Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Ценностное отношение человека к миру. Аксиология↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Ценности и философия ценностей – ядро философской антропологии 2. Этика в составе аксиологии. От этики добродетели к этике ответственности
Ключевые слова: Аксиология. Ценности в структуре мировоззрения. Благо в классической философской традиции. Кант: разграничение теоретического и практического разума как исток аксиологии. Неокантианство. Трансцендентальная, психологическая, культурно-историческая, социологическая трактовки ценностей. Этика. Мораль как отношение к миру с позиции должного. Мораль и нравственность. Этическое. Основные категории этики. Рационализм и натурализм в этике. Иерархия ценностей. Кризис классического гуманизма. Возвращение этического измерения в социальное познание и практику.
1. Ценности и философия ценностей – ядро философской антропологии. Органическим продолжением и дополнением философской антропологии является аксиология, теория и проблематика ценностей как относительно новый и перспективный раздел философии. Неслучайно эта проблематика начинает складываться у философов-неокантианцев (В. Диль-тей, Г. Риккерт, В. Виндельбанд и др.) более чем через полувековой интервал после кантовского «антропологического поворота». Апелляция к человеку как субъекту, его внутреннему миру подкрепляется пониманием социального, культурного, языкового, коммуникативного пространства его жизнедеятельности. Соответственно, мир ценностей в качестве значимостей и ориентиров предстает аккумуляцией человеческого отношения к миру, а философия предъявляет себя как способ интеллектуальной аналитики, обоснования, экспертизы и конструирования ценностных систем. Через антропологию аксиология приобретает в составе философии фундаментальный статус. Может рассматриваться в качестве новой/ «старой» грани ее прикладного назначения – заниматься «переоценкой ценностей». Аксиология видоизменяет образ философии, ее онтологию, гносеологию, этику. Являя единство объектного и субъектного, ценности обладают надчеловеческой, надиндивидуальной бытийностью. По отношению к единичному человеку они – система координат - норм, стандартов, правил, предписаний. Они иерархично устроены, вертикальны и горизонтальны, пронизывают все сферы жизни. Они тотальны. Допустим, «организм человека», его «здоровье» как ценностные величины. «Дано мне тело. Что мне делать с ним?» - далеко не риторически спрашивал О.Мандельштам. Вместе с тем они существуют в человеческом преломлении – восприятии, переживании, осмыслении, интерпретации. Это также естественная грань их бытия. И на этом смыслообразующем маршруте они достигают статуса ценностей. Существуют модусы ценностного отношения: отчужденные и освоенные, «теневые» и артикулированные ценности. Когда отношение к «организму» и «здоровью» (своему, и не только) становится предметом «заботы». На этом уровне открывается познавательно-практический аспект аксиологии. В тотальном вертикально-горизонтальном поле ценностей векторы движения и изучения разнообразны: социальные, этнические, групповые, профессиональные, культурные, гендерные, индивидуальные и пр. ценности. Главное, сам человек как единичность и индивидуальность делает себя, личные качества и потенции предметом анализа, вступая в область философско-практической аксиологии.
2. Этика в составе аксиологии. От этики добродетели к этике ответственности. Этика, будучи учением о должном в человеческом поведении и действии, является завершающим разделом аксиологии. Собственно, финализирующей частью философии в ее прикладном назначении. Это демонстрирует исторический процесс развития философии. Этика как философская рефлексия над индивидуальным поступком и человеческими нравами сложилась уже в древних формах философии, что было закреплено Аристотелем соответствующим названием сочинения и термином – «этика». И рассматривается им в значении «практической философии». Это произошло до возникновения аксиологии и осознания проблемы ценностей как таковой. Такова была первоначальная «этика добродетели», назвавшая ряд безусловных, благих человеческих ценностей: мудрость, справедливость, владение собой, смелость, скромность, естественность, правдивость. Кант называет этику «практическим разумом», вскрывает конфликтность морального действия и этического сознания, обосновывает нормативность и императивность этого разума. Он создает «этику долга», для которой рациональная мотивация и внутреннее повеление связаны в обусловленности естественным законом единичного и общечеловеческого единства, названном «категорическим императивом». Позиция Канта шла к пониманию человеческого поведения вопреки неблагоприятным обстоятельствам, как их преодолению. В послекантовскую эпоху, в период развивающегося рыночного общества на передний план выходит целевая установка поведения на результативность, эффективность, прибыль. Складывается «этика полезности» (И. Бентам, У. Джемс, Ч. Пирс), ее не вполне точно называют «этикой ценностей», рассматривая ценность в более узком значении полезности. Такая установка закрепляет релятивизацию (относительность) этических ценностей, подменяет их этикетностью, системой групповых, корпоративных обязательств, означает своего рода «смерть этики». Поэтому на рубеже тысячелетий в условиях возрастания рисков, факторов неопределенности частного и общечеловеческого существования все активнее ставится вопрос об обновлении этической теории, обосновании этики ответственности (Г. Йонас). Одновременно наблюдается своего рода реабилитация этического знания и ценностно-этической проблематики, поиск путей решения конфликтных ситуаций, движение к созданию различных вариантов прикладной этики.
