Указания по интерпретации данных



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Указания по интерпретации данных



Описанный здесь метод интерпретации данных представляет собой практическое применение теоретических оснований по­строения шкал развития, описанных Вольвиллем в книге (Стратегии исследования в психологии раз­вития, Штуттгарт 1977). Только после проведения обширного анализа данных этот метод выкристаллизовался из большого количества исследованных моделей как самый благоприятный компро­мисс между требованиями точности и простоты в практическом примене­нии.

Интерпретируя полученные результаты, следует пом­нить, что речь в этом случае идет о средних значениях статисти­ческого распределения. Это означает, что вероят­ность оценки развития ребенка с помощью полученных значений выше или ниже его фактического уровня, и каждый раз она равна 50%. Строго говоря, для каждого полученного результата имеется область разброса, или интервал доверия. Ширина этого интервала доверия зависит от уровня развития ребенка и от исследуемой области развития.

Поскольку дополнительные данные об интервале доверия, пожалуй, только сбили бы практиков с толку, мы отказались от этого ради простоты. Однако, практики всегда должны отдавать себе отчет в том, что фактический уровень развития ребенка никогда нельзя определить точно, а только с определенным приближением.

 

Упрощение обозначений

Для определения уровня развития и установления границ допустимых значений является целесообразным на втором этапе редуцировать семь обозначающих символов для проверенных заданий до двух символов « + » и «-» и заносить их рядом с буквами в ту же колонку.

В, РВ = + (выполнено)

ПВ, Н = - (не выполнено)

Отсутствующие задания, к выполнению которых ребенка нельзя было побудить (то есть вызвать у него мотивацию), должны трактоваться при интерпретации данных как невыполненные. Однако, при последующей интерпретации результатов следует учитывать, что уровень развития ребенка в этом случае недооценивается. Соответствующие правила интерпретации уточняют оценку отсутствующих заданий.

Определение состояния развития

Проценты.Даже когда обращение к процентам является заведенным порядком во врачебной практике, в диагностике развития они оказываются зачастую источником ошибочных интерпретаций. В Мюнхенской Функциональной Диагностике Развития 2-ого и 3-его годов жизни для каждого задания указываются 50% -ый и 95% -ый показатели. Оба значения играют определенную роль в интерпретации данных.

95% -ый показательобозначает предел допустимых значений для определенных функций.

Если окажется превышенным полученное значение 95% -ого показателя для данного месяца, то возникает обоснованное подозрение, что на основе результатов дальнейших диагностических обследований может быть поставлен диагноз отставания в развитии. Если ребенок не достигает значения 95% -ого показателя данного месяца, то вероятность наличия отставания в развитии меньше.

50% -ый показательуказывает тот месяц жизни, в котором 50% детей в проверочных выборочных пробах выполнили соот­ветствующее тестовое задание. Это означает, что почти каж­дый второй нормально развивающийся ребенок не достигает соответствующего значения для данного месяца. Поэтому в качестве «нормативного значения» развития 50% -й показатель не может быть использован. Решающим преимуществом 50% -ого показателя является его относительная точность при сравнении с другими методами диагностики развития или результатами исследований в этой области. Поэтому 50% -ый показатель особенно хорошо подходит для наблюдения за процессом развития в исследованиях, проводимых с помощью продольных срезов (например, для оценки успешности в терапии или для составления терапевтических программ).

В беседе с родителями, если это необходимо, следует всегда использовать 95% -ый показатель для оп­ределенного месяца. А для оценки результатов терапии лучше подходят 50% -ые показатели, которые без затруднений мо­гут быть получены на основе 95% -ых показателей из формуляра "Профиль развития".

При обработке данных различают, какое из выполненных заданий было самым трудным, и какой пример соответствует ему в протоколе обследования после упрощения обозначений.

В следующих примерах записаны комбинации ответов, ко­торые встречаются чаще всего.

Примеры для определения возраста развития.

50% данные для месяцев

1-ый пример

2-ой пример

3-ий пример

4-ый пример

5-ый пример

Возраст развития

=22 мес. 21 мес. 21мес.

21 мес.

21 мес.

 

Таблица 1:Количество месяцев в левой колонке представляет среднее возрастное значение одного из семи субтестов в возрастном промежутке от 18 до 25 месяцев. Примеры 1-5 отражают различные образцы выполнения, как они могут получаться после упрощения обозначений в протоколе обследования. Каждая стрелка обозначает то задание, указание на месяц которого определяет возраст развития.

