробкой или доставая несколько раз кубик из коробки и опуская его обратно.

Оценка: ребенок смотрит в коробку и хватает кубик. Вытащить кубик из коробки еще не требуется. Если он хватает коробку вместо того, чтобы просунуть туда руку, то выполнение задания оценивается отрицательно. Пространственное восприятие дифференцировано настолько, что ребенок понимает разницу между тем, что находится снаружи, и тем, что внутри.

Конец 10-го и 11-го месяцев

a) намеренно бросает игрушку;

b) дотрагивается указательным пальцем до отдельных частей предмета.

Выполнение:

a) ребенок сидит за столом на коленях у матери. Экспериментатор садится напротив матери и ребенка и кладет на стол несколько кубиков в пределах досягаемости руки ребенка. Если ребенок, занятый 1—2 мин кубиками, не начнет их «ронять» вниз, экспериментатор сам берет один кубик и на глазах у ребенка бросает его на пол;

b) для второго задания лучше всего подойдет кукла или колокольчик. Экспериментатор держит куклу перед ребенком и привлекает его внимание. Он может также дать ему в руку колокольчик и направить его внимание на язычок колокольчика.

Оценка:

a) ребенок берет один или несколько кубиков с видимым удовольствием и бросает их на пол сразу или после нескольких секунд игры (90 % детей в нашем выборочном эксперименте выполняли задание на 43-й неделе). Есть различные моменты, которые доставляют ребенку радость в этой игре. Важную роль в этой игре играет переживание пространственных отношений, возникающего при этом шума, так же как ощущение властвования над предметами. Кроме того, ребенок получает социальное подкрепление от окружения, поскольку окружающие рады его поведению и возвращают брошенные предметы;

b) ребенок ощупывает вытянутым указательным пальцем части лица куклы, например, рот или глаза. Если внимание ребенка привлекает колокольчик, то он протягивает вытянутый указательный палец вовнутрь колокольчика и ощупывает его язычок. (90% детей в нашем выборочном эксперименте выполняют это на 41-й неделе).

Дифференцированность восприятия теперь уже настолько развита, что ребенок не только схватывает образ предмета в целом, но замечает отдельные детали и пробует обследовать его оптически и тактильно.

Конец 12-го месяца

a) тянет за веревочку понравившуюся игрушку;

b) «роняет» кружочки в маленькую коробочку.

 

Выполнение:

a) ребенок сидит за столом на коленях у матери. Экспериментатор заботится о том, чтобы на столе ничего не лежало, и садится напротив. Затем он кладет перед ребенком игрушку (машинку), к которой прикреплена веревочка, таким образом, чтобы ребенок мог достать веревочку, а не машину. Экспериментатор привлекает внимание ребенка к машинке, совершая ею легкие движения вперед - назад. Однако он не должен предварительно показывать ребенку, как можно потянуть за веревочку;

b) сначала экспериментатор сам на глазах у ребенка «роняет» один из маленьких кружочков (диаметр 25 мм) в маленькую коробочку с кружочками, которая находится в тестовом чемоданчике. Затем он дает ребенку кружочек, подставляет ему коробочку и побуждает словами или жестом бросить туда кружочек.

Оценка:

a) Ребенок берет за веревочку, смотрит на машину, тянет за веревочку и следит взглядом за тем, как машина приближается. Задание следует повторить, если ребенок интересуется только веревочкой и не использует ее отчетливо в качестве средства для перемещения машины.

b) Ребенок хватает кружочек щипцовым захватом, подносит его к отверстию коробки и опускает (роняет) его. Зачастую задание выполняется только после многократных побуждений.

Это задание требует хорошо развитой оптико-тактильной координации. Оно показывает, как переплетены перцепция и двигательные способности, особенно тонкая моторика. (Оба задания 90 % детей нашего выборочного эксперимента выполнили при обследовании на 52-й неделе.)

Основания оценки

Обследование перцепции при точном наблюдении может дать указания на уровень развития ребенка и на возможные отклонения в развитии. Сначала производится общее обследование слуха и зрения. Исходя из этого, ребенок при наличии у него признаков, вызывающих подозрение на нарушение, уже в младенческом возрасте может быть подвергнут точной медицинской диагностике, и на ранней стадии по отношению к нему могут быть приняты специальные терапевтические меры.

