Примечание к указаниям по проведению и оценке



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Примечание к указаниям по проведению и оценке



В этом кратко изложенном руководстве невозможно описать содержательную выразительность отдельных заданий. В такой же небольшой степени здесь могут быть приведены отклонения от нормального хода их выполнения.

Количественная интерпретация Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития 2-ого и 3-его гг. жизни, прежде всего, показывает правильное выполнение определенных здесь заданий. Экспериментатор должен, однако, дополнительно также обратить внимание на способ выполнения заданий, и тем самым на качество детских ответов, что должно использоваться при выставлении заключительной оценки.

Для лучшего установления наличия асимметрии или односторонней патологии часть заданий из области тонкой и грубой моторики целесообразно провести с участием правой и левой сторон тела. Соответствующие рекомендации в указаниях по проведению и оценке отдельных заданий не даются. Это должно быть доверено клиническому опыту экспериментатора и, кроме этого, определяется еще и тем, надо ли стимулировать ребенка второй раз при выполнении какого-либо задания.

Указания по проведению и оценке следует рассматривать для экспериментатора как обязательные, так как тем самым в значительной степени определяется уровень сложности задания. Следует обратить особое внимание на следующие моменты:

- Число, а также способ выполнения демонстраций, разрешенных экспериментатору.

- Речевые указания, которые могут быть использованы для пояснения выполнения заданий.

- Вид и объем помощи и / или краткой тренировки.

- Указания, касающиеся способа предложения материала.

- Указания, касающиеся способа опроса родителей.

- Количество попыток, которое можно разрешить ребенку.

- Количество требуемых правильных решений.

Экспериментатору предоставляется возможность самому решать, какой помощью для создания мотивации ему воспользоваться, учитывая указания по проведению и оценке заданий.

По сравнению с экспериментальной редакцией 1977 года некоторые задания были упрощены, были также собраны единообразные данные о частотности требуемого числа правильных выполнений, чтобы облегчить задачу экспериментатора и способствовать концентрации его внимания, как раз необходимой в такой сложной ситуации, какай является работа с ребенком.

 

ВАЖНОЕ УКАЗАНИЕ

Описанные в отдельных функциональных областях задания в отношении их выполнения и оценки следует выполнять и оценивать в точности так, как они описаны ниже. Каждое, даже самое незначительное, изменение может означать упрощение или усложнение задания для ребенка. Кроме того, для измененных заданий отсутствуют нормативные значения, а использование их могло бы привести к построению ошибочных профилей развития.

 

Диагностика возраста ходьбы (движения тела).

Выполнение и оценка заданий.

Общие указания

Рекомендуется предложение заданий для диагностики возраста ходьбы отнести к началу или даже к окончанию обследования. По отношению к неспокойным детям оправдало себя следующее правило: прервать обследование, если оно должно проводиться в положении сидя, и позволить ребенку свободно двигаться в помещении для обследования, - при этом выполнение ребенком большей части требуемых тестовых заданий можно наблюдать спонтанно.

Опытный в детской неврологии специалист, проводящий обследование, определит, что хотя дети в возрасте приблизительно с 18 месяцев и выполняют соответствующие задания, все-таки у них имеются четко выраженные двигательные стереотипы. В этих случаях должны быть собраны точные сведения об анамнезе развития общей моторики.

Проверка выполнения заданий из области движений тела у более младших детей чаще всего должна проводиться путем наблюдения за спонтанным поведением, что может быть описано родителями с большой уверенностью. Напротив, у детей с уровнем развития примерно 24 месяца оценка этой области развития требует значительной интуиции, чтобы побуждать детей к выполнению отдельных заданий. Движения тела должны контролироваться только тогда, когда ребенок передвигается в помещении без затруднений

Зачастую здесь оказывается помощь ребенку также посредством предварительного показа действия, выполняемого сиблингом (сиблингами).

Задания для оценки движений тела могут демонстрироваться экспериментатором, родителями или другими детьми, можно предоставить ребенку однократную возможность выполнить их с чьей-то помощью. После этого необходима самостоятельная попытка ребенка.

Оказалось нецелесообразным задавать жесткие значения максимального количества допустимых попыток. Естественная верхняя граница определяется при отсутствии дальнейшей мотивации к выполнению задания.

 

9-11,5 месяцев '

Задание:Подтягивается вверх до положения стоя и остается стоять несколько секунд.

