Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика возраста социального развития

Поиск

Социальное развитие ребенка в принципе охватывает два основных процесса, которые тесно переплетаются между собой:

1. Развитие способности устанавливать разнообразные отношения с другими -взрослыми и детьми - в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.

2. Постепенный переход ребенка от зависимого положения, в котором требуется помощь, к отделению себя от взрослых и к личной самостоятельности.

Эти два основных процесса можно обнаружить уже в течение 1-го года жизни. В "Физиологических таблицах развития в младенческом возрасте" Хельбрюгге (Hellbruegge) и Пехштайн (Pechstein) одновременно описали в области социального развития как личное отношение ребенка к взрослому (например, социальная улыбка), так и определенные характеристики самостоятельного поведения (например, самостоятельное питье из чашки).

При диагностике возраста социального развития мы придерживались в "Мюнхенской Функциональной Диагностике Развития 1-го года жизни" только тех показателей социального развития, которые отражают реакции младенца на его близкое окружение, так называемых способов, с помощью которых ребенок устанавливает контакт с близкими и чужими людьми.

Наиболее значимыми нам представляются следующие положения:

способности, касающиеся развития самостоятельности детей, полностью зависят от моторного развития (грубая моторика, тонкая моторика, моторика артикуляционного аппарата), т. е. при нарушениях моторного развития затруднена оценка возраста социального развития. Кроме того, развитие самостоятельности зависит в значительной степени от воспитательных воздействий.

Если по этой причине при диагностике возраста социального развития не будут учтены некоторые способы поведения, типичные для самостоятельной деятельности ребенка, то не следует полагать, что процесс социального развития имеет второстепенное значение. Напротив, мы считаем эту "частную функцию" социального развития настолько важной, что она должна рассматриваться и исследоваться как самостоятельная область. Это принято во внимание в "Мюнхенской Функциональной Диагностике развития 2-го и 3-го года жизни ребенка". Развитие самостоятельности, кроме того, имеет действительную ценность именно в этом возрасте. Об этой функциональной области на сегодняшний день имеется совсем немного точных сведений, поэтому мы должны продолжить ее изучение в рамках дальнейшего исследования социального развития и социализации ребенка.

Поведение ребенка во время обследования

Чтобы можно было наблюдать за реакциями ребенка на близкое окружение, ребенок, также как и при оценке других функциональных областей, должен бодрствовать, хорошо себя чувствовать и не быть голодным. Если ребенок сонлив или голоден, то эти потребности выдвигаются на передний план настолько, что ребенка даже не волнует событие установления контакта с близким человеком, переживаемое в другое время как радостное.

Новорожденный:

Успокаивается, когда его берут на руки.

Выполнение: для наблюдения за этой реакцией используют ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только ребенок заплачет, экспериментатор берет ребенка на руки и прижимает его к себе. Он может также попросить мать сделать это.

Оценка: ребенок успокаивается благодаря контакту с теплой кожей. Плач затихает, и если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается.

Конец 1-го месяца

При виде лица человека на мгновение прекращает движения

Выполнение: экспериментатор или мать наклоняются над ребенком, улыбаются и заговаривают с ним. Голова при этом должна двигаться.

Оценка: младенец на короткое время прекращает свои движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.

Конец 2-го месяца

Фиксирует взгляд на лице и прослеживает его движение

Выполнение: экспериментатор наклоняется над ребенком и устанавливает с ним контакт. В этом положении он медленно двигает лицо в одну и в другую сторону.

Оценка: ребенок фиксирует взглядом лицо экспериментатора и следит за ним глазами (90 % детей в нашем выборочном эксперименте показали эту реакцию на 7-й неделе). В зависимости от обстоятельств попытка визуального установления контакта должна повторяться несколько раз, пока она не удастся.

Конец 3-го месяца

"Социальная улыбка"

Выполнение: экспериментатор наклоняется над младенцем, двигает головой в вертикальном или горизонтальном направлении, улыбается и разговаривает с ним.

Оценка: ребенок улыбается в ответ, когда экспериментатор смотрит на него, и двигает при этом головой. Кроме того, часто он выражает свою радость оживленными движениями конечностей (90 % детей в нашем выборочном эксперименте впервые отчетливо показали "социальную улыбку" на 12-й неделе).

В этом возрасте улыбку у младенца может вызвать любой человек. Ребенок еще не различает близких и чужих людей. Решающей для появления улыбки является схема двигающегося человеческого лица. Как показали исследования Шпитца и Вольфа, сигнал, вызывающий улыбку, исходит от глаз и части носа.

Социальную улыбку нельзя путать с так называемой "ангельской улыбкой" или "Steupchen" (Пайпер). Такая улыбка может мимолетно появляться уже у новорожденного, и характеризуется она тем, что не имеет никакого отношения к социальной сфере.

 

Конец 4-го и 5-го месяцев

Смеется в голос, когда с ним "заигрывают"

Выполнение: при проведении этого задания ребенок должен быть раздет. Экспериментатор просит мать наклониться над ребенком, поговорить с ним, потрогать и пощекотать его.

Оценка: ребенок не только морщит рот, но и смеется в голос (90 % младенцев Мюнхенского выборочного эксперимента показали эту реакцию в возрасте 19 недель). У многих младенцев добавляются оживленные движения, которые выражают радость.