Степень внимания к окружающему миру и установление ребенком связей дают возможность сделать выводы о его умственном развитии. При этом следует заметить, что задержка в развитии перцепции в этом возрасте не является основой для окончательного вывода об умственной неполноценности, так как причины такой задержки могут быть весьма разнообразными (например, неполноценное развитие моторики, депривация, физиологические нарушения органов чувств).

ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА РЕЧИ [3] "

При внимательном наблюдении за младенцем экспериментатор может описывать и классифицировать его звуковые выражения по нескольким аспектам. Прежде всего, он определяет, что именно ребенок «извлекает» из себя, то есть какие произносит звуки, слоги или слова. Кроме того, он наблюдает за тем, как эти звуки выражаются - с какой силой, высотой тона, в каком ритме и т.д. В заключение он оценивает эти выражения по их смысловому содержанию, то есть пытается понять, что хочет выразить или продемонстрировать этими звуками младенец.

К сожалению, до сегодняшнего дня развитию речи в раннем детском возрасте отводилось крайне мало места в соответствующей литературе. Не существует никакого сомнения, что доречевые выражения составляют последующий речевой фонд по двум причинам: во-первых, ребенок учится образовывать звуки (фонетический аспект), во-вторых, уже на 1-м году жизни он учится выражать с помощью звуков свои чувства и потребности, так же как и осознавать себя, даже еще и не дифференцированно (эмоционально-социальный аспект).

В «Мюнхенской Функциональной Диагностике Развития» принимается во внимание каждый из этих аспектов, однако при оценке они выступают на передний план по-разному. Развитие речевых выражений происходит на 1-м году жизни от сильного недифференцированного крика до целенаправленного произношения первых осмысленных слогов, которые ребенок использует для обозначения определенных связей.

Поведение ребенка во время обследования: независимо от выражения ощущений неудовольствия, во время обследования речи младенца необходимо, чтобы ребенок бодрствовал и был сыт.

Правила обследования речи в раннем детстве [4]

Произвести обследование и оценку речи крайне сложно, так как у экспериментатора имеется небольшой спектр возможностей стимулирования звуковых выражений у младенца. Поэтому наряду с детальными собственными наблюдениями во время всего обследования он должен в значительной степени руководствоваться информацией, полученной у матери.

Для достижения достоверности и объективности при оценке информации, полученной из опроса матерей, следует придавать большое значение тому, чтобы все экспериментаторы задавали матерям вопросы в одинаковой форме. С этой целью при описании отдельных заданий прилагаются указания по проведению опроса.

Обследование также усложняет разный уровень способности матерей к наблюдению и вербализации. Кроме того, звуковые выражения младенца вообще очень трудно описать и воспроизвести взрослому человеку. Многочисленные звуковые выражения младенца не встречаются в языке взрослого, и потому их трудно повторить. Поэтому каждый звук должен описываться по отдельности.

Новорожденный:

a) крик при неприятных ощущениях;

b) энергичное сосание.

Выполнение:

a) если экспериментатор хочет побудить ребенка к крику (плачу), он производит громкий шум, энергично хлопая в ладоши, хлопая дверью, «роняя» колокольчик на твердую поверхность, а также быстро меняя положение младенца, неожиданно поднимая его с поверхности, на которой он лежал;

b) чтобы вызвать сосание у новорожденного, экспериментатор осторожно кладет мизинец между губами ребенка и вводит его кончик в преддверие полости рта.

 

Оценка:

a) ребенок кричит сильно и во все горло. У новорожденных этот крик "сдавленный" и носовой. Наблюдается при любом положении тела и появляется тогда, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение.

b) новорожденный производит энергичные сосательные движения непосредственно после помещения пальца экспериментатора в рот, при этом экспериментатор испытывает ощущение потягивания пальца. Во время сосания у ребенка, особенно при неправильном кормлении, могут возникнуть звуки чмокания. Сосательный рефлекс - одна из важнейших моторных предпосылок для последующего развития речи.

Конец 1-го месяца

Гласные звуки между а и э, связанные с г/х (э, а, эгеэ/эхеэ, геэ/хеэ).

