Психологические особенности педагогического общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности педагогического общения



 

Основной смысл разработки темы: определить основной принцип педагогического общения, необходимого для организации полноценного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Показать возможности и пути развития педагогического общения.

Задача слушателя: составить рекомендации педагогам по выработке умений педагогического общения. Раскрыть конкретные приемы развития способности педагога к общению с детьми.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.

2. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. М., 1981.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

4. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив: психолого-педагогическое исследование. Минск, 1975.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1972.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

7. Бодалев А.А., Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблема общения и воспитания. Тарту, 1974. Ч. 1.

8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

9. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч. М., 1984. Т. IV.

10. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатических переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981.

11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. М., 1993.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

В этом списке приведена литература, содержащая рекомендации по использованию творческих ролевых и познавательных игр в педагогически организованной совместной деятельности не только детей и младших школьников, но и подростков, и старшеклассников.

1. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М., 1982.

2. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1982.

4. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. Ивантеевка, 1994.

5. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

6. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

7. Игровое моделирование. Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. Новосибирск, 1987.

8. Каникулы: игра, воспитание. Книга для учителя / Под ред. О.С. Газмана. М., 1988.

9. Матвеев В.Ф., Матвеева Л.Г. 99 советов на одно лето, М., 1966.

10. Никитин Б.П. Ступени творчества, или развивающие игры. М., 1991.

11. Поляков С Д. О новом воспитании. М., 1990.

12. Скаутинг для начинающих. Петрозаводск, 1993.

13. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию (сборник игр-коррекций). М., 1993.

14. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

15. Шмаков С.А. Каникулы. М., 1994.

16. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. М., 1994.

17. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

18. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979.

19. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М„ 1974.

20. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВЫ КОМИССАРСКОЙ ЭТИКИ, МЕТОДИКА И ТРАДИЦИИ

Из опыта разновозрастного педагогического коммунарского отряда «Дозор»

Посвящается бойцам и комиссарам «Дозора», «Всем, кто шагал с нами рядом, от ветра не щуря глаз...»

В. Крапивин

 

Основной целью отряда «Дозор» является помощь и поддержка людей, отношение к любому человеку как к самостоятельной ценности, к существу с безграничными возможностями развития; способность к пониманию, доброжелательности и самоотдаче.

Мы - гуманисты, поэтому противостоим господствующему сегодня пониманию человека как вещи для использования, пусть даже и уникальной, даже ценной, но - вещи среди вещей.

Например: ты - прежде всего ученик, или прежде всего - студент, или служащий, или сын; тебя оценивают только как студента, сына или ученика. А какой ты человек, на что ты способен за пределами учебы и службы, - никому не интересно.

Для нас главное - какой ты, что ты хочешь и можешь, в чем можно тебе помочь, что для тебя можно сделать и что ты в состоянии сделать для себя и для людей.

«Дозор» - школьный отряд актива, возник осенью 1973 г. в школе № 38 Гагаринского района Москвы. С 1976 г. стал районным отрядом при Гагаринском Доме пионеров. «Дозор» организовывал летние сборы школьников и вожатых, действуя как комсомольский штаб района. Многие вожатые после таких лагерей просили дозоровцев провести у них в школах «педагогические десанты». Основной задачей отряда на этом этапе являлась пропаганда идей коллективных форм работы с подростками, известных под названием коммунарской, орлятской или ивановской системы воспитательной работы, и помощь школам в задаче овладения этой методикой. Сегодня некоторые из первых дозоровцев приводят в отряд собственных детей или создают свои молодежные объединения.

Позже наш отряд стал объединением школьников и студентов. За время работы мы провели около 200 больших походов, экспедиций и сборов; через отряд прошли многие десятки, если не сотни школьников и студентов. С 1981 г. «Дозор» включился в военно-поисковую работу, разыскивая и захоранивая останки бойцов и командиров Красной армии, погибших в 1941-1942 годах под Ржевом, Новгородом, Вязьмой, Волоколамском, в Карелии. По самым общим подсчетам, за 18 лет найдены останки не менее 2000 солдат. Во многих случаях нам удалось разыскать их родственников и рассказать об обстоятельствах гибели родного им человека, сообщить о месте захоронения, и, в свою очередь, узнать от близких, каким погибший был при жизни.