 

Правило 1:

Если ребенок выполняет все задания субтеста без пробелов, то первое невыполненное задание определяет уровень развития: ребенок находится в своем развитии как раз на пути к выполнению этого задания. Поэтому в таком случае, как в 1-ом примере, возраст развития составляет 22 месяца.

Правило 2:

Если одно задание перед последним выполненным заданием, оцененным положительно, оценивается негативно, уровень развития необходимо установить в соответствии с последним заданием. Поэтому во втором и третьем примерах ребенок достигает возраста развития 21 месяц.

 

Правило 3:

Если два задания перед последним заданием, оцененным позитивно, получают знак минус, то уровень развития ребенка определяется по предпоследнему заданию (четвертый и пятый примеры).

Если ребенка не удается побудить к выполнеиию задания

(код М) или задание забыли провести при обследовании, то возможна только приблизительная интерпретация данных. Для определения уровня развития ребенка отсутствующее задание или задание, отмеченное М, должно обозначаться в приведенной выше схеме примеров как негативно оцененное задание. Следующее за этим определение возраста развития осуществляется аналогично приведенным выше примерам.

Если имеются два пробела в примере ответа на задания субтестаза счет тех заданий, которые не предлагались, или для выполнения которых ребенка не удалось мотивировать, рекомендуется перепроверить этот субтест заново.

В особых случаях или при патологиях(как, например, при церебральных поражениях) уровень развития на основе выполнения заданий субтеста зачастую может указываться только как разброс посредством указания двух возрастных значений. Самое трудное выполненное задание определяет при этом верхнюю границу, первое негативно оцененное задание - нижнюю.

Одним из составляющих звеньев интерпретации данных, которое является необходимым для справедливой оценки каждого ребенка, особенно в сложных случаях, когда обнаруживаются отдельные недочеты и пробелы, является анализ содержания отдельных заданий, а также тех способов, с помощью которых проводилось их разъяснение. Указанные здесь правила оценки данных не должны оставлять это без внимания.

Профиль развития

Рекомендуется наносить уровень развития в соответствующих субтестах в специальный формуляр «Профиль развития», чтобы сделать возможным общий обзор развития в семи областях, а также для того, чтобы сделать доступным зрительной оценке процесс развития при повторном проведении теста.

Сюда же следует нанести с помощью прямой линии скорректированный хронологический возраст ребенка, проходящей через семь областей развития.

Возраст развития в отдельных субтестах обозначается проставлением крестика на соответствующей возрастной линии. Маркировочные метки соединяются затем вместе и в результате дают, таким образом, профиль развития ребенка.

Формуляры

В формуляре «Профиль развития» нарисованы красные линии. Тем самым, исходя из хронологического возраста, двигаясь вниз до следующей соседней линии можно определить, находится ли возраст развития ребенка внутри области, ограниченной красной линией, то есть в области допустимых значений. Эти линии облегчают экспериментатору распознавание границ допустимых значений и могут обратить его внимание на то, что легкое отклонение в возрасте развития от фактического хронологического возраста еще не следует оценивать как отставание в развитии.

Ниже дано графическое изображение с целью наглядного представления нанесенных границ допустимых значений для диагностического задания из субтеста «возраст ходьбы».

От 12,5 до 16 месяцев

Задание: свободно делает 3 шага.

Месяцы Возраст ходьбы

17

 

Таблица 2. Самая нижняя точка на линии находится в области среднего значения для этого задания на уровне 12,5 месяцев и тянется вверх до 95% -ого показатеял, то есть к уровню 16 месяцев.

 

Профиль развития прозрачно представляет графическое состояние развития ребенка во всех семи областях и позволяет выявить особенно большие отклонения. Рассуждения на тему о содержательных связях разных областей развития и анализ профиля развития часто делают возможным выдвижение этиологических гипотез при особых задержках развития и одновременно дают однозначные указания на необходимые терапевтические начинания.

Пользователям ранней экспериментальной редакции Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития 2-го и 3-го м годов жизни, и особенно Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития 1-го года жизни, необходимо во избежание недоразумений указать на то, что профиль развития базировался до настоящего времени на 90% -ых значениях. Это следует учитывать при сравнении с более старыми результатами диагностики развития одного и того же ребенка.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.025 с.)