Выполнение: экспериментатор просит мать взять младенца на руки, улыбнуться ему и произнести несколько слов. Спровоцировать гласные звуки не всегда удается с первого раза, и мать делает попытки минимум 5 мин. Если в течение этого времени желаемое поведение не установлено, то экспериментатор обращает внимание на звуковые выражения ребенка и регистрирует их при проведении других заданий. В случае, когда ребенок молчит на всем протяжении обследования, опрашивают мать:

«Издает ли Ваш ребенок какие-либо звуки, когда он доволен?». Если мать отвечает утвердительно, то задают следующий вопрос: «Как они звучат?».

Оценка: л ежа на спине со слегка приоткрытым ртом, ребенок издает звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэе/хэе или эгеэ/эхеэ.

Уровень развития речи не соответствует возрасту только тогда, когда мать сообщает, что она не слышала у ребенка гласных звуков, и утверждает, что он может лишь кричать.

Конец 2-го месяца

Гортанные звуки: е - хе, ек - хе, е - ррге3

Выполнение: чтобы спровоцировать произнесение гортанных звуков е - хе, ек - хе, е - рргеэ, ребенка кладут на спину. Можно дружелюбно обратиться к ребенку, однако некоторые дети реагируют быстрее, когда их оставляют в покое. Если младенец на протяжении всего обследования не произнес никаких гортанных звуков, то опрашивают мать:

«Издает ли Ваш ребенок какие-либо звуки, когда он доволен?» «Как они звучат?»

Оценка: различимые уже на 1-м месяце гласные звуки все больше связываются с согласными. Эти комбинации еще не так артикулированы и не так дифференцированы как звуки е - хе, ек - хе, е - рргеэ, но их описание приблизительно такое. Важным при оценке является то, что эти звуки повторяются в течение нескольких секунд.

Возраст развития речи соответствует норме, если мать передает описанные или хотя бы похожие звуки. В сомнительном случае экспериментатор должен оценить задание как недоступное оценке, а не как невыполненное.

Особенно важно то, что уже на 2-м месяце жизни частота звуковых выражений младенца возрастает при обращении к нему взрослых, т.е. чем чаще обращаться к ребенку в этом возрасте, тем чаще можно услышать от него речевые звуки. Поэтому уже можно говорить о диалоге между младенцем и лицом, которое к нему обращается.

Конец 3-го месяца

a) первые слоговые цепочки;

b) ррр-цепочки.

Выполнение:

а) и b) младенец лежит на спине, так как это положение является оптимальным для образования ожидаемых звуков. Чтобы побудить ребенка к «говорению», экспериментатор просит мать наклониться над ребенком и дружелюбно поговорить с ним. При этом она должна делать паузы минимум 10 сек, чтобы дать ребенку возможность «выговориться». Это стимулирование должно продолжаться минимум 5 минут. Если мать неохотно разговаривает со своим малышом в присутствии экспериментатора, то он может сделать это сам. В этом возрасте младенец позитивно реагирует на дружелюбное обращение незнакомого человека.

Если во время обследования ребенок не произнес ожидаемые звуки, то надо опросить мать для внесения ясности: «Издает ли Ваш ребенок, кроме крика, какие-либо другие звуки?» если да, то: «Как они звучат?». Если мать не в состоянии описать звуки точнее, ей может помочь экспериментатор. В качестве примера он произносит ррр-цепочку и слоги, звучащие приблизительно как ей-ей, ей-е-ве, ей-ге.

Оценка:

a) первые слоговые цепочки: ребенок выстраивает в ряд связанные между собой гласные звуки, особенно близкие к «е» и «и». Постепенно добавляются также согласные, так что появляются звуковые образования типа ей-ейе, ей-ди, е-ве, ей-ге. Артикуляция при произношении этих слов еще нечеткая, часть из них вообще невозможно воспроизвести.

b) на 2-м месяце повторяющееся "р" часто соединяется в быстрой последовательности и слышится как гортанный звук (как при полоскании горла). При произнесении этой ррр-последовательности ребенок испытывает особую радость от образования собственных звуков.