Как туристско-краеведческий, военно-поисковый и педагогический отряд «Дозор» живет и сегодня.

Важнейшей фигурой в жизни «Дозора» всегда был комиссар. Так по традиции у нас называется педагог-воспитатель, которому может быть и 18, и 15, и даже 12 лет. Комиссар в «Дозоре» - главное лицо, работающее с людьми. Он не имеет права приказа, только право убеждения и собственного примера. Разумеется, комиссару необходимо научиться работать с ребятами разного возраста без принуждения и стать для них и старшим другом, и товарищем по игре, и руководителем в походе, в экспедиции.

В помощь комиссару в «Дозоре» придаются наиболее опытные помощники, по нашей терминологии - политбойцы - рядовые члены отряда. Они должны, понимая общую задачу, помогать ее выполнению, налаживая личные отношения с новичками, способствуя их естественному вживанию в отряд, придавая большую уверенность в своих силах. Политбойцом нельзя назначить, им можно стать только по доброй воле. Поддержка комиссара - первая обязанность полит -бойца, а если между ними возникают разногласия, которые они не могут преодолеть самостоятельно, на помощь приходит Совет Комиссаров. Но возникшее противоречие не должно отражаться на жизни группы. Поэтому противоречить комиссару публично, компрометируя его в глазах отряда, - один из наиболее тяжких проступков для политбойца.

От комиссара мы ждем наиболее глубокого понимания целей и задач работы «Дозора». Если ты считаешь себя дозоровцем и комиссаром, т.е. человеком из основного состава «Дозора», тебе необходимо следующее.

1. Быть внутренне твердо убежденным в том, что деятельность отряда нужна людям, знать зачем и для чего существует отряд.

2. Необходимо для себя считать работу в отряде главным делом на определенном отрезке жизни.

3. Если что-то личное мешает этой цели и этому делу, надо суметь от чего-то временно отказаться, не доходя при этом до самоотречения, но во всяком случае быть готовым к некоторому самоограничению.

4. Надо относиться к людям доброжелательно, с доверием, быть крайне внимательным к каждому, с кем работаешь, и при этом оставаться внутренне независимым и верным себе.

5. Надо обладать тактом, быть рассудительным, никогда не срываться на крик, уметь выслушать собеседника, не теряться в неожиданных ситуациях, владеть собой и перед массой, и перед начальством.

6. Никогда, ни при каких обстоятельствах не жалеть себя, не рассчитывать ни на похвалу, ни на награду.

7. Овладев основами в любом деле, искать новое, не бояться действовать нестандартно. «Каждая работа выполняется творчески, иначе зачем ее делать?»

 

Задачи, стоящие перед комиссаром отряда

 

1. Формирование отряда как группы, способной к сотрудничеству, самоорганизации, самоконтролю и ответственному поведению.

2. Способствовать укреплению отношений дружбы и сотрудничества в отряде и у всех, кто с ним связан; воспитание у членов отряда заботливого, доброжелательного, открытого отношения к людям и ответственного поведения.

Ключ к росту человеческой личности - в организации дела, где каждый человек нужен всем и все - каждому. При этом рождаются новые отношения, преобразующие личность. Потому нельзя торопиться в решении задачи воспитания: для этого нужно время и чувство защищенности у каждого участника общего дела.

3. На каждом сборе особое внимание уделяется новичкам.

4. Забота о сплочении группы. Метод выбирается самостоятельно, например, совместное празднование дня рождения, общая игра и т.д.

5. Разумно распределять время на регулярных сборах группы: на деловую часть отводится не более часа. Остальное время - игры и неформальные контакты.

6. Персонально учитывать объем работы, усилий и достижений каждого. Пусть это получится не сразу, но задача «найти конкретное дело каждому человеку» должна быть поставлена и решена.