Литература 1. Мамардашвили М. К. Введение в философию / Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/mmk/vved.html 2. Марков Б. В. Культура повседневности. Учебное пособие. – СПб.: Питер. 2008. – 352 с. 3. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. редакцией Б. Г. Юдина. – М.: Прогресс; Традиция, 2007. – 368 с. Раздел VII. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества в контексте глобальных проблем современности 1. Что такое наука? 2. Атрибуты научного знания. Уровни организации научного знания 3. Научное познание как деятельность 4. Наука и общество 5. Наука и культура
Ключевые слова: н аука и философия; типы рациональности; наука как деятельность; научная картина мира; развитие научного знания; классификация наук, методология научно-познавательной деятельности. Наука как феномен культуры; социальные функции науки; этика ученого. Философия техники; понятия «техника» и «технология»; естественное и искусственное; техническая реальность; техническая деятельность; техническое мироотношение; методологизм и антропологизм. Глобальные проблемы человечества; технологический детерминизм; технократия. 1. Что такое наука? Сформулировать логически удовлетворительный и философски обоснованный ответ на этот «детский», казалось бы, вопрос отнюдь не легко, поскольку за ним скрываются многочисленные проблемы, не имеющие окончательных решений. Какие же проблемы скрываются за вопросом «Что такое наука?». Прежде всего проблема происхождения науки. Подвергнем ее анализу, т. е. мысленно разделим на составляющие и выделим главные затруднения. Где и когда впервые возникает наука? Здесь недостаточно ограничиться «школярскими» ответами, назвать страну или цивилизацию (например, Шумер, Древний Египет или Греция) и век. Главная трудность в том, чтобы объяснить и обосновать любой из предлагаемых ответов: «Почему именно в этой цивилизации и культуре именно в данное время, а не раньше и не позже?». Далее, нельзя отождествлять понятия «знание» и «наука»; первое из них – родовое, второе – видовое. Не всякое знание является научным! Кроме того, наука не может существовать в культуре, не имеющей письменности. Кроме того, необходимо учитывать научные достижения древнегреческих мыслителей. К ним относятся: три великие научные программы Античности – 1) математическая (пифагорейско-платоновская), в рамках которой был сформулирован закон консонансов – первый в истории науки закон природы, выраженный в математической форме, а также идеи симметрии и мировой гармонии, геометрия Евклида, арифметика Диофанта, астрономия Птолемея и др.; 2) атомистическая программа – попытка создания целостной материалистической картины мира на основе идей о движении и взаимодействии атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций и др.); 3) программа Аристотеля – учение о материи и форме, учение о движении, идеи непрерывности, актуальной и потенциальной бесконечности, труды по зоологии, психологии, поэтике, XV-XVI риторике. Все это – исторические аргументы. Следующая группа – аргументы логические и методологические. Аристотель впервые разработал логику – науку о мышлении, о доказательстве. Центральная проблема логики Аристотеля – вопрос о том, как должно строиться правильное дедуктивное рассуждение (силлогизм). Термины «научное доказательство» и «доказывающий силлогизм» он употребляет как синонимы. Ответ Аристотеля на первый вопрос гласит: «Наука есть вид бытия, способный доказывать». Следовательно, первая черта научного знания – его доказательность. Далее, опираясь на идеи Платона, Аристотель сформулировал классическую концепцию истины: «Истина – это соответствие знаний действительности» [18, с. 11]. При этом подразумевается, что знания выражены в форме суждений, высказываний (например, «Трава зеленая», «Мед сладкий», логическая форма: S есть P), а действительность – это чувственно-воспринимаемый мир (реальность, мир вещей). В своих трудах по логике Аристотель разработал также методологию – учение о методах познания в эмпирических (опытных) и теоретических науках. Все эти аргументы доказывают обоснованность еще одного ответа на ранее поставленные вопросы: Наука – это познание мира по способу древних греков (Дж. Барнет). Возвращаясь к проблеме происхождения науки, укажем другую ее компоненту. Из чего (из каких форм культуры) возникает наука? Отвечая на этот вопрос, исследователи указывают разные истоки: технику эпохи неолита, повседневное (обыденное) знание, миф, магию и т. д. Весьма обоснованной является такая версия: «Наука возникает в материнском лоне философии» (П. П. Гайденко). Очевидно, что решение этой проблемы «упирается» в понимание природы самой науки (см.: [10, с. 48-49]), в частности – в адекватное понимание специфики научного знания, его структуры, функций и закономерностей развития.
