Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика социального возраста.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие указания: Большинство заданий может быть проверено при опросе родителей. Однако, если сведения, полученные от родителей, противоречат тому впечатлению, которое производит ребенок в ситуации обследования, выполнение заданий для страховки должно быть выяснено в ситуации обследования. При этом решающее значение имеет создание благоприятной эмоциональной обстановки для ребенка.
Месяцев. Задание: Может отклонять просьбы протестом. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, протестует ли их ребенок, если они от него требуют того, чего он не хочет, или им не знаком такой протестующий крик. При этом следует тщательно объяснить, что здесь не имеется в виду протест, который возникает в результате неожиданных действий родителей, например, пеленание. Правильное решение: Ребенок громко протестует сердитым плачем или протестующим криком, когда не хочет выполнить просьбу родителей. Недостаточно, чтобы ребенок отвернулся или оставался спокойным. Возможность выражения протеста ребенка редко можно наблюдать в ситуации обследования, о ней следует расспрашивать родителей.
Месяцев. Задание: В ответ на просьбу подает предмет матери. Выполнение: Экспериментатор ждет, пока ребенок некоторое время поиграет с предметом. Затем он просит мать или отца попросить его у ребенка. В противоположность заданиям на понимание речи просьбы могут ясно выражаться жестами. Не имеет смысла проверять задание, если ребенок как раз борется за то, чтобы что-то оставить у себя. Целесообразнее проверить задание путем опроса родителей и повторить его позже. Правильное решение: Ребенок дает по просьбе одному из родителей или экспериментатору предмет, с которым он как раз играет. Он может, однако, через короткий промежуток времени снова захотеть получить его обратно. Задание считается также выполненным, если ребенок возвращает обратно мяч.
Месяцев. Задание: Имитирует один жест, например, хлопает в ладоши или делает «Пока-пока». Выполнение: Задание в большинстве случаев можно проверить путем опроса родителей. "Повторяет ли Ваш ребенок что-либо за Вами, например: «ладушки-ладушки», «пока-пока», «какой ты большой» или другой жест?" В конце обследования, когда родители с ребенком на руках хотят уйти, экспериментатор машет ребенку рукой и наблюдает при этом, помашет ли ребенок в ответ. Правильное решение: По словам родителей ребенок имитирует часто повторяющийся жест, как, например «ладушки-ладушки» или «пока-пока» и таким образом самостоятельно делает так иногда в соответствующей ситуации. В отношении детей более старшего возраста, когда речь может заменять жесты, дополнительная проверка этого задания не является целесообразной.
11-14,5 месяцев. Задание: Ласкает куклу или мягкую игрушку. Материал: Большая кукла или мягкая игрушка. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, может ли их ребенок уже что-то делать с куклами или мягкими игрушками. Кроме того, он дает ребенку в ситуации обследования куклу или мягкую игрушку и наблюдает, что ребенок делает. Показ в случае необходимости, как ласкать, и вербальные побуждения родителей типа «Приласкай!» облегчают выполнение задания. Это особенно необходимо в том случае, если у ребенка нет дома куклы или мягкой игрушки. Правильное решение: Ребенок ласкает куклу или мягкую игрушку, прижимая ее к себе или целуя. Недостаточно только носить или держать.
Месяцев. Задание: Катит мяч экспериментатору или матери. Материал: Большой мягкий мяч (диаметр 15-20 см) Выполнение: Экспериментатор или, если ребенок пугается, один из родителей, катит сидящему на полу ребенку мяч и показывает, разводя руки в обе стороны, что он хочет получить мяч обратно. Правильное решение: Ребенок более или менее сносно несколько раз целенаправленно катит мяч экспериментатору или одному из родителей.
Месяцев. Задание: Подражает бытовым действиям, например, вытиранию или подметанию. Выполнение: Родителей спрашивают, подражает ли ребенок их действиям, таким как вытирание, чистка или подметание. Правильное решение: По словам родителей, ребенок спонтанно самостоятельно копирует бытовые действия, например, вытирание или подметание.
Месяцев. Задание: Помогает убирать игрушки. Выполнение: Выполнение этого задания можно хорошо наблюдать в ситуации обследования, когда экспериментатор представляет ребенку удобный случай помочь ему убрать кубики или стаканчики для конструирования в пластиковый мешок. При этом экспериментатор должен начать складывать и оставить также несколько кубиков ребенку, чтобы он их убрал. Правильное решение: Ребенок убирает один за другим в мешок несколько предметов, например, кубики или стаканчики для конструирования. Задание считается также выполненным, если родители могут привести пример.
