Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие и строение человеческой деятельности.

Поиск

 

1. Определение деятельности, ее основные характеристики.

2. Отличие деятельности человека от активности животных.

3. Деятельность и поведение.

4. Структура человеческой деятельности.

5 Мотивация деятельности.

6. Внешние и внутренние компоненты деятельности.

Тема 2. Виды и развитие человеческой деятельности.

 

1. Виды человеческой деятельности, их классификация.

2. Особенности общения, игровой, учебной и трудовой деятельности.

3. Главные направления развития деятельности.

4. Преобразования в деятельности, которые происходят в процессе ее развития.

Тема 3. Деятельность и психические процессы.

 

1. Деятельностное происхождение высших психических функций.

2. Познавательные процессы как внутренние моменты деятельности.

3. Внешние (двигательные) и внутренние (психические) компоненты деятельности.

Тема 4. Умения, навыки и привычки.

 

1. Понятия умения и навыка.

2. Место умений и навыков в структуре деятельности.

3. Формирование навыков и умений.

4. Привычки и их роль в осуществлении деятельности.

Темы для рефератов

 

1. Специфика человеческой деятельности.

2. Виды деятельности человека.

3. Психические процессы как формы деятельности.

4. Образование умений и навыков.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

 

1. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

2. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.

3. Становление высших психических функций в процессе деятельности.

4. Психологический анализ привычек людей.

 

ЛИТЕРАТУРА

I

Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М., 1967. (Деятельность

ребенка и его развитие: 49—58. Игра и развитие ребенка: 58—74. Развитие движений: 125—151.)

ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1982 (1975). (Проблема деятельности в психологии: 73—123. Деятельность и сознание: 124— 158. Деятельность и личность: 159—189.)

Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.—М., 1981.

(От действия к мысли (в учении Ж. Пиаже): 42—53.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. I.— М.,

1989. (Действие и деятельность: 14—64. Игра: 64—75. Учение: 75—93.)

Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975. (Роль движений в процессах познания: 9—19. Развитие восприятия и деятельность: 147—205.)

1983.(Проблемы развития высших психических функций: 6—164.)

II

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. 3.— М.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций.— М., 1988. (Психологическая теория деятельности: 95—128.)

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.— М., 1972. (Ж. Пиаже о роли действия в мышлении: 224—247.)

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21—37.) Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.— Т. L— М., 1986. (Развитие восприятия и деятельность: 112—153. Роль деятельности в психическом развитии ребенка: 235—247.)

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.— Т. II.—

М., 1986. (Развитие произвольных движений: 5—233. Роль речи в формировании и осуществлении произвольных движений: 146—188. Установка и ее роль в регуляции движений: 189—227.)

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.—М., 1961. (Непроизвольное запоминание и деятельность: 141—221.)

Общая психология.—М., 1986. (Деятельность: 93—130.)

Познавательная активность в системе процессов памяти.—М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10.)

III

Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.— Пятигорск, 1990. (Темперамент и деятельность: 102—112.)

Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.—М., 1966. (К истории изучения движений: 29—38. О построении движений: 79—101. Природа навыка и тренировка: 160—170.)

Беспалов Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления.— М., 1984. (Основные понятия теории действия (цель, действие, операция): 10—45.)

Истомина 3. М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие.—

М., 1978. (Зависимость запоминания от характера деятельности: 62—86.)

История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX в. Тексты.—

М., 1986. (Принципы поведения (теория К. Халла): 38—59. Оперантное поведение (Б. Скиннер): 60—96.)

Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников. Методические разработки.—М., 1989.

Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.—М., 1986. (Индивидуальный стиль деятельности: 153—181, 197—208.)

Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения.—М., 1964. (Двигательные умения и навыки: 100—115.)

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.—М., 1977. (Теория деятельности и вопросы развития мышления: 6—24.)

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.— М., 1989. (Деятельность и развитие личности: 72—125.)

Глава 7.

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

Краткое содержание

Понятие об ощущениях. Представление об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Ощущения света как отражение электромагнитных волн. Качественное кодирование этих волн в цвете. Ощущения слуха как отражение колебаний давления воздуха. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестетические ощущения. Субсенсорные ощущения, их значение и экспериментальные доказательства существования.

Измерение и изменение ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Психометрическая кривая. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Константа Вебера. Закон Вебера—Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

Восприятие, его виды и свойства. Отличие восприятия от ощущений. Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Особенности восприятия человеком осмысленных плоскостных изображений. Восприятие человеком лица другого человека. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движений. Восприятие времени.

Законы восприятия. Движение и его роль в различных видах восприятия. Устойчивость образов восприятия. Значение умозаключений и жизненного опыта в восприятии. Восприятие и механизмы работы мозга. Восприятие, научение и мышление. Последовательность перцептивных актов, включенных в процесс восприятия. Развитие восприятия у детей.

ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ

 

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно, человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.

Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона — от коротких космических лучей с длиной волны около 4 X 10-18 см до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета (табл. 7).

Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду,— герц, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду.

Таблица 7

Связь между зрительно воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета

Длина волны в миллиардных долях метра Ощущение цвета, возникающее при воздействии на глаз волны соответствующей длины
380—450 Фиолетовый
  Синий
  Голубовато-зеленый
  Зеленый
540—560 Зелено-желтый
  Желтый
600—650 Оранжевый
650—780 Красный

 

Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воздуха находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приведем пример для сравнения: такой музыкальный инструмент, как фортепиано, способен порождать звуки с

Рис. 33. График, иллюстрирующий колебания воздуха, воспринимаемые в виде ощущений звука, и основные параметры этих колебаний, от которых зависят возникающие ощущения

 

частотой в диапазоне от 27 до 4200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха, воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущений, весьма различен. Летучие мыши и собаки способны слышать намного более высокие звуки, чем человек.

Заметим, что субъективно воспринимаемая человеком высота звука зависит не только от частоты колебаний давления воздуха. На нее оказывает влияние и сила звука, или его интенсивность, т. е. разность давлений между самой высокой и самой низкой точками, отражающими величину давления воздуха (рис. 33, параметр амплитуды). Более сильный звук иногда воспринимается как более высокий, и наоборот.

Для оценки субъективной громкости воспринимаемого звука также предложена специальная шкала, единицей которой является децибел. Чтобы представить себе громкость звука, соответствующего этой единице, обратимся к табл. 8, где в децибелах показана громкость ряда известных нам звуков.

Таблица 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.007 с.)