Только в том случае, если мать не слышала дома от ребенка первых цепочек слогов или ррр-последовательности, уровень развития речи не соответствует возрасту. В сомнительном случае также рекомендуется оценить задание как неподдающееся оценке.

 

Конец 4-го месяца

a) фрикативные звуки, образующиеся на выдохе (в-подобные)

b) смычно-губные согласные (м, б)

c) возгласы радости

Выполнение:

а) и b) Для проведения проверки в отношении фрикативных и смычно-губных звуков важно учитывать следующее: в домашней обстановке эти звуковые выражения проявляются как после отдыха, так и перед ним. В качестве побуждающего фактора ребенку не нужен непременно сидящий или стоящий напротив человек, который разговаривает с ним, ребенок радуется, когда к нему обращаются. Во время обследования должна регистрироваться каждая произнесенная ребенком спонтанно группа звуков, как это делалось в предыдущие месяцы. Если во время обследования не удается услышать соответствующие звуки, мать или экспериментатор должен наклониться над ребенком и дружелюбно поговорить с ним. Во время этого длящегося 5 минут "разговора» с ребенком надо делать паузы, на протяжении которых он может «высказаться».

Если до окончания обследования младенец не продемонстрировал соответствующего звукообразования, опрашивают мать: «Издает ли Ваш ребенок, кроме крика, какие-либо другие звуки?» Если да: «Как они звучат?». Если мать затрудняется описать звуковые выражения своего ребенка, то экспериментатор помогает ей, спрашивая, не издает ли ребенок звуки, похожие на «в», «б» «м» или английский «th».

в) Чтобы спровоцировать восклицания радости, над ребенком склоняется мать или экспериментатор, шутит с ним и при необходимости немного щекочет. Если во время обследования ребенок не издает криков радости, спрашивают мать: «Может ли Ваш ребенок издавать громкие крики радости или «пропевать», когда он весел и доволен ?» «Можете ли Вы воспроизвести эти звуки?»

Оценка:

a) воздух, проходя через сомкнутые губы, образует звуки от «в»- до «ф»-подобных, которые могут также походить по звучанию на «с» и/или на английское «th».

b) если при образовании фрикативных звуков губы смыкаются только слегка, так, чтобы воздух мог пройти между губами, то при произнесении смычно-губных звуков губы плотно сомкнуты, как при произнесении «м» и «б»

c) в возгласах радости выражается общее хорошее самочувствие ребенка и его радость от возможности собственного звукообразования. Они характеризуются короткими взрывными звуками с резким изменением тональности голоса.

 

Конец 5-го месяца

Ритмические слоговые цепочки

Выполнение: слоговые цепочки относятся к звукам, произносимым спонтанно, которые слышатся чаще всего. Обычно они появляются тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, и когда его оставляют в покое. Если эти звуки нельзя услышать спонтанно, то мать или экспериментатор пытается побудить к этому ребенка, произнося такие сочетания звуков как, например, «ге-ге-ге», «мем-мем-мем», «дай-дай-дай».

Если это не удается во время обследования, то надо обратиться к информации, полученной от матери: «Какого рода звуки произносит Ваш ребенок, когда хорошо себя чувствует и доволен?»

При описании звуков матерью следует обращать внимание на то, выражаются ли воспроизведенные слоги в нужной последовательности. Если это не так, экспериментатор воспроизводит несколько слогосочетаний (например, «де-де-де», «мем-мем-мем» и т.д.) и спрашивает мать, не слышала ли она похожие звуки от своего ребенка.

Оценка: ребенок в цепочке произносит одни и те же слоги, как например, «ге-ге-ге», «да-да-да», «мем-мем-мем» и т.д.; иногда некоторые слоги произносятся под ударением, этим создается ритмическое расчленение последовательного ряда звуков.

 

Конец 6-го и 7-го месяцев

Лепет: последовательность разнообразных отчетливых слогов с изменением силы звука и высоты тона.

 

Выполнение: л учше всего ребенок лепечет в спокойном настроении, находясь один в привычной для него обстановке. Экспериментатор, обращаясь к ребенку этого возраста, имеет небольшие шансы добиться от него реакции на это обращение, так как ребенок начинает отличать чужих от «своих» и ведет себя сдержанно по отношению к чужим людям. Чтобы получить возможность понаблюдать за лепетанием ребенка, лучше всего положить его на мат на полу с привлекательной игрушкой и на несколько минут предоставить самому себе.