2. Атрибуты научного знания. Уровни организации научного знания. Наука – это организованное знание.Этот тезис, служащий очередным вариантом ответа на вопрос «Что такое наука?», сформулировал английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820-1903). Такой ответ направляет любого вопрошающего на поиски основных существенных признаков – или атрибутов – научного знания. Три таких атрибута впервые указал Аристотель. 1. Первый атрибут научного знания – его доказательность. Повторим еще раз, что по определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе, т. е. о необходимом, а также об общем. Таким образом, научные утверждения – законы, аксиомы, теоремы и др. – характеризуются необходимостью своего содержания и всеобщностью своего применения. Лучшая иллюстрация этому тезису – закон всемирного тяготения. 2. Второй атрибут – способность объяснения: научное знание успешно выполняет объяснительную функцию. Например, объясняет, почему происходят затмения Луны и Солнца, почему небо голубое, а деревья зелёные, почему происходят экономические кризисы и т.п. 3. Третий атрибут – системность, системная организация научного знания, его единство в сочетании с подчинением одних знаний другим [2, с. 37-39]. Системность научного знания имеет множество аспектов. Рассмотрим важнейший из них. Уровни организации научного знания. Прежде всего уточним термины. Во-первых, здесь и далее мы отождествляем понятия «научное знание» и «естественно-научное знание». Во-вторых, речь идет о фундаментальных естественно-научных дисциплинах – таких, как физика, химия, биология, астрономия и т.д. В-третьих, о внутренней структуре этих дисциплин. С учетом сказанного можно выделить в указанной структуре следующие три уровня: 1) эмпирический – он включает научные факты, различные формы их упорядочения (систематика, классификация и т.п.) и эмпирические законы – устойчивые связи между явлениями. Эти факты и законы устанавливаются посредством эмпирических методов – наблюдений, измерений и экспериментов. Уместно напомнить афоризм великого русского физиолога И. П. Павлова: «Факты – это воздух ученого»; б) т еоретический – он включает гипотезы, модели, теории и другие формы научного знания, выполняющие функции объяснения и предсказания (прогнозирования). Некоторые научные законы приобретают статус принципов (начал). «Ценность принципа определяется количеством фактов, которые он объясняет» (Р. У. Эмерсон). Однако научная теория не описывает непосредственно окружающий мир; она описывает идеальные объекты (например, материальные точки, идеальный газ), их свойства и отношения. Тем не менее теоретические законы позволяют понять свойства реальных объектов – это происходит благодаря взаимодействию эмпирического и теоретического знания, благодаря их самокоррекции (Ч. С. Пирс). Взаимодействие эмпирического и теоретического знания в процессе конкретного исследования, в ходе историко-научного или методологического анализа познавательной деятельности – одна из главных и труднейших проблем философии науки. Ее пытался решить И. Кант в «Критике чистого разума», однако его версия – априоризм – не выдержала испытания временем. Научная революция в физике на рубеже XIX-XX вв., отмечал А.Эйнштейн, убедительно доказала, что нет прямого пути от опыта к теории. В создании фундаментальных научных теорий заметную роль играют философско-мировоззренческие, метафизические идеи, образы, категории; в) мировоззренческий или уровень научной картины мира (НКМ). Однако в понимании его природы нет согласия среди специалистов. Некоторые исследователи (например, В. С. Степин) характеризуют этот уровень как основания науки, включающие: идеалы и нормы исследования, НКМ и философские основания науки [14, с. 191-206]. Необходимо подчеркнуть, что в процессе научного познания все указанные уровни организации постоянно взаимодействуют друг с другом, совместно выполняя различные познавательные функции. Например, в истории физики многократно воспроизводились ситуации, в которых первичная гипотеза, в соответствии с которой планировались экспериментальные исследования, была «подсказана» физической картиной мира [14].