Если в ситуации обследования не удалось вызвать смех, следует спросить мать, не наблюдала ли она дома, чтобы ребенок смеялся вслух при заигрывании. При положительном ответе считается, что поведение соответствует возрасту, т.е. социальный возраст ребенка на 5 месяцев. Если он не проявляет такого поведения, то устанавливается социальный возраст на 3 месяца.

Конец 6-го месяца

По-разному ведет себя в отношении знакомых и незнакомых людей.

Выполнение: проверку различной реакции ребенка на знакомых и незнакомых людей лучше всего провести в начале обследования. Сам экспериментатор является для ребенка незнакомым лицом. Он наклоняется над ребенком и дружелюбно обращается к нему, при этом мать стоит немного в стороне. Затем он просит мать обратиться к ребенку таким же образом. Экспериментатор удаляется из непосредственного поля зрения ребенка и наблюдает за его мимической реакцией.


Оценка: при обращении экспериментатора ребенок сначала прекращает свои движения и внимательно смотрит на незнакомого человека. Только через несколько секунд лицо младенца проясняется в улыбке.

На обращение матери ребенок, напротив, сразу же реагирует оживленными движениями, улыбкой, временами даже спонтанным лепетом.

При этом обследовании очень важно, чтобы экспериментатор точно зафиксировал мимику ребенка, его спонтанные движения и зарегистрировал разницу в поведении ребенка по отношению к нему.

Хотя младенец реагирует радостной улыбкой пока на простую схему человеческого лица, он начинает воспринимать также и индивидуальные различия во внешнем виде и мимике человека. Предпосылкой узнавания определенного лица является, кроме того, работа памяти, которая развивается у ребенка в этом возрасте в возрастающей степени.


Конец 7-го месяца

Внимательно наблюдает за действиями близких взрослых.

Выполнение: экспериментатор просит мать сложить на глазах ребенка большой платок или пеленку, находясь на расстоянии около 2 м от него. Сам он в это время должен спокойно находиться на заднем плане. Ребенок не должен быть отвлечен другими людьми или интересными предметами.

Оценка: ребенок поворачивается к матери, направляет взгляд на ее руки, и внимательно наблюдает за тем, что она делает. Ребенок не останавливает больше взгляд в первую очередь на лице, как в предыдущие месяцы, а с интересом рассматривает отдельные части тела и их движения.

Конец 8-го месяца

Радостно реагирует на игру в прятки за мебелью.

Выполнение: экспериментатор просит мать спрятаться за какой-нибудь предмет мебели, выглянуть с одной стороны и позвать ребенка. Затем она снова прячется и выглядывает с другой стороны. Эта игра повторяется несколько раз.

Оценка: ребенок смеется, когда мать выглядывает из-за своего укрытия и ищет ее взглядом в том направлении, куда она снова исчезла. В определенном напряжении он ждет появления матери. Это начало социальной игры, в которой ребенок очень активно берет на себя роль "соучастника".

Конец 9-го и 10-го месяцев

Отчетливо распознает чужих.

Выполнение: обследование этой реакции должно проводиться до обследования всех остальных, так как "страх перед чужими" лучше всего наблюдать, пока экспериментатор еще не знаком ребенку, т. е. не наладил с ним никакого вербального или игрового контакта.

Экспериментатор приближается к ребенку, показывая протянутыми руками и дружелюбным поведением ("Иди сюда!"), что он хочет взять ребенка на руки. Если уже при этой форме контакта проявляются четкие реакции: плач, защита, или отворачивание к матери, то экспериментатор просит мать взять ребенка на руки и успокоить его. Если описанные реакции наблюдаются не сразу, экспериментатор берет ребенка к себе на руки1.


Оценка: реакция отчетливо связана с испугом и тенденцией к бегству (90 % младенцев в Мюнхенском выборочном эксперименте отчетливо демонстрировали страх перед посторонними на 43-й неделе).

Степень страха у отдельных детей выражена по-разному. Для установления отчетливой пугливости недостаточно, чтобы ребенок смотрел просто несколько удивленно, а потом быстро устанавливал дружеский контакт с экспериментатором.

Напротив, типичным для отчетливого страха является то, что ребенок после продолжительного совместного пребывания еще уклоняется от непосредственного контакта с чужим и чувствует себя достаточно уверенно только в непосредственной близости от матери, или когда поворачивается к чужому в игре.

1 На руках у экспериментатора ребенок начинает отчетливо отворачиваться, плакать или поворачиваться к матери. Застывшая мимика, серьезный вид, поворачивание головы в сторону и/или прекращение движений не характерны для "страха перед чужими".

 

Конец 11-го и 12-го месяцев

Подает близкому человеку предмет, если его просят об этом жестом или словом.

Выполнение: мать просит ребенка дать ей предмет, который он как раз держит в руке, с помощью слов: "Дай мне это!" или "Подари мне это!" При этом она протягивает ему открытую ладонь.

Часто ребенка надо попросить об этом несколько раз. Если интерес к данному предмету очень велик, то ребенок может его не отдать. Тогда следует повторить опыт с нейтральным предметом.

Оценка: ребенок вкладывает предмет в руку близкого человека (90 % детей Мюнхенского выборочного эксперимента показывали такое поведение на 52-й неделе).

Эта игра свидетельствует о том, что ребенок завершает тот этап развития, когда он радостно выбрасывал каждый предмет. С этого момента ребенок постепенно вступает в целенаправленную кооперативную социальную игру, в которой сам берет на себя инициативу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.006 с.)