Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость постоянного присутствия близкого взрослогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При развитии понимания речи на первом году жизни необходимо добавить, что наряду с постоянным присутствием матери как важнейшего условия для начала формирования понятий[5], также должно быть обеспечено постоянство окружающей среды, далее постоянство языка (родной язык) и постоянство используемых понятий. Начало раннего понимания речи происходит оптимально тогда, когда мать регулярно показывает малышу один и тот же предмет и называет его на одном языке, одним и тем же словом и одинаковым голосом. Становится понятным, насколько первые понятия ребенка зависят от эмоционального отношения ребенка к окружающей среде и к лицу, которое к нему обращается. Так, часто слово «папа» является одним из первых, которое ребенок понимает, поскольку при появлении отца мать все время говорит «папа». Игрушки (например, мяч), часы или другие вещи, которые находятся в непосредственном окружении ребенка и которые мать постоянно ему показывает и называет, хорошо запоминаются в процессе развития понимания речи. Трудности, возникающие при диагностике понимания речи Постоянство определенного лица и окружающей среды играет настолько важную роль, что чужие лица являются даже помехой для диагностики раннего понимания речи. Так, госпожа Дамборска (Damborska) во время обследования детей, воспитывающихся в детском доме, столкнулась с большими трудностями при объективной оценке соответствующих реакций в первые месяцы жизни. Дамборска позволила младенцам привыкнуть к одной сестре, которая регулярно показывала им определенные предметы и называла их одним и тем же словом. Особенно подходящими для этой цели оказались часы с кукушкой, так как они являются не только видимым для младенца предметом, но и производят на ребенка впечатление в акустическом плане (часы тикают, а через определенные отрезки времени появляется кукушка, издающая звуки). Дамборска смогла установить, что младенцы уже на 7-м месяце понимают слово «кукушка». Когда их держали на руках так, что их взгляд не падал на часы с кукушкой, они регулярно поворачивались к ним, как только сестра произносила слово «кукушка». Но реакция не проявлялась, когда в комнате находился чужой человек. Это удалось зафиксировать только благодаря тому, что незаметно для малыша за стеной была установлена камера, которая регистрировала его реакции. Эти исследования четко показали, что проверка раннего понимания речи, например, на приеме у врача, должна наталкиваться на непреодолимые трудности. Поэтому невозможно диагностировать ранние стадии понимания речи вне привычной окружающей среды ребенка, без привычного лица, которое постоянно обращается к нему, в присутствии экспериментатора, которого ребенок может заметить. По этим причинам диагностика возраста понимания речи на практике целесообразна только начиная с 10-го месяца жизни.
Проверка понимания речи
Поведение ребенка во время обследования Различные помехи особенно сильно влияют на проверку понимания речи. Ребенок не должен быть усталым, он должен быть внимательным и сконцентрированным и, кроме того, должен чувствовать себя свободно. Поэтому проверку понимания речи нельзя осуществлять как в конце проведения диагностики развития, так и в самом ее начале, когда ребенок еще не привык к экспериментатору и новой ситуации. Конец 10-го месяца При вопросе о знакомом лице или предмете ищет его, поворачивая голову. Выполнение: перед проведением задания экспериментатор обсуждает с матерью, какие предметы в помещении могут быть знакомы ребенку. Это могут быть, прежде всего, игрушки (такие как мяч, кукла, плюшевый мишка, машинка), а также лампа, часы и т. д. Если при обследовании присутствует отец ребенка или его сиблинг, то можно спросить о ком-то из них. Экспериментатор предлагает матери задать вопрос ребенку: «Где...?». Зачастую вопрос надо повторить несколько раз, чтобы привлечь интерес и внимание ребенка. Оценка: ребенок поворачивает голову в поисках лица или предмета, о котором спросила мать. Когда он находит его, то на мгновение останавливает на нем взгляд или улыбается упомянутому