Если в течение 5 минут младенец «не заговорит», надо спросить мать: «Какие звуки издает ребенок, когда хорошо себя чувствует?»

Если мать затрудняется воспроизвести услышанные звуки, экспериментатор может в качестве примера привести ей следующую последовательность: «ба-ба-ба», «дэ-дэ-дэ», «мем- мем-мем», «грррр». Он должен обращать внимание на то, чтобы эти звуки были произнесены «одним рядом», т.е. чтобы мать могла их узнать как последовательность звуков.


Оценка: издавая звуки, ребенок демонстрирует весь свой звуковой «репертуар». Последовательно соединяются гласные звуки, ррр-цепочки, фрикативные звуки, смычно-губные звуки, и они произносятся с изменяющейся силой звука и высотой тона. При этом отдельные звуки произносятся ребенком с ударением. Возникают звуковые образования, которые отделяются друг от друга четкими паузами и имеют звучание, похожее на «е-е-е», «гэ/хэ», «гэ»хэ», «э», «ге/хе», «е-па». «да-дэ», «да-та», «гррр», «мем-мем-мем».

При оценке возраста развития речи не столько важно наличие в речи ребенка всех приведенных гласных и согласных звуков, значительно важнее, чтобы они присоединялись последовательно при изменении высоты тона и силы звука. Считается, что развитие речи не соответствует возрасту, если ни мать, ни экспериментатор никогда не слышали лепетания у ребенка.

Конец 8-го месяца

 

Шептание

 

Выполнение: к этому возрасту ребенок, как правило, находится в периоде различения своих от чужих, это выражается в том, что он радостно поворачивается к «своим» и испуганно отворачивается от чужих. Чаще всего экспериментатору не удается побудить ребенка к произнесению звуков, и он должен с самого начала приобщать к сотрудничеству мать.

«Произносит ли Ваш ребенок иногда какие-нибудь звуки шепотом?»

Оценка: при шептании ребенок произносит звуки тихим голосом. Он начинает сам открывать различную силу звука своих высказываний и играет с этим. Обычно во время этой фазы развития ребенок постоянно тренирует уже известные ему звуковые сочетания и их комбинации.

Конец 9-го месяца

Отчетливое удвоение слогов

Выполнение: попытки матери побудить ребенка этого возраста к лепету оказываются в ситуации обследования малоэффективными. Младенец испуганно реагирует на непривычную обстановку, поэтому он сдержан в произнесении звуков. По этой причине экспериментатор должен опросить мать, чтобы оценить выполнение задания: «Связывает ли Ваш ребенок время от времени два одинаковых слога так, что они похожи на слово, например, «ма-ма», «па-па»?».

 

Оценка: уже на 5-м месяце ребенок начинает последовательно присоединять слоги. Разница по сравнению с четким удвоением слогов состоит в том, что младенец все больше переходит к последовательному присоединению только двух одинаковых слогов, с очень четкой артикуляцией (90 % младенцев Мюнхенского выборочного эксперимента — на 38-й неделе).

Это удвоение слогов выражается способом «стаккато» и может рассматриваться как первая проба «отделения слов». Чаще всего наблюдаются слоги «ма-мма», «да-дда», «ба-бба», «дай-дай».

Конец 10-го месяца

Диалог: правильное в звуковом отношении повторение знакомых слогов.

Выполнение: вследствие страха ребенка, вызванного присутствием чужих людей (см. 6—8-й месяцы), это задание должно выполняться с помощью матери. Лучше всего, если она сажает ребенка к себе на колени так, чтобы он ее видел, и обращает внимание на то, чтобы младенец был по мере возможности сосредоточенным. Затем она медленно и выразительно проговаривает ему те отдельные слоги или удвоенные слоги, которые ребенок уже много раз произносил сам. Между отдельными произнесенными слогами она должна делать паузу минимум 10 сек. Это стимулирование к «диалогу» должно продолжаться по меньшей мере 5 мин, пока ожидаемая реакция не будет наблюдаться.

