Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ФОНЕТИКА, ЛЕКСИКА, ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ Пояснительная записка Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности: воспитание его гражданских качеств, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать трудности. От эффективности решения задач умственного и речевого развития младших школьников зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем учебным предметам. Начальный курс фонетики, лексики, грамматики, правописания и развития речи органически связан с содержанием систематического курса русского языка в средней школе и охватывает широкий круг знаний, относящихся к разным сторонам русского языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, почти со всеми частями речи и их важнейшими формами, с простейшими видами предложений, с членами предложения и рядом орфографических правил. Программа предполагает также практическое ознакомление учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимами, антонимами1. В процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию и правописанию у детей развиваются мыслительные умения — умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются умения и навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка — слова, предложения. Важнейшими в начальном курсе русского языка являются разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание».
Звуки и буквы. Основные знания, умения и навыки по этому разделу учащиеся приобретают в I—II классах. Учащиеся получают сведения о звуках и буквах в их соотношении, гласных и согласных, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых согласных, учатся производить простейший звукобуквенный анализ слов. В III—IV классах умения и навыки по этому разделу получают дальнейшее развитие. Совершенствуется звукобуквенный анализ слов, усиливается внимание к развитию речевого слуха учащихся. Эта работа направлена, прежде всего, на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности. Особенность работы по этому разделу не только для I, но и для II—IV классов заключается в том, что дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской графики (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительных твердого и мягкого знаков и т. д.). Уже в конце I — начале II класса учащиеся знакомятся с тем характерным для русского правописания фактом, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Они узнают о различии в произношении и написании звонких и глухих согласных в словах, учатся различать ударные и безударные гласные и т. д. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные звуки обозначаются соответствующими им буквами, а безударные гласные нуждаются в проверке. Во II классе школьники знакомятся с проверкой безударных в словах типа столы-стол, на воде-воды. В связи с этим особое значение приобретают упражнения по развитию умений соотносить гласные буквы в ударных и безударных слогах форм одного и того же слова, сопоставлять произношение и написание слов (вода – воды, лес – в лесу). Подобного рода упражнения проводятся в III – IV классах для развития орфографического слуха (умения на слух опознавать орфограмму в словах) и формирования более прочных навыков правописания. Для анализа берутся не только формы слова, но и однокоренные слова типа водяной, вода – водный, лес – лесник. Работа по теме «Звуки и буквы» должна быть также направлена и на совершенствование культуры устной речи младших школьников: четкое артикулирование звуков, орфоэпически верное слов, развитие дикции.
Слово. Слово в программе рассматривается в лексическом и грамматическом плане. На протяжении всех четырех лет обучения должны придаваться большое значение словарной (лексической) работе. Эти упражнения носят практический характер, они выполняются в связи с изучением грамматики, состава слова и правописания Теоретических сведений по лексике учащимся начальных классов не сообщается. На материале уроков чтения, грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении, тексте в одном или нескольких значениях. Дети учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Постепенно расширяется, обогащается и активизируется их словарный запас. Во II классе детям дается представление о составе слова (вводится общее понятие о корне, однокоренных словах). В III классе изучается состав слова полностью (корень, окончание, приставка, суффикс) и осуществляется практическое знакомство с простейшими случаями словообразования, со значениями наиболее распространенных суффиксов и приставок типа -оньк-, -еньк-, -чик; от-, под-. На основе изучения состава слова усваивается правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных корня. В III