Материал:предмет мебели (как, например, манеж или стул), который подходит для подтягивания вверх; интересная для ребенка игрушка.

Выполнение:если выполнение этого задания не наблюдается во время спонтанного поведения ребенка, и родители не могут сообщить о нем с достаточной уверенностью, экспериментатор должен попытаться мотивировать ребенка к самостоятельному подтягиванию вверх. Это, однако, является целесообразным только тогда, когда ребенок уже в состоянии подтянуться на руках вверх.

Экспериментатор или мать кладут привлекательный для ребенка предмет, например, ложку, печенье или погремушку, на край предмета мебели (например, стула) таким образом, чтобы ребенок мог его видеть. Если ребенок еще не может ползать на четвереньках или ползать на животе, следует следить за тем, чтобы ребенок сидел вблизи предмета мебели.

Правильное решение:из положения сидя или на четвереньках ребенок сам подтягивается вверх за предметы мебели и стоит прямо минимум две секунды.

Месяцев

Задание:Делает несколько шагов вдоль мебели.

Выполнение:Посредством перенесения тяжести тела ребенок делает чаще всего без побуждения шаги на месте или в стороны, если он чувствует себя достаточно уверенно. Если эти движения не могут наблюдаться спонтанно, или родители не могут о нем сообщить, ребенка следует побуждать к подтягиванию вверх, как в предыдущем задании. Шаги в сторону могут быть вызваны скорее всего человеком, к которому ребенок желает подойти, или предложением поиграть (игра в ку- ку).

Правильное решение:Ребенок делает минимум два четко различимых шага чаще всего боком вдоль мебели, держась при этом обеими руками.

 

Месяцев

Задание:Идет, когда держат за обе руки, и принимает вес тела.

Выполнение:В общем, это задание, легко проверяется у ребенка. Потому, по возможности, о его выполнении не надо расспрашивать, а следует его выполнить. При этом надо следить, чтобы руки ребенка не были вытянуты вверх.

Правильное решение:Придерживаемый за обе руки, ребенок делает минимум два шага. Руки вытянуты не вверх, а в стороны на высоте плеч. При этом ребенок принимает свой вес тела и держится только, чтобы сохранить равновесие.

 

Месяцев.

Задание:Залезает на одну ступеньку вверх.

Материал:Одна лестничная ступенька или мат из пеноматериала, высота 12-18 см.

Выполнение:Об этом навыке ребенка с достаточной уверенностью многократно могут сообщить родители. Лестничная ступенька или достаточно высокий мат в ситуации обследования зачастую побуждают ребенка самостоятельно карабкаться вверх. Родители могут посадить ребенка перед ступенькой, сами подняться на нее и, таким образом побуждать ребенка карабкаться вверх.

Правильное решение:Ребенок на руках и коленях без подстраховки залезает на ступеньку. Перекрестной координации рук и коленей не требуется.

 

Месяцев.

Задание: Идет, если придерживать за руку.

Выполнение:В большинстве случаев об этом навыке могут сообщить родители. Он легко проверяется, так как ребенок охотно ходит.

Родители или экспериментатор сначала помогают ребенку идти вперед, придерживая его за обе руки. Затем одна рука медленно убирается от ребенка, а вторая опускается на высоту плеч ребенка.

Правильное решение:Ребенок, придерживаемый за одну руку, делает минимум два шага вперед. Рука ребенка находится приблизительно на высоте плеч, многие принимают вес тела.

 

Месяцев.

Задание:Минимум две секунды стоит свободно.

Выполнение:Поскольку это задание с точки зрения отрезка времени в 2 секунды может быть родителями оценено только «на глаз», рекомендуется дополнительная проверка.

Два предмета мебели ставятся по отношению к ребенку так, чтобы он мог хорошо держаться справа и слева. Если он чувствует себя достаточно уверенно, он чаще всего пробует отпустить сначала одну руку, а затем другую. Если ребенок уже стоит и держится одной рукой, можно попробовать осторожно лишить его этой опоры. При этом должна быть подстраховка, если есть опасность, что ребенок упадет.

Правильное решение:Ребенок стоит минимум две секунды без опоры на руки, без помощи извне.

 

Месяцев.

Задание: Свободно делает три шага.

Выполнение:Этот навык можно всегда наблюдать в спонтанном поведении ребенка, за исключением тех случаев, если дети очень пугливые. В иных случаях можно принять во внимание свидетельства родителей, если ребенок делает уже несколько шагов без опоры на руки.