3. Научное познание как деятельность. Изложенный выше подход к пониманию науки – его можно назвать когнитивным – не является единственным и тем более исчерпывающим. Действительно, в немецкой классической философии были разработаны идеи, которые позднее сформировали новый, деятельностный подход в эпистемологии (теории научного познания). Этот же принцип развивался в философии Маркса, понимаемой многими марксистами как «философия практики». В советский период был сформулирован указанный подход к пониманию науки: Наука – это специализированная деятельность социально организованного субъекта, направленная на познание законов реальности. Структуру любой человеческой деятельности – в том числе научно-познавательной и инновационной деятельности – в первом приближении можно отобразить с помощью гегелевской триады: «Цель – Средства – Результат». Эта триада категорий позволяет более глубоко понять природу научного познания. Цель науки. Любая деятельность направляется и регулируется своей целью. Цель ставит субъект, который руководствуется определёнными потребностями и ценностями. По этому поводу В. С. Стёпин пишет: «Деятельность всегда регулируется определёнными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность? Цель – на вопрос: что должно быть получено в деятельности? Цель – это идеальный образ продукта. Она воплощается, опредмечивается в продукте, который выступает результатом преобразования предмета деятельности» [14, с. 107]. Какова цель науки? Получение знаний? Но знания, к тому же весьма ценные, мы получаем и в повседневной жизни, и в приобщении к настоящему искусству, и при чтении произведений великих философов и т. д. Следовательно, необходимо уточнить: каких знаний? В. А. Светлов отвечает так: «Когда человек нуждается в знании законов реальности, в которой он живет и творит, тогда ему требуется научное знание о ней» [15, с. 4]. Наука давно уже стала главным источником знаний о законах мироздания. Однако многие люди ценят ее прежде всего за практическую полезность и надежность: «Наука – это ансамбль рецептов, которые всегда выполняются» ( Поль Валери). Почему же выполняются эти рецепты? Философы – материалисты дают такой ответ: «Потому что научные рецепты и прогнозы основаны на объективно истинном знании о природе». Эффективность научного знания определяется и обеспечивается его истинностью, его соответствием объективной реальности. «Отыскание истины должно быть целью нашей деятельности; это единственная цель, которая достойна ее» [13, с. 155], – отмечал А. Пуанкаре. Советский философ Э. М. Чудинов утверждал тот же по сути тезис: «Истина является целью всей познавательной деятельности человека. <…> Понятие истины выражает самую сущность науки. Без нее нельзя понять структуру, динамику развития и цель научного познания. Стремление к знанию, соответствующему объективному миру, составляет важный мотив деятельности ученых» [18, с. 3]. Подчеркнем, что оба философа сходятся в понимании цели науки, несмотря на существенные расхождения по другим вопросам. Средства НПД. В любой деятельности средства должны соответствовать цели. Например, нельзя отремонтировать ноутбук с помощью кувалды. Согласно Гегелю, «истина средства заключается в его адекватности цели». Следовательно, средство той или иной деятельности является адекватным, если оно соответствует поставленной цели (впрочем, это условие есть необходимое, но не достаточное для достижения цели). Методологи выделяют два вида средств научно-познавательной деятельности: 1) технические – измерительные приборы, экспериментальные установки, вычислительные устройства и т. д. Их значимость постоянно возрастает. Так, например, прогресс в физике элементарных частиц во многом обеспечивает «стратегическая триада» – ускорители, детекторы и компьютеры; 2) семиотические (знаково-символические, языковые) средства – искусственные языки различных наук, языки программирования и др. «Математика – это тоже язык», – утверждал Дж. У. Гиббс; более того, это универсальный язык современной науки, наряду с естественными языками и языком философии. Результаты НПД. Учитывая такие существенные особенности современной науки, как единство фундаментальных и прикладных исследований, формирование технонауки, ее результаты следует понимать достаточно широко, не сводя их только к новому знанию. Инновационную деятельность мы рассматриваем как