Диагностика возраста понимания речи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика возраста понимания речи.



Общие указания:

Задания по пониманию речи предполагают высокую готовность ребенка реагировать на вербальные просьбы экспериментатора. Поэтому в этой области особенно трудно различать между «не выполнено» и «не поддается мотивации».

 

Месяцев.

Задание:Ищет отца или мать, если спрашивают, где папа или мама.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает родителей, смотрит ли ребенок на отца (мать), когда его спрашивают: «Где папа (мама)?» Затем он пробует выяснить, как выполняется задание в ситуации обследования. Он просит при этом мать или отца удалиться из поля зрения ребенка, и спрашивает его, где мама или папа.

Правильное решение:Когда ребенка спрашивают, он ищет отца или мать и направляет взгляд в их сторону. Иногда надо отнестись с доверием к словам одного из родителей, сопровождающего ребенка, так как большинство детей приходят только с одним родителем.

 

Месяцев.

Задание:Поворачивается, когда родители называют его имя.

Выполнение:Экспериментатор или один из родителей ждет, когда ребенок отвлечется от своего занятия. Затем они обращаются к нему по имени или ласкательно. В следующих попытках надо выяснить, существует ли разница между называнием его имени и другим обращением к нему.

Правильное решение:Ребенок поворачивается, если родители или экспериментатор называют его по имени. При этом должно быть ясно, что ребенок поворачивается не только на голос.

 

Месяцев.

Задание:Реагирует на похвалу или запреты.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает родителей, радуется ли ребенок и повторяет ли деятельность, когда его хвалят, и прекращает ли свою деятельность, когда запрещают что-либо. (Например, «нет!»). При этом запрет не должен произноситься слишком громко, чтобы было ясно, что ребенок реагирует на вербальный запрет, а не на силу звука. В ситуации обследования это может произойти тогда, когда ребенок обрывает горшечное растение, а один из родителей ему это запрещает.

Правильное решение:Ребенок показывает четкие реакции, радуется, когда его хвалят или останавливается, когда ему что-либо запрещают. Достаточно, чтобы ребенок отреагировал на что-нибудь одно из двух.

 

Месяцев.

Задание:Выполняет просьбу «Иди сюда!» или «Дай мне!».

Выполнение:Экспериментатор или один из родителей ждет, когда ребенок станет внимательным, и затем дружелюбно просит его: «Иди сюда!» Если ребенок как раз что-то держит в руке, можно также попросить: «Дай мне!..» Если ребенок не реагирует на обе просьбы, экспериментатор спрашивает у родителей, какие другие просьбы может знать ребенок, и проверяет это в ситуации обследования.

Правильное решение:На просьбу «Иди сюда!» ребенок подходит или на просьбу «Дай мне!..» проявляет готовность отдать предмет, который как раз держит в руке. Это может быть, однако, другая знакомая ребенку просьба, на которую он реагирует.

 

Месяцев.

Задание:Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл.

Материал:Различные предметы, например мяч, машина, кукла, утка, книга с картинками.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает у родителей, какая игрушка (например, утка, мяч, стаканчик, кукла, книга) ребенку знакома. После того, как ребенок поиграл с этим предметом, экспериментатор оставляет предмет лежать на столе рядом с ребенком, ждет короткое время, пока взгляд ребенка не оторвется от предмета и спрашивает его «Где..?»

Правильное решение:В ответ на вопрос экспериментатора ребенок ищет нужный предмет, с которым он перед этим играл, переводя на него взгляд.

 

Месяцев.

Задание:В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает родителей, принесли ли они с собой бутылочку, чашку или стаканчик ребенка, и какой из этих предметов больше всего ему знаком. Экспериментатор показывает этот предмет ребенку и затем, когда ребенок от него отвернется, спрашивает его о предмете.

Правильное решение:В ответ на вопрос ребенок ищет что-то съедобное, свою бутылочку или свою чашку, поворачиваясь к предмету, устремляя на него взгляд или указывая на него.

 

 

Месяцев.

Задание:Правильно показывает или направляет взгляд на определенную часть тела.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает у родителей, какую часть тела ребенок может знать, а затем спрашивает о ней и просит ребенка показать эту часть тела на кукле, например, «глаза», или на родителях, например, «рот». Ребенок может также показывать части своего тела.

Правильное решение:Ребенок показывает или направляет взгляд на одну из названных экспериментатором частей тела.

 

Месяцев.

Задание:Понимает слово «открыть» и открывает чашку.

Выполнение:После того, как экспериментатор выяснил, выполняет ли ребенок задания по пониманию взаимосвязей между крышкой и чашкой, он снова закрывает чашку и говорит ребенку: «Открой». Если ребенок открывает чашку вне зависимости от этой просьбы, экспериментатор повторяет просьбу, когда ребенок как раз снова закроет чашку.

Правильное решение:Ребенок реагирует на просьбу экспериментатора «Открой» и открывает чашку.

 

Месяцев.

Задание:Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок набора А.