Это задание следует проверять следующим образом: ребенок стоит и держится одной рукой за мебель. Экспериментатор или один из родителей остается стоять вблизи ребенка и своими распростертыми руками побуждает его пройти свободно.

Правильное решение:Ребенок должен сделать вперед минимум три шага, один за другим, не держась и не теряя равновесие.

 

Месяцев.

Задание:Идет и несет мяч обеими руками.

Материал:Большой мяч диаметром 15-20 см или подушка.

Выполнение:Ребенку дают мяч или подушку, когда он уже стоит. Если попросить ребенка: «Принеси это маме!» или «Покажи это папе!», то можно побудить его пройти несколько шагов.

Правильное решение:Ребенок уверенно проходит минимум пять шагов и несет мяч или другой большой предмет в обеих руках или держит его кистями рук, не теряя равновесия.

 

Месяцев.

Задание:Наклоняется и поднимает что-нибудь без опоры на какой-либо предмет.

Материал:Например, мяч диаметром 15-20 см или кукла.

Выполнение:Предмет, например, мяч или куклу, кладут на пол и обращают на него внимание ребенка. Чаще всего ребенок сам спонтанно идет к нему, чтобы его взять.

Правильное решение:Ребенок из положения стоя поднимает обеими руками предмет с пола, не опираясь при этом и не садясь.

 

Месяцев.

Задание:Залезает на диван и с дивана.

Материал:Диван или кресло с высотой сидения от 35 до 40 см.

Выполнение:Если родители не могут с достаточной уверенностью сообщить информацию, выполнение этого задания легко проверяется - ребенка побуждают залезать на диван или кресло, положив привлекательный предмет на спинку дивана или кресла.

Правильное решение:Из положения стоя или на коленях ребенок залезает на диван. Слезая вниз, он поворачивается так, что ноги сначала находят опору на полу.

 

Месяцев.

Задание: Делает три шага назад.

Материал: Утка, которая притягивается за шнурок.

Выполнение:Ребенок стоит свободно и получает в руку шнурок игрушечной утки. Пятясь назад, ребенок пытается тянуть утку. Если ребенок не удается привлечь уткой, можно попробовать побудить его пятиться назад, осторожно поддразнивая.

Правильное решение:Ребенок делает спиной один за другим три маленьких шага, не держась и не теряя равновесия.

 

Месяцев.

Задание:Залезает на стул и со стула.

Материал:Стул для взрослого с подлокотником для поддержания руки и высотой сидения от 42 до 46 см.

Выполнение:Об этом навыке чаще всего с достаточной уверенностью могут сообщить родители. Выполнение этого задания следует проверять следующим образом: Ребенок побуждается залезать на стул и поощряется тем, что на высоте спинки находится привлекательный предмет. Можно показать ребенку, как держаться за спинку, чтобы подтянуться вверх.

Правильное решение:Из положения стоя или на коленях ребенок без подстраховки залезает на стул для взрослого, садится или становится на нем и, наконец, слезает вниз в положении на животе, опуская вначале ноги.

 

Месяцев.

Задание:Поднимается на три ступеньки детским шагом и держится обеими руками.

Материал:Лестница с перилами и минимум тремя ступеньками, высота ступени от 12 до 18 см.

Выполнение:Если родители не могут с уверенностью сообщить об этом навыке ребенка, экспериментатор должен показать ребенку, как держаться двумя руками за перила, и дать ему возможность подняться на последние три ступеньки, где ребенка ждет один из родителей с привлекательным предметом.

Правильное решение:Ребенок держится обеими руками за перила, ставит сначала одну, потом вторую ногу на ту же самую ступеньку и начинает снова с той же ноги, что и первый раз (это называется приставным шагом или детским шагом). Таким способом он поднимается на три ступеньки.

 

Месяц.

Задание:спускается на три ступеньки вниздетским шагом, держится обеими руками.

Материал:Лестница с перилами и минимум тремя ступеньками от 12 до 18 см.

Выполнение:Если родители не могут с уверенностью сообщить об этом навыке ребенка, экспериментатор должен показать ребенку, как держаться двумя руками за перила, и дать ему возможность спуститься только на последние три ступеньки, где ребенка ждет один из родителей с привлекательным предметом.