классе дети овладевают способами проверки путем изменения формы слова (горд — горы), путем подбора однокоренных слов (лесной — лес, садовник — сад). От класса к классу усложняется и языковой материал — даются слова с более сложной морфологической структурой (с приставками, суффиксами), относящиеся к разным частям речи (особенно глаголы) От умений школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударный гласный, подбирать проверочные слова, соотносить написание глаголов в корнях проверочного и проверяемого слов во многом зависит уровень сформированности навыка правописания. В начальных классах изучаются части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения. Школьники учатся различать их на основе общего лексического значения, вопросов, форм словоизменения (склонения и спряжения). Подготовка к изучению части речи начинается во II классе, когда дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы кто? что? какой? что делает? и.т.д., обозначающими предметы, признаки, действия. Термины частей речи вводятся в III классе. Дети практически знакомятся с личными местоимениями 1,2 и 3-его лица в единственном и множественном числе, с изменением местоимений по падежам, их правописанием, употреблением в речи и раздельным написанием предлогов с местоимениями. Предлоги (с включением термина) вводятся во II классе. Союзы рассматриваются в связи с изучением раздела «Предложение» практически в каждом классе. В конце III класса школьники начинают изучать изменение имен существительных с ударными окончаниями по падежам (склонение), учатся различать падежи, в основном по вопросам и предлогам. В IV классе включается материал о трех склонениях имен существительных. Дети учатся изменять имя существительное по числам и падежам, правильно писать падежные окончания (кроме окончания –и в именах существительных на –ий, -ия, -ие, и окончаний –ем, -ом в творительном падеже после шипящих в словах типа ножом-сторожем, лицом-полотенцем). При изучении имени прилагательного учащиеся знакомятся с его изменениями не только по родам и числам, но и по падежам, одновременно усваивая правописание безударных падежных окончаний прилагательных (кроме написания е, о в окончаниях предложного падежа после шипящих типа о большом о свежем, о большом –о свежей). Младшие школьники получают сведения о спряжении глагола (изменении по лицам и числам) в настоящем и будущем времени, знакомятся с терминами «глаголы I спряжения», «глаголы II спряжения». Прошедшее и будущее время изучается практически в двух видах (совершенный и несовершенный) по вопросам что делал? Что будет делать? и что сделал? Что сделает? (это имеет большое значение для усвоения видовых различий глаголов в последующих классах; термин «вид» не сообщается). При изучении глагольных форм усваивается правописание мягкого знака после шипящих (-шь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, гласных в безударных окончаниях наиболее распространенных глаголов I и II спряжения. Общее знакомство с глаголами на -ся (-сь), обучение учащихся различению глаголов 3-го лица и неопределенной формы типа моется-мыться, купается-купаться осуществляется на практической основе путем противопоставления глагольных вопросов что делает? – что делать? и.т.д. Ошибки в правописании этих форм не принимаются во внимание при оценке письменных работ. Знакомство с наречиями в начальных классах осуществляется практически. Термин «наречие» не употребляется. Правописание наиболее распространенных наречий усваивается учащимися в словарном порядке (по списку). Следует поощрять употребление детьми наречий в устной и письменной речи. С частицей не дети знакомятся в IIIклассев связи с изучением глаголов. Отработку умения записывать глаголы с частицей не следует проводить на протяжении всего IV класса, начиная с первых уроков. В ходе изучения состава слова и частей речи во всех классах проводятся упражнения лексического характера по усвоению разнообразных значений слов, относящихся к разным частям речи, и правильному, точному, уместному их употреблению в предложениях, словосочетаниях, а также словарно-орфографические упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемым написанием, данные в специальных списках для каждого класса. Необходимо приобщать детей к пользованию словарем учебника и школьным орфографическим словарем.
Предложение. Учащиеся начальных классов получают сведения: 1) о видах предложений: повествовательных, вопросительных, побудительных (по цели высказывания), восклицательных (по интонации); 2) о членах предложения; 3) о связи между словами в предложении; 4) о словосочетаниях, на которые предложение членится. Эти сведения вводятся постепенно на протяжении всех четырех лет обучения.