естественное продолжение научно-познавательной деятельности. Можно выделить четыре вида результатов: 1) новые знания, представленные в форме научного текста – статьи, препринта, монографии и т. д. Современные научные тексты отличаются: а) элитарностью, или эзотеричностью, языка; б) лаконичностью изложения и его скрытой глубиной; в) отсутствием авторской оценки социальной значимости полученных результатов и др.; 2) технические и/или технологические инновации – речь идет о создании принципиально новых технических устройств (таких, например, как мазер, лазер и др.), материалов (полимеры, композиты), лекарств. Все это, говоря словами К. Маркса, есть «овеществленная сила знания»; 3) социальные инновации – например, социальные сети в Интернете или новые педагогические технологии; 4) личностное знание – новые умения, убеждения, ценностные установки, сформировавшиеся у того или иного исследователя, его коллег и учеников. М. Полани утверждал, что «в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности». В качестве особого результата (или «продукта») НПД необходимо выделить также мировоззренческое знание, представленное в форме научной картины мира (НКМ). При этом однако следует учитывать специфическую природу НКМ, проявляющуюся в следующих аспектах: 1) генетическом – НКМ возникает как результат «синтеза» определённой фундаментальной научной теории (или нескольких теорий) и интеллектуально-духовной «атмосферы» данного времени, того, что принято обозначать как «дух времени»; 2) структурном – единицами НКМ являются научные принципы. Таковы, например, принципы атомизма, детерминизма, инвариантности. Эти принципы имеют вполне определенное историческое содержание и форму; 3) функциональном – НКМ в целом и указанные принципы в частности выполняют различные внутринаучные и социокультурные функции. Таковы, например: а) эвристическая функция – НКМ играет роль исследовательской программы, направляя эмпирические и теоретические поиски; б) интегративная – упорядочение, систематизация полученных результатов; в) прогностическая – прояснение перспектив и другие. Понятие НКМ играет ведущую роль в мировоззренческих дискуссиях, всегда сопровождающих развитие общества.
4. Наука и общество. Несомненно, что наука зарождается, функционирует и развивается в обществе, то есть представляет собой общественное (социальное) явление. Поэтому на вопрос: «Какова природа науки?» можно дать однозначный ответ: «Наука имеет социальную природу ». Социально-философский анализ научного познания производится в двух направлениях: а) от общества к науке и б) от науки к обществу. Эти «движения», т. е. направления исследований, не следует противопоставлять, их результаты должны дополнять друг друга. Рассмотрим последовательно их основные проблемы и достижения. От общества к науке. В этом направлении изучается взаимодействие науки с другими сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической, культурной. Философы, работающие в марксистской традиции, выделяют следующие в сеобщие сферы жизнедеятельности общества: 1) сфера материального производства – она включает в себя: а) технико-технологическую сторону и б) производственные отношения, прежде всего отношения собственности между людьми по поводу орудий и средств труда и полученных продуктов труда; 2) социальная сфера – она включает распределение и потребление материальных и духовных благ и воспроизводство человека как природного, социального и духовного существа; 3) политическая сфера, обеспечивающая управление общественными процессами; 4) ценностная сфера, включающая деятельность людей по ценностному освоению мира, т. е. то, чем занимаются искусство, мораль, религия, идеология и философия; 5) когнитивная сфера, включающая деятельность и отношения между людьми по производству знаний. Эта подсистема общества обеспечивает производство, совершенствование и реализацию знаний, необходимых обществу. Рассмотрим последовательно воздействия указанных сфер жизнедеятельности (с 1-ой по 4-ю) на науку (5-ю). Экономика – наука (схематично 1 à5). Древнейшей из наук считают астрономию. Многие исследователи полагают, что она возникла из практических потребностей древних людей, из необходимости ориентироваться по звездам при перемещениях на суше и на море, вести календарь и т. п. Так, Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал: «Сперва астрономия, которая уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов. Астрономия может развиваться только при помощи математики. Следовательно, приходилось заниматься и математикой». Далее он отмечает, что «вместе с возникновением городов, крупных построек и развитием ремесла развивалась и механика». Анализируя исторические факты, Энгельс делает вывод: «Итак, уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством» [7, т. 1, с. 165]. Социальная сфера – наука (1 +2 à 5). Значительные изменения социальных условий НПД (см. VIII) произошли в XX веке. Специалисты по социологии науки выделяют следующие процессы: 1) профессионализация науки – это подчеркнул известный немецкий социолог Макс Вебер в статье «Наука как призвание и профессия» (1918 г.); 2) превращение науки в особый социальный институт. Родоначальником институционального подхода к науке считается американский социолог Роберт Мертон. Наука как социальный институт включает в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации; 3) милитаризация науки (от лат. militarus – военный) – подчинение научных исследований целям развития вооружений и военной техники и подготовки к войне. Самые известные факты – разработки химического, бактериологического и ядерного оружия; 4) коммерциализация НИОКР. По данным ЮНЕСКО за 2010 г. на одного исследователя за год выделяется: в США – 250 тыс. долларов, в России – 60 тыс. долл. В развитых странах расходы на науку составляют 2-3 % ВНП (валового национального продукта). По словам академика П. Л. Капицы, наука стала богатой, но потеряла свою свободу, превратилась в рабыню. Она испытывает огромное давление со стороны общества и государства. Тем не менее наука не может нормально функционировать без поддержки государства (вопреки «либеральным» рекомендациям П. Фейера-бенда). Для описания современной ситуации используют термины «академический капитализм» и «когнитивный капитализм» [5]. Таким образом, справедливо утверждение о диалектике взаимодействия науки и общества: «Диалектика здесь в том, что так же, как научно-технический прогресс является основой социально-экономического развития, социально-экономическое развитие служит основой научно-технического прогресса. Иначе говоря, развитие науки и техники имеет свои экономические социальные предпосылки» (В. Ж. Келле). От науки к обществу. Результаты проведенного анализа можно резюмировать следующими тезисами: 1) наука зарождается, функционирует и развивается под воздействием сферы материального производства, более широко – экономической подсистемы общества, т. е. сферы производства товаров и услуг. С другой стороны, наука, опосредованная техникой и технологиями, становится основным ресурсом и движущей силой развития экономики – в этом связи говорят о становлении экономики знаний; 2) наука превратилась в особый социальный институт, что означает формализацию всех типов отношений в науке, создание организованных структур, которым присущи иерархия, административные контроль и регулирование, регламент и т. д.; 3) наука вписана в политическую подсистему обществ, выступая в качестве объекта политического управления. В развитых странах разрабатывается и реализуется государственная научно-техническая политика, определяющая и стимулирующая приоритетные направления НИОКР; 4) наука взаимодействует с ценностной подсистемой общества – моралью, искусством, философией, идеологией, религией. Все указанные взаимодействия представляют собой ни что иное, как внешние социальные функции науки (внешнюю социальность науки). Их интегративным выражением служит основная социальная функция науки – постановка и решение практических и духовных проблем жизни людей (см.: Кемеров В. Е. Социальная философия. – М., 2004. – С. 351). Внутренняя социальность науки – это социальные аспекты бытия науки, в частности – социальные аспекты НПД. Это направление исследований включает вопросы организации научного труда и его оптимизации, межсубъектные отношения в науке, коммуникативные процессы (синхронический аспект) и трансляция научных знаний (диахронический аспект). 5. Наука и культура. Учитывая многомерность науки (см.: разд. 1.2.