Материал:Четыре картинки из набора тестовых картинок А.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает родителей, какие из 12 картинок могут быть знакомы ребенку. Затем он кладет перед ребенком парами четыре картинки и спрашивает об изображении на одной из двух картинок: «Где машина? Покажи мне машину!» Если ребенок узнает картинку, экспериментатор образует новую пару, заменяя правильно узнанную картинку новой. В большинстве случаев картинки лучше раскладывать на некотором расстоянии друг от друга.

Правильное решение:Ребенок правильно указывает или направляет взгляд на две из четырех расположенных перед ним тестовых картинок набора А. Если ребенок называет две картинки, задание также считается выполненным.

 

Месяцев.

Задание:Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот.

Выполнение:В противоположность к одному из предыдущих заданий, в котором ребенок или родители могли выбрать часть тела, здесь задается только вопрос о животе. При этом все равно, может ли ребенок показать его у себя, у куклы, или у матери. Экспериментатор просит ребенка «Покажи мне твой живот».

Правильное решение:В ответ на просьбу ребенок показывает или направляет взгляд на свой живот, живот другого человека или живот куклы.

 

Месяц.

Задание:Выполняет просьбу: «Подними куклу и положи ее на стол!»

Выполнение:Экспериментатор незаметно кладет куклу на пол и просит ребенка: «Подними куклу и положи ее на стол!». Если ребенок еще не может ходить или наклоняться, куклу можно положить также на стул.

Правильное решение:Ребенок выполняет просьбу: «Подними куклу и положи ее на стол!» Задание также считается выполненным, если ребенок выполняет другую аналогичную просьбу, содержащую указание выполнить два вида действий.

 

Месяца.

Задание:Правильно показывает или направляет взгляд на четыре из восьми тестовых картинок набора А.

Материал:Восемь картинок из набора А.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает у родителей, какие из 12 картинок ребенок, вероятно, не знает, и отбирает четыре из них. Затем он кладет перед ребенком сразу три картинки и спрашивает об одной из них. Если ребенок узнает картинку, экспериментатор образует новую комбинацию из трех картинок, заменяя опознанную картинку новой. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не может больше правильно опознать картинку.

Правильное решение:Ребенок правильно показывает или направляет взгляд на четыре из восьми разложенных тестовых картинок или называет их.

 

Месяца.

Задание:Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает родителей, какие части тела ребенок знает. Затем он просит ребенка показать части тела на себе, на одном из родителей или на кукле, спрашивая о каждой части тела по отдельности. Легче всего при этом определяются глаза, рот, нос, живот, волосы и руки.

Правильное решение:В ответ на просьбу ребенок показывает или направляет взгляд минимум на три части тела, о которых спрашивают. Недостаточно, чтобы ребенок только говорил название частей тела.

 

Месяцев.

Задание:Правильно показывает или направляет взгляд на восемь из двенадцати тестовых картинок набора А.

Материал:12 тестовых картинок набора А.

Выполнение:Экспериментатор кладет перед ребенком по три тестовых картинки из набора А одновременно и спрашивает об одной из них. Если ребенок узнает картинку, экспериментатор образует новую комбинацию из трех картинок, заменяя правильно опознанную картинку новой.

Правильное решение:Ребенок показывает или смотрит на 8 из 12 тестовых картинок набора А или называет восемь.

 

Месяцев.

Задание:Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их.

Материал:Что-либо холодное, например, кусочек льда, холодная бутылка, холодный мешок или холодильник.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает родителей, могут ли они вспомнить, чтобы их ребенок уже использовал однажды прилагательное «холодный». Кроме того, экспериментатор, дает ребенку дотронуться до чего-то холодного (например, кубик льда или мешок с холодом) и спрашивает через некоторое время после того, как предмет был отложен: «Что холодное? Покажи мне, что холодное!»

Правильное решение:Ребенок указывает на холодный предмет. Задание считается также выполненным, если ребенок правильно использует прилагательное «холодный» в своей активной речи, и родители могут привести пример.

 

Месяцев.

Задание:Понимает слово «большой»; в ответ на просьбу берет большой мяч.

Материал:Большой мяч (15-20 см) и маленький мяч (5-10 см).

Выполнение:Экспериментатор протягивает ребенку оба мяча и просит его взять большой мяч. Чтобы выяснить, не была ли реакция ребенка случайной, он просит дать ему большой мяч, меняет его местами в своих руках с маленьким и еще раз просит ребенка дать большой мяч присутствующему родителю.

Правильное решение:Ребенок правильно выполняет оба частных задания, он берет большой мяч и отдает его затем экспериментатору или присутствующему родителю. Задание также выполнено, если ребенок уже правильно использует прилагательное «большой» в своей активной речи, и родители могут привести пример.

 

Месяцев.

Задание: Показывает или смотрит на свою руку.

Выполнение:Вслед за заданием «Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела» экспериментатор просит ребенка показать свою руку.

Правильное решение:Ребенок показывает или смотрит на свою собственную руку или поднимает ее.

 

Месяц.

Задание:Понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет.