В I классе школьники учатся выделять предложение из потока речи, из текста, отличать его от отдельных слов, соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, записывать его (после предварительного анализа), употребляя большую букву в начале и точку в конце предложения. Во II классе учащиеся знакомятся с употреблением на конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания. В III классе даются понятия о видах предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания), восклицательные (по интонации). Дети учатся правильному, уместному их использованию в речевом общении. В IV классе школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов),. Они учатся произносить их с интонацией перечисления, "употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой. С членами предложения дети начинают знакомиться во II классе. На уроках чтения и грамматики они учатся выделять в предложениях слова, обозначающие, о ком и о чем в предложении говорится, что говорится. Во II классе они уже усваивают понятия и термины «подлежащее» и «сказуемое». В III классе узнают, что, кроме главных членов, в предложении могут быть и второстепенные члены предложения (без разделения на виды). В III классе вводятся также понятия о словосочетании и термин «словосочетание». При изучении синтаксических тем, а также при изучении частей речи ведется регулярная работа по установлению связи между словами в предложении, по выделению словосочетаний, по их составлению. От класса к классу усложняется синтаксический разбор простых предложений. Увеличивается доля самостоятельной работы учащихся при составлении предложений разных видов, особенно при их записи. Знания в области фонетики и грамматики являются основой \ для осознанного усвоения детьми орфографических правил, для выработки прочных навыков правописания. Последовательная и разнообразная работа по обучению детей применению изученных орфографических правил проводится повседневно. Важно также выработать у детей умение проверять написанное. Обучение правописанию предполагает активное использование словарно-орфографических, грамматико-орфографических упражнений, куда включаются наиболее трудные по написанию слова с целью постепенной автоматизации орфографических навыков. Связная речь. Одно из главных направлений работы в начальных классах — развитие речи учащихся. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания. На всех ступенях начального изучения русского языка большое внимание уделяется звуку, его правильному произношению, графическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам и т. д. Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Вводится понятие «текст». Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития. При обучении связной речи в каждом классе дается представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощания, просьбы, приглашения и т. д., иными словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения (речевому этикету). У младших школьников формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения по созданию текстов по образцу (изложения), затем — по созданию собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения). Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения и грамматики в устной и письменной форме. Программа по грамматике предусматривает преимущественно письменные упражнения типа изложений и сочинений, в то время как программа по чтению главным образом устные упражнения типа пересказов, рассказывания. Однако упражнения в устной и письменной речи теснейшим образом связаны друг с другом. Как правило, пересказ и изложение прочитанных текстов подготавливают детей к самостоятельному изложению своих мыслей, наблюдений. Для стимулирования речевой активности учащихся целесообразно создавать такие речевые ситуации, которые бы естественно вытекали из условий, учебной, трудовой, познавательной и иной деятельности школьников и побуждали каждого ребенка свободно и содержательно высказываться по любой предложенной теме. В этих целях учитель подбирает тексты тренировочных упражнений, по своей тематике и построению близкие к будущим детским сочинениям. Изложения, сочинения в начальных классах проводятся как обучающие работы. Они имеют преимущественно повествовательный характер. В рассказы постепенно включаются элементы описаний и рассуждений, которые могут состоять из 3-5 предложений. Следует предусмотреть также обучение некоторым видам деловой речи (письмо, объявление и т.п.), имеющей большое практическое значение. Работа над связной речью предполагает внимание со стороны учителя к соблюдению учащимися последовательности и связей между отдельными предложениями и более крупными частями изложения и сочинения, к составлению планов устных и письменных высказываний детей, их умению говорить и писать по собственному плану. В своих письменных работах (изложениях и сочинениях) учащиеся могут употреблять как простые, так и сложные предложения. Причем эта работа проводится практически в плане предупреждения и исправления допущенных ошибок. Для проведения письменных упражнений в связной речи выделяются специальные уроки из общего фонда часов, отводимых на русский язык. Такие занятия проводятся примерно раз в 10-15 дней.
Одним из важнейших дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения. Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10, III класс — 10—12, IV класс — 12—15. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов, следующее: I класс — в конце года 15—17 слов; II класс —- в первом полугодии 25—30 слов, в конце года 35 — 45 слов; III класс — в конце первого полугодия 45—55 слов, в конце года 55—65 слов; IV класс — в конце первого полугодия 65—70 слов, в конце года 75—80 слов. В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся. На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем (быстро найти изучаемую тему, нужное правило, упражнение, последовательно выполнять все задания к упражнению), понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного рода учебные задачи с привлечением дидактических игр, чаще вводить упражнения и игры занимательного характера (кроссворды, шарады, ребусы, грамматическое (орфографическое) лото, игры в «путешествия» слов, в «чудесные превращения» слов и т. д.), использовать разнообразные наглядные и технические средства обучения. Нормализации нагрузки, предупреждению утомляемости способствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей (слушание учителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа с учебником, тетрадью, доской, игры и т. д.), рациональное чередование устных и письменных упражнений, своевременное проведение физкультминуток. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов по темам программы, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данном классе. ПРОГРАММА 1 КЛАСС II класс ЧИСТОПИСАНИЕ. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д. Работа над формами букв и их соединений в словах. Письмо строчных, заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч; 4) сС, еЕ, оО, а, д, б; 5)-&, ы, ъ и их варианты в соединениях; б) н, ю, Н, Ю, кК; 7) В, 3, з, Ээ, Жж, Хх, ф; 8) Ф, У, Г, И, Т, Р, Б, Д. Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, И, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др. Связное ритмичное письмо слов и предложений. III класс (170 ч) ПОВТОРЕНИЕ Звуки и буквы. Звуки гласные, согласные, их обозначение буквами. Ударение. Различение ударных и безударных слогов. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ слов, его рол в формировании навыка письма без пропусков, замены, искажений, перестановки букв. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Раздели тельный мягкий знак. Двойные согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Предложение. Главные члены предложения. Слово Состав слова Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Корень, однокоренные слова. Окончание. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, в корне слова1. Упражнения в правильном пользовании школьным орфографическим словарем. Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под- и в соответствующих предлогах. Умение отличать приставку от предлога. Разделительный твердый знак. Суффикс. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Умение находить суффикс в простых по составу словах. Части речи. Общее знакомство с частями речи: именем существительным, именем прилагательным, глаголом, местоимением, предлогом. Имя существительное, его значение, вопросы. Род имен существительных (мужской, женский, средний). Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное). Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение), умение различать падежи. Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь — нож, ночь — мяч, вещь — плащ, мышь — камыш). Имя прилагательное, его значение, вопросы. Изменение по родам, числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -йе, -ыё~.