7. Создание в группе атмосферы защищенности и дружелюбия. Для этого необходима ваша готовность к пониманию другого, способность встать на его точку зрения, с целью принять и понять (не обязательно - согласиться).

8. Готовность к общению по принципу «здесь и теперь», т.е. речь идет только о происходящем сейчас, без обращения к прошлому каждого, с кем общаетесь.

9. Готовность к диалогу, отказ от жесткой позиции, принятие разумной инициативы рядовых участников, если она работает на общую задачу. Твердость нужна только при защите общих интересов.

Правила работы с новичками

 

Приходящий в группу новичок испытывает чувства неопределенности, напряженности, тревоги от несоответствия своих прежних установок и требований сегодняшней ситуации. Он нуждается в информации о нормах, традициях, требованиях новой обстановки, в прогнозах для выработки стиля своего поведения. Как правило, «Дозор» при первом же общении создает условия, при которых старые стереотипы поведения новичка теряют свою эффективность. В первую очередь это относится к стилю поведения в сфере общения руководителей и группы в целом.

Новичку нужно предоставить информацию о нормах отношений, законах жизни «Дозора», сведения об истории отряда. Для этого нужны организаторские способности политбойцов и инструкторов, а главное - комиссаров, их убежденность в идеологии отряда и искреннее, без фальши соблюдение норм и законов жизни отряда, умение толково изложить наши взгляды в разговоре или споре, неподдельные внимание и интерес к новичку.

Вскоре после начала периода адаптации в группе некоторые новички проявляют сопротивление раскрытию своей личности. Это защитная реакция - ответ нынешней структуры «Я» на опыт, противостоящий этому «Я». К тому же наиболее агрессивные новички могут постараться навязать группе свои, привычные для них нормы отношений. При этом новые члены группы представляют другим свое «внешнее Я», более или менее привычную для них маску. Такое противоречие может привести к скрытым и явным внутригрупповым и межгрупповым конфликтам.

Необходимо на фоне позитивных отношений в группе сделать противоречие открытым и обсуждаемым. При обсуждении надо постараться вызвать неудовлетворенность группы возникшей разобщенностью и потребность в сплочении.

Интерпретировать позицию каждого участника обсуждения с позиции ее соответствия принятым групповым ценностям.

Добиться единства групповых оценок и ценностных ориентации, пусть даже ценой ухода принципиально несогласных.

Правила жизни группы

 

Одним из существеннейших направлений работы группы должна стала помощь людям вне группы, посторонним. Для этого необходимо дело, нужное этим людям, - доброе дело, может быть, повседневное, житейское. Без этого группа неизбежно будет все более замыкаться в собственных интересах, т.е. дрейфовать в сторону корпорации и, соответственно, «загнивать». В этот период развития групповых отношений основной работой комиссара становится организация групповой деятельности, которую в основном приходится брать на себя из-за общей неподготовленности ребят к самоорганизации. В то же время все организационные вопросы должны обсуждаться, тем самым комиссаром решается задача выдвижения организаторов. Важно, чтобы деятельность группы была успешной и поведение каждого участника деятельности являлось предметом группового обсуждения, с подчеркиванием его успехов и сильных сторон. И хотя цели каждого участника группы еще индивидуальны, но они уже строятся в соответствии с групповыми ценностями.

Высшая точка этого этапа развития групповых отношений - достижение ядром группы высокой заинтересованности в постоянном участии в деятельности группы. С этого момента открывается путь к стадии морально-волевого единства группы - началу высокого уровня группового сотрудничества. Успех его определяется бурным развитием самоуправления, ростом заинтересованности в сотрудничестве и групповом общении.

Теперь главная задача комиссара - поддержка делового сотрудничества, самоорганизации, обеспечение в отношениях доверия, требовательности, защищенности, уверенности в способности группы решать проблемы, встающие перед ней. В это время в полную силу проявляется триединый комплекс самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами обсуждаем сделанное.