лицу (90 % младенцев Мюнхенского выборочного эксперимента показали эту реакцию на 40-й неделе). Если во время обследования не удается вызвать желаемую реакцию, то мать приводит конкретные примеры, подтверждающие соответствующее поведение ребенка в домашних условиях. В этом случае считается, что возраст развития понимания речи следует оценить на 10 месяцев. Конец 11-го месяца Реагирует на запреты прекращением своей деятельности. Выполнение: экспериментатор сначала спрашивает мать, запрещала ли она уже что-нибудь ребенку. Если да, то по возможности провоцируется та же ситуация, что и дома. От матери требуется, чтобы она в нужный момент сказала «Нет, нет!». Если это невозможно, то экспериментатор должен создать другую ситуацию, в которой целесообразно по смыслу запретить ребенку что-либо сделать. Например, ребенка можно поместить в непосредственной близости от розетки, закрытой защитной пластиной. Близкий взрослый, обращаясь к ребенку, подчеркнуто произносит: «Нет» или «Нет, нет!». Это делается в тот момент, когда ребенок хватает запрещенный предмет. Оценка: ребенок останавливается и на мгновение прекращает свою деятельность. Часто при этом он смотрит на человека, от которого исходит запрет. В большинстве случаев через непродолжительное время он снова пытается выполнить свое намерение. Когда понимание речи не может быть проверено в ситуации обследования, так как не удается побудить ребенка к действиям, в отношении которых может следовать запрет, следует опросить мать. Если она может сообщить несколько примеров, которые показывают наличие у ребенка соответствующей реакции на запрет, то считается, что возраст понимания речи также можно оценить на 11месяцев. Слово «Нет» ребенок начинает понимать и говорить раньше, чем слово «Да». Без сомнения, это связано с тем, что интонация, мимика и жестикуляция при произнесении слова «Нет» более выразительны, чем при произнесении слова «Да», и запреты, как правило, произносятся чаще, чем разрешение «Да». (90 % младенцев Мюнхенского выборочного эксперимента реагировали на запрет на 47-й неделе). Конец 12-го месяца Выполняет простые требования. Выполнение: сначала в комнате кладут несколько предметов, знакомых ребенку. Затем экспериментатор просит мать, чтобы она предложила ребенку принести ей один из них. Она говорит, например: «Принеси мне мяч!» или «Принеси мне куклу!» и др., не показывая при этом на игрушку. Оценка: ребенок ползет или идет к нужному предмету, берет его в руку и протягивает матери. При этом не требуется, чтобы ребенок принес предмет матери (90 % детей в Мюнхенском выборочном эксперименте выполняли это задание на 52-й неделе).
Основания оценки Хотя мы проверяем развитие понимания речи, начиная только с 10 месячного возраста, оно имеет большое значение для оценки развития ребенка, прежде всего для дифференцированной диагностики ребенка с отклонениями в развитии. Конечно, здесь особенно видно, что разделение различных функциональных областей в определенной степени происходит произвольно. Например, как уже упоминалось, реакцию ребенка на обращение матери можно отнести или к социальному развитию или к развитию понимания речи. Также обследование реакции на звуки, которое мы отнесли к диагностике возраста перцепции, могло быть отнесено и к оценке возраста понимания речи. Понимание речи маленького ребенка невозможно проверить, не рассматривая восприятие и социальный контакт. Только с учетом других функциональных областей мы сможем в данном случае определить, почему произошла задержка в развитии понимания речи. Симптомы, указывающие на нарушение слуха. При диагностике нарушения слуха особое внимание нужно обращать на следующее. Поскольку речь всегда сопровождается мимикой и жестами, то, проверяя понимание речи, обнаружить нарушение слуха в младенческом и раннем возрасте очень трудно. Нормально развитый в умственном плане ребенок с нарушением слуха реагирует на малейший знак мимики и жеста взрослого, чтобы компенсировать недостаток слуха. Указания на нарушение слуха в этом возрасте могут быть получены путем точного наблюдения за акустическим восприятием (см. "Возраст перцепции").
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.006 с.) |