Месяцев. Задание: Приносит книгу с картинками, чтобы рассматривать. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, приносит ли иногда их ребенок книгу с картинками, чтобы рассматривать их. В ситуации обследования выполнение этого задания можно наблюдать редко, даже если книга с картинками доступна ребенку. Правильное решение: По словам родителей ребенок иногда приносит книжку с картинками, чтобы рассматривать.
Месяцев. Задание: Выполняет простые поручения по дому. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей: «Можно ли дать Вашему ребенку поручение положить на стол столовые приборы, отнести на кухню стакан или сделать что-нибудь аналогичное?» Поскольку в этом задании речь идет о ежедневном выполнении поручений по дому, его трудно проверить в ситуации обследования. Правильное решение: По словам родителей ребенок выполняет простые поручения по дому и копирует при этом такие виды действий как уборка со стола столовых приборов, чашек или досок для нарезания, при этом не обязательно, чтобы все было разложено на свои места. Родители приводят пример.
Месяцев. Задание: Остается на короткий промежуток времени у знакомых. Выполнение: Экспериментатор спрашивает у родителей, остается ли их ребенок на короткое время у знакомых, если он там играл, и родители могут удалиться из его поля зрения. Также следует расспросить, ходит ли уже ребенок самостоятельно к соседям. Чтобы проверить достоверность слов родителей, можно предложить им в конце обследования оставить на короткое время ребенка, чтобы забрать пальто. Правильное решение: Ребенок остается или оставался самостоятельно, не плача, на короткое время (приблизительно на 15 мин.) у знакомых вне своей семьи, без присутствия родителей, брата или сестры, и это не производит на него сильного впечатления, при этом не имеет значения, пришел ли ребенок сам или его оставили родителями. Месяца. Задание: Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, выбрасывает ли их ребенок сам в мусорное ведро ненужную бумагу и очистки. Это задание можно также наблюдать в ситуации обследования, если ведро для мусора является для ребенка узнаваемым, и ребенок держит в руках такие материалы как очистки, оберточная бумага. Правильное решение: По словам родителей или, если это можно наблюдать в ситуации обследования, ребенок сам бросает мусор в мусорное ведро.
Месяца. Задание: Охотно играет со сверстниками в догонялки. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, наблюдали ли они, чтобы их ребенок играл в догонялки с другими детьми. Если родители не могут сообщить достоверных сведений, игра в догонялки может быть также кратко разъяснена в ситуации обследования с помощью взрослых или сиблингов. Правильное решение: По словам родителей ребенок играет со сверстниками в догонялки и радуется игре. При возможности организации игры в ситуации обследования адекватное понимание ребенком ситуации очевидно. Месяцев. Задание: Сам ухаживает за куклой или мягкой игрушкой. Материал: Кукла или мягкая игрушка. Выполнение: Экспериментатор опрашивает родителей или наблюдает, как ребенок в ситуации обследования играет с куклой или мягкой игрушкой. Чтобы сделать возможным выполнение игровых действий в соответствии с ролью, экспериментатор кладет в пределах досягаемости ребенка ложку, расческу или подушку. Правильное решение: Ребенок кормит куклу, укладывает ее на подушку или раздевает ее. При этом заботливый характер этих действий очевиден. Задание считается также выполненным, если родители могут привести пример.
Месяцев. Задание: Пробует утешить, если кто-то печалится. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, случалось ли уже так, что кто-нибудь из родителей или братьев/сестер был печален и поэтому плакал, и как реагировал на это их ребенок. Правильное решение: По словам родителей у ребенка выражение лица становится серьезным, и он пробует утешить того, кто плачет, обнимая его или прижимаясь к нему. Если плакал только кто-то из братьев/сестер, а ребенок реагировал на это не так, как описано выше, то задание следует пометить "как недостаток мотивации у ребенка" (=М).