Глагол, его значение, вопросы. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее. Не с глаголами. Словарные упражнения. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова, близкие и противоположные по смыслу. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.
Предложение Словосочетание. Связь слов в словосочетании, в предложении по вопросам. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания), восклицательные (по интонации). Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Упражнения в составлении предложений с изученными частями речи и их распространении второстепенными членами.
Связная речь Речь и ее значение в жизни. Различие художественной и учебно-деловой речи (устные ответы учащихся в связи с изучаемыми теоретическими сведениями на разных уроках). Текст. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста сюжетного характера под руководством учителя. Связь между частями текста и предложениями в каждой части текста (с помощью слов вдруг, однажды, потом, вокруг и т. д., местоимений, союзов и т. д.). Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована. Схема построения текста (начало, средняя (основная) часть, концовка). Изложение текста повествовательного характера по готовому или коллективно составленному плану. Сочинения (устные и письменные) по серии сюжетных картинок, по одной картине, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту (об играх, наблюдениях за природой, экскурсиях и т. п.), с предварительной коллективной подготовкой. Постепенное включение в работу 2—3 предложений с описанием и рассуждением. Написание короткого письма о своих делах. Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление. Употребление слов, выражающих просьбу. Чистописание Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений типа: 1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др., 2) Г, П, Т, Р, 3, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; 3) П п, Чч, Рр, Ев, Ее, Зз, Уу и др. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, ел, се, од, ас, об, уе, до, ев и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений и небольших текстов. IV класс (170 ч) Повторение Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Звуки, буквы, слог, ударение. Звуко-буквенный анализ слов более сложной слоговой структуры1. Состав слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Разделительный Ъ. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
Части речи Имя существительное. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе, кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Склонение имен существительных во множественном числе. Упражнения в правильном употреблении предлогов с именами существительными в различных падежах. Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе, кроме имен прилагательных с основой на шипящие, -ц, -ий; оканчивающихся на -ъя, -ье, -ов, ~ш. Местоимение. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Употребление местоимений в речи. Глагол. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаголов». Мягкий знак после шипящих на окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Словарные упражнения. Выбор сходных и противоположных по значению имен существительных, имен прилагательных, глаголов при составлении предложений, Выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Предложения с однородными членами, соединенными союзами и (без перечисления), а, по и без союзов; интонация при перечислении, запятая при перечислении. Составление предложений с однородными членами.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Речь, ее значение в жизни. Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи). Текст. Тема и основная мысль текста. Строение (композиция) текста. Составление плана к изложению и сочинению (коллективное и самостоятельное). Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно и самостоятельно составленному плану. Сочинение повествовательного характера по картине, диафильму, эпизодам кинофильма. Небольшой рассказ с элементами описания и рассуждения (о случае из своей жизни, об экскурсии, наблюдениях и т. д.). Речевая этика. Слова, используемые при изменении и отказе. ЧИСТОПИСАНИЕ Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. ФОНЕТИКА, ЛЕКСИКА, ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ Пояснительная записка Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности: воспитание его гражданских качеств, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать трудности. От эффективности решения задач умственного и речевого развития младших школьников зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем учебным предметам. Начальный курс фонетики, лексики, грамматики, правописания и развития речи органически связан с содержанием систематического курса русского языка в средней школе и охватывает широкий круг знаний, относящихся к разным сторонам русского языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, почти со всеми частями речи и их важнейшими формами, с простейшими видами предложений, с членами предложения и рядом орфографических правил. Программа предполагает также практическое ознакомление учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимами, антонимами1. В процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию и правописанию у детей развиваются мыслительные умения — умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются умения и навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка — слова, предложения. Важнейшими в начальном курсе русского языка являются разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание».