Правильное решение: Ребенок держится обеими руками за перила, ставит сначала одну, потом вторую ногу на ту же самую ступеньку и начинает спускаться снова с той же ноги, что и первый раз. Таким образом, он спускается на три ступеньки.

 

Месяца.

Задание:Бьет по мячу ногой в положении стоя, не держась.

Выполнение:Экспериментатор из положения стоя бьет по мячу ногой и побуждает ребенка также играть в «футбол». Если ребенок бежит за мячом, экспериментатор кладет мяч перед ногами ребенка и побуждает его ударить по мячу.

Если ребенок держится руками и избегает ударять по мячу, экспериментатор может вначале дать ребенку руку, но должен убрать ее после двух или трех попыток.

Правильное решение:Из положения стоя ребенок, не держась, бьет по мячу ногой. Равновесие при этом кратковременно принимается другой ногой. Не требуется, чтобы четко был виден замах ноги.

 

Месяца.

Задание:Спускается на три ступеньки детским шагом и держится одной рукой.

Материал:Лестница с перилами и минимум тремя ступеньками, высота ступени от 12 до 18 см.

Выполнение:Если родители не могут сообщить об этом навыке с достаточной уверенностью, экспериментатор должен проверить его следующем образом:

Сначала ребенок может сойти на несколько ступенек вниз, держась за перила обеими руками. Затем он дополнительно получает маленький предмет в отведенную от перил руку. Один из родителей или экспериментатор ждет ребенка на три ступеньки ниже и побуждает его спуститься вниз.

Правильное решение:Ребенок держится одной рукой за перила и идет три ступеньки вниз по лестнице детским шагом.

 

Месяца.

Задание:Идет три шага на носочках, не держась.

Выполнение:К этому заданию ребенка лучше всего побудить, если предварительно сделать это или показать, каким ты становишься большим, если так идешь. Помощь при этом может оказать включение в игру сиблингов. Если подошва обуви очень жесткая, это задание должно быть выполнено без обуви.

Правильное решение:Ребенок проходит на носочках минимум три шага, не держась.

 

Месяцев.

Задание:Стоит три секунды на одной ноге, держась одной рукой.

Выполнение:Выполнения этого задания лучше всего можно достичь с помощью предварительного показа, а также с помощью сиблингов. Экспериментатор заботится о том, чтобы ребенок уверенно стоял и у него была возможность крепко держаться одной рукой сбоку. Подбадривая или громко считая, ребенка побуждают поднять одну ногу на более продолжительное время. В отношении некоторых детей это удается, когда ребенка просят показать туфельки.

Правильное решение:Ребенок минимум три секунды стоит на одной ноге и держится одной рукой, не теряя при этом равновесия.

 

Месяцев.

Задание:Делает пять шагов на носочках, не держась.

Выполнение:Ходьбу на носочках лучше всего спровоцировать предварительной демонстрацией - показать, каким становишься большим, когда так ходишь. Помощь при этом может оказать включение в игру сиблингов.

Правильное решение:Ребенок делает минимум пять шагов на носочках, не держась при этом.

 

Месяцев.

Задание:Подпрыгивает один раз на месте, не падая.

Выполнение:Выполнение задания с большой уверенностью выясняется опросом родителей.

В ситуации обследования этот навык можно наблюдать следующим образом:

Экспериментатор или сиблинг демонстрируют подпрыгивание на двух ногах. Вначале задание может быть выполнено ребенком с помощью посторонних, если придерживать ребенка за две руки.

Правильное решение:Ребенок один раз подпрыгивает от пола двумя ногами одновременно, не падая и ни на что не опираясь. Ступни ног при этом должны отрываться от земли; простого сгибания и выпрямления ног недостаточно.

 

Месяцев.

Задание:Прыгает вперед, не падая.

Выполнение:Проверить наличие этого навыка почти всегда можно с помощью опроса родителей. Если родители не уверены, экспериментатор может побуждать ребенка к выполнению задания, предварительно показав такой прыжок.

Правильное решение:Ребенок прыгает двумя ногами вперед минимум два раза, не падая.

 

Месяц.

Задание:Стоит на одной ноге две секунды, не держась.

Выполнение:Выполнение этого задания лучше всего наблюдать после предварительного показа, в том числе с помощью сиблингов. Экспериментатор дает сначала ребенку руку и проверяет выполнение задания в ситуации, когда ребенок может держаться одной рукой. Затем экспериментатор отнимает руку у ребенка при второй попытке и побуждает его снова поднять и держать ногу вверху.