Роль комиссара меняется: он уже не столько организатор, сколько хранитель коллективных традиций - «совесть группы» и руководитель скорее на стратегическом, чем на тактическом уровне, заботящийся о выдвижении новых общественно полезных целей - увлекательных, требующих напряжения сил и способностей всех участников.

Комиссару нельзя допускать проявлений организованности лишь в деле нужном и полезном только для самой группы (праздники, дни рождения); ужесточения взаимных оценок при обсуждении внутригрупповых проблем, принесения интересов отдельной личности в жертву интересам группы или интересам ее лидеров (интересам дела - только по инициативе самой личности!); ревности к новичкам!

Малейшие признаки корпоративной позиции к окружающему миру требуют решительной борьбы, особенно если их носители -всеобщие любимцы, влиятельные, хотя и достаточно эгоцентричные ребята.

Показателем достижения группой высокого уровня сотрудничества становится способность ее ядра к решению сложных трудовых, организаторских, педагогических задач при минимальной помощи старшего руководителя - комиссара и способность органов самоуправления самостоятельно преодолевать трудности и решать проблемы достижения социально важных целей. Отныне движение группы вперед связано с ролью ее ядра как генератора идей, с выдвижением наиболее способных ребят в роли организаторов общего дела, независимо от их «стажа» пребывания в группе.

Группа способна вести и включать в высокий уровень сотрудничества «второй эшелон» - новичков с более низким уровнем мотивации. Однако следует учитывать и то, что новичок, успешно действующий в группе как рядовой-исполнитель, внутреннее сопротивляется, если от него требуется бескорыстная забота о ком-либо (младшем, постороннем). Такой факт, по-видимому, свидетельствует о повышенном эгоцентризме личности и пока еще слабом принятии ценностных ориентации группы. Пока еще такой новичок - в основном «потребитель» групповой атмосферы.

Ядро группы становится коллективным лидером. Жизнь комиссара не становится легче, но становится интереснее. Возможны конфликтные ситуации, связанные с неравномерностью мотивационного развития участников деятельности; некоторые требуют роста и создания условий для самовоспитания; другие стремятся к торможению развития во имя самоценного общения.

Возможны: случаи неприятия высокого уровня самоотдачи из-за стойкого индивидуализма личности, столкновения мотивов по мере их осознания; «кризис жанра» из-за потери достойных целей; критическая позиция членов группы в отношении предмета деятельности, связанная со стремлением рассматривать группу на широком социальном фоне в контексте проблем времени; личные проблемы старших участников деятельности, связанные с разрешением вопроса о смысле жизни на старшем подростковом-младшем юношеском возрастах.

Наконец, возможен «кризис выпускника» - столкновение мотивов личностного роста, требующих ухода в жизнь за пределы отряда, и мотивов сохранения эмоционального комфорта в отряде, в том числе на подсознательном уровне. Это становится причиной попыток умаления значимости отрядной жизни в собственных (и чужих) глазах под лозунгом: «Вот в наше время...». В этом случае выпускнику нужно просто объяснить ситуацию.

Возможен разрыв между уходящим во взрослую жизнь ядром и приходом новичков, с которыми относительно неопытный еще комиссарский состав остается «один на один», без привычной помощи ветеранов группы.

Признаки далеко зашедшего распада деятельности

 

1. Потеря участниками деятельности мотивов деятельности, их распад, размен, вырождение.

2. Проявление следующих несоответствий: операций - условиям, действий - провозглашенным целям, мотивов - реальным потребностям.

3. Превращение деятельности в последовательность действий, не связанных единым смыслом.

4. Несостоятельность лидеров группы, их самоутрерждение за счет остальных участников деятельности.

Техника самоорганизации

 

Дежурный командир (дежком) - ДК - избирается первичным коллективом на срок от 1 дня до 1 месяца. Выполняет обязанности по поддержанию режима деятельности группы, определенному ее целями.

