Памятка для решения познавательных задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка для решения познавательных задач



 

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

-определите, какая полезная информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с условием задачи.

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

- соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

- если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

- не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.

 

На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?

 

1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части;

 

2) Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию;

 

3) Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться;

 

4) Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа;

 

5) Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием

 

 

С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов: 1) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства; 2) социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике; В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения предпринимателей: 1) возможность совершенствования структуры производства; 2) возможность обновления техники и внедрения новых технологий; 3) поддержка отечественного производителя; 4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста Могут быть приведены и другие аргументы.  
Приведены по два аргумента в поддержку мнения каждой группы  
Приведены по одному аргументу в поддержку каждой группы  
Приведены один – два аргумента в поддержку одной из групп  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

 

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе могут быть названы такие функции семьи: 1) социализация детей; 2) хозяйственно-экономическая; 3) досуговая; 4) социально-статусная. Указано, что функцию социализации теперь осуществляет также и школа, хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку обеспечивают его усилия в образовании, профессиональной деятельности.  
Правильно указаны три функции, названы социальные институты, которые разделяют их с семьей  
Правильно указаны две функции, названы социальные институты  
Правильно указана одна функция, назван социальный институт  
Правильно указана одна функция, институт не назван ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл  

С 7. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус. Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.  
Правильно назван процесс, указаны два фактора, приведено обобщающее понятие  
Правильно назван процесс, указаны два фактора, ИЛИ правильно назван процесс, указан один фактор и приведено обобщающее понятие  
Правильно назван процесс, указан один фактор  
Ответ неправильный ИЛИ неверно назван процесс  
Максимальный балл  

С7. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Подтвердите этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшим каналом распространения массовой культуры. Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения: 1) СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры; 2) художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность. Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).  
Правильно сформулирован вывод, приведено не менее двух поясняющих его положений, приведен дополнительный пример.  
Правильно сформулирован вывод, приведены поясняющие положения  
Сформулирован вывод, дано пояснение  
Сформулирован вывод без пояснений и примера ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл  

С7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу».

К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, указанные в задании.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
1) Должно быть: - указана аудитория, к которой обращена газета, - «массовая аудитория», «широкий круг читателей»; - указана категория, к которой относится газета, - «желтая пресса» или «бульварная пресса» или «массовая пресса». 2) Могут быть указаны любые два признака «желтой прессы», не указанные в задании, например: - акцент на развлекательность; - отказ от серьезной аналитики; - преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хроники, спорту и т.д.; - приоритет интересов коллектива перед интересами личности.  
Правильно названы аудитория и категория газеты, указаны два других признака, не содержащиеся в задании.  
Правильно названы аудитория и категория газеты, указан один другой признак, не содержащийся в задании.  
Правильно названы аудитория и категория газеты, другой признак, не содержащийся в задании не указан  
Не названы аудитория или категория издания, но указаны один-два признака ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл  

 


[1] Задания на перечисление, указание признаков, свойств, черт социального объекта с 2009 года не используются, хотя в спецификациях 2009, 2010 и 2011 года (см. план экзаменационной работы) указание на подобные задания осталось.

[2] С 2009 года практически не используется в КИМах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.007 с.)