- 1.4.), можно сделать вывод: Наука – это такое общественное явление, которое одновременно принадлежит и культуре, и цивилизации. Существует множество определений культуры и подходов к ее пониманию. Далее мы используем ценностный подход. Ценность отвечает на вопрос: во имя чего осуществляется та или иная деятельность? Аксиология – философское учение о ценностях, т. е. о том, что люди ценят. Испокон веков люди ценят истину, добро, красоту, справедливость, пользу. Таким образом, мы приходим к постановке центрального вопроса: «Какое место занимает наука в системе культуры?». Другими словами: «Как взаимодействуют наука и ценностная подсистема общества?» Трудности в решении этих вопросов в немалой степени обусловлены многомерностью феноменов науки и культуры. В частности, широко распространены такие понятия, как «материальная культура», «духовная культура» и «интеллектуальная культура». Спрашивается: какое из них следует сопоставлять с понятием «наука»? В. Ж. Келле предлагает свой вариант ответа на первый вопрос: «Представляется, что определение науки как вида духовного производства не просто устарело. Учитывая существо науки, специфику ее развития и применения, место науки в системе культуры, ее следует рассматривать не как духовную, а как интеллектуальную культуру, и вид не духовного, а интеллектуального производства» [8, с. 50] (подчеркнуто мною – В.П.). Кроме того, он отвечает на вопрос о ценности науки. Его ответ гласит: Научное знание самоценно. Оно является ценностью для субъекта, но ценность его в том, что оно объективно. Свободна ли наука от ценностей? Этот вопрос современный американский философ Хью Лэйси выносит в заголовок своей книги и в результате тщательного анализа формирует отрицательный ответ на него. Какое влияние оказывает наука на ценности культуры и цивилизации? Благотворно ли воздействие научных исследований на повседневную жизнь людей, не вредоносна ли сама наука, а не только её приложения в технике и технологиях, в том числе и социальной инженерии? Именно этот аспект проблемы породил острые дискуссии в 50-е – 60-е годы прошлого века, в частности, пресловутый спор «физиков» и «лириков». В ходе этих дискуссий сформировались два противоположных и борющихся друг с другом философских течения: 1) сциентизм (от латинского scientia - наука) – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой рассматривают науку как единственное и универсальное средство решения всех проблем, стоящих перед человечеством (в т. ч. глобальных проблем). В качестве идеала сциентизм ориентируется на результаты и методы естественных и технических наук (прежде всего физики – их лидера и основы). Для него характерны идея ценностно-нейтральной науки, негативное отношение к философии, технократические воззрения и т. д.; 2) антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция,сторонники которой возлагают на науку всю ответственность за кризисы и глобальные проблемы современной техногенной цивилизации. Антисциен-тизм отрицает категории истины, рациональности, понятие научного метода, идею общественного прогресса, культурную значимость науки и ее особый познавательный статус, требуя уравнять науку с другими формами культуры – мифом, религией, искусством, а в своих крайних проявлениях – вообще отказаться от науки и техники. Таким образом, наука является не просто неотделимой частью культуры, но и фактором ее развития. Благодаря науке сам культурно-исторический процесс приобретает необратимость, невозможность вернуться к донаучной жизни. И дело здесь не в том, что отказаться от науки – значит отказаться от всех благ техногенной цивилизации и оказаться перед угрозами голода, эпидемий, нехватки энергетических ресурсов и т. д. Наука сформировала новый культурно-исторический тип личности, новый тип субъекта познания и действия. Такие черты науки, как творчество, свобода, демократичность, критичность, толерантность, рефлексивность, рациональность стали важнейшими ценностями культуры, изменяющими сознание и деятельность субъектов других сфер общественной жизни. По-видимому, прав был А. П. Чехов, утверждая: Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека.
Литература
Оглавление
Учебное издание
ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие
Редактор: Н. П. Коновалова Компьютерная верстка: Н. П. Коновалова
Подписано в печать Формат 60х84 1/8. Бумага писчая.Цифровая печать. Усл печ. л. Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ
Редакционно-издательский отдел ИПЦ УрФУ 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 rio@ustu.ru
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.80 (0.017 с.) |