Авторитет ДК должен быть максимально поддержан комиссаром. ДК подотчетен избравшему его собранию, но разбором дежурства не следует очень увлекаться. Опыт показывает, что и в первые дни сбора (лагеря, выезда, экспедиции), и в последний день лучше ставить на роль ДК более ответственных и сильных организаторов. В большой по составу экспедиции целесообразно иметь ДК сбора и подчиненных ему ДК отрядов (групп, бригад). Это упрощает поддержание порядка.

На «огоньке» ДК высказывается последним из рядовых, перед комиссаром.

На общем сборе ДК может подводить итоги за комиссара или параллельно с ним (по организационным вопросам).

 

«Огонек» и общий сбор отряда

Общим сбором называется коллективное обсуждение прожитого времени, анализ проведенных дел, разбор складывающихся отношений, коллективное планирование.

Психолого-педагогическая задача: научить участников деятельности осмыслению жизни. Привить навыки коллективного анализа, коллективного мышления, культуру общения.

Гарантии реальности выполнения задачи: защищенность каждого, доброжелательный тон. Критика не с целью унижения, а помощи. Отказ от высмеивания. Реальный вес каждого голоса.

По Макаренко: сбор - ежевечернее собрание на 20 минут, с 20.30 до 20.50; регламент выступления - 1 минута. Цель сбора: постоянный контроль отношений и климата общения, постоянное познание друг друга и первичного коллектива. При анализе не зарываться в мелочи. Основная тема - развитие группы и деятельности.

Общий сбор - не место для публичного наказания, сведения счетов, решения сложных проблем. Это, прежде всего, арена действия общественного мнения участников общей деятельности.

«Огонек» по модели КЮФ

 

Огоньку по модели КЮФ свойственны прямота, принципиальность, товарищество, чуткость, такт, умение понимать друг друга. Огонек бывает двухступенчатым: сбор первичной группы и всего коллектива (общий сбор первичных групп).

Правила проведения «огонька»

 

1. Разговор на огоньке должен вестись по продуманной схеме.

2. Огонек должен быть эмоционально окрашенным (традиционными ритуалами, песнями, костром, свечкой и т.д.).

3. Носить форму откровенного разговора. Тема: обсуждение проявлений нравственного облика участников деятельности за определенное время - 10 дней, месяц, поход или экспедиция в целом.

Виды «огоньков» по модели «КЮФ-Орленок»

 

1. Огонек знакомства.

2. Вечерний огонек (подведение итогов дня).

3. Огоньки 1-й, 2-й и 3-й десятидневок.

4. Огонек заключительного периода.

5. Огонек прощания.

6. Огонек - анализ дела.

7. Огонек - анализ дня.

8. Огонек - откровенный разговор.

9. Огонек дежурного отряда.

10. Тематический огонек.

 

«Огоньки», наиболее типичные для сборов «Дозора»

Огонек знакомства определяет эмоциональный настрой и содержание межличностных отношений в первые дни выезда, сбора, экспедиции. Цель: сформировать у новичков в положительном эмоциональном ключе представление об отряде, о своем месте в отряде. Основывается на том, что первоначальное восприятие определяется по преимуществу эмоциональными моментами, которые опережают рациональные логические построения и обладают огромной информативной значимостью.

Содержание «огонька знакомства»

 

Рассказ-эстафета (рассказ о себе) по схеме: как зовут, откуда приехал, что любишь делать, чем увлекаешься, кем хотел бы стать, чему научиться, что знаешь об отряде. Символ откровенности (значок, гильза, уголек костра, свеча, еловая шишка и т.д.) передается по кругу из рук в руки.

Начинает говорить комиссар или опытный политбоец. Комиссар активен: комментирует, ведет диалог, задает тон и темп, следит за настроением и вниманием, обобщает и делает выводы, предлагает форму проведения, проговаривает вступление и заключение о четырех традициях (огонька, закона круга, закона доброжелательности и закона песни).

Варианты проведения «огонька знакомства»

 

Выделение творческих групп: по именам, по кругу интересов (любители кино, мороженого, футбола, чтения и т.д.). Допускается рассказ не о себе, а о герое, родителях, знакомом, о запомнившемся дне -все это характеризует человека.

Обязательное обобщение: собрались разные люди, но отряд получится.