Звуки и буквы. Основные знания, умения и навыки по этому разделу учащиеся приобретают в I—II классах. Учащиеся получают сведения о звуках и буквах в их соотношении, гласных и согласных, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых согласных, учатся производить простейший звукобуквенный анализ слов. В III—IV классах умения и навыки по этому разделу получают дальнейшее развитие. Совершенствуется звукобуквенный анализ слов, усиливается внимание к развитию речевого слуха учащихся. Эта работа направлена, прежде всего, на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности. Особенность работы по этому разделу не только для I, но и для II—IV классов заключается в том, что дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской графики (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительных твердого и мягкого знаков и т. д.). Уже в конце I — начале II класса учащиеся знакомятся с тем характерным для русского правописания фактом, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Они узнают о различии в произношении и написании звонких и глухих согласных в словах, учатся различать ударные и безударные гласные и т. д. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные звуки обозначаются соответствующими им буквами, а безударные гласные нуждаются в проверке. Во II классе школьники знакомятся с проверкой безударных в словах типа столы-стол, на воде-воды. В связи с этим особое значение приобретают упражнения по развитию умений соотносить гласные буквы в ударных и безударных слогах форм одного и того же слова, сопоставлять произношение и написание слов (вода – воды, лес – в лесу). Подобного рода упражнения проводятся в III – IV классах для развития орфографического слуха (умения на слух опознавать орфограмму в словах) и формирования более прочных навыков правописания. Для анализа берутся не только формы слова, но и однокоренные слова типа водяной, вода – водный, лес – лесник. Работа по теме «Звуки и буквы» должна быть также направлена и на совершенствование культуры устной речи младших школьников: четкое артикулирование звуков, орфоэпически верное слов, развитие дикции.
Слово. Слово в программе рассматривается в лексическом и грамматическом плане. На протяжении всех четырех лет обучения должны придаваться большое значение словарной (лексической) работе. Эти упражнения носят практический характер, они выполняются в связи с изучением грамматики, состава слова и правописания Теоретических сведений по лексике учащимся начальных классов не сообщается. На материале уроков чтения, грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении, тексте в одном или нескольких значениях. Дети учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Постепенно расширяется, обогащается и активизируется их словарный запас. Во II классе детям дается представление о составе слова (вводится общее понятие о корне, однокоренных словах). В III классе изучается состав слова полностью (корень, окончание, приставка, суффикс) и осуществляется практическое знакомство с простейшими случаями словообразования, со значениями наиболее распространенных суффиксов и приставок типа -оньк-, -еньк-, -чик; от-, под-. На основе изучения состава слова усваивается правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных корня. В III классе дети овладевают способами проверки путем изменения формы слова (горд — горы), путем подбора однокоренных слов (лесной — лес, садовник — сад). От класса к классу усложняется и языковой материал — даются слова с более сложной морфологической структурой (с приставками, суффиксами), относящиеся к разным частям речи (особенно глаголы) От умений школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударный гласный, подбирать проверочные слова, соотносить написание глаголов в корнях проверочного и проверяемого слов во многом зависит уровень сформированности навыка правописания. В начальных классах изучаются части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения. Школьники учатся различать их на основе общего лексического значения, вопросов, форм словоизменения (склонения и спряжения). Подготовка к изучению части речи начинается во II классе, когда дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы кто? что? какой? что делает? и.т.д., обозначающими предметы, признаки, действия. Термины частей речи вводятся в III классе. Дети практически знакомятся с личными местоимениями 1,2 и 3-его лица в единственном и множественном числе, с изменением местоимений по падежам, их правописанием, употреблением в речи и раздельным написанием предлогов с местоимениями. Предлоги (с включением термина) вводятся во II классе. Союзы рассматриваются в связи с изучением раздела «Предложение» практически в каждом классе. В конце III класса школьники начинают изучать изменение имен существительных с ударными окончаниями по падежам (склонение), учатся различать падежи, в основном по вопросам и предлогам. В IV классе включается материал о трех склонениях имен существительных. Дети учатся изменять имя существительное по числам и падежам, правильно писать падежные окончания (кроме окончани
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.015 с.) |