Если в ситуации обследования ребенок повторяет произнесенные слоги нечетко и неясно, то экспериментатор снова должен обратиться за справкой к матери: «Проговариваете ли Вы вашему ребенку время от времени слоги или удвоенные слоги, которые он уже произносил ранее сам?» «Наблюдали ли Вы, что ребенок точно повторяет за Вами слоги?»

Оценка: ребенок сосредоточивает взгляд на матери и четко повторяет проговариваемые ею слоги, так что игру в разговор и общение между матерью и ребенком можно сравнить с «диалогом».

Важно, чтобы ребенку удавалось так произносить слоги, как их ему их ранее проговаривали, конечно, если они соответствуют звуковому репертуару данного периода жизни. Развитие речи не соответствует возрасту, если ребенок говорит другие слоги, отличные от произносимых матерью, или если он имитирует только интонацию произносимых матерью слогов.

 

Конец 11-го и 12-го месяцев

Первые осмысленные слоги.

Выполнение: э кспериментатор наблюдает за ребенком в течение всего времени обследования и обращает внимание на то, не назовет ли спонтанно ребенок предмет, ситуацию или человека определенным слогом, например, «бррр» - машинка, «ба-ба» - мяч или «ата» - ситуация одевания и ухода и т.д. Если во время обследования ребенок не использует один или несколько осмысленных слогов (в этом возрасте ребенку еще часто требуется привычная для него домашняя атмосфера, чтобы узнать или спонтанно назвать ситуацию, лицо или объект), то следует спросить мать:

«Использует ли Ваш ребенок определенное «детское слово» для называния знакомого ему предмета, лица или целой ситуации, например: «бррр» или «до-до» - для машины, «ата» - для ухода, или говорит ли он «па-па», когда к двери подходит отец или другой мужчина?»

Оценка: для обозначения знакомых ситуаций, объектов или лиц ребенок спонтанно использует один и тот же слог, удвоенный слог или другое звуковое выражение. Эти первые «слова», как правило, распространяются еще на широкий круг явлений и понятий, т.е. ребенок использует, например, обозначение «вав-вав» не только для собаки, но и для любого четвероного зверя, «бррр» - не только для машины, но и для любого автомобиля, издающего шум, или «па-па» - для любого мужчины. (В Мюнхенском выборочном эксперименте 85 % 12-месячных детей использовали хотя бы один осмысленный слог.)

Основания оценки

Развитие детской речи относится к самым сложным функциям в развитии человека. Тесная взаимосвязь между физиологическими, эмоциональными, познавательными и социальными условиями осложняет выделение этой функции в общем контексте детского развития.

Когда имеется задержка в «возрасте развития речи», то непременно требуется использование результатов обследования ребенка в других функциональных областях, чтобы можно было объяснить причину этой задержки. Если, например, имеются нарушения слуха, это проявится также при диагностике перцепции и, вероятно, при диагностике понимания речи. Если причиной речевой задержки является патология моторики артикуляционного аппарата (например, при церебральном поражении), то, как правило, задержка развития наблюдается во всех функциональных моторных областях.

Если причина речевой задержки - общее отставание в умственном развитии, то мы обнаружим задержку развития также во всех остальных функциональных областях. Если задержка в развитии речи связана только с депривацией, то ребенок по меньшей мере будет отставать также в социальном развитии.

Изолированная задержка в «возрасте речи" не должна интерпретироваться слишком поспешно, но должна оставаться под постоянным контролем.

 

ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ"

В младенческом возрасте диагностика понимания речи, по понятным причинам, наталкивается на значительные трудности. Если мы захотим узнать, понимает ли малыш, что ему говорят, то мы не сможем сделать это на основании его непосредственного ответа, как у взрослых. Реакции младенца еще не являются вербальными, т.е. они не выражаются соответствующими словами. Они могут проявляться в изменениях поведения, а также в определенных звуковых выражениях. В основном эти реакции вначале можно интерпретировать слишком обобщенно и не всегда однозначно. В качестве примера можно взять маленького грудного ребенка, который болтает ножками или лепечет, когда к нему обращается мать.

Развитие понимания речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.144 с.)