Вечерний огонек

 

Психолого-педагогическая задача: научить участников правильному поведению на огоньке и технике обсуждения.

Традиции огонька: присутствие всех, выступление каждого, продолжительность обсуждения - от 40 минут до 1 часа,

Правила огонька. Самое главное - каждый участник должен понять, что на огоньке не удастся отмолчаться, поэтому в течение дня нужно быть внимательным, наблюдать и думать, чтобы было что сказать.

Вопросы огонька. Оцени этот день, что в нем понравилось? Почему? Что не понравилось? Почему? Что можешь предложить на будущее? Записи ответов комиссару нужно делать прямо на огоньке, пусть даже демонстративно. Неизбежны повторы и паузы. Время на раздумье - 2 минуты.

 

Общие правила общения на «огоньке»

- Внимательно слушай собеседника, дай ему договорить до конца.

- Говорят вполголоса.

- Критикуют вполголоса.

- Критикуют не с целью унизить, а с целью помочь.

- Говорят то, что думают.

- Хочешь сказать - подними руку.

- Если критикуешь - предлагай свое решение.

- Высказываются все желающие.

Обобщение комиссара: используя ссылку на мнение (в этом помогают записи), повторяет оценки близко к тексту. Напоминает про обязательное обсуждение высказанных предложений.

Другой вариант вопросов: что группа сделала для себя? Что - для всего отряда? Что - для людей за его пределами? Что можно было сделать, но не удалось? Что бы хотелось сделать? Почему?

«Огонек» - анализ дела

 

Проводится сразу по завершении дела (похода, экспедиции).

Психолого-педагогическая задача: научить участников понимать причины успеха или неудачи.

Время - от 25-30 минут до часа.

Анализ состоит из выступления отдельных лиц и обсуждения по принципу «свободного микрофона».

Схема анализа: общая оценка дела, идеи, способов их выполнения; как событие происходило в реальности (в общем и в деталях); оценка дела рабочей группой; обобщение сказанного, оценка руководителя.

«Огонек» - откровенный разговор

 

Самый трудный вид огонька. Как личность обсуждается каждый член группы, ему дается общественная характеристика как человеку, товарищу, участнику общего дела.

Психологически «откровенный разговор» - прикосновение, порой операция в чрезвычайно сложной и ранимой области личности - в самооценке.

Решающий фактор - защищенность.

Необходимые условия: особая тональность, легенда-введение (постановка задачи), обсуждение по принципу «свободного микрофона», время выступления не ограничивается, высказывания добровольны.

На огоньке не допускаются: разбор персонального дела, сведение счетов, захваливание. При обсуждении нельзя употреблять обтекаемые слова: «хороший мальчик» (у нас плохих нет! Можно найти более точные и выразительные формулировки!) Комиссар корректирует оценки, выступая последним.

Схема анализа: что меня привлекает в человеке? Что мне не нравится в человеке? Что мне хочется пожелать ему на будущее?

Такой огонек проводят только на уровне нравственной зрелости группы. Слово предоставляется двум-трем людям, которых назовет сам обсуждаемый; тому, кто очень хочет высказаться, и комиссару. Надо помнить, что человек не равен своему поведению, а тем более -поступку. Он часто или лучше, или хуже их. Каждый хочет иметь друга, способного прямо и честно сказать о твоих достоинствах и недостатках. Каждому важно знать, как он выглядит в глазах своих товарищей. Подобный разговор требует мужества, честности и доброжелательности. На отношение не обижаются!

Общие проблемы самоуправления

 

Трехэтапное обсуждение дня, дела, проблемы. Первый этап - огонек; второй - общий сбор, где выступают представители первичных коллективов; третий - совет командиров/комиссаров (СК).