Правильное решение:Ребенок стоит на одной ноге минимум две секунды, не держась при этом и не падая в конце выполнения.

 

Месяца.

Задание:Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой.

Материал:Лестница с перилами и минимум тремя ступеньками, высота ступени от 12 до 18 см.

Выполнение:Умение ребенка подниматься по лестнице в большинстве случаев с достаточной уверенностью может быть описано родителями. Если родители этого не знают, ребенка подводят к лестнице и наблюдают, как он поднимается по ней. Если он идет детским шагом, экспериментатор пробует показать, как производится сменный шаг.

Правильное решение:Ребенок держится одной рукой за перила и поднимается взрослым шагом минимум на две лестничные ступеньки.

 

Месяцев.

Задание:Прыгает через ленту, не задевая ее.

Материал:Лента из пенопласта шириной 10 см, длиной 80 см.

Выполнение:Если ребенок уже прыгает вперед, экспериментатор кладет ленту перед собой и демонстрирует ребенку, как ее перепрыгнуть двумя ногами.

Правильное решение:Ребенок один раз перепрыгивает через ленту двумя ногами, не задевая ее и не падая.

 

Месяцев.

Задание:Ездит на трехколесном велосипеде, нажимая на педали.

Материал:Трехколесный велосипед.

Выполнение:Об умении ездить на трехколесном велосипеде могут с достаточной уверенностью сообщить родители, если у их ребенка есть трехколесный велосипед.

Стоящий в помещении для обследования трехколесный велосипед зачастую побуждает ребенка сесть на него спонтанно. Экспериментатор или родители при необходимости сначала попеременно нажимают ногами ребенка на педали, чтобы вызвать у него ощущение движения вперед. Затем следует проверить, едет ли ребенок самостоятельно.

Правильное решение:Задание считается выполненным, если ребенок попеременно нажимает на педали, и трехколесный велосипед двигается минимум на метр вперед, велосипед при этом подталкивать не следует.

 

Месяцев.

Задание:Спускается на три ступеньки вниз взрослым шагом, при этом держится одной рукой.

Материал:Лестница с перилами и минимум тремя ступеньками, высота ступени от 12 до 18 см.

Выполнение:Если родители не наблюдали этот навык, он должен быть проверен в ситуации обследования. Ребенка подводят к лестнице и наблюдают, как он спускается вниз. Если он использует еще детский шаг, экспериментатор подчеркнуто пробует продемонстрировать сменный шаг или побудить ребенка спускаться быстрее.

Правильное решение:Задание считается выполненным, если ребенок держится одной рукой за перила и спускается вниз по лестнице минимум на три ступеньки взрослым (переменным) шагом.

 

Месяцев.

Задание:Ловит мяч с расстояния 2 м.

Материал: Мягкий мяч диаметром 15-20 см.

Выполнение:Экспериментатор играет с ребенком в мяч. Вначале он становится на расстоянии одного метра от ребенка и бросает мяч с маленькой дистанции так, чтобы он упал на руки ребенка. Затем он медленно увеличивает расстояние до 2 метров.

Правильное решение:Задание считается выполненным, когда ребенок обеими руками два раза удерживает мяч, который ему бросают в руки с расстояния 2 метров. Разрешается сделать три попытки.

 

Месяца.

Задание:Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его.

Материал:Лист бумаги формата А4.

Выполнение:Если ребенок перепрыгнул ленту, экспериментатор в заключение кладет перед его ногами лист бумаги формата A4 продольно и демонстрирует, как его перепрыгнуть двумя ногами.

Правильное решение:Задание считается выполненным, если ребенок двумя ногами перепрыгивает через лист, не задевая его и не падая.

Месяцев.

Задание:Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась.

Материал:Лестница с перилами и минимум тремя ступеньками, высота ступени от 12 до 18 см.

Выполнение:Если родители наблюдали проявления этого навыка с недостаточной уверенностью, то следует проверить его в ситуации обследования.

Ребенка подводят к лестнице и наблюдают, как он спускается по ней. Если он при этом держится еще одной рукой за перила, экспериментатор может дать ему мяч, который он должен нести вниз.

Правильное решение:Ребенок спускается на три ступеньки вниз по лестнице взрослым шагом, не держась.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.015 с.)