Месяц. Задание: Словесно выражает чувства. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, может ли их ребенок словесно выражать чувства, например, страх или грусть. Правильное решение: Родители подтверждают, что ребенок выражал уже чувства с помощью слов, например, страх или грусть. При этом недостаточно выразить словесно, ощущение боли, или сообщить о чувстве чувстве голода, высказав желание поесть. Месяца. Задание: Выражает желания в форме "я". Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, выражает ли их ребенок желания в форме "я", например, «Я хочу еще чего-нибудь!» или «Я не хочу!». Правильное решение: По словам родителей, которые могут подтвердить это примером, ребенок выражает желания в форме "я". Месяцев. Задание: Придерживается правила игры: «Один раз я, один раз ты». Материал: Доска для вкладывания с 16 отверстиями и 16 деревянных цилиндров. Выполнение: Экспериментатор помещает между собой и ребенком доску и раздает себе и ребенку по 8 деревянных цилиндров. Он говорит: «Теперь мы будем играть вместе. Сначала я вставлю одну палочку, а потом ты одну. Затем снова я, а потом ты. А теперь начнем. Я вставляю одну палочку, а теперь твоя очередь». При вставлении первых трех цилиндров можно исправлять ошибки ребенка. На всякий случай правило игры следует повторить еще раз. Начиная с четвертого цилиндра, помощь больше оказывать нельзя, и следует ждать реакции ребенка. Правильное решение: Ребенок дважды чередуется с экспериментатором при вставлении цилиндров. При этом он ждет, пока экспериментатор не вставит цилиндр.
Диагностика самостоятельности. Общие указания: Целесообразно проверить некоторые задания путем опроса родителей, чтобы обследование не затянулось слишком надолго. Согласно данным нашему анализу, данные родителей о достижениях ребенка в области самостоятельности являются более надежными, чем данные экспериментатора. Чтобы создать возможность для наблюдения за артикуляцией речевого аппарата и чтобы оценить рутинные процессы, такие как одевание и раздевание, некоторые задания экспериментатор должен дополнительно проверить в ситуации обследования. При этом следует помнить, что предложение выполнить указанные здесь действия, такие как одевание и раздевание, уже в середине второго года жизни наталкивается на отказ ребенка.
Месяцев. Задание: Стягивает шапку с головы. Выполнение: Родители чаще всего могут с большой уверенностью сообщить об этом навыке их ребенка, если они могли наблюдать его. В ситуации обследования экспериментатор или один из родителей кладет сначала ребенку на голову предмет, который сбрасывается вниз легким движением головы. Падению шапки вниз ребенок чаще всего радуется, особенно тогда, когда родители и экспериментатор также весело на это реагируют. В заключение экспериментатор или родители надевают шапку на голову ребенку, не закрепляя ее. В большинстве случаев ребенок пытается стянуть шапку с головы. Правильное решение: Ребенок самостоятельно стягивает шапку с головы или об этом сообщают родители.
Месяцев. Задание: Берет кусочки хлеба и съедает их. Выполнение: Наряду с опросом это задание легко проверить, поставив перед ребенком тарелку с несколькими маленькими кусочками хлеба. Правильное решение: Ребенок берет маленькие нарезанные кусочки хлеба, кладет их в рот и съедает.
Месяцев. Задание: Пьет из чашки, не проливая, если чашку кто-то держит. Выполнение: Экспериментатор или присутствующий родитель дает ребенку осторожно что-нибудь попить. При этом они используют чашку или стакан с нормальным краем. Правильное решение: Ребенок пьет из чашки или стакана, если их держат, при этом напиток не стекает по подбородку. Экспериментатор или родители регулируют при этом движение наклона чашки или стакана.
Месяцев. Задание: При одевании пробует помочь собственными движениями. Выполнение: В конце обследования или в то время, когда ребенок был запеленован, в большинстве случаев представляется удобный случай наблюдать, как ребенок помогает при одевании, особенно тогда, когда мать одевает ребенка медленно. Правильное решение: Ребенок помогает при одевании, самостоятельно вытягивая руки и ноги, поднимая их или протягивая навстречу одежде.
Месяцев. Задание: Сам снимает расстегнутые туфли. Выполнение: О выполнении задания можно расспросить или, если у ребенка подходящие туфли, наблюдать в ситуации обследования. При этом родители или экспериментатор обращают внимание ребенка на его туфли. Ребенок сам снимает расстегнутые туфли. Правильное решение: Ребенок намеренно сам снимает расстегнутые туфли, сапоги или домашнюю обувь.
Месяцев. Задание: Сам держит стакан, когда пьет. Выполнение: Экспериментатор ставит перед ребенком наполовину заполненный стакан или чашку. Правильное решение: Ребенок сам держит стакан или чашку и пьет.