Доступ на СК - свободный для всех, кто хочет послушать или принять участие (но не мешает). Вызванные на СК конфликтные персоны пользуются всеми правами участников общей деятельности, имеющих право голоса при решении спорных вопросов. Их недопустимо ставить в позицию обвиняемых: эти люди прежде всего -товарищи. Вместе с тем деловая обстановка СК позволяет достаточно тонко и точно инструментировать любую проблему, даже весьма острую. Решение СК не должны быть направлены на занижение самооценки кого-то из состава отряда. Дело СК - корректировать только способы самоутверждения личности, включая сюда ее ценностные ориентации, которые с точки зрения идеологии группы требуют пересмотра.

Помимо применения института дежкомов, огоньков и общих сборов для отдельных, локальных дел и заданий (численностью от двух и более участников) может быть использована система советов дела или сводных отрядов (СД или СО). Возможна также система ЧТП (чередующихся текущих поручений), когда первичные коллективы по графику, сменяя друг друга, несут обязанности разных направлений.

Принципы наказания (по А.С. Макаренко)

 

1. Наказание не должно «оглушать» коллектив.

2. Наказания должны быть настолько редки, чтобы весь коллектив обращал на них внимание.

3. Наказание имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что все дело в защите коллективом общих интересов, иначе говоря, наказанный должен осознавать, что и почему коллектив требует от него.

4. Важным в наказании является не форма, а сам факт наказания и выраженное в нем коллективное осуждение.

5. Наказание должно назначаться только в том случае, если нарушитель открыто и сознательно идет на нарушение норм, пренебрегая требованиями коллектива.

6. В некоторых случаях наказания должны отменяться. Это происходит, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу и в будущем готов не повторять своих ошибок.

7. Право наказания должно принадлежать одному человеку. Никто другой, кроме старшего уполномоченного коллектива, не имеет права наказывать. Но самую строгую и жестокую меру - исключение всегда необходимо проводить через собрание. Общее собрание нужно не столько затем, чтобы выбрать правильное наказание, сколько для того, чтобы каждый член общего собрания считал себя ответственным за решение.

Коллективное творческое дело

 

КТД - активная форма познавательной, эстетической, идейно-политической деятельности.

Основные психолого-педагогические признаки КТД

 

1. Проблемность, т.е. создание ситуации, требующей разрешения интеллектуальной или нравственной проблемы (или наилучшей организации предложенной темы, выбора идеи, ее сценического решения, средств, демонстрирующих позицию группы, и т.д.).

2. Информационная насыщенность: наличие информации, из которой нужно отобрать необходимую и достаточную для решения своей задачи.

3. Эмоциональная насыщенность. КТД представляет собой игру, импровизацию и в то же время сценическое действие, рассчитанное на эмоциональную реакцию зрителя.

По своей организации и психологическому эффекту КТД на обычном сборе или в экспедиции могут быть разделены на три основные группы.

Первая: дела, подготовленные первичными группами (отрядами), выступающими на общем сборе поочередно или параллельно. Например: концерт «ромашка», концерт «молния», «час открытых и неоткрытых тайн», бои, викторины, инсценировки, конкурсы, лотереи, тематические выступления и т.д.

Вторая: дела, которые ведут небольшие группы (СД) инициаторов, а остальные - исполнители задуманного, иногда находящиеся в ситуации некоторой неопределенности, к примеру в ролевой игре. Например: вечера вопросов и ответов, пресс-конференция, «час просвещения», суды, «борьба миров», рыцарские турниры, путешествия, ролевые игры и т.д.

Третья: КТД, проводимые фронтально с возможностью индивидуального выступления. Например: вечера поэзии, путешествия, диспуты, дискуссии, спортивные игры и прочее.

Деление КТД на группы относительно, но первая группа работает в основном на сплочение первичного коллектива, на подъем общего развития. Велика роль совета дела - инициатора КТД.

Вторая группа КТД позволяет подготовить и провести дело на хорошем уровне малыми силами, тщательно организуя подготовку советом дела. Они эффективны, но относительно редки, и действие их на личность отдельных участников прогнозировать трудно. Первичный коллектив здесь чаще не задействован.

Третья группа КТД ориентирована на отдых и сближение всех участников макроколлектива. Кроме организационной, не требует тщательной подготовки. Они хороши, когда малыми силами нужно организовать большие массы участников, и успешно помогают создать общую атмосферу.

