Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Поиск

Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как прави­ло, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.

Значение педситуаций огромно. Собственно, через них прояв­ляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все дос­тоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Вы­ражаясь как конкретные воспитательные отношения, педситуа­ций реализуют их возможности.

Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаи­модействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участ­ников педситуаций строится как реализация их сложного внут­реннего мира, их воспитанности и обученности.

Педситуаций могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.


Проектирование педагогических систем, процессов или си­туаций — сложная многоступенчатая деятельность. Эта дея­тельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, имеет много общего. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, прибли­жая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (сту­пени) проектирования:

Педагогическое моделирование (создание модели) — это раз­работка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) — даль­нейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейшая детализация созданного проекта, прибли­жающая его для использования в конкретных условиях ре­альными участниками воспитательных отношений.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического про­ектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы зна­ем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. В результа­те педагог мысленно создает свой целевой идеал, т. е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Дан­ная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Следующая ступень проектирования — создание проекта. Практически на этой ступени проводится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразо­вания педагогической действительности. Поскольку в педаго­гике модель составляется преимущественно мысленно и выпол­няет функцию установки, постольку проект становится меха­низмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования — это конструирование. Кон­струирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Констру-


 



57


ирование учебной и педагогической деятельности — это уже методическая задача.

Формы педагогического проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Концепция — это одна из форм проектирования, посредством которой излагаются основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на ре­зультатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обоб­щенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции — изложить теорию в конст­руктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концеп­ция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, кото­рые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Принципы педагогического проектирования

1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ори­
ентации на человека — участника подсистем, процессов или
ситуаций, является главным.

Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих вос­питанников.

Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, кон­структов, умейте отступить, заменить их другими.

Жестйо и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.

При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведе­ние, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процес­
сов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими,
способными по ходу реализации к изменениям, перестройке,
усложнению или упрощению.

Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающие достижение цели.

Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, что­бы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильствен­ное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством ме-


тодов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться

Виды педагогического творчества

Дидактическое творчество — это деятельность в сфере обу­чения по изобретению различных способов отбора и структу­рирования учебного материала, методов его передачи и усво­ения учащимися.

Дидактическое творчество — самое распространенное и дос­тупное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое мно­жество: комбинирование действий учащихся, использование вза­имопереходов, дополнений, изобретений новых приемов. Исполь­зование фоновой музыки, оценки знаний родителями, само­оценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях — это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично.

Технологическое творчество — это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуще­ствляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению резуль­тативности воспитания учащихся.

Это самый сложный вид педагогического творчества. Он ох­ватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К такому виду творчества относится создание интегративного урока, бри­гадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения и т. д.

Организаторское творчество — это творчество в сфере управ­ления и организаторской деятельности по созданию новых спо­собов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педаго­гов и т. д.

Организаторское творчество обеспечивает научную организа­цию труда (НОТ), рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем.

Как видим, педагогу есть где проявить творчество.

Технологии обучения

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать «техноло­гией учебного процесса». Но в чем тогда разница между ди­дактикой (она занимается содержанием, способами и средства­ми образования, деятельностью педагога и обучаемого) и педа-


 




гогическими технологиями? Коротко можно сказать так: ди­дактикаэто теория образования в целом, а педагоги­ческая технологияэто конкретное, научно обоснован­ное, специальным образом организованное обучение для до­стижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого. При разработке техно­логии обучения прогнозируется совершенно конкретная деятель­ность преподавателя и обучаемого с использованием ТСО или без них.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматрива­ется как системный метод создания, применения и определе­ния всего процесса преподавания и усвоения знаний с уче­том технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или ин­формационных средств.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Пос­ледовательность его шагов будет следующей:

— выбор содержания обучения, предусмотренного учебным пла­ном и учебными программами;

— выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориен­тирован преподаватель: какие профессиональные и личност­ные качества будут сформированы у обучаемых в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

— выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

— разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проекти­рование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.

Содержание технологии обучения мыслится как содержание и структура учебной информации, предъявляемой студентам, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих фор­мирование учебных и профессиональных навыков и умений, на­копление первоначального опыта профессиональной деятельности.

При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, навыками и уме­ниями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.


Технология обучения — системная категория, структур­ными составляющими которой являются:

— цели обучения;

— содержание обучения;

— средства педагогического взаимодействия (средства препода­вания и мотивация), организация учебного процесса;

— студент, преподаватель;

— результат деятельности (в том числе и уровень профессио­нальной подготовки).

Таким образом, технология обучения предполагает организа­цию, управление и контроль процесса обучения. Причем все сто­роны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нуж­на тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классифи­кации технологий обучения, однако выделено две градации — традиционные и инновационные технологии.

Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюст­ративный и репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых, известных знаний уча­щимся.

Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных на­учными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычисли­тельной техники обусловило развитие программированного обу­чения; результаты исследований закономерностей развития че­ловеческого мышления привели к развитию проблемного обу­чения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности. Формирование новых технологий должно осуществляться в сле­дующей последовательности:

— определение возможностей с помощью фундаментальных ис­следований;

— определение эффективности с помощью прикладных иссле­дований;

 

— анализ потребностей и спроса среди преподавателей и сту­дентов;

— разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;

— тиражирование и распространение программных средств.
Выпадение каких-то элементов цепочки в процессе разра­
ботки порождает трудности, возникающие при внедрении тех­
нологий.


 




ГЛАВА 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.251 (0.008 с.)