Месяцев. Задание: Подносит наполненную ложку ко рту, разрешается испачкаться. Выполнение: Как правило, родители могут очень точно описать, как их ребенок обращается с ложкой. Чтобы наблюдать за этим в ситуации обследования, экспериментатор спрашивает у родителей, принесли ли они с собой что-нибудь съедобное. В противном случае экспериментатор предлагает стаканчик с фруктовым пюре и детскую ложку. Родители дают ребенку в руку ложку и помогают ему наполнить ложку фруктовым пюре. Правильное решение: Ребенок самостоятельно подносит наполненную ложку ко рту с правильным поворотом руки и вставляет ее в рот, не перевернув.
Месяцев. Задание: Иногда ест вилкой. Выполнение: Родители могут сообщить, использует ли уже ребенок вилку и может ли что-то есть с ее помощью. Правильное решение: Ребенок пользуется вилкой, когда ест.
Месяцев. Задание: Самостоятельно пьет из чашки. Выполнение: Выполнение задания может быть с большой уверенностью подтверждено родителями. В этом возрасте ребенку можно дать любую чашку или стаканчик с жидкостью. Правильное решение: Ребенок сам берет чашку или стакан со стола, подносит ко рту, пьет и снова ставит на стол. При этом допускается, чтобы ребенок иногда вымазывался. Месяц. Задание: Трет руки под струей воды. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, моет ли ребенок сам руки, когда подходит к воде, потирая их под струей воды. Правильное решение: Иногда ребенок самостоятельно без мыла трет руки под струей воды и имитирует таким образом мытье рук. Не требуется, чтобы руки были вытерты полотенцем.
Месяца.
Задание: Ложкой съедает часть содержимого тарелки, разрешается испачкаться. Выполнение: Экспериментатор спрашивает у родителей, ест ли их ребенок сам что-либо ложкой или ему при этом требуется помощь. Чтобы можно было наблюдать это в ситуации обследования, экспериментатор просит родителей дать ребенку что-нибудь съесть, или сам предоставляет в распоряжение глубокую тарелку, детскую ложечку и стакан с фруктами. Правильное решение: Ребенок съедает без помощи часть содержимого тарелки ложкой, разрешается испачкаться.
Месяца. Задание: Мешает чайной ложкой в чашке. Выполнение: Поскольку родители не всегда достоверно могут об этом сообщить, экспериментатор должен показать, как перемешивать чайной ложкой в чашке, и отдать затем ложку ребенку. Правильное решение: Ребенок мешает чайной ложкой в наполненной на три четверти чашке, не проливая при этом жидкость через край. Месяцев. Задание: Слегка вытирает руки полотенцем. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, вытирает ли их ребенок иногда сам руки после мытья полотенцем, если его к этому не побуждают. Правильное решение: Ребенок сам вытирает руки после мытья, его к этому никто не побуждает. Не требуется, чтобы руки после этого были сухими. Месяцев. Задание: Снимает расстегнутую куртку. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, снимает ли иногда их ребенок сам куртку, пальто или лыжную куртку. Если у ребенка есть с собой подходящая одежда, это можно также иногда наблюдать в ситуации обследования, особенно тогда, когда ребенок приходит во второй раз, и снятие куртки или аналогичной одежды является обычным делом. Правильное решение: Ребенок иногда сам снимает расстегнутую вязаную кофту, куртку или пальто, если эта одежда не слишком узка, и была перед этим расстегнута. Месяцев. Задание: Интересуется испражнениями взрослых. Выполнение: Задание может быть проверено путем опроса родителей: «Интересуется ли Ваш ребенок тем, что Вы делаете в туалете?». Этот интерес к выделениям у другого человека представляет собой первый шаг на пути к собственному контролю выделительных функций. Правильное решение: Когда один из родителей идет в туалет, ребенок хочет при этом присутствовать, не потому что хочет избежать разлуки, а потому что хочет посмотреть, что выделяется у родителей. Месяцев. Задание: Съедает содержимое тарелки ложкой, вымазываясь совсем чуть-чуть. Выполнение: Экспериментатор опрашивает родителей, съедает ли уже их ребенок содержимое тарелки ложкой, вымазываясь при этом только чуть-чуть. Если имеется достаточно времени, это можно также наблюдать, если ребенок голоден и в распоряжении есть тарелка, ложка и стаканчик с фруктовым пюре. Правильное решение: Иногда ребенок съедает ложкой содержимое тарелки без помощи взрослых, вымазываясь совсем чуть-чуть.