Психологические механизмы воздействия группы

на личность подростка и юноши

(по Л.И. Божович и В.М. Сергееву)

 

Вступая в группу, подросток и юноша преследует ситуативные цели - интересно провести время, расширить круг друзей, может быть, найти референтную группу. Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться, найти ту характерную для группы манеру поведения, которая сделает его «своим». Возможные варианты поведения сильно варьируют - от безоговорочного подчинения принятым групповым нормам до попытки их откорректировать.

Следует иметь в виду, что новичок, вступая в группу, создает новую ситуацию: меняется и личность, и группа. Возникает вопрос: что меняется глубже? Кто изменится больше? Поэтому коммунарский отряд, приглашая к себе новичков, т.е. старших подростков или юношей, должен обладать определенным запасом прочности. Иначе сильный новичок может основательно скорректировать группу «под себя». Так или иначе, но первая стадия - адаптация -завершается или вхождением новичка в группу, или его уходом - временным или постоянным.

На втором этапе воспринятая подростком, словесно сформулированная или подсознательно усвоенная манера поведения и найденная им «социальная ниша» превращают новичка в полноправного члена группы. Выходя во двор или уходя домой, член группы может изменять своему групповому стилю и принимать совсем иные нормы. Это означает, что «акт формирования личности» еще не произошел. Стиль поведения и отношений, принятый группой, усвоен лишь как средство «быть своим» и не стал личностным качеством человека.

На третьем этапе происходит (если происходит!) усвоение ценностных ориентации и норм поведения в качестве собственных личностных черт, независимо от существования или не существования группы.

Связь с групповой активностью здесь прямая: чем более личностная позиция человека определяет его активность в групповой деятельности, тем основательнее перестраивается его личность под влиянием этой деятельности и отношений. Например, пребывание в роли комиссара в коммунарском объединении влияет на человека сильнее, чем пребывание в роли гостя коммунарского сбора и даже в роли участника-исполнителя.

Итак, первоначальное принятие норм групповых отношений и поведения происходит под влиянием потребности «быть своим», естественной для всякого человека. Позже, освоившись, подросток рано или поздно оказывается перед выбором различных способов действия и перед необходимостью решать. Решение, принятое сознательным путем в пользу определенных норм и традиций, обладает дополнительной нравственной силой.

Обладая определенным опытом действий такого рода, личность оказывается способной к нравственному поступку без рассуждений и колебаний, к определенному отношению к людям, с которыми судьба сводит его уже вне группы. Отсюда понятна важность убежденности комиссарского состава и умение действовать согласованно в непредсказуемой ситуации педагогического воздействия на ребят-новичков. Кроме того, опыт деятельности участников группы в качестве ДК, в советах дела, в творческих делах, в роли политбойца и тем более - комиссара ставит их перед необходимостью принимать решения, исходя из понимания себя и задачи, умения понять другого - т.е. внутренне встать на его позицию, уловить, какие потребности определяют и формируют эту позицию.

Разнообразие ролей в дружественной обстановке отряда позволяет попробовать себя в разных ролях и вне зависимости от всякой роли, сохраняя при этом свое личностное лицо. Роль не должна прирастать к человеку. В каждом он должен видеть себя и каждого - в себе, тогда он сможет оставаться собой практически в любой жизненной ситуации и внутренне быть свободным. Эта задача не всегда легко решаема, но ее надо научиться решать.

«...Моя способность видеть расширилась, - пишет индийский психолог Д. Чопра. - Когда я смотрел на человека, я не мог не видеть его семьи и друзей. Они тоже служат продолжением человека, и они многое говорят мне о том, кто этот человек на самом деле. Потом я стал видеть еще больше. Я начал видеть то, что находится под маской физического внешнего вида. Я видел эмоции, желания, страхи и мечты. Конечно, все они тоже являются частью человека. У вас есть глаза, чтобы их видеть».

Нормы, законы и традиции коммунарской жизни в «Дозоре»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.233.157 (0.142 с.)