Материал: Легкий и тяжелый маленькие мячи.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает родителей, использует ли уже их ребенок правильно прилагательное «тяжелый». Если ответ отрицательный или родители не уверены, он побуждает ребенка взять в руки легкий и тяжелый мячи и спрашивает «Какой мяч тяжелый?» Чтобы исключить случайность, он просит ребенка дать тяжелый мяч присутствующему родителю.

Правильное решение:Ребенок дважды указывает на тяжелый мяч. Задание также выполнено, если ребенок правильно использует прилагательное «тяжелый» в своей активной речи, и родители могут привести пример.

 

Месяца.

Задание:Распознает два вида передвижения на тестовых картинках набора А (птица, рыба).

Материал:Из 12 тестовых картинок набора А только птица, машина и рыба.

Выполнение:Экспериментатор кладет перед ребенком все три картинки и спрашивает: «Покажи мне, что летит!» Если ребенок показывает на правильную картинку: «Покажи мне теперь, что едет!» и в заключение: «Покажи мне теперь, что плывет!»

Правильное решение:Ребенок правильно указывает на две из трех тестовых картинок (птица, машина, рыба).

 

Месяца.

Задание:Понимает два из четырех предлогов (на, под, рядом, за/позади).

Материал:Один из четырех плоских прямоугольных контейнеров и кубик.

Выполнение:Экспериментатор кладет перед ребенком кубик и перевернутую коробку так, чтобы отверстие было направлено вниз, и просит его:

«Положи кубик на коробку»

«Положи кубик под коробку»

«Положи кубик рядом с коробкой»

«Положи кубик за коробку»

Подбадриваемый и получающий похвалы от окружающих ребенок получает удовольствие от своего собственного умения.

Правильное решение:Ребенок реагирует минимум на два указания, правильно кладет кубик на, под, рядом или за коробку.

 

Месяцев.

Задание:Понимает два вопроса: «Что ты делаешь ложкой (расческой, чашкой)?»

Выполнение:В подходящий момент экспериментатор спрашивает ребенка: «Что ты делаешь ложкой?», не указывая на конкретный предмет, и ждет ответа. Затем один за другим он задает оставшиеся вопросы:

«Что ты делаешь расческой?»

«Что ты делаешь чашкой?»

Правильное решение:Однозначными жестами или вербальными выражениями ребенок показывает, что он понял два из трех вопросов и реагирует соответственно, изображая еду, расчесывание и питье.

 

Месяцев.

Задание:Понимает слово "легкий", берет легкий предмет.

Материал:Легкий и тяжелый маленькие мячи.

Выполнение:Экспериментатор дает ребенку в руки оба маленьких мяча и просит его дать ему «легкий» мяч. Затем он отдает мяч назад и заботится о том, чтобы поменять местами мячи в руках ребенка. В заключение он просит ребенка дать легкий мяч присутствующему родителю.

Правильное решение:При трех попытках ребенок минимум два раза дает легкий мяч, правильно использует слово «легкий» в своей активной речи в ситуации обследования, или родители могут привести пример, где прилагательное было применено осмысленно.

 

Месяцев.

Задание: Два вопроса: «Что ты делаешь, когда ты устал (голоден, грязный)?»

Выполнение: В подходящий момент экспериментатор спрашивает ребенка:

«Что ты делаешь, когда ты устал?»

«Что ты делаешь, когда ты голоден?»

«Что ты делаешь, когда ты грязный?»

После каждого вопроса экспериментатор ожидает ответа.

Правильное решение:Однозначными жестами или словесными выражениями ребенок показывает, что он понял два из трех вопросов и соответственно реагирует, изображая сон, еду и мытье.

Месяцев.

Задание:В ответ на вопрос показывает свой подбородок.

Выполнение:Экспериментатор пробует выяснить, выполняет ли ребенок это задание вслед за вопросами о других частях тела, спрашивая ребенка: «Покажи мне твой подбородок! Где твой подбородок?»

Правильное решение:В ответ на вопрос ребенок показывает свой подбородок или подбородок матери, экспериментатора или куклы.

 

Месяца.

Задание:Знает, мальчик он или девочка.

Выполнение:Экспериментатор спрашивает ребенка1 «Ты мальчик (пауза) или девочка?».

Если в семье говорят на диалекте, вместо «мальчик» и «девочка» следует употреблять соответствующие диалектные формы.

Куклы или картинки с детьми, на которых надо распознать пол, также могут использоваться; они не уменьшают степень сложности задания.

Правильное решение:Ребенок словесно отвечает утвердительно на правильную часть вопроса или реагирует соответственно киванием головы. Задание также считается выполненным, если ребенок правильно может назвать свой пол.

 

Месяцев.

Задание:Правильно указывает дважды на самую длинную из трех линий.

Материал:Три нарисованных линии из книги с тестовыми картинками со спиралью для скрепления страниц.

Выполнение:Экспериментатор кладет перед ребенком первый лист с линиями разной длины и спрашивает: «Какая линия самая длинная?» Затем он перепроверяет результат, предлагая второй лист и повторяя вопрос. Только если ребенок даст ошибочный ответ, ему предлагается третий рисунок для перепроверки.

Правильное решение:Ребенок минимум дважды при трех попытках правильно показывает на самую длинную из трех начерченных линий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.015 с.)