Месяцев. Задание: Снимает нижнюю рубашку. Выполнение: Экспериментатор опрашивает родителей, не снимает ли их ребенок сам нижнюю рубашку (майку) без рукавов. Правильное решение: Ребенок сам снимает нижнюю рубашку без рукавов. Месяц. Задание: Надевает сапоги или туфли. Выполнение: Экспериментатор опрашивает родителей и заботится о том, чтобы ребенок короткое время мог ходить, бегать или прыгать без обуви. Когда наступает время уходить, он и родители предоставляют ребенку удобный случай самостоятельно взять туфли и надеть их, если это позволяет шнуровка в туфлях. Правильное решение: Ребенок сам надевает сапоги или легко натягиваемые туфли, если хочет уйти, однако, он не должен их завязывать. Месяц. Задание: Надевает нижнюю рубашку. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, надевает ли их ребенок сам нижнюю рубашку без рукавов, если ему правильно ее подают. Правильное решение: Ребенок иногда без помощи надевает нижнюю рубашку без рукавов. Родители при этом подают ему нижнюю рубашку прямо в руки. Месяц. Задание: Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Выполнение: О выполнении этого задания можно легко расспросить, и так же легко проверить его в ситуации обследования, если имеется подходящий умывальник. Предпосылкой для этого является то, что ребенок может достать до умывальника и понимает необходимость вымыть руки. Правильное решение: Ребенок самостоятельно моет руки с мылом и затем вытирает их полотенцем. Руки не обязательно должны быть после этого чистыми и сухими; ребенок, однако, должен осознавать весь процесс и выполнять его время от времени. Месяцев. Задание: Сам расстегивает большие пуговицы. Выполнение: Родителей спрашивают, может ли их ребенок сам расстегивать большие пуговицы, которые легко достать. Если у ребенка имеется предмет одежды с большими пуговицами, выполнение этого задания можно также легко проверить в ситуации обследования. Правильное решение: Ребенок сам расстегивает пуговицы на куртках и пальто, которые он достает двумя руками, и которые он может видеть. Месяцев. Задание: Иногда остается сухим в течение дня. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, сообщает ли уже их ребенок в течение дня, что ему надо в туалет, или идет туда самостоятельно, так что целый день остается сухим. Правильное решение: Ребенок в течение дня остается сухим, однако, иногда еще используются подгузники, особенно если родители выезжают вместе с ним.
Месяцев. Задание: Иногда остается сухим во время дневного сна. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, остается ли их ребенок сухим во время дневного сна. Правильное решение: Ребенок иногда во время дневного сна остается сухим, при этом могут использоваться подгузники. Месяц. Задание: Как правило, в течение дня остается сухим и чистым. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, носит ли еще их ребенок подгузники, или он остается сухим и чистым. Правильное решение: В течение дня ребенку больше не нужны подгузники, так как он остается, как правило, сухим и чистым, за исключением нескольких случаев в неделю. Месяца. Задание: Сам надевает брюки. Выполнение: Экспериментатор опрашивает родителей, надевает ли их ребенок сам брюки. Поскольку в этом возрасте в большинстве случаев носят штаны с нагрудником, ребенку не надо самому натягивать или навешивать лямки на плечи. Правильное решение: Иногда ребенок самостоятельно надевает штаны или штаны с нагрудником до лямок.
Месяцев. Задание: Как правило, остается сухим ночью. Выполнение: Экспериментатор спрашивает родителей, требуются ли еще ночью ребенку подгузники, или он в большинстве случаев остается сухим. Правильное решение: Как правил, ребенку ночью не нужны больше подгузники. Он редко бывает ночью мокрым.
Месяцев. Задание: Полностью одевается под руководством взрослых. Выполнение: Родителей спрашивают, одевается ли их ребенок уже полностью, если они подают ему вещи и помогают при наличии трудных застежек. В конце диагностического обследования родителей просят держаться в стороне при одевании, чтобы экспериментатор мог оценить возможности ребенка одеваться самому. Правильное решение: Иногда ребенок сам надевает предметы одежды. Родители кладут вещи так, чтобы ребенок мог в них «влезть». Они помогают при наличии трудных застежек.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.014 с.) |